Это материал 4..........." пункт первый..Нажимаем на мастере кнопку "моно"..Слушаем внимательно и
создаём баланс инструментов в глубину. Никаких реверов, естесственно.
Приблизить и удалить звук (пока мы в моно) можно только по двум
параметрам- громкость и тембровая окраска.С громкостью понятно,двигаем
фейдера. А с тембом что? внимательно читаем статьи Алдошиной по
психоакустике, и врубаемся, что чем дальше источник, тем меньше высоких
частот, а небольшие расстояния выявляются ушами в данном случае( моно)
по фазовым сдвигам в районе этих самых высоких..Теперь ищем тот самый
правильный эквалайзер для "удаления", то есть тот, который двигает фазу,
имитируя аналоговые EQ. и их не так много. Для этого берём шельф высоких
(hi shelf), опускаем его дб на 8- 10 и плавно понижаем частоту среза.
Если звук "уехал " вглубь, значит такой EQ нам подходит.В частности, я
считаю самым лучшим waves серии Q...Заметьте, линейные EQ для наших
целей ( пространственная глубина) совершенно не подходят. Они для
другого хороши. например, исправить частотку без последствий для
ориентации...
Продолжение следует. Предложения и дополнения принимаются.
============================
Продолжение. Наша задача- чтоб колбасило, плющило и втыкало. Музыкальные
достоинства произведения в расчёт не берём- это другая тема, потому что
чаще колбасит от материала, чем от крутого сведения. Основная задача-
свести так, чтоб было достаточно громко без всяких максимайзеров на
мастер- шине.. Это борьба с пиками называется, кстати, с ними бороться
можно и в самом начале, ещё до расстановки в пространстве, но я сначала
прикидываю, куда расположу инструменты, а потом уже плющу их , исходя из
желаемых тембровых окрасок. Открываем статейку Алдошиной И.А. и
врубаемся, что максимальную энергию несут в миксе высокие частоты-
следовательно, инструментам заднего плана всё, что выше 16- 18 кГц можно
смело отпилить. Тем же waves Q, к примеру. Разумеется, если
художественный замысел нетленки обязывает их оставить, что уж тут,
оставляем. Дальше. Высокочастотные пики на вокале и акустических
гитарах. Внимательно слушаем и режем. Тут вариантов уже больше, например
диессер на гитаре ( прикольно?) тоже возможен. Главное- не внести особо
слышимых искажений..ну, это правило номер один, конечно. Многообразные
лимитеры и прочие максимайзеры- всё сгодится, дело вкуса и многократных
экспериментов. Лично я считаю, что музыкальней всех с пиками справляется
SinusWeb PeakCompressor VST v2.2 . Обращаем внимание на то, что низкие
частоты конечно добавляют энергии, но не так реактивно, как верхние, так
что с низами для победы над пиками можно и не стараться бороться,
единственное важно- аккуратно подрезать всё, что ниже 20- 30 Гц. И ещё-
в связи с нелинейность ушей самый громкий диапазон 1-4 кГц.. думаем,
надо ли нам их поднять для субъективной громкости отдельных партий..ну,
вокала например, или малого барабана. Пробуйте поделить инструменты по
подгруппам по частотному признаку и подрезать пики общего плана. Думаю,
что это будет звучать музыкальней, чем по сути тот же многополосный
компрессор, только уже в применении ко всему миксу. Громкий и чёткий
микс БЕЗ всякой обработки на мастер шине- никаких лимитеров! Вот цель.
Продолжение следует. Какие ещё бывают варианты угромчения треков без
частотных искажений? ваши варианты.
============================
Прежде всего звучат исходники. Если сам тембр тухлый, вся компрессия-
что мёртвому припарки. Надо перелопатить гору семплов, чтобы подобрать
тот самый. нужный. Иногда получается совсем неожиданный вариант. Как
правило, семплы и тембры звучат совершенно по- разному в миксе и сами по
себе.Так что выбирать звук нужно, слушая Весь микс. Очень важна
длительность той же бочки, Сочетание с линией баса и тд. и тп. Это
вопрос скорее аранжировки, чем сведения. Не знаю способов искусственно
удлинить BD для того, чтоб самый низ ( уханье) пришлось аж на слабую
долю. Большая проблема обычно сделать читаемыми бас и бочку раздельно..
Я знаю только пару способов. Имеется ввиду, что BD и бас играют вместе,
а не по очереди- так вот, смотрим спектронализатором основную частоту у
BD ( самую громкую) и вырезаем узкую полосу этой частоты в басе.
Пользоваться нужно фазодвигающими EQ, в линейных в данном случае смысла
нет.И ещё вариант- хорошо подходит для живого баса- и BD и бас сунуть в
одну подгруппу и закомпрессировать, оставив атаку бочки- 15-35 мсек
(атака) и выбрав время восстановления. ( обычно 100- 140 мсек) Любые
варианты на слух возможны. степень сжатия тоже подбирать на слух, чтоб
не сильно раскачивало. пампинг- это всё таки спецэффект, а не правило..
Максимайзеры- в основной массе своей- пиковые лимитеры с
автонормалайзом. Годятся для финального мастеринга. Применения при
сведении, (например популярные серии waves L1 L2 ) я так и не нашёл.
слишком агрессивны, и плющат всё, что можно.
Про компрессию так много понаписано...и всё что нужно знать- как оно
работает, и что можно поменять- время срабатывания, степень сжатия, и
длительность работы. Все свойства и эффекты выявляются на слух при
первом же эксперименте. Интересно другое- многополосная компрессия,
частотно-зависимая, компрессия "наоборот"- экспандер так
называемый....много работы для изучения..
============================
Тема эквализации очень обширна. Про спектр разных инструментов
рассказывать смысла нет, потому что есть спектроанализаторы- взял да
посмотрел. Очень полезно для понимания временнЫх процессов поглядывать
на цветные картинки, создаваемые, к примеру SpectraLAB в режиме
spectrogram- можно разглядеть даже тембры отдельных инструментов. Я это
к тому говорю, что нету никаких рецептов типа - бочка должна быть пик 60
гц, полочка до 150, спад 24 дб на октаву вверх,6 дб вниз......это не от
жлобства, а от невозможности вычислить всё разнообразие музык и стилей.
И главное правило- что правил нет. Было бы желание. учиться. Если оно
есть, не всё ещё потеряно.
. Много вот говорят- слушать слушать и
слушать. Да, это так. Но надо НАУЧИТЬСЯ слушать. Если кто знает
какой-нть спец. тренинг для звукорежиссёров, буду счастлив почитать об
этом хоть что-то. А пока слушаем эквалайзеры. (см. выше...). И пытаемся
представить объемную картинку. Я придумал для себя, к примеру
виртуальное помещение 3х15 метров и стараюсь разместить в нём
инструменты только балансом и частоткой. Такое помещение может быть
любым, а может и не быть помещением- например, это лес, или берег моря.
У звукорежиссёра огромная палитра выразительных средств, так почему бы
не попробовать ими воспользоваться на всю катушку.. на 400 процентов?
Для усиления эффекта..чтоб самый дремучий глухой чайник сразу
почувствовал объём и нечто эдакое, кайфное..
...? Чтобы инструменты не
перекрывали друг друга, нужно 1 разместить их в пространстве и 2-
попробовать слегка придавливать разные частотные области, к примеру 400
в LEAD, 800 в PAD, 1000 в STRINGS, но список способов можно долго
продолжать, я так подумал...Мы пока всё ещё не отжали кнопку моно на
пульте...
============================
http://www.625-net.ru/archive/z0201/theory_2.htm
Из этой и следующих статей можно многое почерпнуть полезного для нас,
простых смертных..
. А например, что опознавание тембра происходит не
только по спектральным его качествам, но и по временнЫм изменениям
спектра, громкости, фазы. ещё хрен знает чего.. Описаны в основном живые
инструменты, но мне кажется, что тоже самое можно сказать и про всё, что
мы в компе нарулим сами. Появилась вот сейчас идея улучшить читаемость
некоторых звуков только за счёт их атаки, то бишь компрессируем,
оставляя атаку в 40- 100 мсек, (например,чтобы улучшить слышимость
оргАна, оставляя его на заднем плане..).. Ещё уши можно обмануть всякими
приборами психоакустической обработки..Попробуйте, к примеру waves maxx
bass пресет multimedia сунуть в инсерт баса...и этот бас станет слышен
даже в самых мелких компьютерных колонках, а всё потому, что мозги наши
видят суслика там, где его по определению нету, иначе откуда низкие
частоты на бумбоксах с динамиками по 5 см. диаметром..? не помню точно,
но кажется вторая и третья гармоника, поданная нам в уши, субъективно
поднимает, или вообще достраивает основной тон. Так же успешно
обманывают наши уши всяческие улучшайзеры, осветляя, окрашивая верхнюю
часть спектра, делая "чище", "прозрачнее", и всё такое способом
сочинения несуществующих в изначальном сигнале гармоник..Необходимо
помнить главное- если в процессе аранжировки или записи кажется, что
звуки друг другу мешают, лучше их заменить. или перезаписать, чем потом
долго и не всегда успешно бороться с балансом.
============================