Звуковые трансформаторы

  • Автор темы Автор темы sunet
  • Дата начала Дата начала

sunet

Victor Buruiana, 1959
18 Июл 2005
12.077
6.383
113
65
Chisinau, Moldova
Уже в нескольких темах мы обсуждали трансформаторы ТОТ и пермаллоевые сердечники. Найти при необходимости практическую информацию по трансформаторам, вспомнив в каких это было темах непросто, а потому я предлагаю собирать все в этой теме.
 
У меня есть в запасе трансформаторы ТОТ69, ТОТ79, сегодня нашел еще ТОТ11 на значительно меньшем сердечнике. Раннее по этой причине он меня не заинтересовал, но сейчас появилась одна идея для которой он наверное подходит... Прийдя домой я провел небольшое тестирование, результаты которого привожу ниже. Все трансформаторы без проблемм воспроизводят частоты выше 20кГц, а потому меня интересовал нижний диапазон.

Испытания проводил следующим образом - на первичную обмотку подавал максимальное напряжение которое может дать мой генератор - 5В (RMS) и понижал частоту синусоиды до появления еле видимого искажения формы волны. Испытать на более высоком напряжении возможности у меня нет. Далее выбирал несколько более низких частот и определял максимальное напряжение на этой частоте которое можно пропустить без искажений.

ТОТ11
Соотношение напряжений на первичной и вторичной обмотках примерно 1:2,5.
Понятно что при понижающем и при повышающем включении насыщение наступает при разном входном напряжении. Использовал только концы обмоток, но трансформатор интересен тем что имеет отводы в средних точках обмоток.
Итак:
1. Повышающее включение. Частота появления искажений - 250 Гц.
На 200 Гц - допустимое напряжение 4В, на 100 Гц - 1В, на 50 Гц - 0.7В, на 30 Гц - 0.2 В.
2. Понижающее включение. Частота появления искажения 130 Гц.
На 60 Гц - 2В, на 30 Гц - 1В.
Вывод: До 1-2В, особенно если обрезать низ, вполне пойдет, можно использовать в микрофонах.

ТОТ69 Соотношение обмоток 1:1
Частота появления искажений - 60 Гц.
На 50 Гц - допустимое напряжение 4В, на 30 Гц - 2,5В, на 20 Гц - 1.2В.
Вывод: Если подрезать низ от 30 Гц, можно использовать для симметрии и гальванической развязки до 2-3 В.

ТОТ79 Соотношение обмоток примерно 1:1.5
1. Повышающее включение. Частота появления искажений - 60 Гц.
На 50 Гц - допустимое напряжение 4В, на 30 Гц - 2В, на 20Гц - 1В.
2. Понижающее включение. Частота появления искажения 50 Гц.
На 30 Гц - 3В, на 20 Гц - 1.5В.
Вывод: Аналогично ТОТ69, но с другим соотношением обмоток.
 
-- sunet, чтобы эти измерения имели реальный смысл - трансформатору таки нужна нагрузка.
А на Х.Х. куча трансов выглядит просто замечательно...
 
  • Like
Реакции: kdolotov
Я как то давно измерял ТОТ 105 и ТОТ 129 на предмет искажений.
Картинка во вложении.
АЧХ снизу очень сильно зависит от сопротивления источника. Чем оно ниже, тем ниже граница.
Ровная АЧХ сверху достигается оптимальным сопротивлением нагрузки. Для ТОТ129 это 1-1,5 кОм.
Если сопротивление больше - появляется выброс на АЧХ. Если меньше - завал.
 

Вложения

  • TOT105&129.jpg
    TOT105&129.jpg
    19,7 KB · Просмотры: 5
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: kdolotov
трансформаторы ТОТ69, ТОТ79
Искажения с 60гц, они подойдут для микрофонного преампа, где и так нужно делать срез по низам с 80 гц, мощность по сердечнику 0.25вт.

А вот для микшеров-сумматоров надо смотреть в сторону ТОТ130-153, где мощность по сердечнику 2.5вт, для хорошей передачи низов.
 
чтобы эти измерения имели реальный смысл - трансформатору таки нужна нагрузка.

Забыл написать - нагрузка была 10к - предполагая стандартное входное следующего касакада, хотя резистор можно оставить там в любом случае. А вот по поводу выходного сопротивления генератора...не знаю!

Искажения с 60гц, они подойдут для микрофонного преампа, где и так нужно делать срез по низам с 80 гц, мощность по сердечнику 0.25вт.

А вот для микшеров-сумматоров надо смотреть в сторону ТОТ130-153

Не спорю! На микрофон похоже и ТОТ11 вполне пойдет, тем более что он малогабаритный, а еще и отвод от центра - можно организовать фантом через него. А вот в сумматор я в последний раз поставил на выход ТОТ69. Так вот человек сказал что получилось отлично, звук ожил с трансформатором (до этого я ему делал без трансформаторов). Ведь если подумать - то что делает трансформатор это своего рода эксайтирование по низам - добавление гармоник, причем динамически. Правда через трансформатор проходит в моем сумматоре сигнал в 1-2 В RMS.
 
sunet, отводов там 2 на каждой из обмоток, и центрального отвода нет (у меня есть 4 вида ТОТ и на всех так).

P.S. Посмотрел даташит - у меня все они типа "б". Для "а" и "в" может и есть средний отвод. Не попадались такие.
 
Последнее редактирование:
отводов там 2 на каждой из обмоток, и центрального отвода нет

Сейчас померял - по крайней мере у ТОТ11 отвод практически по центру (он один) - 19 и 21 Ом - разница скорее всего в длине витка, т.к. намотка не в два провода а по очереди и при одинаковом числе витков получается разное сопротивление постоянному току. Весьма интересный трансформатор для микрофонных применений...ну и для маломощных оконечников... хотя сегодня думаю никто их на трансформаторах делать не будет...
 
Есть у ТОТ такая особенность, что они похоже нормировались на коэффициент трансформации, при этом сопротивление обмоток и индуктивность варьируется в весьма широком допуске, потому нужно проводить отбор по парам при необходимости (т.е. брать не меньше десятка).
 
что они похоже нормировались на коэффициент трансформации, при этом сопротивление обмоток и индуктивность варьируется в весьма широком допуске, потому нужно проводить отбор по парам при необходимости

Похоже на то - сопротивления очень серьезно отличаются от паспортных... а вот между экземплярами (я прикупил пол-сотни) разницы практически нет, видимо все из одной партии.
 
Они скорее нормировались для матюгальников и прочей радиотрансляции. У них у всех постоянная времени первичной обмотки около 3 мс, что дает нижнюю границу АЧХ в 50 Гц. Т.е. ниже 50 Гц ( а реально 300 Гц) их использовать практически нельзя. По крайней мере для согласования импедансов.
Всякие спец. применения для гальванической развязки с охватом ООС - только с сильно пониженными напряжениями.
И еще: несмотря на то, что первичная и вторичная обмотки выполнены со средними точками с довольно точным равенством витков, использовать ТОТы как симметрирующие нельзя. Очень большие межобмоточные емкости и даже на 2-3 кГц баланса уже нет. На среднем ОУ симметрия лучше...:holloween:
 
Есть еще одна пока доступная категория звуковых трансформаторов - из dial-up модемов. Там встречались покрупнее и помелче. Думаю что те что покрупнее лучше. Пропорции сердечника у них другие, но по габаритам они похожи на ТОТ. Я выпаивал из старых модемов, но однажды на рынке купил целую партию новых от ремонтников. Сейчас из этой партии попробовал включить на звук - по высоким тоже все номально (ну, это понятно), а по низам очень похоже на ТОТ:

Частота начала искажений при напряжении 5В - 130 Гц

Предельное напряжение на 100 Гц - 3.5В, на 60 Гц - 2.5В, на 30 Гц - 2В, на 20 Гц - 1.5В.

Тоже вполне нормально. Соотношение обмоток примерно 1:1, сопротивление постоянному току порядка 100 Ом. Отводов нет.
 
-- Вопрос: а есть ли вообще смысл ставить трансы на входе преампа (любого)?
АЧХ будет непредсказуемо меняться от микрофона к микрофону - так, может, лучше его куда-нить в середину тракта?
Ну, как спецэффект, отключаемый?
 
-- C выходом тоже могут бытьразные разности - разное входное сопротивление входов,
разная длина и ёмкость кабелей - всё ж будет влиять на звук непредсказуемо...
А "спрятав" транс в серединке можно создать ему стабильные условия для работы,
тогда получаемая окраска ни от чего внешнего не будет зависеть.
 
-- Вопрос: а есть ли вообще смысл ставить трансы на входе преампа (любого)?
АЧХ будет непредсказуемо меняться от микрофона к микрофону - так, может, лучше его куда-нить в середину тракта?
Ну, как спецэффект, отключаемый?
Зачем так искусственно внедрять? Надо использовать естественную возможность получения симметричного сигнала и гальваническую развязку, так и согласование импедансов, т.е. по прямому назначению лучше. Не так уж он заметен в качестве спецэффекта.
 
-- Ещё как заметен! Если, конечно, немножко поколдовать. :)
А вот если он на входе и выходе - параметры тракта будут сильно зависеть
от параметров источника и потребителя сигнала соответственно.
Как минимум - опять начнутся вечные диспуты на тему подходит ли микрофон
к преду, или пред - к дальнейшим элементам тракта... :unsure:
 
-- C выходом тоже могут бытьразные разности - разное входное сопротивление входов,
разная длина и ёмкость кабелей - всё ж будет влиять на звук непредсказуемо...
А "спрятав" транс в серединке можно создать ему стабильные условия для работы,
тогда получаемая окраска ни от чего внешнего не будет зависеть.
Типа такого сделано в UAD.
 
На всякий случай проверил трансформатор от последних моделей модемов. Уж очень он малогабаритный...так что для звука скорее всего смысла не имеет:

Минимальная частота до искажений при 5В RMS - 350 Гц
Выдерживает на 200 Гц - 3В, на 100 Гц - 1.5В, на 60 Гц - 0.8В, на 30 Гц - 0.4В.
 
может сравнить с Люндалем и Таб Функенверб
-- Шутка прошла!

Надо использовать естественную возможность получения симметричного сигнала и гальваническую развязку,
так и согласование импедансов, т.е. по прямому назначению лучше.
-- Для ХОРОШЕГО выхода на трансформаторе - нужен минимум Дженсен с тремя обмотками, для ОС.
Согласование на входе - кроме ламп! - вообще чушь.
Биполярные транзисторы прекрасно и так себя чувствуют, а транс - только шумов добавит.
 
kdolotov, а какой из них может в наш 901ый или 902ой влезть?
Дюже интересно, может сравнить с Люндалем и Таб Функенверб?

Вот в этом посте все размеры. Только они все довольно низкоиндуктивные, разве что через повторитель будут работать.
 
Ну вот, еще один трансформатор, как мне кажется самый интересный - ТОТ65. Катушки по постоянному току - 201 Ом / 65 Ом.
В повышающем включении тянет 5 В без искажений до 75 Гц, на 60 Гц - 4 В на 30 Гц - 2 В, на 20 Гц - 1 В.

В понижающем включении 5 В на 45 Гц, на 30 Гц - 3 В, на 20 Гц - 2 В.

Посмотрел и в верхней части диапазона - при повышении частоты до 100 кГц амплитуда слегка повышается (пару децибелл), а от 100кГц и до 200 кГц (больше генератор не тянет) повышается вдвое.

Интересно на них ди-бокс попробовать...
 
Нашел еще несколько трансформторов - ТОТ2, ТОТ13, ТОТ35 - по размерам как и ТОТ11, все с отводом по центру. Как мне кажется они могту пойти на выход микрофонов, особенно ТОТ35 у которого сопротивление постоянному току у обмоток - 1242 Ома и 326 Ом и на размахе входа в 20В он начинает искажать ниже 55 Гц, а при размахе в 3,6 В - 20 Гц.
Все это при включение обмоток на понижение сигнала, т.е. при использовании обмотки с большем числом витков как первичной.
Вопрос к микрофоностроителям - какое должно быть соотношение обмоток у выходного трансформатора микрофона?

Но самый интересный трансформатор который я сейчас нашел, это ТОЛ11. Сердечник по размерам и весь внешний вид как у ТОТ65, ТОТ69, ТОТ79. Но вот искажения у него начинаются от частоты в 25 Гц при размахе входного в 20В, а при размахе в 12 В частота опускается ниже звуковой... Что это за трансформаторы ТОЛ - нигде не нашел...
 
какое должно быть соотношение обмоток у выходного трансформатора микрофона?
Для себя вывел соотношение обмоток, примерно в 2-3 раза входящих обмоток больше , чем выходных, плюс выходное сопротивление микрофона получается в целом ниже, что тоже важно.
Для директ боксов 1 к 1-му, это другое.
 
Значит маленькие ТОТ вполне пойдут, тем более что сигнал там меньше 1 В. Завтра попробую серьезнее померять их на нагрузку в 1 кОм.

А вот ТОЛ меня просто удивили, вот бы данные на них найти...

Вот, попалось - http://www.vbega.ru/engineering/transfomator/34/index.html
 

Сейчас просматривают