Хочу поделиться своимим соображениями по поводу логики построения музыкальных фраз.
Слушатель воспринимает мелодию ПО ХОДУ ЕЕ ЗВУЧАНИЯ, он определяет в мелодии уже какой-то знакомый (звучавший до этого) материал и новый материал.
Из это следует, что изменения в мелодии воспринимаются тоже по тому, как они появляются по ходу звучания
1) новый материал в начале нового цикла (фразы, предложения, периода) воспринимается как более радикальные изменения
2) новый материал ближе к концу цикла, после уже знакомого для слушателся материала, воспринимается как постепенные изменения.
Таким образом, если мы хотим создать музыкальный образ постепенных изменений в объеме двух фраз или двух других построений, то логично повторить в начале второго построения материал из начала первого. Чем дольше звучит знакомый для слушателя материал, тем незаметнее характер изменений.
Предельный случай - это две одинаковые фразы, которые отличаются одной последней нотой.
Из своей практики сочинения я понял, что лучше всего сначала рассмотреть вариант самых простых постепенных преобразований своей мелодии по следующим причинам: Дело в том, что очень трудно сразу с ходу составить композицию с правильным соотношением преобразований в построениях. Во время сочинения музыки возбуждение подсказывает варианты с более радикальными изменениями, в результате создается композиция, в которой музыкальная мысль как бы перескакивает через циклы логичного для данной мелодии развития. У слушателя такой музыки может возникнуть впечатление, что какие-то части были пропущены. В идеале музыкальная мысль должна течь естественно для данного произведения.
Для составления логичной композиции проще всего идти от простого к сложному, и в начале рассмотреть варианты мелодии, где характер изменений будет даже минимальным. Например, сначала пробуем изменить только одну последнюю ноту в конце второй фразы, возможно, что этого будет вполне достаточно. Если получившийся характер изменений нам кажется недостаточным, то пробуем внести чуть больше изменений в самый конец второй фразы. Вносить изменения нужно сначала в самый конец построения. Если пробовать сразу написать вариант мелодии с более радикальными изменениями, то появляется возможность просто упустить (не рассмотреть как следует) более простых и логичных вариантов развития вашей мелодии.
Существуют, конечно, самые разные случаи преобразования в мелодии. Иногда много нового материала звучит тоже очень уместно.
В припеве песни "So beautiful" Chris de Burgh есть очень красивое и длиное музыкальное предложение, оно здорово выражает переполнение чувств.
Мелодия и нахлынувшие чувства просто не умещаются в короткие фразы, здесь нет никаких повторов, сплошное развитие...
"And when we dance to the rhythm that is burning like a flame,
And when you touch me I can hardly move you take my breath away,
You give me all that I want to feel when we become as one,
And then you take me to the heaven of your heart..."
По своему характеру эта продолжительно развивающаяся мелодия похожа на подобную ей мелодию из песни "Старинные часы" Раймонда Паулса.
"Жизнь невозможно повернуть назад,
И время ни на миг не остановишь.
Пусть неоглядна ночь и одинок мой дом,
Еще идут старинные часы."
Слушатель воспринимает мелодию ПО ХОДУ ЕЕ ЗВУЧАНИЯ, он определяет в мелодии уже какой-то знакомый (звучавший до этого) материал и новый материал.
Из это следует, что изменения в мелодии воспринимаются тоже по тому, как они появляются по ходу звучания
1) новый материал в начале нового цикла (фразы, предложения, периода) воспринимается как более радикальные изменения
2) новый материал ближе к концу цикла, после уже знакомого для слушателся материала, воспринимается как постепенные изменения.
Таким образом, если мы хотим создать музыкальный образ постепенных изменений в объеме двух фраз или двух других построений, то логично повторить в начале второго построения материал из начала первого. Чем дольше звучит знакомый для слушателя материал, тем незаметнее характер изменений.
Предельный случай - это две одинаковые фразы, которые отличаются одной последней нотой.
Из своей практики сочинения я понял, что лучше всего сначала рассмотреть вариант самых простых постепенных преобразований своей мелодии по следующим причинам: Дело в том, что очень трудно сразу с ходу составить композицию с правильным соотношением преобразований в построениях. Во время сочинения музыки возбуждение подсказывает варианты с более радикальными изменениями, в результате создается композиция, в которой музыкальная мысль как бы перескакивает через циклы логичного для данной мелодии развития. У слушателя такой музыки может возникнуть впечатление, что какие-то части были пропущены. В идеале музыкальная мысль должна течь естественно для данного произведения.
Для составления логичной композиции проще всего идти от простого к сложному, и в начале рассмотреть варианты мелодии, где характер изменений будет даже минимальным. Например, сначала пробуем изменить только одну последнюю ноту в конце второй фразы, возможно, что этого будет вполне достаточно. Если получившийся характер изменений нам кажется недостаточным, то пробуем внести чуть больше изменений в самый конец второй фразы. Вносить изменения нужно сначала в самый конец построения. Если пробовать сразу написать вариант мелодии с более радикальными изменениями, то появляется возможность просто упустить (не рассмотреть как следует) более простых и логичных вариантов развития вашей мелодии.
Существуют, конечно, самые разные случаи преобразования в мелодии. Иногда много нового материала звучит тоже очень уместно.
В припеве песни "So beautiful" Chris de Burgh есть очень красивое и длиное музыкальное предложение, оно здорово выражает переполнение чувств.
Мелодия и нахлынувшие чувства просто не умещаются в короткие фразы, здесь нет никаких повторов, сплошное развитие...
"And when we dance to the rhythm that is burning like a flame,
And when you touch me I can hardly move you take my breath away,
You give me all that I want to feel when we become as one,
And then you take me to the heaven of your heart..."
По своему характеру эта продолжительно развивающаяся мелодия похожа на подобную ей мелодию из песни "Старинные часы" Раймонда Паулса.
"Жизнь невозможно повернуть назад,
И время ни на миг не остановишь.
Пусть неоглядна ночь и одинок мой дом,
Еще идут старинные часы."
Последнее редактирование: