Нормирование громкости и максимально допустимый уровень аудиосигнала [EBU R 128-2011]

PeteCole

Member
11 Мар 2008
59
14
8
В августе 2011 года была опубликована рекомендация EBU* R 128, в которой суммировались все наработанные за последние годы идеи по совершенствованию методов контроля качества звукового вещания.

В этой рекомендации, озаглавленной “Нормирование громкости и максимально допустимый уровень аудиосигнала”, подчёркивалось, что:

- нормализация аудиосигналов по пикам приводила к значительным различиям в громкости между каналами вещания;

- показания стандартизованного в европейских странах документом EBU Tech Doc 3205-E и обычно использующегося измерителя квазипиковых значений уровня QPPM не отражает громкость сигнала, т.к. это прибор изначально не предназначался для регистрации среднего значения сигнала;

- при быстром росте цифрового производства фонограмм и цифровой дистрибуции аудиоконтента нормирование разрешённого максимального уровня аудиосигнала, определённое документом ITU-R BS. 645, не соответствует современным требованиям и изжило себя;

- документом ITU-R BS. 1770 определён международный стандарт измерения громкости аудиопрограмм, вводящий новый параметр аудиосигнала – единицу громкости.

В соответствии с вышеизложенным, Европейский вещательный союз рекомендует при измерениях аудиосигнала пользоваться новой единицей уровня LU (Loudness Unit) и LUFS (единицей громкости относительно полной шкалы). (Наименование “LUFS”, соответствует международной конвенции по терминологии и эквивалентно наименованию LKFS, которое используется ITU-R BS.1770-2).
Рекомендуется для полной характеристики передачи производить измерения по трём основным параметрам:

- Громкости программы ( Program Loudness);
- Диапазону громкости (Loudness Range);
- Максимальному мгновенному уровню (Maximum True Peak Level).


Основные правила измерений этих параметров сводятся к следующим пунктам:

- За номинальное значение громкости программы документом EBU R 128 рекомендуется принимать уровень равный -23 LUFS, а в случаях, когда точное поддержание номинального уровня недостижимо (например, при живой трансляции), допустимое отклонение от номинального уровня не должно превышать ± 1,0 LU.

- Аудиосигнал передачи должен быть, как правило, измерен как единое целое без выделения отдельных специфических фрагментов, таких, как речь, музыка или звуковые эффекты.

- Максимально допустимый мгновенный уровень передачи должен быть равен -1 dBTP (децибелы истинного пика).

- Все измерения должны производиться измерителями, специфицированными соответствующими документами: ITU-R BS.1770, EBU Tech Doc 3341 и EBU Tech Doc 3342.

Ссылка на полную статью: http://prosound.ixbt.com/education/loudness-metering/meerzon.shtml

*EBU - European Broadcasting Union (Европейский вещательный союз)

Для справки, членами EBU (EBC) в России являются только "Первый канал", "ВГТРК", "Радио Маяк", "Орфей", "Голос России". Какими стандартами пользуются остальные вещательные компании остается только гадать.

Во вложении архив с документами EBU на русском языке, а именно:

EBU Tech 3341;
EBU Tech 3342;
EBU Tech 3343;
EBU Tech 3344;
Эссе_625в2 - эссе Анатолия Соколина: "Революция, которая потрясла мир аудио";
R68_2000_EBU - техническая рекомендация EBU R68-2000. Установочный уровень в оборудовании производства цифрового аудио и цифровых аудиорекордерах;
EBU R1771 - требования к приборам, измеряющим громкость и истинный пиковый уровень;
EBU R1770-1 - рекомендация МСЭ-R BS.1770-1. Алгоритмы измерения громкости звуковых программ и истинного пикового уровня звукового сигнала;

Здесь всегда можно получить актуальные оригиналы документов: http://www.ebu.ch
 

Вложения

[video=youtube;iuEtQqC-Sqo]http://www.youtube.com/watch?v=iuEtQqC-Sqo[/video]

Понятное и доступное пояснение, что к чему, и что делать (на английском, но благодаря иллюстрациям хорошо понимается).

PS. Спасибо за переводы. Искал вчера по всему инету, случайно наткнулся на этот пост здесь.
 
  • Like
Реакции: fakeitback
EBU R 128-2011

Здравствуйте, коллеги! еще в 2011том EBU приняли на вооружение новую методику контроля громкости и ввели новые единицы измерения - LU (Звуковой Юнит) и LUFS (насколько я понял, тоже самое, что LU, только в шкале от нуля, где 0 LU соответствует - 23 LUFS).

Знаю, что на ТВЦ приняли это на вооружение относительно недавно, а на ВГТРК еще не парятся.

Нашел статью на iXBT http://prosound.ixbt.com/education/loudness-metering/meerzon.shtml

Собственно вопросы:
Для контроля надо использовать измерители, откалиброванные по этим стандартам - кто какие использует?

Чем управлять этими ЛУФСами? Чем их нормализовать? (RMS компрессор видел - LU компрессор не знаю)

Побольше бы ссылок на рускоязычные описания этого всего.
 
Управлять - руками, измерять - много чем. Практически любая нормальная измерялка (озон, ппмулятор, вавесы) считает в луфсах.

Я себе купил самое недорогое что нашел www.toneboosters.com/tb-ebuloudness/, вполне удобно и к результату пока никто еще придирался.
 
  • Like
Реакции: Dex Haer
Управлять - руками
Както слишком не так получается, как хочется. Опытным путем установлено, что ЛУФСы "становятся в ряд" если многополосником очень сильно сжать диапазон нижней середины - но это же не правильно!

В статье написано, что существуют методы нормализации LU, но ничего конкретного не написано...

ДА, и прошу прощения - нашел тему про это http://forum.rmmedia.ru/showthread.php?t=104516

[MOD]тогда - переехали[/MOD]
 
Последнее редактирование модератором:
Както слишком не так получается, как хочется. Опытным путем установлено, что ЛУФСы "становятся в ряд" если многополосником очень сильно сжать диапазон нижней середины - но это же не правильно!

Измеритель lufs достаточно инертная штука, у меня без проблем получалось подогнать без всяких многополосников, зачем такой огород городить?

Тем более допускаются кратковременные всплески в пару единиц - http://forum.rmmedia.ru/showthread.php?t=112404&p=1789690&viewfull=1#post1789690
 
зачем такой огород городить?
Вот и не хочется огород городить! Хочется настроить громкости на слух, прогнать через нормализатор - и не париться.
Есть же вот такая железка http://www.firebug.com.ua/login/ip-...gromkosti/cobalt/ustrojstva/lmnts-1000-detail
Но это для более серьезных дел, а хочется плагин в секвенсор. Наверняка он уже давно существует... Ищу!
 

Не нашёл в описании ничего _такого_.

Наверняка он уже давно существует... Ищу!

Сомневаюсь. Обычным компрессором/лимитером по принципу "притопил и порядок", кмк не отделаться. Всё одно автоматизацию прорисовывать надо.

RMS компрессор видел

Это совсем другое, никакого отношения к RMS на выходе не имеет.
 
Чтобы запись приобрела нужную громкость в LKFS (LUFS), достаточно добавить или прибрать общий уровень на необходимую разницу. Для большинства записей 1 LU = 1 dB. Т.е. если, например, индикатор показывает на вашей записи Integrated loudness = –20 LKFS, а надо –23 LKFS, то просто приберите общий уровень на 3 дБ. Есть инструменты, которые делают такую нормализацию автоматически: модуль Loudness в RX 4, либо плагин от Nugen.
 
Во вложении архив с документами EBU на русском языке, а именно:

EBU Tech 3341;
EBU Tech 3342;
EBU Tech 3343;
EBU Tech 3344;
Эссе_625в2 - эссе Анатолия Соколина: "Революция, которая потрясла мир аудио";
R68_2000_EBU - техническая рекомендация EBU R68-2000. Установочный уровень в оборудовании производства цифрового аудио и цифровых аудиорекордерах;
EBU R1771 - требования к приборам, измеряющим громкость и истинный пиковый уровень;
EBU R1770-1 - рекомендация МСЭ-R BS.1770-1. Алгоритмы измерения громкости звуковых программ и истинного пикового уровня звукового сигнала;

Прошу прощения, а нельзя ли повторно залить вложение? — Ссылка не работает.
Благодарю!
 
Прошу прощения, за мой глупый вопрос, а сколько сейчас должен быть "стандарт" громкости в этих люфсах? Раньше я стремился к 8 RMS, хотя в электронной музыке и до 4-2 RMS жали. o_Oo_O
 
Прошу прощения, за мой глупый вопрос, а сколько сейчас должен быть "стандарт" громкости в этих люфсах? Раньше я стремился к 8 RMS, хотя в электронной музыке и до 4-2 RMS жали. o_Oo_O
Нет "стандарта".
 
Нет "стандарта".
ТО есть измерять референсы и пытаться изобразить то же самое. А в ТВ как же? Один - 23 сделает, другой -15, третий -46 LUFS, переключишь с канала на канал ночью и соседи придут тебя убивать :)
 
Да, и на ТВ тоже нет единого стандарта. Есть положенные по закону -23 lufs, а что там помимо них - иногда анекдот несмешной.
 
  • Like
Реакции: itzh и Pushkin
-2 RMS - вряд ли такое бывает в электронике. Если только ноль прибора по синусу калибровали, а не по меандру (как bx_meter например). Тогда 3 дб надо еще убрать. Получится -5.
 
2 RMS - вряд ли такое бывает в электронике. Если только ноль прибора по синусу калибровали, а не по меандру (как bx_meter например). Тогда 3 дб надо еще убрать. Получится -5.
То есть и показания разных плагинов может между собой отличаться? О каком стандарте тогда может идти речь? И как добиваться определенного уровня громкости?
 
И как добиваться определенного уровня громкости?
Продуманной аранжировкой и умелым сведением.
Тем не менее, если с анг. дружится, то в интернете есть множество консультативных видео о DR:
 
День добрый! Знаю, что на ВГТРК действительно пользуются плагином Nugen для подгона под нужный уровень -23 LUFS(теперь уже с весны 2017, ранее -18). Могу на данный момент использовать только модуль Loudness в RX 4(делает тоже самое ведь). Но вот такая интересная штука, после обработки Loudness в RX 4 под -23 LKFS, измерения плагином Izotope Insight в LUFS все равно показывают скачущие значения! Объясните мне пожалуйста наконец, как с этим быть? И потом через такой зверский прогон через Loudness в RX 4 возникают на слух явные искажения. Как добиться постоянного не скачащего значения -23 LUFS, при этом не убив фонограмму? Чем измерять? И какие внешние приборы измерения посоветуете(железки, модели, производители). Буду крайне признательна вам!
 
@Swallow, измерять пофигу чем. У меня прижились тонбустерс в режиме отображения графика с выборкой по времени плюс dpmeter (там цифры нагляднее).

Ставите мастер на "минус столько, сколько в ТТ тру-пики dbfs дозволено". Последняя ячейка мастера - лимитер с тру-пик опцией, трешолд в ноль.
До лимитера можно повесить ручку громкости и прозрачный компрессор.

Все остальное делается автоматизацией, отстройкой громкости и компрессией на каналах и шинах. И ещё раз автоматизацией.

Автоматическое выравнивание применяю только когда куча файлов сразу выливается и нет времени вручную подгонять. Но обычно у меня даже в этой куче разброс пару дБ люфс максимум. А если отдельный проект на программу - то привык легко сразу попадать в -23.
[DOUBLEPOST=1503667926][/DOUBLEPOST]З забыл добавить - "пост-измерения" вылитого мастера делаю в рипере.
 
@fakeitback, спасибо большое за информацию! Только вот не понятно, простите, в рипере, это где?)
 
@fakeitback,
На "домашнем " в цифре щас вообще -26 луфсов , - 15 дб. )) требования

по моему это уже перебор , SNR уже начинает ухудшаться...
 
  • Like
Реакции: fakeitback
Это моя основная рабочая DAW, reaper.fm
[DOUBLEPOST=1503669027][/DOUBLEPOST]Буквально вчера для Москва 24/Доверие собирал, там -18 люфс. А есть один канал, где в принципе невыполнимые требования в ТТ. -23 и -18 по пикам)
 
Но вот такая интересная штука, после обработки Loudness в RX 4 под -23 LKFS, измерения плагином Izotope Insight в LUFS все равно показывают скачущие значения! Объясните мне пожалуйста наконец, как с этим быть?
Что там скачет при воспроизведении - не важно. Важно то, что показывается в конце, т.к. Integrated Loudness вычисляется по всему треку, а не в реальном времени.


И потом через такой зверский прогон через Loudness в RX 4 возникают на слух явные искажения.
Искажений там быть не может, т.к. этот модуль просто применяет фиксированный gain, а до лимитера дело обычно не доходит (если только у вас динамика не зашкаливает).
 
  • Like
Реакции: greennoise
В августе 2011 года была опубликована рекомендация EBU* R 128, в которой суммировались все наработанные за последние годы идеи по совершенствованию методов контроля качества звукового вещания.

В этой рекомендации, озаглавленной “Нормирование громкости и максимально допустимый уровень аудиосигнала”, подчёркивалось, что:

- нормализация аудиосигналов по пикам приводила к значительным различиям в громкости между каналами вещания;

- показания стандартизованного в европейских странах документом EBU Tech Doc 3205-E и обычно использующегося измерителя квазипиковых значений уровня QPPM не отражает громкость сигнала, т.к. это прибор изначально не предназначался для регистрации среднего значения сигнала;

- при быстром росте цифрового производства фонограмм и цифровой дистрибуции аудиоконтента нормирование разрешённого максимального уровня аудиосигнала, определённое документом ITU-R BS. 645, не соответствует современным требованиям и изжило себя;

- документом ITU-R BS. 1770 определён международный стандарт измерения громкости аудиопрограмм, вводящий новый параметр аудиосигнала – единицу громкости.

В соответствии с вышеизложенным, Европейский вещательный союз рекомендует при измерениях аудиосигнала пользоваться новой единицей уровня LU (Loudness Unit) и LUFS (единицей громкости относительно полной шкалы). (Наименование “LUFS”, соответствует международной конвенции по терминологии и эквивалентно наименованию LKFS, которое используется ITU-R BS.1770-2).
Рекомендуется для полной характеристики передачи производить измерения по трём основным параметрам:

- Громкости программы ( Program Loudness);
- Диапазону громкости (Loudness Range);
- Максимальному мгновенному уровню (Maximum True Peak Level).


Основные правила измерений этих параметров сводятся к следующим пунктам:

- За номинальное значение громкости программы документом EBU R 128 рекомендуется принимать уровень равный -23 LUFS, а в случаях, когда точное поддержание номинального уровня недостижимо (например, при живой трансляции), допустимое отклонение от номинального уровня не должно превышать ± 1,0 LU.

- Аудиосигнал передачи должен быть, как правило, измерен как единое целое без выделения отдельных специфических фрагментов, таких, как речь, музыка или звуковые эффекты.

- Максимально допустимый мгновенный уровень передачи должен быть равен -1 dBTP (децибелы истинного пика).

- Все измерения должны производиться измерителями, специфицированными соответствующими документами: ITU-R BS.1770, EBU Tech Doc 3341 и EBU Tech Doc 3342.

Ссылка на полную статью: http://prosound.ixbt.com/education/loudness-metering/meerzon.shtml

*EBU - European Broadcasting Union (Европейский вещательный союз)

Для справки, членами EBU (EBC) в России являются только "Первый канал", "ВГТРК", "Радио Маяк", "Орфей", "Голос России". Какими стандартами пользуются остальные вещательные компании остается только гадать.

Во вложении архив с документами EBU на русском языке, а именно:

EBU Tech 3341;
EBU Tech 3342;
EBU Tech 3343;
EBU Tech 3344;
Эссе_625в2 - эссе Анатолия Соколина: "Революция, которая потрясла мир аудио";
R68_2000_EBU - техническая рекомендация EBU R68-2000. Установочный уровень в оборудовании производства цифрового аудио и цифровых аудиорекордерах;
EBU R1771 - требования к приборам, измеряющим громкость и истинный пиковый уровень;
EBU R1770-1 - рекомендация МСЭ-R BS.1770-1. Алгоритмы измерения громкости звуковых программ и истинного пикового уровня звукового сигнала;

Здесь всегда можно получить актуальные оригиналы документов: http://www.ebu.ch

Ребята, где можно скачать документы EBU на русском языке? Может у кого-то сохранилось? Пожалуйста, поделитесь. Спасибо,
 

Сейчас просматривают