Rode NTK mod (+схема)

Anthony Scott

Well-Known Member
15 Фев 2016
2.355
2.614
113
46
Bryansk
www.babkinyvnuki.ru
Рад приветствовать всех, кто тащится от микрофонов NTK/K2, а также тех, кто ещё подумывает купить эти микрофоны, поскольку они представляют собой действительно хороший выбор среди нынешнего доступного по цене новоделья, сделаны твёрдо и звучат очень прилично. Я и сам как-то приобрёл себе пару NTK в качестве верных рабочих коней, и они действительно работали хорошо, не выключаясь сутками в течение первых пяти лет, наверное. Сейчас же, несколько лет они просто лежат без дела, в студии использую их очень редко, но они являются хорошим подспорьем на выездных записях. В общем, выдалось свободное время, и я вытащил NTK из закромов, чтобы сделать необходимое обслуживание (примерно за 13 лет их службы у меня) и попытаться немного модернизировать микрофоны, включая замену стоковых ламп и электролитов (Hitano), тем более что пара из трёх больших на плате 47 uF/160 V показывали значительную потерю ёмкости. Вообще, данные микрофоны люди обычно модифицируют путём замены ламп на что-то винтажное, отмечая при этом небольшое смягчение агрессивных высоких частот и улучшение по нижней середине, а одна известная американская контора предлагает вообще заменить капсюль на изделие собственного (или не совсем) производства.
Я же на первом этапе решил поменять лампу на Genalex, электролиты на Panasonic NHG (подходящие в точности по габаритам и параметрам в этой линейке есть).
Как и любого пытливого и опытного паяльщика, меня давно интересовал вопрос - как и какая схемотехника применена в данной конструкции с лампой и выходным транзисторным буфером. Не для мазохизма, а науки ради пришлось таки взяться за карандаш, поскольку схемы в сети просто не существует, и срисовать её было реально только с живого мика. Как говорится, смотрим и дивимся.

PS. Схемы NTK и K2 в основной части одинаковы (лампа+обвес+выходной буфер) и выполнены на единой типовой плате для обеих моделей.
Разница лишь в наличии нескольких доп. компонентов (R, C) в цепи поляризации второй мембраны двухстороннего капсюля у К2.
В более ранних NTK эти компоненты отсутствуют (просто не впаяны); в некоторых более поздних они бывают запаяны, но на работу не влияют (и соотв-но, напряжение поляризации с БП тоже не приходит).
 

Вложения

  • 01_Схема NTK.JPG
    01_Схема NTK.JPG
    2 MB · Просмотры: 1.658
Последнее редактирование:
У лампы второй триод висит в воздухе. Любопытно, как в этой схеме сработало бы запараллеливание триодов. Я слышал несколько положительных отзывов о таком включении, но не припомню точно преимуществ.
 
А с накалом все верно нарисовано? Получается 5.8 В на две обмотки последовательно??? Т.е. по 2.9В ? Это же не режим...
 
Sunet,
да, схему срисовал точнее не бывает. И с накалом получается всё в норме, т.к. это 6922 с питанием накала 6.3В - две половинки нити накала также, как и у многих триодов, соединены последовательно, но без вывода средней точки (вместо привычной средней точки накала на pin 9 выведен экран между половинками триода), и они по 3 вольта грубо говоря, каждая половина нити накала.
Интереснее то, что выход схемы - несимметрия.
 
Последнее редактирование:
А может выбросить транзисторы, включить вторую половинку лампы повторителем, накал запараллелить, а на выход поставить трансформатор?
 
  • Like
Реакции: KonG
У лампы второй триод висит в воздухе. Любопытно, как в этой схеме сработало бы запараллеливание триодов.
-лампы подбирать надо, если просто запараллелить к.г скорее всего вырастет и все
Как говорится, смотрим и дивимся...
-а что собственно необычного , так все и делают
А может выбросить транзисторы, включить вторую половинку лампы повторителем, накал запараллелить, а на выход поставить трансформатор?
-да и повторителем можно и не включать , с анода емкость и трансформатор , единственный недостаток - на выходе получим звук трансформатора
а не микрофона
-т.к микрофон с внешним питанием , я бы просто вместо этой транзисторной байды поставил нечто типа opa1632 , ths4131, ths4151 в режиме преобразования из несиметрии в симметрию
 
  • Like
Реакции: Anthony Scott
Так ведь все лучшие микрофоны, практически без исключений с трансформатором на выходе... есть даже мнение что звучат они больше благодаря трансформатору, чем лампе...
 
...Любопытно, как в этой схеме сработало бы запараллеливание триодов...

Да, наверное никак (и я согласен с digilab2),
конечно, если бы стоял матчед триод, то существенных гармонических искажений бы не прибавилось, но в любом случае даже согласованные половинки всегда звучат немного по-разному, и в итоге получили бы дополнительную окраску.
Вдобавок, запараллелив триоды, мы увеличим общую входную ёмкость, раза в два (а у 6922 ёмкость "сетка-катод" поболее чем у известного усилительного собрата 12AX7). Это будет чревато заметным снижением чуйки у микрофона (более точно это можно услышать только на практике). Понимаю, что обидно таки - вторая половинка ничего не делает, но наверное лучше оставить как есть.
[DOUBLEPOST=1455628376,1455627961][/DOUBLEPOST]
А может выбросить транзисторы, включить вторую половинку лампы повторителем, накал запараллелить, а на выход поставить трансформатор?

У меня была мысль так и сделать, отложил на потом (или вовсе)... Конечно, разумнее было бы. За основу даже можно было бы взять некий экстракт классических схем легендарных миков второй половины прошлого столетия... но это был бы уже совсем не Rode NTK. Хотя заманчиво. Вот зачем Вы это написали. :)

Да по накалу ж там всё хорошо - в этой схеме накал греет обе половинки - рабочую и нерабочую, так что мудрить с ним не придётся.
[DOUBLEPOST=1455628577][/DOUBLEPOST]Вот в общем, я сделал пока такой мод этого микрофона.
Фотоальбом разместил на гугль диск для удобства просмотра.
https://drive.google.com/folderview?id=0BxeernNOU_UKbF9Vc0RlTUVtUG8&usp=sharing
 
  • Like
Реакции: Kokarev Maxim и KonG
Я не понял - когда это - полчаса назад? Вижу и трансформатор там...как получилось?
 
Так ведь все лучшие микрофоны, практически без исключений с трансформатором на выходе... есть даже мнение что звучат они больше благодаря трансформатору, чем лампе...
-звучат они как раз благодаря лампе , а транс кроме коверкивания звука больше вообщем ничего не делает , не считая конечно
гальваноразвязки и симметрии , есть правда трансы которые вообщем неплохо звучат , но ценовой диапазон у них равен примерно
стоимости микрофона а то и дороже
 
Я не понял - когда это - полчаса назад? Вижу и трансформатор там...как получилось?

:D Да это пару недель назад, выдалось время.
Немецкий трансик от пульта Vermona 1642 подошёл идеально. К слову, такие пульты имеют ценность на сегодняшний день только в виде трансформаторного донора (ну и стирофлексные конденсаторы тож); всё остальное там - дрова.
Для размещения трансформатора пришлось вырезать окошко в шасси (здесь хвала Рёде - металл их корпусов очень твёрдый, это не сталь, не алюминий и не латунь, а непонятный сплав). При таком компактном размещении трансформатор не достаёт до стакана внутри примерно на 0.5-1 мм. Не знаю, как трансик станет в K2 по габаритам, но в NTK всё получилось. Зато теперь у мика естественная симметрия.
[DOUBLEPOST=1455662464,1455661919][/DOUBLEPOST]
Вот это да.... А можно его послушать? Желательно на речи... Плиз!

Это запросто, но только на днях ... (и скорее, после выходных). Для чистоты эксперимента мне нужно будет взять второй NTK в стоковом виде, чтобы записывать одновременно два микрофона одним дублем.
 
  • Like
Реакции: KonG
Эти трансы неплохие, но уж очень хрупкие из-за неудачного материала каркасов... а как лампа включена- как есть? Или добавлен повторитель на второй половинке? Хорошо бы послушать оба варианта...
 
  • Like
Реакции: Anthony Scott
Эти трансы неплохие, но уж очень хрупкие из-за неудачного материала каркасов... а как лампа включена- как есть? Или добавлен повторитель на второй половинке? Хорошо бы послушать оба варианта...

Да, добротные трансы и да, хрупкие каркасы; выводы держатся в каркасах на честном слове, и выпаивать тр-ры из линеек пульта нужно только с помощью отсоса, затем убедиться, что каждый вывод полностью освободился, и затем вытаскивать - процедура требует аккуратности (это для тех, кто не выпаивал ещё трансики из Vermona ;)).
С установкой тр-ра в Рёде я помучился - пытаясь откусить выводы (чтобы укоротить под корень), сломал кусачки на первом же... Выводы стальные и очень твёрдые. Пришлось аккуратно вытащить все ноги, отпаять обмоточный провод и вывести обмотки проводом МГТФ, для чего в углах каркаса я сверлил отверстия (мой МГТФ был 0.8 мм по изоляции), а подробности видны на фото.

Схему решил пока не перекраивать, по сему лампа обвязана как есть, и повторитель на второй половине не делал,
первичка тр-ра питается от выходного каскада после 100-омного резистора. Резистор остаётся, поскольку при первых пробных испытаниях "до" и "после" (я навесил тр-р на проводках, плату снимать не стал) и замерах уровня, транс стал в схему как родной - выход NTK не изменился ни на дБ!
Поэтому выложу послушать по крайней мере два варианта - стоковый NTK и твикнутый (лампа Genalex, заменены электролиты и на выходе тр-р).
Предпочтительна речь? Но наверное, вокал уж точно будет не лишним.
[DOUBLEPOST=1455721599,1455719920][/DOUBLEPOST]
а есть замеры/цифры по этому вермоновскому трансу?
В т.ч. и размеры.

Да, какие-то оперативные замеры я сделал.
Омическое сопр-е: одна обмотка 160, другая 200 Ом (+/- 3 Ома) - это при соединении полуобмоток последовательно (как и в вермоне это сделано), соответственно, более оптимальным было включить 160-омную как первичку, тем более один её конец соединялся с заземлением магнитопровода, а 200-омную соотв-но как вторичку, которая будет уходить прямо к выводам 2 и 3 XLR 7-pin.
По фазировке сигнала (если ноги трансика направить к себе) получается перевёртыш, и это надо учитывать при монтаже.
По частотке (мне удалось посмотреть лишь в диапазоне 20-20000) всё очень ровно,
к 20 Hz идёт плавный спад на уровне -0.8 dB, на 20 kHz также спад -0.3 dB
(для примера и сравнения - не так давно возился с Пикатронами, по 20 kHz всё ровно, а в диапазоне 30-60 Hz они бустят низ примерно на 0.8 dB).
Габаритные размеры - 24.5мм (длина между краями каркаса) х 20.4мм (ширина между краями сердечника) х 13.5мм (высота без ног, по каркасу).
 
  • Like
Реакции: Music_Hawk
-jensen туда попробовать засунуть да дороговато , также тут человек указывал в теме про ленточный микрофон , что намотал
очень хорошие трансики на аморфе от узо авв
 
  • Like
Реакции: Anthony Scott
@digilab2,
дороговато, да и по габаритам насколько я помню, таких миниатюрных у Jensen нет - все в экранах и очень здоровые, а ставить в БП не очень разумно...

Неожиданно :) уже щитовую автоматику abb потрошат на магнитопроводы,
интересно, как они с линейными уровнями дружат ...
 
как они с линейными уровнями дружат ...
-надо бы мотануть на пробу да времени нет , человек из темы говорил лучше чем аналогичный из ленточника октавы
[DOUBLEPOST=1455728957,1455728398][/DOUBLEPOST]
уже щитовую автоматику abb потрошат на магнитопроводы,
-до этого трансформаторы тока потрошили китайские , тоже аморф правда говорят похуже чем abb( разброс сердечников большой по u)
 
Было бы интересно попробовать в микрофоне советский военный ТОТ, например ТОТ11. Он очень маленький и по параметрам должен хорошо подойти. Приемущества - небольшая цена и высокая механическая прочность.
 
По поводу ТОТ я уже копал на эту тему много лет назад, когда было время побаловаться с самодельным микрофонным преампом, трансы действительно надёжные и есть вообще миниатюрные.
Но насколько помню, рабочий диапазон по частотке у них что-то вроде 100 Гц - 12 кГц (прямо как у советской ламповой техники той эпохи). И КНИ большой, порядка 4-6%. Идеологические требования к этим трансам были в первую очередь - надёжность (конструкции, изоляции), но никак не хай-файность увы...
 
Вы не учитываете военную приемку, т.е. огромный запас который задавался при производстве... все ТОТ которые я тестировал по верхам превосходили 100кГц, а по низам все зависит от уровня сигнала, т.е. сигнал нормально передается, но начинаются искажения. С понижением частоты допустимая амплитуда сигнала передаваемого без искажений падает. На самом деле именно искажения по низам и дают "трансформаторный звук" Ниже 40-50 Гц никому и не надо, а на такой частоте примерно пол-вольта нормальная амплитуда. Предполагаю что амплитуда сигнала с микрофона существенно ниже.
 
100 кГц на тестах весьма неплохо для ТОТ.
Сейчас не поленился и поискал инфу в сети, судя по ней, у ТОТ вообще эффективный диапазон 300 - 10 000 Гц и искажения 5% :(
В общем, надо пробовать и слушать.
Амплитуда на выходе NTK в среднем, 40-80 мВ, но при довольно громком исполнении либо записи басового кабинета, может достигать 200-300 мВ. А некоторые пишут им бас-бочку (и я тоже этим грешил несколько раз) - амплитуду можно себе представить...
Вот с низами ТОТ может навредить, например, при записи полноценного оркестра в хорошем помещении - здесь нужен полный неискажённый диапазон, вплоть до 20 Гц - низшие гармоники басовых инструментов и отклика помещение простираются обычно до самых низших частот.

p.s. немного позже я попробую таки проделать трюк с кастрацией транзисторов и включить второй триод повторителем,
я сделаю это с другим NTK (из него просто извлеку родную плату целиком, а мод соберу на макетке);
этот же твикнутый, что на фото, останется пока опытным экспонатом, как есть, а там поглядим в сравнении.
 
@Anthony Scott, у нас остались от опытов два ТАБа (Т47 и 67) и один кастом австрийский...

Если я не ошибаюсь, TAB точно крупнее вермоновских по габаритам, и в NTK не станут;
но в любом случае как будет время, сбросьте мне какую-то инфу по тр-рам в приват
(в т.ч. габариты и цены, и если есть фото), возможно и пригодятся,
спасибо.
[DOUBLEPOST=1455750592,1455750358][/DOUBLEPOST]
Я бы не стал тратить время на ТОТ, если не нужен "специфический" мик с малопредсказуемыми хар-ми.
Чудеса бывают, но не здесь...

Склонен думать так же,
хотя все идеи хороши и стоят внимания (вермоновские тр-ры тоже сейчас попробуй, достань...)
 
@Music_Hawk, капсюль-то гигантский какой!

OFF:
ага, хорошо Вам говорить - сделайте новую схему,
если я сейчас уйду из студии в приборо-микрофоностроение, коллектив мне точно забастовку учинит :D
Хотя заманчиво, но главная трудность - найти время на эксперименты.
..
 
Последнее редактирование:
немного позже я попробую таки проделать трюк с кастрацией транзисторов и включить второй триод повторителем,
я сделаю это с другим NTK (из него просто извлеку родную плату целиком, а мод соберу на макетке)
Работать будет с повторителем нормально. И чувствительность хорошая, несмотря на коэф. передачи порядка 0.9.
Я не меньше десятка микрофонов с таким включением собрал. Эдакий бюджетный вариант лампового микрофона.
 
@Sonic, поэкспериментирую (вторая половина марта будет разгружена),
обдумать надо лучший вариант повторителя и согласование с тр-ром (транс в эксперименте - с низкоомными обмотками - ни туда, ни сюда).
Монтаж на макетке подобной схемы с минимальным влиянием паразитных R и C - тот ещё гемор.
Кстати, лампа, включенная в родной схеме NTK/K2, получает питание 75 вольт, и переделав схему, можно будет повысить питание.
Питер Фридман скоро начнёт нас тихо ненавидеть ;)
 

Сейчас просматривают