Шоу-бизнес и бихевиоральная экономика.

  • Автор темы Автор темы PsyLoFi
  • Дата начала Дата начала

PsyLoFi

Active Member
26 Ноя 2008
604
225
43
Kiev
Бихевиоральная экономика - это новомодная наука, которая исследует не то, как покупатели и продавцы теоретически должны себя вести, исходя из рациональных соображений, а то, как они ведут себя в реальности. Чуть менее чем полностью, это исследования по когнитивной и бихевиоральной психологии, слово "экономика" используется больше из маркетинговых соображений. Как это относится к шоу-бизнесу - под катом.

Среди прочего, бихевиоральная экономика учит нас тому что люди оценивают чужую работу не по её качеству, а по оценочному количеству затраченных на неё усилий. Это хорошо иллюстрируется рассказом одного слесаря-замочника, у которого в молодости на вскрытие замка уходил час, и замки часто ломались, так что людям кроме работы приходилось платить за новый замок. Но при этом ему почти всегда давали чаевые. Сейчас у него уходит на работу 5 минут, замки никогда не ломаются, но чаевых никто не оставляет.

Точно таким же образом люди оценивают и собственную работу, что известно как феномен, называющийся The Ikea Effect. Если в двух словах, то люди считают мебель Ikea хорошей не потому, что она действительно так хороша, а потому, что сами её собирали.

В забавном эксперименте по сворачиванию оригами, люди оценивали свою работу существенно выше чем готовые чужие. А если оригами приходилось делать без инструкции, то субъективная ценность выростала ещё сильнее, хотя результат был весьма плачевным.

Если переложить эту информацию на современный шоу-бизнес, то можно увидеть следующую картину:

Раньше, во времена записи на плёнку и отсутствия автотюна, музыкантам безоговорочно требовалось умение хорошо играть и петь. Без этого запись альбома была немыслима. Сейчас всё можно нарезать из кусков, выровнять и оттюнить за несколько часов.

В записи альбома кроме самой группы принимал участие саунд-продюсер, инженер звукозаписи, несколько техников, звукорежиссёр и мастеринг инженер. Всё делалось на дорогущем ламповом оборудовании ручной сборки.

Сейчас домашнюю студию можно собрать за пару-тройку тысяч долларов и записать дома на коленке альбом, навскидку не сильно отличающийся от студийного.

Таким образом, субъективная ценность музыкального продукта в глазах обывателя сильно упала, не зависимо от качества музыки. Не то чтобы потребитель знает все ньюансы, но от этого только хуже. Раньше все знали что запись альбома - это таинство, доступное только избранным, а сейчас все знают что альбом можно записать дома на коленке. И это не принимая в расчёт количество предложений на рынке, выросшее в сотни а то и тысячи раз.

Но как это выглядит со стороны самих музыкантов? Если раньше единственной задачей музыканта было прийти в студию и хорошо сыграть, то сейчас нужно делать всё. Сам себе саунд-продюсер, звукорежиссёр, инженер звукозаписи и звукотехник. А так же промоутер, пиар менеджер и администратор десятка страничек в соц-сетях. Согласно эффекту Икеи, ценность собственного творчества в глазах самих музыкантов должна была сильно возрасти. Как минимум, нет ни одной причины для того чтобы она упала.

Ситуация перевернулась с ног на голову. Теперь музыканты платят совершенно реальные деньги для того, чтобы их творчество хоть кто-нибудь услышал.

Апофеозом всего этого является так называемый Not Invented Here bias, который заставляет ценить собственное творчество гораздо выше чужого и фактически приводит к тому, что количество лейблов сейчас немногим меньше количества групп. Вместо того чтобы объединяться и продвигать творчество совместными усилиями, каждый хвалит своё болото.


Выглядит это драматически уныло. Но пути есть. Я вижу три.

Первый - это живые выступления. Это, на сегодняшний день, основной способ показать людям реально затраченные усилия исполнителей. Люди покупают диски на концертах, и не покупают просто так. Да, для этого нужно уметь хорошо играть, как в старые добрые времена.

Второй - клипы. Ценность видео в наши дни тоже упала, но не так драматично как ценность музыки. Для хорошего видео всё ещё нужен сценарий, актёры, режиссёр, оператор, свет, декорации, костюмы и т.д.

Третий способ - написание постмортемов, The Making Of. Он нацелен на довольно узкую аудиторию, но способен значительно повысить воспринимаемую ценность продукта, подробно описав реальные усилия, которые пришлось приложить при создании записи. Для меня это сработало довольно неплохо когда я написал о создании альбома Slumbermill.

Хорошее видео сейчас ценится примерно как добротная песня (не суперхит) в семидесятых.

Ну а деньги зарабатывать нужно не на музыке, а на музыкантах.
Это реальный масс-маркет, единственный безоговорочно готовый тратить деньги на музыку. Свою музыку, разумеется :)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: SoulState
Интересно однако. Хотя сама суть лежит на поверхности.
Это можно прикрепить к топику Игоря про демпинг и ассоциацию мюзикмейкеров=)
В тему как мне кажется...
 
MaxNs, Спасибо , хотя исследования предмета привели к тому , что это никому не нужно ( пока ) , преждевременно и достаточно опасно с экономической точки зрения на сегодняший день . Хорошо , автор сделал вывод , исходящий из его жизненного опыта. Приветствуется , но обстоит на практике совсем не так просто .
На лицо простое недопонимание происходящего , непонимание , в основу которого заложено неверие и незнание предмета . Говорите , как надо . Не надо говорить , как не надо - это уже десяткам профессиональных и богатых людей ясно . Да , все признают , что в России умер ShBusi как таковой , но рОдить нового , или сОздать что-то похожее пока не представляется возможным! Причина проста - не из кого . Нету Звезды , нет группёхи , нет чела , который сможет продать нам воздух , или хотя бы сделать вид , что воздух есть ...
Выглядит примерно так :
"Эй , Зая!!!" -
"Да пошёл ты ..."
" Эх ,Зая , Зая ..."
А где Чел , который выглядит как Гойко Митич , ездит на F-150 , поёт как Бог в караоке , не ведётся на провокации , имеет 16-18 лет от роду , нравится пацанам , девкам , но при этом равнодушен и к тем и к этим , выбивает из 100 сто , дышит тем же воздухом и обладает 190 см роста?
При этом он толерантен к лицам нетрадиционной ориентации , скуп на фразы , хуяст , зашарен в инете , знаком с Сечиным и просто умён как Гребень?
Я манал ....
Пусть будет с точностью до наоборот , ...
Но его( Её ) нету ... Ау!!!
 
Последнее редактирование:
lalaigor, Согласен полностью.
А пока действительно всё находится в мёртвой точке. Возможно со временем что-то измениться к лучшему.
Будем ждать...)
 
Бихевиоральная экономика...

IMHO, лучшие книги на эту тему написал Dan Ariely. "Predictably Irrational", "The Upside of Irrationality" стоят на моей книжной полке. Если есть переводы на русский и интерес к теме, очень рекомендую почитать.

Вот его выступление на TED: http://www.ted.com/talks/dan_ariely_what_makes_us_feel_good_about_our_work.html

Там говориться и об Икея эффекте и, что не менее интересно, о тортиках:-) Цитирую из русского перевода на сайте:

"Есть одна старая история про смеси для тортов. Когда в 40-х начали делать смеси, они брали порошок, клали его в коробку, и они предлагали домохозяйкам добавить немного воды, размешать, положить в духовку, и… вуаля, торт готов! Но выяснилось, что смеси не были популярны. Люди не хотели их. И они перебрали самые разные причины. Возможно, вкус был не хорош. Нет, вкус был великолепен. Они выяснили то, что приготовление торта требует слишком мало усилий. Это было настолько просто, что никто не хотел готовить торт для своих гостей и говорить «А вот и мой торт». Нет, нет, нет, это был чей-то чужой торт. Он выглядел как купленный в магазине. Он не создавал ощущения приготовленного самостоятельно. Что они сделали? Изъяли яйца и молоко из порошка. (Смех) Теперь нужно было бить яйца и добавлять их. Нужно было отмерять молоко, добавлять его и смешивать его. Вот теперь это был ваш торт. Теперь всё было хорошо."


Аналогия с музыкальными "конструкторами" очевидна:-)
 
IMHO, лучшие книги на эту тему написаны Dan Ariely. "Predictably Irrational", "The Upside of Irrationality" стоят на моей книжной полке. Если есть переводы на русский и интерес к теме, очень рекомендую почитать.

Собственно, я сейчас прохожу его курс на курсере, отсюда и вдохновение :) Отличный дядька.
 
Да , все признают , что в России умер ShBusi как таковой , но рОдить нового , или сОздать что-то похожее пока не представляется возможным! Причина проста - не из кого . Нету Звезды , нет группёхи , нет чела , который сможет продать нам воздух , или хотя бы сделать вид , что воздух есть ...

Вы меня извините что я такой молодой с вами спорить буду, но не верю я что шоу-бизнес умер, и не верю что основные деньги в нём делаются такими вот суперзвёздами. Большие деньги - да. Но основная масса денег делается вот теми самыми местячковыми группешками, которые каждый вторник, четверг, пятницу и субботу играют вечером по бесчисленным кабакам. Корпорации рубят огромные деньги, но мелкий частный бизнес в совокупности зарабатывает намного больше. По копейкам, но больше. Потому что имя ему легион. Оно так всегда и везде, кроме совка может быть. И пока кто-то будет уповать на второе пришествие, они будут продолжать зарабатывать свои гроши на хлеб и делать ВВП.
 
Последнее редактирование:
нравится пацанам , девкам , но при этом равнодушен и к тем и к этим
Уже подозрительно ))))) Где ж тогда стимул?! )))) Практически все величины ШБ обладали высочайшим либидо.
Оно и помогало в достижении промежуточной цели - Олимпа ШБ. ))

Перефразируя Декарта, можно смело сказать: COITO ergo sum. )))))

А описанный гипотетический герой - Нарцисс, что ли? Довольствуется самообладанием?

Настолько Пётр был прекрасен,
Что от себя порой кончал.
Поэтому старался на ночь
Держаться дальше от зеркал.
 
Последнее редактирование:
А какую человеческую проблему решает шоу-бизнес? :)

Провести время, отвлечься, настроиться на что-то, получить удовольствие, пощекотать эмоции. Это если рационально. Нерационального много. Струны души тронуть.
 
А какую человеческую проблему решает шоу-бизнес? :)
Гурджиев говорил о трёх видах человеческой пищи.
1. Обычная. Без неё можно жить месяц.
2. Воздух. Без него - несколько минут.
3. Впечатления. без них нельзя.
Известно, что мозг, лишённый информации извне, начинает активно продуцировать её сам - и начинаются галлюцинации.
А подлые производители медиа-контента пользуются этим без зазрения совести!
Я негодую.
 
Почитал здесь о звёздных качествах, коими якобы должен обладать артист:popcorm1: не буду приводить примеры о росте, и красоте людей, которые достигали высот, без этих качеств, уйма времени уйдёт:smile:
 
"Найди проблему у людей и помоги им ее решить" - на этом строится любой бизнес. Шоу бизнес ничем не отличается.
Найди проблему у людей и внуши им, что это не единственная их проблема, помоги им "решить" их не существующие проблемы, заработай на них и забей:))) Вот и весь бизнес, по русски, ё...
 
Провести время, отвлечься, настроиться на что-то, получить удовольствие, пощекотать эмоции. Это если рационально. Нерационального много. Струны души тронуть.


Гурджиев говорил о трёх видах человеческой пищи.
3. Впечатления. без них нельзя.
Известно, что мозг, лишённый информации извне, начинает активно продуцировать её сам - и начинаются галлюцинации.
А подлые производители медиа-контента пользуются этим без зазрения совести!
Я негодую.


Я вот нарочно в вопросе написал не "музыка" а "шоу-бизнес".

Роль музыки мне предельно ясна. И она огромна. Но она имеет весьма опосредованное отношение к бизнесу. В африке в музыкальных действах участвует всё племя. Музыка играет по любому поводу - смерть, рождение, болезнь, выздоровление, плохая погода, хорошая погода. В наших сёлах до последнего времени всё обстояло примерно так же. Пели все - от мала до велика. Не было никаких авторских отчислений, и никто не думал просить денег. Просили только те, кто посвятил музыке жизнь, как то слепые лирники, и жили они, прямо скажем, не шикарно.

В Европе немыслимо выйти на улицу и не услышать какого-нибудь уличного музыканта. Отличного, к слову, музыканта. Музыка играет на каждом углу. Бесплатно, оплата по желанию.

Я к тому, что эти потребности по большому счёту не могут оставаться неудовлетворённым. Умри весь шоу-бизнес как мы его знаем в один день - сильную потерю ощутят только те, кто слушает радио. В моей жизни, в жизни моих друзей, музыка - это то, что мы делаем, потому что без этого жизнь немыслима. Это никуда не денется с исчезновением шоу-бизнеса.

Поэтому я смею утверждать, что шоу-бизнес не решает ни одной человеческой проблемы. Он просто замещает естественные решения коммерческими.

Это совсем не плохо, потому что благодаря этому появляются технологии, происходит развитие. Но нельзя утверждать что шоу-бизнес такой же как остальные. Нет, он не такой. Он не решает никаких проблем человечества.

Найди проблему у людей и внуши им, что это не единственная их проблема, помоги им "решить" их не существующие проблемы, заработай на них и забей:))) Вот и весь бизнес, по русски, ё...

Вот этот тезис гораздо ближе к истине :)
 
Последнее редактирование:
Вот более близкий вариант-"Создай людям проблему, затем помоги решить её за деньги и забей":)))

Ещё точнее будет "Создай людям проблему, затем помоги решить её за деньги и создай новую" :)

В реальности, такими проблемами являются отсутствие/наличие тем для разговора и общих увлечений. Тот, кто на волне мейнстрима, всегда имеет темы для обсуждения, а я до сих пор не знаю, кто такие Леди Гага и Джастин Бибер. В смысле не слышал. Или может слышал, но не знаю, что это они.

В общем, если ты не в теме, то одногодки с тобой общаться не будут. Музыка всегда была мощным социализирующим фактором, все эти субкультуры... Ты просто обязан знать имена исполнителей чтобы тебя приняли за своего. Вот это и есть искуственно созданные проблемы, искуственно созданные культы жанров и исполнителей. Разделяй и властвуй, классика.
 
Ещё точнее будет "Создай людям проблему, затем помоги решить её за деньги и создай новую" :)

В реальности, такими проблемами являются отсутствие/наличие тем для разговора и общих увлечений. Тот, кто на волне мейнстрима, всегда имеет темы для обсуждения, а я до сих пор не знаю, кто такие Леди Гага и Джастин Бибер. В смысле не слышал. Или может слышал, но не знаю, что это они.

В общем, если ты не в теме, то одногодки с тобой общаться не будут. Музыка всегда была мощным социализирующим фактором, все эти субкультуры... Ты просто обязан знать имена исполнителей чтобы тебя приняли за своего. Вот это и есть искуственно созданные проблемы, искуственно созданные культы жанров и исполнителей. Разделяй и властвуй, классика.
Одногодкам после 30 пох, кто что слушает, лишь бы не лечили, что слушать другим.
 
Одногодкам после 30 пох, кто что слушает, лишь бы не лечили, что слушать другим.

Люди после 30 вообще не то чтобы активно музыкой интересуются. У них есть состоявшиеся вкусы и любимые группы, от которых они ждут новых альбомов. Они не в такой степени ЦА медиамашины шоу-бизнеса как тинейджеры.
 
Вот действительно не хватает героя нашего времени, который бы смог заразить идеей, харизмой, талантом. Первое, что приходит в голову, а кому он нужен? Мы лучше после работы на честно украденные или заработанные деньги посидим в кабаке, перезагрузимся, либо купим очередную плазму. Телевизор нам вещает, что вокруг царит хаос. Как недавно прочитал -2% идиотов могут создать ощущение, что больно все общество. Вот в этой атмосфере большинство и живет. Если и появляется нормальный человек на экране, то в каком нибудь дебильном шоу его обсмеют или просто выживут. Когда то была система заботящаяся о культуре, сейчас работает машина по дебилизации и травле населения. Надо надеяться, что это очередной виток и мы еще застанем эпоху возрождения!
 
А какую человеческую проблему решает шоу-бизнес? :)

получить удовольствие, расслабиться, создать нужную атмосферу.
Не секрет например что когда люди (молодежь особенно) слушает своего кумира они ощущают что как бы его энергетика и крутость передается и им, - девчушка слушает нецензурную версию мамы любы и сама же начинает себя ощущать развязной и сексапильной Темниковой, а значит и решается какой то ее внутренний конфликт, слабость и нерешительность например. Муж сводил жену на Михайлова, и мужу (да и Михайлову тоже)) огромный плюс, а у жены в то же время есть повод повыпендриваться перед подругами. Куча примеров можно представить.
 
Бихевиоризм это здорово, но, коллеги, большинство из нас создает треки, которые оплачиваются (если оплачиваются вообще) символически. Выкладываете свои работы пачками, которые отправляются на ваших же глазах в "шреддер". А часть вообще даже до "шреддера" не доходят. И это не дно. Кто заставит вас отказаться от Сизифова труда, кто должен постучаться снизу?
 
Кстати, бихевиоральная "экономика" прекрасно объясняет внутри нашего форума холивары на темы "железо против софта", "одна DAW ужасно лучше другой DAW".
Как мне один знакомый сказал: "Эти ребята ругают плагины Waves? Они просто не платили за них 5000 долларов." :-)
 
Бихевиоризм это здорово, но, коллеги, большинство из нас создает треки, которые оплачиваются (если оплачиваются вообще) символически. Выкладываете свои работы пачками, которые отправляются на ваших же глазах в "шреддер". А часть вообще даже до "шреддера" не доходят. И это не дно. Кто заставит вас отказаться от Сизифова труда, кто должен постучаться снизу?

Там в эксперименте был кроме шреддера acknowledgment condition - это когда бумажку пробегали взглядом и кивали головой. И этого достаточно чтобы человек оставался мотивированным. В нашем случае эту функцию выполняют лайки, бесплатные скачивания, и положительные отзывы. Этого добра благо хватает :)
 
Там в эксперименте был кроме шреддера acknowledgment condition - это когда бумажку пробегали взглядом и кивали головой. И этого достаточно чтобы человек оставался мотивированным. В нашем случае эту функцию выполняют лайки, бесплатные скачивания, и положительные отзывы. Этого добра благо хватает :)

То есть не будь этих всех этих лайков, мы бы уже давно перестали заниматься музыкой? По моему, нам достаточно "галлюцинаций" успеха, чтобы продолжать. Что-то нас заставляет упорно сидеть попой к окружающему миру, несмотря на абсурдность происходящего. Что же это?
 
Кстати, бихевиоральная "экономика" прекрасно объясняет внутри нашего форума холивары на темы "железо против софта", "одна DAW ужасно лучше другой DAW".
Как мне один знакомый сказал: "Эти ребята ругают плагины Waves? Они просто не платили за них 5000 долларов." :-)


Я на 150% уверен, что поэтому хвалят UAD! И возможно, neve, vertigo sound , Neumann. Много чего. Не возможно сказать: "ооой, а мне эти приборы не очень", если ты вывалил за них сумму.
Потому хаят Art Tube и т.п.))
 
Не возможно сказать: "ооой, а мне эти приборы не очень", если ты вывалил за них сумму.
Возможно. Половиной (если не больше) купленых плагов уад не пользуюсь, как-то они мне не очень... :) Жаль, обратно продать нельзя, пусть даже за полцены, ну или поменять на какие-нибудь новые... Но вот теми что пользуюсь - очень доволен! Аналогично с паверкором - (из не имеющих аналогов в нативе) в работе остались только ревера 6000-е да мд3, остальное - в печь, да и фиг с ними... :)
 

Сейчас просматривают