Запись хора под минус в концертном зале?!! Дилемма.

Mateush1982

Active Member
5 Авг 2009
435
202
43
42
Krasnoyarskiy kray
Здравствуйте Уважаемые форумчане! Собственно сабж... На данный момент нахожусь непосредственно на месте записи ... Зал - примерно на 200 мест .. Знакомый сделал современную обработку народной песни... В наличии mbp pro 17 , apogee duet 2, цифровой пульт Yamaha ls9 на 32 канала, стереопара AKG C414 BX II ... Могу еще к2 в помощ поставить .. На данный момент выставил стереопару : расстояние между капсюлями 17 см под углом 110 градусов кардиоида... Расстояние до хора примерно 4 метра ... Подал в мониторы минус (немного) -попробовал . Когда поешь один - в минус попадаю... Правда боюсь что народники своими голосами задавят фонограмму из мониторов и будет не в кассу.... С наушниками для всего состава 20 человек -проблема... Народ подскажите варианты... Да и по схеме расстановки микрофоны и выбора расстояния есть сомнения . ? Аранж EuroDance ... При записи чувствуется естественная реверберация зала ... Если с народными инструментами это можно записать в плюсы , то с минусом по стилистике как то не клеится. Вобщем подмогите советом !!! Заранее всем благодарен. image.jpgimage.jpg
 

Вложения

  • image.jpg
    image.jpg
    1,8 MB · Просмотры: 13
Последнее редактирование:
Дирижёру наушники и пусть махает.
Неее! Не пойдёт. Хор, не слыша фонограммы, не сможет ровно петь, только глядя на руки дирижёра, да ещё при этом не слыша тональность.
И всё таки придётся решать вопрос у наушниками, хотя бы дешёвенькие, но каждому, или одни ухи для двоих, и усилитель для них на много дырок на выходе.
 
Хор, не слыша фонограммы, не сможет ровно петь
Он даже слыша фонограмму не сможет ровно петь :) Репетировать надо. Давать тональность между куплетами (если есть разрывы).
Баянчик сзади пусть унисонит, баянисту тоже уши дать.
А вообще, наши академисты и народники, сталкиваясь с метрономом, не находят пауз для дыхания :) И недоумевают, почему фонограмма спешит.

ВсеM надо выдать наушники.
Представь 40 цыкалок - их же слышно будет.
 
Поставить хор полукругом и ближе к микрофону. Минус дать как можно меньше, потом немного добавить (по ходу репетиции) и при записи сделать немного тише. Как уже писалось - дирижеру наушники. А вообще я когда писал большие коллективы, сделал себе усилитель на 10Вт и к нему распределитель и 20 пар дешевых наушников с индивидуальными регуляторами на шнуре.
 
RockMeister,
Думаю нет, вот примеp:
Тоже запись хора
[video=youtube;eNXJqNHUGjQ]http://www.youtube.com/watch?v=eNXJqNHUGjQ&feature=player_embedded[/video]
 
Пишу хор примерно в таких же условиях. Два мика. Восьмёркой на обоих по партиям. Сначала тенора, вторые тенора, затем баритон и бас. Фанеру даю в монитор. Режу на ней низ оставляя цикалки и рабочий. Пробую делать монитор как можно тише и убираю его от миков как можно дальше. Причём направление восьмёрки параллельно сцене, а монитор перпендикулярно микрофонам. Т.е. максимально стараюсь разместить монитор в мёртвую зону миков. Всё равно лезет конечно, но как то приноровился. Хор ближе к микам и чувств. поменьше. Я так кручусь))) А, забыл - хор мужской.
 
В книге "сведение разумом" (Ставроу) есть описание техник записи нескольких исполнителей с громким мониторингом. Прям чтобы без проникновений фонограммы в микрофон. Рекомендую.
 
  • Like
Реакции: notebook и KOTOPES
Поставить хор полукругом и ближе к микрофону. Минус дать как можно меньше, потом немного добавить (по ходу репетиции) и при записи сделать немного тише.
Когда хор ближе к микрофонам, появляется другая проблема, нарушается баланс голосов исполнителей, т. е. кто ближе к микрофону, тех громче слышно в записи (при большом количестве певцов, в одну шеренгу полукругом не уместишь), тогда как, при естественном пении звучит ровно и монолитно. Во вторых, они привыкли петь в своей расстановке на сцене, а тут ставишь их полукругом, для них это не естественно, что сказывается на качестве пения.
А минус через колонки, хоть и максимально тихо, неизбежная грязь в миксе.


Сначала тенора, вторые тенора, затем баритон и бас. Фанеру даю в монитор.
Вся ценность, записать хор целиком одним проходом, когда они чувствуют и слышат друг друга боком, а по частям не будет того эффекта пения, хотя и можно свести нормально.

Тут однозначно, запись с минусом через наушники.
 
Последнее редактирование:
Была подобная проблема этим летом - писал под минус хор из 30 человек. Ушей было немного, штук шесть, их дал дирижёру и основным голосам, под которых строились все остальные. Да ничё вроде, спели... :)
 
как вариант прописать хор с минимально комфортной громкостью фонограммы, и прописать фонограмму без хора, ничего не меняя (положение певцов, громкостей мониторов и прочего). ну и вычесть. Никакой практики, просто логика подсказала такой вариант, может и прокатит)
 
как вариант прописать хор с минимально комфортной громкостью фонограммы, и прописать фонограмму без хора, ничего не меняя (положение певцов, громкостей мониторов и прочего). ну и вычесть. Никакой практики, просто логика подсказала такой вариант, может и прокатит)

Вы имеете ввиду вычесть из записи с хором - запись без хора? Посредством расфазировки? Интересный вариант конечно.
Интересно что бы могло из этого получиться.
 
Arsagorius, да, вычесть в противофазе. если при записи певцы будут максимально статичны, то, думаю, можно добиться неплохих результатов. в любом случае верха фанере лучше отрезать, это будет самая проблемная область
 
Я бы с двумя микрофонами сильно не мудрил в такой ситуации, бо сценка маленькая, а мониторы нужны. Обрезными фильтрами фанограмму порезал бы.
Систему микрофонную хорошо ставить на акапельные дела, а тут другие правила, на мой взгляд.
Я бы разделил хор на условные три части и поставил бы микрофоны по линиям, которые условно делят хор. И чуть-чуть развернул бы микрофоны в стороны краев. За ними(микрофонами) расположил бы мониторы.
ORTF пробовал в этих же условиях - звук хора понравился значительно больше, чем выше описанная фигня, но вместе с правильным балансом хора писалось очень много минуса, поэтому отказался от этой затеи.

Немного из своего творчества:
[video=youtube;R9SDf-M8Ybc]https://www.youtube.com/watch?v=R9SDf-M8Ybc[/video]
Записанно двумя зелеными микрофонами MXL, в аудиокарту TC 48, сводилось в ту же ночь в Баерах DT 100 через карту макбука в 9-ом Лоджике.
Фанера изначально была мр3 с низким битрейтом в моно. Певунов-профи нету, хор церковный любительский.
Май 2012г. Понятно, что видео постановочное и певун-солист записывался отдельно.
 
  • Like
Реакции: notebook и KOTOPES
Вдруг чем-то полезным окажется мой опыт)))
в 2009 году писал своих подопечных (непрофессиональный ансамбль, студенты, хотя получили статус народного года два назад) нужно было тоже тоже запись живаго, ибо 25 человек и могли это петь только ощущая плечо товарища - с этой песней кстати два гран при взяли на городском и областном конкурсах)))
Хотел сначала в большом концертном зале (на 800 с хреном мест), но не срослось договориться с именно по расписанию (наш зал обычно расписан поминутно для репетиций местных коллективов).
Посему принял волевое решение писать у них в репетиционной комнате - она квадратов 20, частично заглушена.
Взял 5 конденсаторных ElectroVoice (ручные сценические, серия кобальт, а вот модель уже не помню), пульт на 16 дырок (какой-то бехрингер евродеск) и минидисковую деку))))))
Вокалистов поделил на партии: сопрано, альты первые, альты вторые, тенора и баритоны.
Каждой кучке - по микрофону. Стояли небольшим полукругом (каждая кучка у своего микрофона), чтобы видеть и друг друга и руководителя.
Два монитора (с крутым обрезным фильтром НЧ и зуток заваленой серединой) на пол с тыловой стороны микрофонов. В аранжировке оставил только гармонию и минимум ритмических вещей, чтоб с темпа не убегали.
Рулил и настраивал звук по ходу исполнения и писал "суммой" на минидиск. Долго писал)))) Потом все тейки с минидиска принес в студию и из разных тейков брал удачные моменты и месил с аранжировкой.
Собственно вот что вышло в конечном итоге.
 
  • Like
Реакции: notebook и KOTOPES
Записанно двумя зелеными микрофонами MXL

Расскажи как располагал микрофоны (расстояние от хора и какую микрофонную технику записи использовал). Где ставил мониторы (или использовал наушники?).
 
да, вычесть в противофазе. если при записи певцы будут максимально статичны, то, думаю, можно добиться неплохих результатов.
Эта мысль теоретически очень привлекательна :-). Но на практике этого не получается сделать совсем. Слишком много дополнительных изменений в звучании фонограммы происходит до её возврата на АЦП: характеристики АС, акустика зала, АЧХ и направленность микрофонов и расстояние до них от АС, препятствие в виде исполнителей - всё имеет значение. В результате получится другая, но, всё равно, каша :-).
 
]Den[;1715915 написал(а):
Расскажи как располагал микрофоны (расстояние от хора и какую микрофонную технику записи использовал). Где ставил мониторы (или использовал наушники?).
Так я перед этим как раз и описал как ставил.
Микрофоны стояли на расстоянии пары метров от хора на высоте верхнего ряда, слегка направив микрофоны вниз.
Мониторы ставил близко у микрофонов(вроде как) - хоть сзади, хоть спереди расстояние до микрофона достаточно большое получается в итоге.
Наушники были только у дирижера.
 
  • Like
Реакции: notebook и ]Den[

Сейчас просматривают