Техника LCR панорамирования

indie_buter

Well-Known Member
7 Ноя 2010
803
293
63
Недавно наткнулся в забугорных форумах на такую тему, как LCR панорамирование. С технической стороны все проще некуда - просто панорамируем инструменты ТОЛЬКО в три позиции: крайнее лево, крайнее право и центр. Звучит глупо? Тем не менее в ранних 60х, с появлением стерео, но с кое какими техническими ограничениями в консолях (отсутствием возможности плавно менять местоположение сигнала в стереопанораме) и сводились многие записи. Для примера можно послушать тех же ранних Битлов середины 60х (например песню "Help"). Казалось бы, ну были ограничения, а потом все поменялось и панорамируй куда душе угодно, пользуйся всей палитрой выразительных возможностей... Но тем не менее, техника живет и по сей день. Хороший пример - альбом Radiohead - In Rainbows. И это не просто какое-то исключение из правил. Многие вполне осознано записывают целые альбомы панорамируя таким образом. В рунете очень слабо освещена эта тема. Поэтому интересно, кто пользуется? Что думаете об данной технике?
 
с учетом войны громкости - неактуально.
 
Не хотелось бы тут затрагивать вопросы громкости и современных тенденций. Вообще такой стиль панорамирования совсем не современный. Но все еще встречается в современных реалиях как и непережатая музыка с приличным динамическим диапазоном. Насколько человек готов пожертвовать динамикой или другими вещами в угоду громкости - это совсем другая тема. Мне бы хотелось сфокусировать внимание на выразительных средствах и их восприятии.
 
indie_buter, честно не понял суть топика.
В аббревиатуре LCR скрыты три простых слова. Я даже не надеюсь, я уверен, что эти слова известны.
Возможность статичного размещения звука от крайне левого до крайне правого положения - это не что-то новое и не что-то хорошо забытое старое.
Прошу пояснить, так как не хочется пропустить полезную инфу о пространстве звуковой картинки.
Вопросы я задал более чем конкретные. Суть LCR тоже пояснил.
Но раз уж не понятно, поясню:
Интересно услышать опыт использования данной техники, может быть с примерами треков. Интересно еще понять, какие при таком панорамировании ньюансы есть. Например как реверы размещать, как эквализировать реверы (подозреваю, что это понадобиться в таком случае), как вообще применять технику относительно электронных жанров, и вообще целесообразно ли это. Короче просто подискутировать. Может быть кто-то принципиально против, или наоборот кто-то только так теперь и сводит свою музыку.

Конкретно по самой технике. Может быть не все поймут, но лишний раз повторюсь: ограничиваем себе возможности панорамирования ровно до трех положений, два крайних (LR) и ровно по центру (C). И не панорамировать звуки куда-либо между этими положениями. Зачем? Ответ простой - совсем другое восприятие пространства. Все что по центру очень сильно отделено от всех остальных звуков. И, соответственно, то что справа и слева тоже максимально отделено друг от друга. Миксы сведенные обычным способом, где есть промежуточные положения источников звука, по сравнению с LCR-миксами субъективно кажутся "уже".
 
Последнее редактирование:
Тема какая-то высосанная из пальца, на мой взгляд. Понятно, что данная техника в современных реалиях используется как художественный прием (в худших случаях для того, чтобы тупо выделиться из толпы). Это как ч/б фотография (и/или сепия) в эпоху засилья цветной. По поводу тех же пресловутых реверов: не вижу предмета для обсуждения. Панорамируйте куда угодно, сохраняя общую парадигму: лево-право-центр. Как вам вдохновение подскажет. LCR - это ещё фигня, а вот LR - ваще круто. В какой песне у битлов вся ударная секция была в одном канале?
 
  • Like
Реакции: Arlekin
Да. Потому что барабаны (вся установка) только в левом канале - это, на сегодняшний день, полный бред.
Дружище, ты неправ - вернее, просто переборщил или перепутал. LCR - центр есть. Барабасы можно разместить очень неплохо. Человек дал пример: альбом Radiohead - In Rainbows. (Сам я ненавижу такой грязный звук, как у них, но большой процент народа очень даже торчит. Но грязный звук к теме топика вообще никак не относится).
P.S. Лучше удали.
 
  • Like
Реакции: Arlekin
Andrew Scheps, отвечая на вопросы по LCR, пояснял, что он использует его только если сводит на старой консоли Neve, где тумблер панорамы имеет всего три положения - Left Center Right.
Когда сводит в коробке, данную технику не использует, вернее он пользуется преимуществами панорамировать по всему стерео-полю.

Короче говоря - если звучит, почему бы и не использовать? Как на форуме любят говорить-хоть дисторшн на мастер повесь, главное - результат.
 
Потому что барабаны (вся установка) только в левом канале - это, на сегодняшний день, полный бред.

Да, делай как хочешь - лишь бы песня хорошая была :)

Вот, пример из середины 90-х:

[video=youtube;Hg-xk762M0Y]http://www.youtube.com/watch?v=Hg-xk762M0Y[/video]
 
как эквализировать реверы (подозреваю, что это понадобиться в таком случае)
А в других не надо? (или мож я один практически всегда эквализую возвраты?)

Зачем? Ответ простой - совсем другое восприятие пространства. Все что по центру очень сильно отделено от всех остальных звуков. И, соответственно, то что справа и слева тоже максимально отделено друг от друга. Миксы сведенные обычным способом, где есть промежуточные положения источников звука, по сравнению с LCR-миксами субъективно кажутся "уже".
А вот это интересно (если без фанатизма :)
 
Я еще бы отметил, что современный вариант LCR все таки не является совсем строгим правилом, что все-все каналы панорамируются строго в три направления. Часто, это просто стилизация, либо просто методика, взятая за основу в начале процесса сведения, своеобразное "творческое ограничение", которое может в последствии немного отойти от строгих правил. Что я имею ввиду: бывает что сами инструменты сидят строго в LCR положениях, но стереореверберация заполняет остальное пространство. Туда же могут относится дилеи... Ну суть, думаю, понятна. Как бы с технической стороны это уже не совсем LCR, но звучит почти также, потому что реверберация не привлекает особо внимания, а просто создает пространство.
 
Последнее редактирование:
А в других не надо? (или мож я один практически всегда эквализую возвраты?)

Если реверберация будет панорамирована туда же, куда два-три инструмента, то без эквализации совсем будет грустно. А без LCR сведения, все таки, не будет такой сильной максировки. Хотя соглашусь, часто все равно без эквализации реверов не обходится.
 
Можно мастодонту выскажать соображения по сабжу? )) КМК обязательное помещение ударных в центр получило распространение по мере того, как музыка
а) стала стерео
б) стала все чаще звучать в больших танцполах вместо комфортных в плане прослушивания помещений.

При этом смещение в один канал ударных, на которые в современной популярной музыке возложена важная роль, вызывало жуткий акустический дискомфорт.

Обратите внимание - именно музыка, имеющая более-менее танцевальный характер, в первую очередь закрепила ударные в центре. В иных жанрах (например, в джазе) эта тенденция стала правилом гораздо позже. Послушайте альбомы Tower of Power образца 70х: барабаны в одном канале, духовые - в другом (кстати, панорамирование любой секции в один из каналов придает ее звучанию слитность).

Если порыться в памяти, можно найти массу более современных примеров. Думаю, в определенных стилях такой прием вполне имеет право на жизнь.
 
А вы знаете что во многих китайских радиоприемниках с одним динамиком звучит просто один канал, только левый или правый? ПОчему могу только предполагать, возможно стереомикросхему дешевле использовать. Я с этим увы прямо сталкивался... Теперь работая на радио я ненавижу такие фонограммы в которых 8 тактов гитара играет только в одном канале... в китайском приемнике в это время может быть просто тишина... так что о стереосовместимости следует думать и дальше! А на радио я сужаю такую фонограмму почти до моно...
 
Все что по центру очень сильно отделено от всех остальных звуков. И, соответственно, то что справа и слева тоже максимально отделено друг от друга.
Это на самом деле не так. Установите сигнал одного микрофона в панораму L, другого - в R и запишите ими рояль. Если они будут стоять по краям рояля - мы получим заполнение всего поля панорамы. То же самое можно проделать с оверхедами барабанов, гитарными кабинетами, хором, скрипками, духовой секцией и т.д.
Давайте перестанем мыслить только семплами и моносинтами, и всё станет намного проще :)
 
То же самое можно проделать с оверхедами барабанов, гитарными кабинетами, хором, скрипками, духовой секцией и т.д.
В Штатах есть лейбл, выпускающий записи какбэ "директ ту диск" - никаких микшеров, мультитреков, наложений - исполнение коллективов записывается стереопарой. Пишут блюз, госпел, кантри, джаз - т.е. людей, способных выдавать результат вживую )) Баланс устанавливается расположением исполнителей. Из "электричества" - только гитарные комбики.

Давайте перестанем мыслить только семплами и моносинтами, и всё станет намного проще :)
+100500. А то некоторые становятся рабами шаблонов, причем даже работники музиндустрии... (Не знаю, какой смайлик поставить - гыгы или пичальку)

Личрическое отступление:
Курьезный случай - решил как-то в порядке инициативы добавить к присланной аранже вокальную пачку. Привлек бэков, записал, показал аранжировщику - а тот говорит: ух, как ты быстро нашел сэмплы, подходящие по стилистике, и по тональности, и по темпу, а главное - даже по содержанию текста ))))))
 
Установите сигнал одного микрофона в панораму L, другого - в R и запишите ими рояль. Если они будут стоять по краям рояля - мы получим заполнение всего поля панорамы. То же самое можно проделать с оверхедами барабанов, гитарными кабинетами, хором, скрипками, духовой секцией и т.д.

Заполнение всего поля панорамы это, конечно, очень занимательно, но ТС здесь хотел обсудить совершенно иную тему, а именно "...LCR панорамирование... инструменты ТОЛЬКО в три позиции: крайнее лево, крайнее право и центр. Многие вполне осознано записывают целые альбомы панорамируя таким образом... В рунете очень слабо освещена эта тема. Поэтому интересно, кто пользуется? Что думаете об данной технике?..."

Давайте перестанем мыслить только семплами и моносинтами, и всё станет намного проще :)

Можно также перестать мыслить и стерео, а расширить мышление еще дальше - Quadro, LRCS, LRCS + Lfe... Но это так же не будет иметь отношения к теме :)
 
В этом посте постараюсь высказаться поближе к сабжу:
Что думаете об данной технике?
Сложный вопрос..
С одной стороны такая методика НМВ имеет мало общего с имитацией реальных условий музыкального выступления - из-за неестественной локализации источников. Неестественной - потому что в реальных акустических условиях не может быть абсолютного разделения "каналов" слуховой информации.

Во времена рождения такой схемы она была обусловлена техническими особенностями, точнее - маршрутизацией сигнала. Поскольку нынче в отношении панорамирования руки у инженеров и продюсеров развязаны, возвращение к технологии LCR вольно или невольно возвращает слушателя к примерам прошлого.
Поэтому КМК слушатель может легче воспринимать сделанные по методике LCR, если они по стилистике будут напоминать музыку ТЕХ лет.
Т.е. это вряд ли будут стили, рожденные в эпоху уже "плавного панорамирования".

Как я уже написал выше, любая музыка для танцполов - хоть электронная, хоть более "живая", вряд ли выиграет от использования LCR.

Так что НМВ сфера применения LCR не захватит мейнстрим, а ограничится более нишевой музыкой - альтернатищиками разного рода, индями, джазом, авангардистами, экспериментаторами, а также любителями винтажа, ретро и прочими хранителями традиций. ))

Итак, резюмируем. Объективные плюсы:
1) Более плотное звучание секций, спанорамированных в один из каналов вместо "веера".
2) Хорошая читаемость партий, разведенных в разные каналы (в т.ч. и центральный), благодаря хорошей "изолированности" из-за широких "ничейных зон".

Минусы (точнее, предостережения и ограничения):
1) Неестественность локализации
2) Фактическая нежизнеспособность LCR фонограмм в клубах, танц-полах, на опен-эйрах и т.п. ситуациях
3) Подсознательная ассоциация со "старорежимными" записями
4) Ввиду пунктов 2 и 3 - сужение возможной стилистики.

Что касается практического применения - при случае сам бы с удовольствием произвел бы нечто с использованием LCR - если это органично совпало бы с художественным замыслом - моим собственным или заказчика.
 
  • Like
Реакции: Arlekin
Это на самом деле не так. Установите сигнал одного микрофона в панораму L, другого - в R и запишите ими рояль. Если они будут стоять по краям рояля - мы получим заполнение всего поля панорамы. То же самое можно проделать с оверхедами барабанов, гитарными кабинетами, хором, скрипками, духовой секцией и т.д.
Давайте перестанем мыслить только семплами и моносинтами, и всё станет намного проще :)

В данной технике обычно используют именно для разделения, я это имел ввиду. Понятно, что если сигнал стереопары пустить по разным каналам, это не разделит звучание инструмента. Давайте не будем заходить в крайности и искать "лазейки", лишь бы что-то опровергнуть. )
 
Bernard, в этом случае надо бы автору темы указать нам, на что именно он

Может быть, там имелось в виду то, о чём писал я. А может, и нет.
Ну если Вам это как то поможет, то наткнулся я вот на это : http://www.gearslutz.com/board/rap-...roduction/834277-how-apply-l-c-r-panning.html

И на счет "мыслить шаблонами" и прочих высказываний. То, что я поднял тему, не означает, что я собираюсь сводить используя только эту технику (боже упаси), а для общего развития, чтобы вообще разобраться что к чему. И может быть услышать интересные мнения или примеры.

Arlekin , своих работ с LCR к сожалению пока не имею, но как минимум я бы попробовал свести какой нибудь олдскульный рок-н-ролл таким образом, может займусь этим в будущем, надо же попробовать.

А теперь ближе к теме. Лично мне очень нравится альбом Винсента Галло(Vincent Gallo) "When" (2001). В нем очень к месту LCR методика, я считаю. Альбом звучит очень, хм.. интимно что ли. Местами прямо мурашки от его голоса, от ощущения что поет он тебе прямо в ухо (для этого эффекта, разумеется, слушать нужно в наушниках). Советую к ознакомлению в общем.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Arlekin
Понятно, что если сигнал стереопары пустить по разным каналам, это не разделит звучание инструмента.
Вот я и говорю, что в 60-х не было целью делать в панораме три точки и ничего между ними. Просто трёх позиций панорамы в микшере хватало для расстановки инструментов по стереополю, при помощи стереопар микрофонов и регулировки их ширины/глубины в пространстве относительно инструментов и помещения.

Давайте не будем заходить в крайности и искать "лазейки", лишь бы что-то опровергнуть. )
Без крайностей мы не доберёмся до истины. К тому же - какие же это крайности? Писать стереополе в несколько микрофонов - обычная практика.

За ссылку спасибо. Почитаю.
 
Просто трёх позиций панорамы в микшере хватало для расстановки инструментов по стереополю, при помощи стереопар микрофонов и регулировки их ширины/глубины в пространстве относительно инструментов и помещения.
КМК, автор все же об ином. LCR образца 60х в чистом виде - это панорамирование МОНО сигнала в крайние положения (hard stereo).

Cтереопары микрофонов в те времена использовались исключительно для записи оркестровой музыки (в том числе и при использовании оркестровых секций в альбомах Битлз).

В остальных случаях (записи источников через микрофонные или линейные входы) довольствовались моно, тем более, что и носители с музыкой несерьезных жанров )) поначалу были исключительно моно. Зачем же было записывать для них инструменты в стерео? )))

Барабаны в те времена тоже никто не писал в стерео, даже когда начали появляться стереопластинки. Зачастую вообще стоял моно оверхед и такой же рум ))
Фишка со стерео оверхедом, давшая миру знаменитый саунд LZ, была порождением счастливой случайности, и то уже в начале 70х. В середине 70х начали ставить отдельный микрофон на бочку.

Ну, а дальше многие из вас и сами все помнят - по крайней мере, из собственного детства )))
 
  • Like
Реакции: RockMeister
Задумался, что все настолько увлеклись креативностью, что если я просто спою, сыграю, запишу как roxette со всеми его плюсами и недостатками, то стану самым креативным ))
 

Сейчас просматривают