Построение линии бэк-вокала

  • Автор темы Автор темы NoStyle
  • Дата начала Дата начала

NoStyle

Well-Known Member
13 Окт 2010
1.533
1.287
113
Подмосковье
akarenin.com
Друзья, приветствую!)
Ни для кого не секрет, что даблы и бэки очень часто используются в песенных композициях. И если с даблами все более-менее прозрачно, то с бэками, конечно же, приходится возиться (как спеть, какие интервалы использовать и т.д.). Иными словами, вопрос построения линии бэк-вокала по отношению к линии основного вокала, лично мне, например, дается очень не просто) Бывает, конечно, что рождается быстро, на каком-то на интуитивном уровне, но далеко не всегда) Зачастую используется "метод научного тыка", КПД которого не выдерживает никакой критики)))
Друзья, есть ли у вас на примете что-то, что может облегчить сей процесс? Может быть существуют какие-нибудь плагины, этому способствующие?) Может есть какие-либо хитрости и приемы, заслужившие всеобщую любовь и популярность? Может есть какие-то материалы: видео, аудио, статьи, посвященные вопросу построения линии бэков, которые было бы полезно изучить?
Хотелось бы, чтобы тема не слилась в канву "изучения теории музыки и основ голосоведения")
Очень нуждаюсь в вашей помощи) Буду очень благодарен за любые комментарии по теме!)
 
  • Like
Реакции: Смарт Элло
Теория музыки и голосоведение не главное. Надо иметь огромный
запас прослушанной не раз музыки
самых разных жанров и самых разных периодов ( и поцелуй
Б-га в сердце, душу, уши...)
.....говорят , что Ч.Чаплин не умел играть,
не знал нот. грамоту... Мурлыкал под нос,
а тузы муз. индустрии записывали все это на-лету, аранжировали....
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Song_Rihter и NoStyle
@progulca, это называется опыт) И да, конечно, с ним всегда легче))) Что касается поцелуев, то и с этим не поспоришь) Кстати, они не встречались в свободной продаже?)))
 
Ну во первых бэки бывают гармоническими. Это когда в течение одной функции пропеваются ступени этой функции.
Во вторых - петь в терцию мелодии. Терцией ниже или выше, в зависимости от гармонии и мелодии (Это может быть ещё секста)
В третьих бэк может быть и не в терцию и не по одной ноте, а немного самостоятельным, но соотносящимся с основной мелодией и гармонией.
Научиться это быстро строить можно подпевая записям артистов. Это как практика, а теория - Возьмите любую запись с бэками и послушайте. Если плохо слышно, то отделите Side канал фонограммы, обычно тут всё прослушивается.
 
  • Like
Реакции: NoStyle
@NoStyle, ремонтом вокала приходится заниматься часто и много и увы, теория музыки помогает. Правда, знаю и тех, кто без теории напевает очень хорошо бэки. Но они наслушаны очень много музыки и снимали вокальные партии. Плагинов не знаю. Есть примочка от ТиСи елктроник неплохая.
 
  • Like
Реакции: NoStyle
@Song_Rihter, спасибо!) В том то и дело, что пока за компом и подпеваю основной линии (сама рождается) - нравится) А как только запишешь и прослушаешь в миксе, нравится далеко не всегда или нравится лишь частично (тут, вроде окей, а там, например, не фига не окей, по ощущениям))). И начинаешь мусолить куски, которые не нравятся, в Вариаудио Куба, подбирая уже методом тыка, с соответствующим КПД) Бывает, что включаю в проект пианинку какую-нить, и пытаюсь на ней проигрывать и линию основы, и линию бэка, и вроде найдешь, что нравится, а после записи понимаешь, что не то... Ну а после пары-тройки таких попыток тебе уже начинает все нравиться, либо наоборот, всему дается определение "не то", т.к. перестаешь объективно оценивать))) Линии бэков рождаются в очень большом количестве (кстати, это порою мешает при написании аранжа, так как увлекшись, потом можно не узнать основную мелодию), а вот как их отсеивать, как свести к минимуму "метод тыка", чтобы увеличить КПД?) Вот я и решил обратиться за советами к камрадам) Спасибо)
@Stephan, благодарю!) По поводу примочки: у меня есть карта TC Powercore, может имеется одноименный плагин "по мотивам" примочки?
 
а мне кажется, что все просто. Если это бэк-контрапункт, то нужно его гармонизовать так, чтобы не мешать ступеням lead вокала. Если это пэды, то еще проще. Главное, не испортить музыкой текст песни. Все должно быть уместно. Это же часть аккомпонемента. А еще не нужно эту пачку тюнить, если речь идет о дублировании голосов. Так звучит "человечнее".
 
@сергей светлов, Сереж, благодарю, друже, но Нектара не имею, к сожалению, поковырять не могу)))
@Al Brazy, Саш, спасибо, дорогой) Видео впечатляет) О, рано я обрадовался надписи FREE VST, он не фришный))) 8 тыщ, говорят)) Может демку пока качнуть, попробовать... Щас почитаю, что там с ограничениями)
-------------------------------------------
Скачал демку, будем посмотреть)))
 
Последнее редактирование:
@NoStyle, Карен , у меня версия LE , она сейчас пять тыров стоит. Из видео , как я понял плагин , входящий в журнал ComputerMusic. То есть покупаешь номер журнала , где этот плагин , и пользуешься. Журнал около трехсот рублей стоит.
 
  • Like
Реакции: NoStyle
Терцией ниже или выше, в зависимости от гармонии и мелодии
Вот в этом произведении, сведённом lalaigor-ем, довольно тонко выстроен такой вариант, что терция местами заходит выше мелодии, но за счет баланса и обработки совершенно не воспринимается, как мелодия. Что интересно, сделано это так аккуратно, что лично я даже не сразу заметил, что там это есть. В припеве "бэк" сначала выше мелодии, во второй части - ниже. Во втором куплете тоже. В принципе, правильно, такой вариант позволяет обойтись без кварт, одними терциями.




Вот еще интересный вариант, запись середины 90-х. Бэк (который поёт певица) и мелодия в припеве звучат на одинаковом уровне, бэк над мелодией, но он не идет за ней, просто повисает подголоском.

 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: NoStyle
@Al Brazy, Саш, я, чес говоря, с журналами дело не имел))) Просветишь? Мне этот журнал нужно купить физически? Где-то в магазинах Москвы? Или в электроном виде на каком-то ресурсе?) И как узнать номер этого журнала?) Сорри за нубские вопросы)
Демку скачал, установил и уже попробовал "покурить") С кондачка не получилось (при изучении мануала по диагонали) По ходу, надо тщательнЕЕ поизучать)))
Ну и конечно, та линия, которая сейчас у меня крутится (в конкретном треке), в вариантах плагина отсутствует как вид. Либо я как-то не по правилам делаю, либо надо в параметрах поковыряться, либо я просто туплю))) Но плагин интересный, однозначно! Спасибо!)

-----------------------------------------------------
Только что изучил тему и понял, что надо было покупать журнал в июле 2015г)
 
Последнее редактирование:
@Al Brazy, тему Vielklang CM изучил еще лучше и хочу поделиться)
По результатам общения с представителями журнала (CM) и с ребятами из Zplane, удалось выяснить следующее:
Купить это издание журнала можно и сейчас, как в цифровом, так и в бумажном виде)
Вот прямая ссылка на номер: CM №220 от сентября 2015
Приобретая данный номер, мы становимся обладателями всех "вкусняшек", которые в него включили, и это не только Vielklang CM) Итак, вот здесь можно ознакомиться с полным списком плагинов (40+), прилагаемых к этому номеру: Плагины СМ №220 от сентября 2015
Что касается обсуждаемого плагина, то по функционалу Vielklang CM соответствует версии LE. При этом, к сожалению, апгрейд для версии CM не доступен. Такова политика Zplane.
Стоимость одного номера журнала - 318 рублей, если покупать на zinio, например.
В каждом номере свой перечень плагинов, нужно быть внимательным) И да, это не всегда полноценные версии, лучше предварительно изучить нюансы)
Не знаю, как для вас, уважаемые камрады, но лично для меня все эти возможности с журналом CM стали очень приятным открытием!!! Если вы не знали о них, то я с удовольствием этим делюсь) Если знали, то значит промолчали, когда я нуждался в вашем совете (см. выше), а значит... мне очень жаль! Для меня форум, это коллектив единомышленников, а не сборище конкурентов. Для меня форум, это источник знаний, которым можно и нужно пользоваться, и который также необходимо пополнять!
Не бойтесь делиться информацией, друзья!)
 
Во-первых правильно не бэк-вокал а бэкинг вокал. Во-вторых избегайте совковой терции.
 
  • Like
Реакции: NoStyle
@Al Brazy, Саш, ну где-то что-то по-любому есть, но вопрос возник в этом топике, а меня так никто и не поправил)
Ну я и подумал, что тема с журналом может оказаться приятной новостью не только для меня, вот и решил здесь-же ею поделиться)
Но если все давно в курсе, то... рад за всех и немного расстроен за себя)
 
Последнее редактирование:
@Al Brazy, а как вообще алгоритм/ качество обработки в сравнении с Мелодайн или ВариАудио? Вариаудио только и пользую, тк сильно удообно, но многих штук не хватает, конечно, громкости нот особенно. А про vielklang как-то и не знал, а оно-то супер круть!! И не сильно сложное и все есть.
 
Может быть существуют какие-нибудь плагины, этому способствующие?)
Сразу забудь. Какой плагин создаст за тебя партию по принципу call - response? :eek:
И все попытки достроить аккорд, транспонируя имеющиеся фразы - тоже фтопку. Транспонирование даже на малую терцию - это выращивание гомункулосов.

Все - сам, или с помощью других ЖИВЫХ людей.

Единственная сфера, где допустимы питч-шифтеры - это живая работа (и то они не могут обеспечить упомянутый выше call - response, если на сцене только один вокалист))
Ну, можно еще в студии транспорнуть материал в качестве временного костыля (т.н. пилота) - если сразу не удалось определиться с тональностью.
Для демки - сойдет.

А лепить в чистовой записи вокальные аккордовые пачки с помощью плагинов - это даже не моветон, это просто безнравственно...
 
Лучший способ - работа со "специально обученными людьми" :), они сами всё на лету построят и споют, ибо багаж большой и знание специфики, которая очень отличается от исполнения сольных партий. А через несколько лет и сам начнёшь понимать, по какому принципу оно строится. Ну и как правило, собственный тембр бэк-вокалистов прячется по-максимуму, они не должны тембрально забивать лид-вокал, иначе может получиться дуэт или хорняк. Бэк-вокал - это "украшалка", поэтому опытный бэк-вокалист не будет "тянуть одеяло на себя". Часто партии пропеваются субтоном с максимальным количеством "воздуха".
 
Для демки - сойдет
Выше я в этой теме я выкладывал оригинал этой песни, лет 10 и больше назад мне было особенно не с кем дуэтом петь это произведение (не всем удавалось держать строй в партии несложной, но звучащей выше мелодии то в секунду, то в параллельную кварту.) В общем, спел сам на октаву ниже, а затем поднял на октаву с помощью "Voice Machine Processor" от Steinberg. Форманту подрегулировал и чуть "припрятал" в балансе за всей аранжировкой и мелодией. Ну демо, конечно же, не иначе. ))) Я тогда почти не умел пользоваться DAW, записывал это в версии "Cubase VST 32.5". Запись 2006 или 2005 года. Бэк-вокал - в припеве. Хотя правильнее это назвать дуэтом. Просто в тему о плагинах.
Во-вторых избегайте совковой терции
А именно? Терция терции как бы рознь, от самой мелодии многое зависит. Вот недавно познакомился с творчеством одной землячки - в этом примере терции больше, чем других интервалов, но к "терцовой банальщине" это имеет малое отношение.

 
Просто в тему о плагинах.
Ну согласитесь, что все подобные плагинные "изыски" типа искусственной октавы - не от хорошей жизни...
И как не колдуй с формантами, все равно призрак Буратино будет где-то рядом )))))

Исключение - намеренно созданные SFX, но мы ведь вроде говорим хоть и о backing, но ВОКАЛЕ ;)
 
  • Like
Реакции: Alex_HS и Slava V
Все - сам, или с помощью других ЖИВЫХ людей.
Влад, наши мнения совпадают) Про плагины я спрашивал больше как про помощников для построения самой линии (т.е. не спеть, а показать варианты "как можно спеть").

А лепить в чистовой записи вокальные аккордовые пачки с помощью плагинов - это даже не моветон, это просто безнравственно...
Не буду спорить и не использую подобное, однако неоднократно слышал подобное у звезд/звездочек)

Лучший способ - работа со "специально обученными людьми" :), они сами всё на лету построят и споют, ибо багаж большой и знание специфики, которая очень отличается от исполнения сольных партий.
Саш, а где их искать и на каких условиях с ними сотрудничать? Есть контакты/пароли/явки?
И еще момент) А если ты сам хочешь прописать эти партии, то что поможет тебе их построить?)
 
Что касается гармонайзеров - они соблазняют возможностью получить точную синхронность огибающих и вибрато в партиях. ))
А с другой стороны - может, эта "суперсинхронность" и выдаёт ненатуральность?
 
А с другой стороны - может, эта "суперсинхронность" и выдаёт ненатуральность?
Не то что "может" - а именно так и есть. Все богатство живого звучания - это как раз микродевиации (в допустимых пределах!) от "опорной точки" - по тембру, таймингу, высоте тона. Особенно это проявляется в унисонах. Унисон РАЗНЫХ исполнителей обогащает звук, а скопированное/размноженное аудио - дает в лучшем случае флэнджер, в худшем - гребенчатый фильтр ))))

Всегда вспоминаю печальный опыт одного из коллег, который пытался получить оркестр из одного хорошего скрипача, прописанного 12 раз.
В итоге он удалил 9 из 12 напрасно записанных дорожек, да и оставшиеся три звучали не очень... (((
[DOUBLEPOST=1467555347][/DOUBLEPOST]
а где их искать и на каких условиях с ними сотрудничать?
Бэк-вокалисты - это сессионные музыканты, со всеми вытекающими схемами, условиями и т.п.
Работать с ними можно хоть очно, хоть дистанционно - в зависимости от ситуации.
А если ты сам хочешь прописать эти партии, то что поможет тебе их построить?)
Поможет либо опыт, который, как известно, сын ошибок трудных ))) - либо привлечение стороннего спеца, :) который сочинит партии, которые ты затем должен будешь исполнить.
Иных вариантов не вижу. :D

Но должен предупредить, что "подпевание самому себе" всегда звучит тембрально беднее, чем в случае привлечения исполнителей. Да есть еще и фактор тесситуры...
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: NoStyle
Все богатство живого звучания - это как раз микродевиации (в допустимых пределах!) от "опорной точки" - по тембру, таймингу, высоте тона. Особенно это проявляется в унисонах
Просто знаю по себе, как это - когда поёшь в дуэте на сцене и смотря друг на друга, вместе делаем динамику, вместе "таймингом", свингованием управляем. А вот когда по отдельности записываемся, зная все наизусть, исполняя давно выученное - вот отличается оно, что ни говори. Кстати, как вариант - один записывается, а другой в это время артикулирует мимикой и "дирижирует". Пробовали. )) В идеале, конечно, лучше и записывать весь ансамбль одновременно.
 
Что касается гармонайзеров - они соблазняют возможностью получить точную синхронность огибающих и вибрато в партиях. ))
А с другой стороны - может, эта "суперсинхронность" и выдаёт ненатуральность?
Пользуюсь гармонайзером часто,ввиду отсутствия выхода,какой бы там Буратино или Бармалей не был,нет грамотных сессионых певиц,этнически многонациональная республика,да и платить им никто не хочет. Очень много лет назад начал использовать гармонайзер DigiTech в живой работе,изучил его,но в студии пользоваться им было неудобно.Сейчас пользуюсь ВСТ гармонайзерами для построения терции в подголосках,а унисон заставляю петь живьём,очень много головоломки с этническими ладами.есть такие которые ну ни на какие известные не похожи,в обшем часто приходится чесать затылок.
 
  • Like
Реакции: кактус и NoStyle
@NoStyle, думайте о партиях "бэк вокала" на уровне импровизации. Или развивайте в себе импровизатора за всеми муз.правилами теоретически и практически, соответственно. Вникайте в гармонические аккордовые замены. Это фундаментальный путь. Никакая "примочка" или"плагин" не готова учесть Творческого плана для создания настроения. Как комп умеет "импровизировать" слышно по многим "компошиторским софтам". Для совсем начинающего мэйкера годится. Но это уж очень на начальном уровне.
Как научиться импровизировать?
Есть два пути: "копи-пэйст" и осмысленный с привнесением оригинальной, узнаваемой индивидуальности. А здесь уж кто на что горазд и чем Бог наделил.
Мотивация и трудолюбие многое могут. Даже, на первый взгляд, невозможное.
Но поиск "волшебного плагина" точно не тот путь, который я бы советовал ближнему своему. ;)
 
  • Like
Реакции: NoStyle, smack и Ivan_k26
Саш, а где их искать и на каких условиях с ними сотрудничать? Есть контакты/пароли/явки?
https://www.facebook.com/aida.sleza?fref=ts
https://vk.com/aidaofficial
Ну вот одна из... работаем вместе больше 6 лет, профессиональная "бэчка" с широчайшим диапазоном, практически как у Мерайи Керри, где-то от соль БОЛЬШОЙ (!) октавы и до "писка" в р-не ля третьей. За где-то полтора часа построит и впоёт кучу партий, причём не просто интервалы, а предложит очень много "ответок", трюков с дыханием, выкриков и прочих "фишечек", которые очень хорошо "разукрасят" песню (если оно конечно туда будет стилистически "лепиться"). Очень комфортно работать чисто по-человечески, единственный недостаток, как следствие из всего перечисленного - не так уж и дёшево, хотя и не дороже многих других сессионников.
 

Сейчас просматривают