Прогрессии аккордов Neo-Soul, R&B

  • Автор темы Автор темы ShitTie
  • Дата начала Дата начала

ShitTie

Member
11 Ноя 2013
110
8
18
Челябинск
Здравствуйте, подскажите пожалуйста наиболее популярные прогрессии аккордов в жанрах Neo-Soul и R&B. Я знаю, что в этих жанрах широко используются 7, 9, 11 аккорды, но самому построить "правильно" звучащую прогрессю аккордов я не могу. Помогите составить, допустим в тональности До-Минор. Хочется чего-нибудь в стиле Frank Ocean, Luke James, Justin Timberlake.


[video=youtube;Q1WgyvhVlMM]http://www.youtube.com/watch?v=Q1WgyvhVlMM[/video]

[video=youtube;CUkHzz7687s]http://www.youtube.com/watch?v=CUkHzz7687s[/video]

[video=youtube;Zcd0l9MtsI8]http://www.youtube.com/watch?v=Zcd0l9MtsI8[/video]
 
Вот несколько гармонических вариаций на фразу из 'Justing Timberlake - Strawberry Bubblegum'. Если это похоже на то, что требуется - могу подсказать общие принципы...

 

Вложения

OK. Пока выложу проект (Nu/Cub) 'Strawberry Bubblegum Variations' - может будет интересно глянуть на пианоролл.
 

Вложения

Последнее редактирование:
Гармонические схемы, используемые в R’n’B, как правило, достаточно просты и ничем отличаются от схем, используемых в «обычной» поп-музыке. С той разницей, что в этих схемах не простые трезвучия, а 7, 9, 11, 13 аккорды, с альтерациями и добавленными тонами.

С помощью этих аккордов, стандартная схема T-S-D (I-IV-V) легко превращается в R’n’B:

C F G > Cmaj7/9 - Fmaj7/9 - G11

Именно эту схему можно услышать в ‘Justin Timberlake - You Got It On' из стартового поста (у него в тональности фа мажор - Fmaj7/9 - Bbmaj7/9 - C11)

Так как, вы знаете о 7, 9, 11 аккордах, но у вас все равно не получается построить «хорошо звучащую» последовательность, значит есть проблема с изложением этих аккордов. Существуют несложные правила как это делать. О них и некоторых других особенностях напишу чуть позже - по мере наличия времени :)
 
Последнее редактирование:
Изложение аккордов.

Аккорды 7, 9, 11, 13 в полной форме (со всеми нотами) обычно не берутся (ну, может быть за исключением 7 аккордов) - иначе это будут 5-6-7-ти звучные неповоротливые монстры.

В первую очередь, опускаются тоника и квинта аккорда, естественно при наличии тоники в басу. То есть, для изложения 7 аккорда будет достаточно его терции и септимы, для 9 аккорда - терции, септимы и ноны, для 11, 13 допускается опускание не только тоники, квинты, но и терции - то есть, в 11 аккорде будут звучать его септима, нона и ундецима.

Стоит попрактиковаться, играя различные последовательности септаккордами, нонаккордами и ундецимаккордами с опущенными тоникой и квинтой (терцией) в левой руке и басом (тоникой) в правой.

----

Вышеописанное - это, так сказать, один из технических моментов, который надо освоить. Но есть и принципиальный момент, который стоит понять потому, что из него вытекает собственно сам стиль.

В джазе есть такой понятие 'off-beat'. Этот термин относится к ритму и означает избегания игры в долю, синкопирование, смещение. Кроме офф-бита, можно также говорить и о 'off-harmony' - желании избегать прямого декларирования функций, желание их затушевывать надстройками, расцвечивать альтерациями...

R'n'B наследовал эти стремления не быть 'straight' - прямолинейным, однозначным. Отсюда вытекают и подходы к игре, в том числе и в гармонии.

Как воплощается в реальности эти стремления? Необходимо взять тонику - скажем, до-мажорный аккорд - в басу до, в правой руке - до-ми-соль. Что делает джазовый (r'n'bишный) музыкант? Он как минимум смещает до на си - иначе скучно, банально, слишком прямолинейно. Если все ещё скучно, то смещает соль на ля или ми на ре.

То есть, посыл такой - тональность до-мажор, в басу до - уже все с функциональностью ясно, зачем в верхних голосах обозначать очевидное; давайте поиграемся, давайте дадим красок!

(продолжение следует)
 
Спасибо вам большое за такой развернутый ответ!
Т.е смотрите на примере песни You Got It On:
Там тональность как вы сказали фа мажор, аккорды Fmaj9,Bmaj9,C11)
Т.е для первых двух аккордов я должен взять терцию, септиму, нону+тонику в басу, а в C11 соотв септиму, нону и ундециму. Т.е получается

Первый аккорд F(в басу)+A+E+G
Второй аккорд B(в басу)+D#+A#+C#
Третий аккорд (C(в басу) +B+D+F
А теперь собственно сама проблема, как на основе этих аккордов сделать "звучащуюю" последовательность? Потому что если брать эти аккорды в основном их виде, то получается какая-то чепуха.
 
Т.е для первых двух аккордов я должен взять терцию, септиму, нону+тонику в басу, а в C11 соотв септиму, нону и ундециму...получается какая-то чепуха.

Ноты могут располагаться в любой последовательности - главное, чтобы устраивал результат. Если не нравится, значит нужно расположить иначе :)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: ShitTie
ShitTie, понял почему у вас не звучит - второй аккорд не B (си), а Bb (си-бемоль) :)

Заодно упомяну про второе правило изложения аккордов. Напомню, первое гласит: при наличии тоники в басу - желательно опускать в 7,9,11 аккордах тонику, квинту и даже терцию. А второе правило такое - можно оставлять тонику, квинту и терцию, если того требует фактура (тембр) или плавное голосоведение :)
 
Спасибо вам большое! С изложением стало все понятно, а скажите пожалуйста а какие еще есть популярные прогресии помимо тоника-субдом-дом? И еще, можно узнать, что за бас из поста #7? :wink3:
 
какие еще есть популярные прогрессии помимо тоника-субдом-дом?

Их слишком много. Короче будет сказать какие не популярны :)

Вот некоторые подходы, которые помогут самостоятельно создать популярные прогрессии

Варианты с основными функциями (в мажоре и миноре).

T S, S T, T D, D T, T S D, S T D , D T S и т.д. и т.п. Очень большое количество RnB песен написано с использованием только основных функций.

Развитие вышеприведенных схем параллельными аккордами.

Параллельный аккорд для мажорного аккорда - это минорный аккорд на малую терцию ниже. Например, для C - это Am, для F > Dm, G > Em и т. д. Опуская теорию, скажем, что параллельные аккорды - это как бы минорные версии соответствующих мажорных аккордов, то есть Dm - это просто загрустивший F :) Этими аккордами можно дополнять схемы с основными функциями или заменять в них эти основные функции.

Например, в схему T S (I IV) добавим параллели - получим T Tp S Sp (I VI IV II) или например в схеме T S D заменим пару функций параллелями - T Sp Dp (I II III). Понятно, что количество возможных прогрессий возрастает многократно.

(продолжение следует)
 
Последнее редактирование:
Также можно взглянуть на прогрессии с точки зрения интервальных расстояний между аккордами.

Таких расстояний возможно только три - секунда (большая и малая), терция (большая и малая) и кварта (чистая и увеличенная). Иными словами, расстояние между двумя аккордами чисто физически не может превышать ув. кварты и быть меньше малой секунды.

Если говорить о движении аккордов, то его направление может быть - вверх или вниз. Следовательно, от каждого данного аккорда мы можем пойти к следующему аккорду, который будет располагаться либо выше на секунду/терцию/кварту, либо ниже на любой из этих трёх интервалов.

Рассмотрим, чем характеризуются эти движения.

Ход на кварту.

Самый "дальнобойный" ход, сильный ход, размашистый, конкретный. На этом - самом дальнем - расстоянии друг от друга и расположены три главных функции тональности - доминанта лежит на кварту ниже тоники, а субдоминанта на кварту выше тоники.

Характер зависит от направления движения - ход на кварту вверх активный, утверждающий, экстравертный; ход на кварту вниз интровертный, откатывающий.

Количество ходов на кварту верх может быть максимально возможным - до семи ходов подряд. Например, на семи ходах на кварту вверх основывается очень популярная прогрессия - I IV VII III VI II V I (например, в ля миноре - Am Dm G C F Hdim E Am).

Количество ходов вниз теоретически можно сделать также семь, но в силу его более пассивного характера более 2-3 подряд обычно не практикуют.

Может также использоваться вариант типа "маятник" IV I V I (в до мажоре - F C G C)

(to be continued)
 
Ход на терцию.

Характеризуется мягкостью, благодаря тому, что при ходе на терцию (в любом направлении) две ноты у соединяемых аккордов остаются общими. При этом возникает игра светотеней - двигаясь по терциям вверх или вниз, мажор и минор поочередно сменяют друг друга: C Am F Dm / Am C Em G.

Характер также зависит от направления движения - опуская детали скажем, что движение по терциям вниз более сгущающее и более функционально естественное, а вверх - просветляющее, функционально менее логичное. Как результат количество ходов на терцию вниз практикуют до 2-3 подряд, а вверх 1-2.

(t.b.c.)
 
Ходы на секунду.

Ходы на секунду, следует разделить на две группы 1) на малую секунду и 2) на большую секунду, так как по характеру они кардинально различаются.

Ходы на малую секунду.

Прежде следует сказать, что малая секунда является главнейшим функционально значимым интервалом, несмотря на свой минимальный размер (или благодаря своему минимальному размеру :) С помощью этого интервала в европейской музыкальной системе максимально реализуется основной метод действия искусства 'создание напряжения - снятие напряжения'. Малая секунда осуществляет через себя краеугольный функциональный ход 'неустойчивость - устойчивость' D > T (си > до). Вторая малая секунда (ми > фа) осуществляет ход T > S, который по сути является скрытым D > T.

Ходы аккордов на малую секунду носят яркий, выраженный функциональный характер. Мест для таких ходов немного - всего два в мажоре: (III IV) и (VII I встречается редко) и до трех в миноре: (II III), (V VI) и ([SUP]#[/SUP]VII I). По характеру ходы вверх - активные, вниз - пассивные, но все равно функционально выраженные.

Возможности (в мажоре) для малосекундовых ходов расширяются за счет дополнительных аккордов из одноименного минора [SUP]b[/SUP]VI V и [SUP]b[/SUP]II I.

Ходы на большую секунду.

Большая секунда - антагонист м. секунды и является наиболее нейтральным интервалом. Аккорды на расстоянии большой секунды носят невыраженный характер функциональных отношений. Ход на б. секунду имеет определенную долю нейтральности, которая, правда, уменьшается с увеличением кол-ва ходов (что естественно, так как каждый новый ход (хоть и на нейтральную б. секунду) чисто механически добавляет новой функциональной информации и соответственно определенности. Например, сравните G F G и G F G Am.

tbc
 
John Legend - Save The Night

intro / chorus:

Ebmaj7 Dm7 | Gm | Cm7 Ebmaj7 | F |

verse:

Gm | Bb/F | Ebmaj7 | Dsus7 D7 |
 

Вложения

Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: dub и ShitTie
Подскажите пожалуйста каким образом удвоения звуков происходят в аккордах Neo Soul
 
Подскажите пожалуйста каким образом удвоения звуков происходят в аккордах Neo Soul

Специальных правил (как в классическом голосоведении) здесь нет. Всё делается на слух, на вкус. С точки зрения полноты передачи гармонии необходимости в удвоениях в принципе нет. Удвоения могут быть нужны для большей полноты ("жирноты") текстуры аккорда, то есть для более насыщенного гармониками спектра, а не из-за потребностей голосоведения и гармонии. Где и как удваивать - зависит от тембра самого инструмента, от тембров сопровождающих инструментов, от вкуса и привычек исполнителя. Повторюсь, специальной необходимости в удвоениях нет.

Если речь идет об октавных удвоениях.

Прикрепил миди файл,измените расширение с txt на mid

что это за серия аккордов?
 
  • Like
Реакции: Maxim Kashtanov и Zhenshen
  • Like
Реакции: Maxim Kashtanov и Bernard
Вот несколько гармонических вариаций на фразу из 'Justing Timberlake - Strawberry Bubblegum'. Если это похоже на то, что требуется - могу подсказать общие принципы...

Здравствуйте, подскажите пожалуйста музыкальную литература для того, чтобы познать составление аккордов, в разных стилях, для написания музыки. Т.е. аккорды знаю, играю на гитаре и пиано, пишу музыку, но музыкального образования не имею. Интересные, необычные аккорды вставляю методом тыка. Хочу познать, как научиться использовать уместно разные, интересные аккорды, чтобы разнообразить мои мелодии
 
Хочу познать, как научиться использовать уместно разные, интересные аккорды
Весь плейлист смотрите

Подскажите пожалуйста каким образом удвоения звуков происходят в аккордах Neo Soul
Это как раз разжевано в видео курсе на который дал ссыль
 
  • Like
Реакции: Rickenbacker и drumwizard
Но в приведенном мной курсе за час с копейками, разжевано столько, сколько по ссылкам Bernard будете учиться не знай сколько.
Дядька там реально всё необходимое дал для развития ФИРМЕННОГО гармонического мышления.
 
Но в приведенном мной курсе за час с копейками, разжевано столько, сколько по ссылкам Bernard будете учиться не знай сколько.
Дядька там реально всё необходимое дал для развития ФИРМЕННОГО гармонического мышления.
Спасибо, обязательно посмотрю курс
 

Сейчас просматривают