Сведение дуэта: унисон и двухголосье

Christianin

New Member
2 Июн 2014
12
0
1
Россия
Задача: свести два вокала - мужской и женский, которые то поют в унисон (в октаву или нота в ноту), то каждый свою партию.
Примерные представления о принципах такой работы есть, хотелось бы узнать о наработках в этой области у коллег.
Разводить ли такие партии по панораме? И если да, то на сколько?
Ослаблять ли центр того и другого вокала относительно друг друга, чтобы по частотам не было в центре конфликтов?
Какие ещё есть фишки в обработке таких вот вокальных дуэтов?
Хочется в итоге получить дуэт, который будет приятно слушать, мягкое сочетание голосов без частотной перегрузки центра. Чтобы у слушателя не было ощущения некой напряжённости и желания какой-нибудь из голосов отодвинуть на второй план. Также хочется достичь прослушиваемости оттенков того и другого голоса, насколько это возможно.
 
Разводить ли такие партии по панораме? И если да, то на сколько?
Я в таких случаях оставляю голоса в центре, когда они поют сольные куски, и развожу автоматикой в бока где-то на +/- 15%, когда поют вместе. В зависимости от ситуации можно в дуэтных местах собрать ещё по дабл-треку для каждого исполнителя и панорамировать жестко (на 100%) в ту же сторону с уровнем примерно в -10дБ от основного голоса.
 
Ослаблять ли центр того и другого вокала относительно друг друга, чтобы по частотам не было в центре конфликтов?
Опять борьба с конфликтами да резонансами? У нормального дуэта не будет никаких конфликтов, если есть чувство ансамбля. Если же это просто два голоса, которые почему-то оказались вместе и пытаются друг друга переорать - тогда конфликт будет. )))

Если серьезно - можно последовать рецепту @Alex_HS, а можно и не применять автоматизацию панорамы, сохраняя статичную локализацию, с разведением голосов на 10-15% от центра.

Кстати, могу привести пример дуэта, КМК удачного - я сам в унисоне местами не могу различить, кто есть ху, ))) настолько хорош тембральный бленд http://www.rmmedia.ru/threads/125173/
 
В живом исполнении конфликтов как раз нет. Панорама потому что. Да и компрессируются голоса друг под друга на лету, подстраиваются. А в записи, если два вокала в центре, субъективно слышен некий конфликт частотный. Вот и размышляю, как творчески и красиво решить этот вопрос. Спасибо за рекомендации. Интересно, кто что ещё про эквализацию посоветует.
 
Необязательно. А вдруг кто-то порекомендует ещё и добавить частот.
Если серьёзно, меня интересует, кто как поступал в этом случае на практике, чтоб не только своими соображениями руководствоваться при экспериментах при работе над сведением такого рода вокала.
Про панораму понятно. А вот что с частотами?
Надо ли обрабатывать как-то дабл (если он понадобится), кроме -10 db?
Потом ещё про ревер и дилей спрошу: может кто в разные стороны его пускал?
Но это мои предположения. В том-то и вопрос, чтобы познакомиться с чьим-то опытом обработки подобного случая, чтобы и для себя взять на вооружение.
А вообще, в данном случае лучше минимум обработки (только самое необходимое). Вот и решаю, что есть необходимое.
Благодарю всё ж за участие в вопросе. Опыт коллег - это всё-таки нечто иное, чем собственные предположения, как сделана та или иная обработка понравившегося референса.
 
@Christianin, был бы фрагмент примера "тембров", тогда можно было бы поразсуждать. О панораме выше все написали. "Пространство" зависит от "сопровождения". Под что они поют? Какой инструментальный состав аккомпонирующих в фонограмме? Если под ф-но - это одно решение и оно предполагает минимум вмешательства в частоты вокалистов. Если, конечно же, в неплохой микрофон и правильно записалось. Если под "поп-фанеру" с ударными и т.д., тогда придется "некий низ" пообрезать вокалистам.

Пока вот так. Довольно шаблонно об "абстракции" ( без примера записи ведь). ;)
 
  • Like
Реакции: projecteur
А вот что с частотами?
Надо ли обрабатывать как-то дабл (если он понадобится), кроме -10 db?
Обычно у даблов и бэков добавляется "воздух" и обрезается низ, порой достаточно сильно. Также применяется достаточно сильная компрессия.
Но опять же, как было сказано выше - всё будет от материала, стилистики и аккомпанимента зависеть.
 
Интересная тема, т.к. сам много пою в дуэте и записываю. Всегда оставлял голоса в центре. Наверное, сдвиг в стороны отчасти избавляет от необходимости делать вокал в двухголосии намного тише, чем в сольных местах? Просто когда поём в концертах, некоторые звукорежиссеры там, где поём вместе, делают микрофоны вдвое (или почти вдвое) тише по отношению к аккомпанементу, для сохранения баланса. Вот и не знаю, как к этому относиться. Если мелодия вверху, то второй голос к ней - такая же часть микса, как и остальные инструменты. Когда сам свожу записи, в дуэтных местах делаю тише, но ненамного, каждый голос в отдельности.
 
Благодарю. Про различную обработку в зависимости от тембра и аккомпанимента мне ясно. Материала много, и он довольно разнообразный. К счастью, всё записывалось в довольно хороший микрофон.
В основном, понятно, что многое решается панорамой, так что велосипед я не изобретаю. Ну а про дабл в край - это для меня новое, интересная идея. Поэкспериментирую. Только дабла у меня нет, поэтому придётся попробовать из того же основного сделать и произвести другую бэковую обработку. Спасибо, что поделились своим опытом.
Касательно громкости, то это естественно, когда при присоединении другого голоса к первому нужно сделать так, чтобы в сравнении с предыдущим фрагментом это не слушалось слишком уж громче. Разве что чуть насыщенней, но оно и так должно получиться, всё-таки, новый тембр.
 
Я всегда дуэты немного развожу, не по краям, но чтоб не друг на друге, т.е. немного. А автоматическая панорма это же спец эффект и при этом достаточно неприятный на живых источниках...он для электронной музыки, а для голоса звучит неестественно...
 
Если автоматизацию применить в промежутке, а не во время звучания голоса, то никакого спецэффекта не случится. Но я в данном случае лучше нужные клипы подвину в нужные стороны. А автоматизацией очень удобно пользоваться, например, автоматизацией громкости отдельных инструментов или групп инструментов. Так можно подчеркнуть динамику произведения (или микса, если хотите). А субъективно слушателю покажется, что просто музыканты играют чуть бодрее, более вдохновенно, и вокалисты поют чуть более раскрыто что ли. Но это уже другая тема.
 
А автоматическая панорма это же спец эффект и при этом достаточно неприятный на живых источниках...
Про автопаннер здесь никто и не говорит. Речь о прорисованной автоматизации регуляторов панорамы от нуля в сольных кусках до +/-10-15% в дуэтных..

Только дабла у меня нет, поэтому придётся попробовать из того же основного сделать и произвести другую бэковую обработку.
Даблы обычно нарезаются из оставшихся запасных дублей. Искуственный НМВ - не лучший выход. Да и не всегда он нужен, особенно для "прозрачной" музыки. Для "мощИ" - хорошо.
 
А при таком виде панорамирования на 10-15 в ту и в другую сторону дырка под голос, вырезанная мидсайд эквалайзером в центре будет ли выполнять свою функцию, интересно? Теоретически должна, практически как-то чёткой убеждённости в этом нет.
 
дырка под голос, вырезанная мидсайд эквалайзером в центре будет ли выполнять свою функцию, интересно?
А зачем вырезать какие-то дырки?! Дырка - она и есть дырка, даже если вы и возлагаете на нее некие функции... "Дырка под голос", точнее - пространство для него - должно формироваться на этапе аранжировки, а не от кромсания саунда по живому.
 
Про автопаннер здесь никто и не говорит
Я не про автопанер, а про изменение положения. Меня очень раздражает когда инструмент или голос меняет свое положение, как будто исполнитель гуляет по сцене...
 
Понятно, что на этапе аранжировки нужно освобождать частотное место под голос. Но мне бывает необходимо это и на этапе сведения. Ничего дурного тут не вижу. Если на этапе сведения устраняются частотные конфликты между сходно звучащими инструментами не только с помощью панорамирования, то и голос тут не исключение.
 
@Christianin, голос это также "инструмент", только со своими характеристиками и сольный. Поэтому, можно и с этой точки зрения это воспринимать. Иногда помогает. Смена панорамы во время "исполнения" хороша только вместе с "экшином" в видеоряде. Для аудиотрека это "дело вкуса и видения". ;)
 
не только с помощью панорамирования
на моно это бесполезно...
Я всегда из аккомпанирующих инструментах делаю небольшой провал в зоне 2500-3000 Гц. Исполнители удивляются - Сразу стало петь легче!
 
@Christianin, Если вам принесли аранжировку как колбасу и на неё надо посадить голос то как вариант можно использовать сайдчейн,или автоматизацию громкости минуса,мне часто приносят такое,хоть и не нравится не отказываюсь от работы.
 
  • Like
Реакции: shishman8
Если на этапе сведения устраняются частотные конфликты между сходно звучащими инструментами
Вы в лагере борцов с резонансами и конфликтами? Одновременное звучание сходных инструментов - это не только конфликт, чаще - это тембральное обогащение всей звуковой картины, чему есть масса примеров.

Исключение - сложение даблов-триплов-четвериплов, порождающее гребенчатый фильтр.

P.S. Обнаружил в стартовом посте, что речь о смешанном М/Ж дуэте. Какой рок-н-ролл частотный конфликт вы опасаетесь обнаружить в данном случае?! :eek:o_O
 
Последнее редактирование:
Не, я не борюсь как раз со всеми сходно звучащими инструментами, разделяя их по частотам. На мой взгляд, чем меньше вмешательства, тем естественней звучит. Но совсем уж без эквализации не обхожусь.
А некий едва обнаруживаемый конфликт устраняется вполне лёгким панорамированием, как мне уже здесь писали.
Вопрос был задан с целью выяснить приёмы и методы сведения для дуэта, которые мне ещё в голову не приходили.
Так что благодарю, всё выяснилось.
 
Не хочу создавать новую тему, поэтому спрошу тут.
Кто нибудь записывает дуэты вокалистов в один микрофон одним дублем? Часто описывая такую диаграмму направленности как "Восьмёрка" говорят, что это подходит для дуэтов. Но на практике, как часто я вижу, пишут либо вместе, но в разные микрофоны, либо вообще по отдельности.
Я тут пробовал, и да, это требует идеального баланса громкости, баланса тембрального и чистоты интонации.
Выкладываю, не пинайте, писал на скорую руку, косяки знаю.
 

Вложения

Я однажды интервью так писал, так и то не понравилось, больше так не делал... пришлось потом резать на кусочки, разводить на разные дорожки...
 
  • Like
Реакции: Song_Rihter
@Song_Rihter, Записать дуэт на 8ку можно, но нужно соблюсти некоторые правила.
1 - Стиль музыки будет ближе к классическому.Потому что обработка будет минималистической.
2 - Нужно точно подобрать позицию артистов.Подвигать их чтобы у каждого артиста была индивидуальная позиция относительно микрофона для естественной ачх! ЭТО ВАЖНО! Тембр сразу должен звучать хорошо.
3- Должна быть диффузная комната.Чтобы резонансы не полезли в микрофон.
 
  • Like
Реакции: Song_Rihter

Сейчас просматривают