ДСП плагины это лишь частный случай. Просто в специфике данного форума наиболее часто ипользуемый вид, но тут так же не забывайте и про МИДИ плагины, и про инструменты... В общем случае, видов как и грязи - ограниченно лишь возможностями предоставляемого хостом интерфейса.
А вот VST, RTAS и т.д. это и есть названия задокументированных интерфейсов для подключения плагинов к различным хостам. Также существуют и проприетарные итерфейсы, те, которые разработчик хоста не раскрывает.
С качеством обработки не все прозрачно. С одной стороны, в случае чисто цифровой обработки сигнала, применяется некий математический алгоритм, а т.к. 2x2 равно 4 на любом калькуляторе, ну, по крайней мере, в подавляющем большинстве случаев, и алгоритм ДСП может быть повторен на любом железе. С другой стороны - за железки просят денег. Далеко не малых. И дабы железки продавались алгоритм различается в реализации для компьютера и для выделенного аппарата. Очевидно, где реализация будет качественней. Иначе кто ж купит то?
Но стоит отметить и еще моменты: проприетарное железо позволяет не только принести ощутимую прибыль, не только надежнее защитить алгоритм от кражи и копирования в наше неспокойное для творцов время, но и четко контроллировать загрузку процессора(ов) в жестких условиях работы в режиме реального времени. Хотя последнее, при мощностях современных персональных компьютеров, становится достаточно призрачным аргументом. Так что различие алгоритмов имеет под собой некие объективные причины, хотя в основном и меркантильные.
Да, к качеству обработки следует добавить еще и мерканто-психо-аккустику(с) - железка за $3000 звучит горадо лучше, нежели VST plugin, купленный за $20. Даже если результаты обработки вычитаются в ноль.
Ну а задержка, задержка есть всегда. В той или иной степени, может быть незаметной, но есть всегда. Способы борьбы одни - оптимизация алгоритмов и наращивание мощности железа. Плюс алгоритм обработки, к тому же, может упрощаться для работы в реальном времени. Современное железо позволяет работать с задержками порядка нескольких миллисекунд, что не ощутимо для человеческого уха.
Как то так, в общем.