Дорогие друзья!
Сейчас меня более всего интересует адаптация старинных инструментов к современным требованиям. Конкретно сейчас я перемалываю идеи насчёт модернизированных лир.
Дано.
Словом "лира" принято называть струнные инструменты, состоящие из резонатора, шейки, и двух рогов, соединяющих резонатор и шейку. Инструмент был изобретён шумерами и впоследствии перенят греками. Так же лиры использовались в европейской музыке вплоть до эпохи Барокко, пока ориентация музыки на хроматизм не вытеснила этот инструмент. Место лиры заняла гитара и арфа.
Как правило, у лиры небольшое количество струн (на разных вариантах исторических инструментов оно не превышало 18, но наиболее классический (греческий) вариант - 7), поэтому она представляет больший интерес как инструмент для аккомпанемента, чем как инструмент для соло. И я бы сказал, что в рамках диатоники лира - это идеальный инструмент для аккомпанемента. Дело в том, что один из основных приёмом игры на лире выглядит так: пальцами левой руки глушим ненужные струны, правой бренчим по всем струнам, звучат только нужные. Поскольку каждая струна настроена на свою ноту лада, таким способом можно играть фигурации для любых диатонических аккордом.
Что хочется сделать
Мне бы очень хотелось решить проблему, которая привела к отказу от использования лиры начиная с эпохи Барокко: отсутствие поддержки хроматики. В принципе, существуют современные концертные лиры, в которых поддержка хроматики сделана потём увеличения количества струн, по одной струне для каждой хроматической ноте. Но это сразу же усложняет игру на инструменте, поэтому этим путём идти не следует. Нужно оставить лиру семиструнной, но добавить туда подстроечную механику, которая позволяла бы перестраивать струны. В принципе, наиболее подходящее для этого средство (из широко известных) - это арфовые леверсы. Лира настраивается в соль-миноре, на каждую струну ставится леверс, поднимающий её звучание на полтона. В результате ноты и си и ми в зависимости от состояния леверсов могут быть либо бемоль, либо бекар, а все остальные ноты - либо бекар, либо диез. Это позволяет без перестройки инструмента, только включая и выключая леверсы, используя ту же самую технику block'n'strum, брать на лире аккорды в любой тональности.
Проблема
В принципе, в продаже уже даже существуют леверсные лиры. Но 16-струнная лира - это инструмент для соло, а не для аккомпанемента. Кроме того, даже если уменьшить число струн до 7, для игры бряцанием у такой лиры слишком широкое окно, чтобы можно было опереться. Но больше всего меня беспокоит не то, что на рынке я не нашёл предложений, релевантных моим идеям, а то, что леверсы, подходящие для игры бряцанием на лире, похоже, вообще не изобретены.
Начнём с того, что при игре бряцанием переключать тональности на ходу можно только левой рукой, так как она относительно неподвижна, в то время как правая струна бренчит по струнам. Кроме того, левая рука тоже занята тем, что глушит лишние струны, поэтому механика должна быть под руками. В аккорде, как минимум, три ноты, поэтому четыре струны должны быть заглушены. Из пяти пальцев для переключения леверсов остаётся один. Поэтому для переключения леверса в обе стороны должно быть достаточно движения одного пальца. Кроме того, нужно учитывать то, как музыкант держит лиру, чтобы усилие, направленное на переключение тональности, не привело к тому, что он выронит инструмент.
Леверсная лира, представленная на рынке, этим требованиям явно не соответствует. Леверсы и струны при игре располагаются справа, и переключать их левой рукой не получится. Существует ещё норвежская лира, на которой струны крепятся к шейке сзади. Возможно, если на неё поставить леверсы, этого будет достаточно для адаптации инструмента к хроматической музыке.
Но как проверить, что при использовании леверсов я не выпущу инструмент из рук? По-хорошему, сначала нужно сродниться с классической лирой, чтобы понять, как её можно держать, а как нельзя, но что я буду на ней играть? Я не могу без хроматики!
Сейчас меня более всего интересует адаптация старинных инструментов к современным требованиям. Конкретно сейчас я перемалываю идеи насчёт модернизированных лир.
Дано.
Словом "лира" принято называть струнные инструменты, состоящие из резонатора, шейки, и двух рогов, соединяющих резонатор и шейку. Инструмент был изобретён шумерами и впоследствии перенят греками. Так же лиры использовались в европейской музыке вплоть до эпохи Барокко, пока ориентация музыки на хроматизм не вытеснила этот инструмент. Место лиры заняла гитара и арфа.
Как правило, у лиры небольшое количество струн (на разных вариантах исторических инструментов оно не превышало 18, но наиболее классический (греческий) вариант - 7), поэтому она представляет больший интерес как инструмент для аккомпанемента, чем как инструмент для соло. И я бы сказал, что в рамках диатоники лира - это идеальный инструмент для аккомпанемента. Дело в том, что один из основных приёмом игры на лире выглядит так: пальцами левой руки глушим ненужные струны, правой бренчим по всем струнам, звучат только нужные. Поскольку каждая струна настроена на свою ноту лада, таким способом можно играть фигурации для любых диатонических аккордом.
Что хочется сделать
Мне бы очень хотелось решить проблему, которая привела к отказу от использования лиры начиная с эпохи Барокко: отсутствие поддержки хроматики. В принципе, существуют современные концертные лиры, в которых поддержка хроматики сделана потём увеличения количества струн, по одной струне для каждой хроматической ноте. Но это сразу же усложняет игру на инструменте, поэтому этим путём идти не следует. Нужно оставить лиру семиструнной, но добавить туда подстроечную механику, которая позволяла бы перестраивать струны. В принципе, наиболее подходящее для этого средство (из широко известных) - это арфовые леверсы. Лира настраивается в соль-миноре, на каждую струну ставится леверс, поднимающий её звучание на полтона. В результате ноты и си и ми в зависимости от состояния леверсов могут быть либо бемоль, либо бекар, а все остальные ноты - либо бекар, либо диез. Это позволяет без перестройки инструмента, только включая и выключая леверсы, используя ту же самую технику block'n'strum, брать на лире аккорды в любой тональности.
Проблема
В принципе, в продаже уже даже существуют леверсные лиры. Но 16-струнная лира - это инструмент для соло, а не для аккомпанемента. Кроме того, даже если уменьшить число струн до 7, для игры бряцанием у такой лиры слишком широкое окно, чтобы можно было опереться. Но больше всего меня беспокоит не то, что на рынке я не нашёл предложений, релевантных моим идеям, а то, что леверсы, подходящие для игры бряцанием на лире, похоже, вообще не изобретены.
Начнём с того, что при игре бряцанием переключать тональности на ходу можно только левой рукой, так как она относительно неподвижна, в то время как правая струна бренчит по струнам. Кроме того, левая рука тоже занята тем, что глушит лишние струны, поэтому механика должна быть под руками. В аккорде, как минимум, три ноты, поэтому четыре струны должны быть заглушены. Из пяти пальцев для переключения леверсов остаётся один. Поэтому для переключения леверса в обе стороны должно быть достаточно движения одного пальца. Кроме того, нужно учитывать то, как музыкант держит лиру, чтобы усилие, направленное на переключение тональности, не привело к тому, что он выронит инструмент.
Леверсная лира, представленная на рынке, этим требованиям явно не соответствует. Леверсы и струны при игре располагаются справа, и переключать их левой рукой не получится. Существует ещё норвежская лира, на которой струны крепятся к шейке сзади. Возможно, если на неё поставить леверсы, этого будет достаточно для адаптации инструмента к хроматической музыке.
Но как проверить, что при использовании леверсов я не выпущу инструмент из рук? По-хорошему, сначала нужно сродниться с классической лирой, чтобы понять, как её можно держать, а как нельзя, но что я буду на ней играть? Я не могу без хроматики!