Низ и сабы в очень маленьком клубе и другие проблемы

  • Автор темы Автор темы Komal
  • Дата начала Дата начала

Komal

Active Member
24 Ноя 2011
207
33
28
Samara
Здравствуйте, люди. Я пришёл с проблемой, но сперва предыстория

Я никогда не интересовался концертной "звукорежиссурой", если это можно так назвать, особенно малых залов. Студийная крыса - больше по мне, но вот в виду многих обстоятельств я оказался там, где оказался, посему хочется делать, делать хорошо и лучше из раза в раз. Как попало что попало не хочу, если за слишком долгое время ничего не сделаю существенно лучше - просто уйду. Но пока что есть ряд проблем, которые хочется и необходимо исправить.

И вот самая главная это тотальная нехватка низа. Просто ужас. Причём на своём месте (в конце зала возле стены на высоте где то метр от пола) звуковая картинка вполне сносная, низ жирный, бочка чувствуется. Вокал читаем.

В зале ситуация намного хуже. Низ не чувствуется вообще (слышно конечно когда отключаешь сабы, но....... этого реально мало). Сабы пассивные, 6 штук, какие именно сказать не могу, возможно даже самопальные. Может быть стоят неправильно? Тогда как ставить? Или есть какие-то нюансы, которые я пока просто не знаю?

В общем буду благодарен за любую помощь, отзывы и подсказки

PS Прикладываю схему клуба, наиболее точно старался показать все нюансы расстановки, и не очень удачную фотографию со своего места (удачного фото просто не нашлось пока ещё), но всё таки чтобы хоть как-то визуально представлять себе это.
 

Вложения

  • n2w-Y_6sQBQ.jpg
    n2w-Y_6sQBQ.jpg
    43,8 KB · Просмотры: 24
  • AA_MO2JqziM.jpg
    AA_MO2JqziM.jpg
    234,3 KB · Просмотры: 31
Можно будет попробовать оставить по два суба на сторону, поставив друг на друга, а сами порталы уже на них сверху в одну колонну и развернув малость веером. Получится общая высота около 2.5м, а с центра оставшихся 2 суба убрать. Зал очень маленький, должно нормально хватить.
 
  • Like
Реакции: Komal
Сабы все в фазе работают? А то ж, может перепутали фазировку у некоторых, и они друг друга гасят ) Так похоже по симптомам
 
  • Like
Реакции: Komal
Вот про фазу в матчасти я совсем лох.. как вернуть фазировку на место? Мне говорили уже про это, что возможно у стены много низа потому что только отражения и можно слышать
 
Легко можно проверить, если сабы подключать по одному. Сначала чтобы работал один, потом добавлять второй, третий и тд. При подключении противофазного саба будет провал по басам сразу.

А вернуть на место... ну, у колонок есть плюс и минус, у усилителей тоже клеммы обычно промаркированы. Надо проследить, чтобы все было одинаково соединено на всех сабах. Если сабы самопальные, то может быть внутри неправильно динамик подключили. Фаза может быть перепутана и на входе у усилителя где-то. Возможно какой-то один кустарный шнур всему виной
 
  • Like
Реакции: Komal
Методом научного тыка и на слух конечно можно отстраивать АЧХ в помещении. Но это путь долгий и с не предсказуемыми результатами, тем бюолее, если у вас нет никакой документации на Порталы и Сабы...
НУЖНО МЕРЯТЬ! Это если -
хочется делать, делать хорошо и лучше из раза в раз. Как попало что попало не хочу, если за слишком долгое время ничего не сделаю существенно лучше - просто уйду.
Для того чтобы знать что делать, нужно для начала Понимать ЧТО ЕСТЬ.

Для этого много не нужно - нужно ЛЮБОЙ Ноутбук с аудиокартой и с микрофонным входом и калибровочный микрофон.
Нормальный бюджетный вариант это -
http://soundmaster.kiev.ua/shop/izmeritelnyj-mikrofon/behringer/ecm8000
100$ и возможно и дешевле найти можно.
Но нужно на микрофонном входе иметь 48v.

Ещё нужно иметь eLicenser USB -
http://www.elicenser.net/en/
идёт в общем-то с любой из Стэйнберговских прог, но и с многими другими и отдельно купить не проблема, ну вот в Украине -
http://www.jazzclub.com.ua/studiya/apparatniie-klyuch-steinberg-key/flypage.tpl.html
В общем по максимуму ещё 40$
30-и дневная полнофункциональная дэмка -
http://www.realsoundlab.com/products/measurements/
http://www.realsoundlab.com/support/downloads/

И снимете Идеально точную характеристику вашей аккустики в помещении!
Сможете, меняя расстановку и проверяя фазировку видет как меняется результирующая АЧХ.
Сможете, если работаете через софтовый микшер, поставить их-же плагин и подгрузить корректирующий ВАШЕ помещение фильтр - СССССССИЛЬНО УДИВИТЕСЬ РЕЗУЛЬТАТУ!
 
Ещё пара вопросов:
1. С залом наполненным людьми слушать пробовали, как меняется характер звука?
2. Может быть у Вас просто слишком много в гитары (середина) ввалено (или с порталов, или с комбарей со сцены), что они всё глушат?
 
А не связано ли это с тем что в центре помещения как бы всегда низа меньше чем в углах или у стены? Зоны локального повышения давления, чтоли называлось это...
Что то я читал по этому поводу... Сорри если дико туплю и это вообще бред
 
Сорри если дико туплю и это вообще бред
Это не бред, в разных точках помещения, если его никак не обрабатывали специально особенно, будет совсем разный по спектру звук. И вдоль стен и в углах с басом будет всё совсем по другому, нежели в центре этого помещения.
Тут и есть проблема у звукорежисёра - он как правило не может поставить пульт в зоне идентичного со слушателями спектра.... Это реально сильно мешает рулить звук.
 
Komal,
Начните с простого - возьмите колонку с 12 или 15 дюймовым динамиком, подайте на нее синус 80-100 Гц и поперемещайте вдоль стены. Обратите внимание на громкость - она должна изменяться в зависимости от положения колонки. Найдите точку максимальной громкости и туда сдвиньте субы. Возможно, вам придется немного(реально и пол метра может хватить) передвинуть субы.
Как уже сказано, включайте субы по одному - вы должны постоянно слышать увеличение давления(используйте тот же синус и совершенно не обязательно делать громко в это время).
Кстати, а как они у вас включены? Моно сумма каналов или левый и правый?
И еще, если перемещаться по ширине зала, то давление остается постоянным или есть места явного отсутствия низа?
Кстати, - подиум в маленьком клубе зло. Был такой опыт моей юности - постоянно пролетал с низом, после того как в клубе появился подиум.

я тут в какой то теме уже рассказывал про историю с субами... Вот, нашел: http://forum.rmmedia.ru/showthread.php?t=102764&page=2&p=1570105&viewfull=1#post1570105
Это я к тому, что хрен знает что у вас там за ситуация.


ЗЫ мне не нравится когда субы стоят в одну линию. Но если есть необходимость в этом, то лучше ставьте субы не в одну линию, а по окружености. Каждый саб относительно соседнего заворачивайте на 15 градусов.
Это мне больше нравится делать на танцевальных мероприятих, типа такого:
[video]http://www.vottv.ru/den_rozhdenija_zagorodnogo_kluba_chajka_2013_2[/video]
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Komal
Спасибо всем большое за советы. Понимаю, что даю слишком мало информации, за что извиняюсь. Не успел как следует оглядеться, в ближайший же рабочий вечер всё запишу/расфоткаю/зарисую уже детально.

Что пока что понял - однозначно стоит пересмотреть расстановку сабов. Правда надо будет это согласовать с практичностью ещё. Ну и с фазой пробить тоже, это чуть дольше. Кстати про расстановку... если поставить их колоннами 2х3, это может принести пользу? Просто обычно сабы ставят в самый низ, а вот если их расположить вертикально один на другой три штуки, а 4ый и 5ый верхние это будут сами порталы уже?

Что касается того, что глушит то или сё - да, может такое быть отчасти, но я даже когда чужие треки ставлю - чувствуется очень сильно нехватка низа. Причём на всяком аде типа ASAP ROCKY гоняю, и всё равно... мало его. Хотя и акустика вносит свою лепту.. стены бетонные, потолок без всяких ловушек, стена напротив сцены кирпичная. Представляю что на стройке та же ситуация..

Сабы подключены не знаю называется как, короче когда на микшере увожу панораму влево - работают сабы, когда вправо - сабы пропадают. Кроссовер на 140гц.

В общем двигаю сабы, включаю по одному и собираю больше информации, на днях будет. Спасибо большое всем за отзывчивость!
 
Сабы подключены не знаю называется как, короче когда на микшере увожу панораму влево - работают сабы, когда вправо - сабы пропадают. Кроссовер на 140гц.
Явно непорядок!
Должно называться кроссоверов. Варианты реализации могут быть как аналоговые, так и цифровые(уточните ваш случай, пожалуйста, вместе с моделью).
Очень высокая частота деления. Я позволяю иногда субам работать до 120-130Гц(как в описанном выше мною случае с VRX), но вряд ли ваши субы способны работать так(очень) высоко.
Субы на 15-ах или 18-ах? А сателлиты на 12-ах или 15-ах?

Ок. Предположим субы работают от левого канала, значит надо сделать так, что бы они работали и от правого. Разберитесь с коммутацией. Субы должны работать и от левого и от правого канала, либо всегда все, либо по три, соответственно. Логично, что от пульта два шнурка идут в мастер EQ(если он есть), а от туда два шнурка в кроссовер. Из него же уже , предположим, четыре (а может и шесть) шнурка на усилки(два ВЧ/СЧ+НЧ).
Предполагаю, что у вас три усилка на субы и люди до вас не придумали ничего иного, как взять один канал НЧ и отправить на усилок, а последующие усилки просто залинковать от него. Так же, логично предположить, что еще у вас два усилка на сателлиты(это уже не меняет сути дела). Посмотрите как включены усилители - стерео или бридж(почти везде есть такой переключатель). Уточните модели усилков.


Кстати про расстановку... если поставить их колоннами 2х3, это может принести пользу? Просто обычно сабы ставят в самый низ, а вот если их расположить вертикально один на другой три штуки, а 4ый и 5ый верхние это будут сами порталы уже?
Вот нечетное количество субов на сторону меня всегда ставит в тупик, честно говоря... Было бы их четыре, я бы голосовал за сборку 1-2 вплотную друг к другу и на них сверху 3-4, ну а них уже сателлиты, этакая трехэтажка получается.)))
Вообще, собирать субы в бин(не знаю как правильно назвать даже) вообще не зло, а наоборот.
Кстати, стоит посмотреть правильно ли установленны субы. Видел как вертикальные субы укладывали, а лежачие ставили. Мотивировали визуальной составляющей, а потом дивились почему не работает нормально... Возьмите один суб и покрутите его. В случае с самопалом результат может очень удивить.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Komal
Оппа. Я просто по глупости думал что это один из способов таким образом наоборот не позволять противофазничать низам если они в стерео.... мол оставляем моно и красота
 
золотой вы человек, Drap, у меня аж настроение поднялось! проясняется :holloween:
 
Добавлю к советам еще и то, что расставить их нужно в середине каждой стены, но если у вас есть 2 длинных стены и 6 сабов, ставьте так:

daicehawk, позволю себе не согласиться с этим предложением. Аргумент - слишком большое влияние друг на друга окажет каждый суб и будет полная неразбериха. Ни о какой равномерностив зале не может быть и речи.
И слово "нужно" лучше заменить на слово "можно", как мне кажется.
 
С проверки фазировки сабов и шнуров бы начать, а то будешь париться расставлять, а потом окажется, что все зря...
 
daicehawk, позволю себе не согласиться с этим предложением. Аргумент - слишком большое влияние друг на друга окажет каждый суб и будет полная неразбериха. Ни о какой равномерностив зале не может быть и речи.
И слово "нужно" лучше заменить на слово "можно", как мне кажется.
Вам кажется, а я в курсе. Длина волны в рабочем диапазоне сабов велика настолько, что ей наплевать на расстояние, а вот некоторое взвешивание (читай: выравнивание) по низу в помещении произойдет. А ставить надо туда, где нули модов - в данной схеме первый осевой мод короткой стены посередине и нули второго осевого по длинной стене. https://www.google.ru/search?q="six...ltiple+subwoofers+placement&safe=off&tbm=isch
 
Опять хай файная теория в клубный звук... :whistling:
Даже не буду тратить время на обсуждение этого.

Не, ну если так хочется, то приведите примеры удачных инсталляций по этой схеме.
Я примеры своей работы привел(см.выше).
 
Последнее редактирование:
Не, ну если так хочется, то приведите примеры удачных инсталляций по этой схеме
Питер, „Зал Ожидания" — но здесь я категорически против этого, слишком маленький зал.
С фазировкой мы поняли что надо разбираться. Не понятно сколько усилителей питают систему и их мощность, не понятно пустое пространство под сценой или нет, не понятно есть ли системный процессор или только кроссовер.
Допустим, у нас идеальный вариант: с фазой порядок, на каждый саб по каналу усиления, мощность не менее 500W на канал, под сценой пустота и есть процессор. Я бы сабы собрал по кардиоидной схеме — второй и четвёртый развернул назад, частоту раздела опустил до 100-110Гц и задержал бы сабы на 5-7мс. Не буду сейчас вдаваться в физику процесса, кому надо инфу найдёт, но это должно сработать.
 
Питер, „Зал Ожидания" — но здесь я категорически против этого, слишком маленький зал.
Вот о чем и речь: надо адекватно соотносить решение с площадкой. А то масштабировали решение из тысячника в кафешку. Кстати, а вам доподлинно известно как там реализованна эта схема?

Я бы сабы собрал по кардиоидной схеме...
А смысл в данном случае?
 
Кстати, а вам доподлинно известно как там реализованна эта схема?

А смысл в данном случае?
Доподлинно, я там много раз работал сам, и очень хорошо знаю тех, кто это реализовывал — обсуждали все достоинства и недостатки такой схемы.
Смысл в локализации энергии низкочастотных звуковых волн.
 
Доподлинно, я там много раз работал сам, и очень хорошо знаю тех, кто это реализовывал — обсуждали все достоинства и недостатки такой схемы.
Смысл в локализации энергии низкочастотных звуковых волн.
Смысл то понятен.
Ну вот раз вы в курсе ситуации, то расскажите как согласуются сателлиты с дальними субами или они просто стоят через весь зал, а , например, временной и фазовой задержкой решили принебречь, бо клуб и пофиг?
Вообще, рассказали бы всем присутствием о достоинствах и недостатках данной схемы, полагаю, всем присутствующим было интересно об этом узнать.
 
Drap, 8 линий на сабы — две спереди (кажется по 2 саба на канал) и 6 сбоку, работающих попарно лево/право равноудалённых от порталов. На каждой линии своя задержка. Достоинство — низа много и он хорош, недостатки — он тяжело управляем, чуть перебрал с бочкой и звук вышел из под контроля. Но все кто там хоть раз работал, эту особенность знают и быстро к ней привыкают.
 
кое что по спецификации расшарил DSC06474.JPG DSC06475.JPG

собственно нижний идёт на все сабы, а верхний на 4 портала. такие дела.
 
Komal, это просто ужас. 6 сабов на одном усилителе!!! Это никакого блока питания не хватит. Тут как сабы не ставь, звучать не будет. Попробуйте сделать вот что. Наверняка в усилителе есть мост. Подключите 3 саба по мостовой схеме, остальные оставьте мебелью. Усилителю станет намного легче, скорость нарастания тока на выходе вырастет и соответственно улучшится атака на низах. В крайнем случае, оставьте по 2 саба на канал. А вообще, в инструкции к усилителю, наверняка есть рекомендации на этот счёт. Можете попробовать таки кардиоиду, на один канал 2 саба вперёд, на второй один назад (должен стоять посередине) и поискать соотношение громкостей каналов. Вам ничего не остаётся как экспериментировать. Варианты есть.
 
  • Like
Реакции: Komal
DmitryYa, спасибо! Попробуем пошарить. Кстати сабы крутил вертел - 2 кажется самопальные, или просто без уже каких-либо опознавательных знаков, а 4 proel... подозреваю что ниже некуда
 
В общем частично решена проблема. Попытки подключать по одному, менять саму схему подключения и тд не увенчались успехом, всё становится только хуже. Остановился на том, что передвинул кроссовер на 80гц и задрал уровень сабов повыше. Перед сценой по прежнему провал, но когда смотришь на басиста хотя бы понимаешь что он действительно играет. Метрах в 5ти от сцены уже начинает появляться нормальный низ. В общем ограничимся пока этим. Всем спасибо за помощь, кто участвовал!
 

Сейчас просматривают