Бихевиоральная экономика - это новомодная наука, которая исследует не то, как покупатели и продавцы теоретически должны себя вести, исходя из рациональных соображений, а то, как они ведут себя в реальности. Чуть менее чем полностью, это исследования по когнитивной и бихевиоральной психологии, слово "экономика" используется больше из маркетинговых соображений. Как это относится к шоу-бизнесу - под катом.
Среди прочего, бихевиоральная экономика учит нас тому что люди оценивают чужую работу не по её качеству, а по оценочному количеству затраченных на неё усилий. Это хорошо иллюстрируется рассказом одного слесаря-замочника, у которого в молодости на вскрытие замка уходил час, и замки часто ломались, так что людям кроме работы приходилось платить за новый замок. Но при этом ему почти всегда давали чаевые. Сейчас у него уходит на работу 5 минут, замки никогда не ломаются, но чаевых никто не оставляет.
Точно таким же образом люди оценивают и собственную работу, что известно как феномен, называющийся The Ikea Effect. Если в двух словах, то люди считают мебель Ikea хорошей не потому, что она действительно так хороша, а потому, что сами её собирали.
В забавном эксперименте по сворачиванию оригами, люди оценивали свою работу существенно выше чем готовые чужие. А если оригами приходилось делать без инструкции, то субъективная ценность выростала ещё сильнее, хотя результат был весьма плачевным.
Если переложить эту информацию на современный шоу-бизнес, то можно увидеть следующую картину:
Раньше, во времена записи на плёнку и отсутствия автотюна, музыкантам безоговорочно требовалось умение хорошо играть и петь. Без этого запись альбома была немыслима. Сейчас всё можно нарезать из кусков, выровнять и оттюнить за несколько часов.
В записи альбома кроме самой группы принимал участие саунд-продюсер, инженер звукозаписи, несколько техников, звукорежиссёр и мастеринг инженер. Всё делалось на дорогущем ламповом оборудовании ручной сборки.
Сейчас домашнюю студию можно собрать за пару-тройку тысяч долларов и записать дома на коленке альбом, навскидку не сильно отличающийся от студийного.
Таким образом, субъективная ценность музыкального продукта в глазах обывателя сильно упала, не зависимо от качества музыки. Не то чтобы потребитель знает все ньюансы, но от этого только хуже. Раньше все знали что запись альбома - это таинство, доступное только избранным, а сейчас все знают что альбом можно записать дома на коленке. И это не принимая в расчёт количество предложений на рынке, выросшее в сотни а то и тысячи раз.
Но как это выглядит со стороны самих музыкантов? Если раньше единственной задачей музыканта было прийти в студию и хорошо сыграть, то сейчас нужно делать всё. Сам себе саунд-продюсер, звукорежиссёр, инженер звукозаписи и звукотехник. А так же промоутер, пиар менеджер и администратор десятка страничек в соц-сетях. Согласно эффекту Икеи, ценность собственного творчества в глазах самих музыкантов должна была сильно возрасти. Как минимум, нет ни одной причины для того чтобы она упала.
Ситуация перевернулась с ног на голову. Теперь музыканты платят совершенно реальные деньги для того, чтобы их творчество хоть кто-нибудь услышал.
Апофеозом всего этого является так называемый Not Invented Here bias, который заставляет ценить собственное творчество гораздо выше чужого и фактически приводит к тому, что количество лейблов сейчас немногим меньше количества групп. Вместо того чтобы объединяться и продвигать творчество совместными усилиями, каждый хвалит своё болото.
Выглядит это драматически уныло. Но пути есть. Я вижу три.
Первый - это живые выступления. Это, на сегодняшний день, основной способ показать людям реально затраченные усилия исполнителей. Люди покупают диски на концертах, и не покупают просто так. Да, для этого нужно уметь хорошо играть, как в старые добрые времена.
Второй - клипы. Ценность видео в наши дни тоже упала, но не так драматично как ценность музыки. Для хорошего видео всё ещё нужен сценарий, актёры, режиссёр, оператор, свет, декорации, костюмы и т.д.
Третий способ - написание постмортемов, The Making Of. Он нацелен на довольно узкую аудиторию, но способен значительно повысить воспринимаемую ценность продукта, подробно описав реальные усилия, которые пришлось приложить при создании записи. Для меня это сработало довольно неплохо когда я написал о создании альбома Slumbermill.
Хорошее видео сейчас ценится примерно как добротная песня (не суперхит) в семидесятых.
Ну а деньги зарабатывать нужно не на музыке, а на музыкантах.
Это реальный масс-маркет, единственный безоговорочно готовый тратить деньги на музыку. Свою музыку, разумеется
Точно таким же образом люди оценивают и собственную работу, что известно как феномен, называющийся The Ikea Effect. Если в двух словах, то люди считают мебель Ikea хорошей не потому, что она действительно так хороша, а потому, что сами её собирали.
В забавном эксперименте по сворачиванию оригами, люди оценивали свою работу существенно выше чем готовые чужие. А если оригами приходилось делать без инструкции, то субъективная ценность выростала ещё сильнее, хотя результат был весьма плачевным.
Если переложить эту информацию на современный шоу-бизнес, то можно увидеть следующую картину:
Раньше, во времена записи на плёнку и отсутствия автотюна, музыкантам безоговорочно требовалось умение хорошо играть и петь. Без этого запись альбома была немыслима. Сейчас всё можно нарезать из кусков, выровнять и оттюнить за несколько часов.
В записи альбома кроме самой группы принимал участие саунд-продюсер, инженер звукозаписи, несколько техников, звукорежиссёр и мастеринг инженер. Всё делалось на дорогущем ламповом оборудовании ручной сборки.
Сейчас домашнюю студию можно собрать за пару-тройку тысяч долларов и записать дома на коленке альбом, навскидку не сильно отличающийся от студийного.
Таким образом, субъективная ценность музыкального продукта в глазах обывателя сильно упала, не зависимо от качества музыки. Не то чтобы потребитель знает все ньюансы, но от этого только хуже. Раньше все знали что запись альбома - это таинство, доступное только избранным, а сейчас все знают что альбом можно записать дома на коленке. И это не принимая в расчёт количество предложений на рынке, выросшее в сотни а то и тысячи раз.
Но как это выглядит со стороны самих музыкантов? Если раньше единственной задачей музыканта было прийти в студию и хорошо сыграть, то сейчас нужно делать всё. Сам себе саунд-продюсер, звукорежиссёр, инженер звукозаписи и звукотехник. А так же промоутер, пиар менеджер и администратор десятка страничек в соц-сетях. Согласно эффекту Икеи, ценность собственного творчества в глазах самих музыкантов должна была сильно возрасти. Как минимум, нет ни одной причины для того чтобы она упала.
Ситуация перевернулась с ног на голову. Теперь музыканты платят совершенно реальные деньги для того, чтобы их творчество хоть кто-нибудь услышал.
Апофеозом всего этого является так называемый Not Invented Here bias, который заставляет ценить собственное творчество гораздо выше чужого и фактически приводит к тому, что количество лейблов сейчас немногим меньше количества групп. Вместо того чтобы объединяться и продвигать творчество совместными усилиями, каждый хвалит своё болото.
Выглядит это драматически уныло. Но пути есть. Я вижу три.
Первый - это живые выступления. Это, на сегодняшний день, основной способ показать людям реально затраченные усилия исполнителей. Люди покупают диски на концертах, и не покупают просто так. Да, для этого нужно уметь хорошо играть, как в старые добрые времена.
Второй - клипы. Ценность видео в наши дни тоже упала, но не так драматично как ценность музыки. Для хорошего видео всё ещё нужен сценарий, актёры, режиссёр, оператор, свет, декорации, костюмы и т.д.
Третий способ - написание постмортемов, The Making Of. Он нацелен на довольно узкую аудиторию, но способен значительно повысить воспринимаемую ценность продукта, подробно описав реальные усилия, которые пришлось приложить при создании записи. Для меня это сработало довольно неплохо когда я написал о создании альбома Slumbermill.
Хорошее видео сейчас ценится примерно как добротная песня (не суперхит) в семидесятых.
Ну а деньги зарабатывать нужно не на музыке, а на музыкантах.
Это реальный масс-маркет, единственный безоговорочно готовый тратить деньги на музыку. Свою музыку, разумеется
Последнее редактирование: