Частоты дискретизации в звукозаписи

Воеводин

field recordist
16 Дек 2012
726
310
63
Сочи
Неожиданно всплыл вопрос.
С чем связанны ограничения записываемых частот звука?

Имеется такая зависимость записываемых частот от частоты дескретизации
44.1 = 20-20000 Hz
48= 20-22000 Hz
96=20-40000 Hz
192=20-80000 Hz
2.8 и 5.6 MHz = 10-100000Hz

Причём есть "нижний" диапазон и от 10 Гц(рекордеры Награ,Саунд Девайсы,Аета Аудио),даже от 5 Гц (рекордеры HHB) и "верние" до 50000Гц при 96 kHz.

Правильно ли я полагаю,что ограничивает записываемые частоты пропускная способность микрофонного входа,а не величина частоты дескретизации?

"согласно теореме Котельникова, чтобы без искажений восстановить сигнал с частотным диапазоном 0-20000 Гц, нужно взять частоту дискретизации 40000 Гц"

[MOD]Зачем создавать подряд два поста в течение 20 минут? Хотите что-то добавить - редактируйте исходное сообщение.[/MOD]

Кстати, у вас в заголовке в одном (определяющем) слове несколько ошибок. Перед роботами стыдно...
 
Последнее редактирование модератором:
Правильно ли я полагаю,что ограничивает записываемые частоты пропускная способность микрофонного входа,а не величина частоты дескретизации?
Нет, не совсем так. Ограничения в основном от математики семплирования, т.е. теоремы Котельникова, которую вы ниже привели. Но не только.

Имеется такая зависимость записываемых частот от частоты дескретизации
44.1 = 20-20000 Hz
48= 20-22000 Hz
96=20-40000 Hz
192=20-80000 Hz
Нижнее ограничение достаточно формально, и отчасти действительно объясняется возможностями схемотехники, да и фильтруют от постоянки входы.
Верхнее близко к fs/2, но несколько не дотягивает, ведь фильтру тоже где-то развернуться нужно.

2.8 и 5.6 MHz = 10-100000Hz
А DSD нужно отдельно смотреть, там другая модуляция.
 
  • Like
Реакции: Воеводин
Один клиент,который занимается созданием своих колонок,усилителей и прочего звук.оборудования ,который у меня записывает переодически кой-какой муз.материал,недавно попросил меня скинуть готовый материал не в 16/44, а в 24/192.
Я ему " а какой в этом смысл если писалось в 48?"
Он" А почему 48,а не 192?"
Я " А зачем?"
Он" ну чтобы качественнее было" и начал объяснять что готовый стерео файл 44 это два канала по 22. А если много инструментов пишется то, с каждого инструмента урезаются частоты,чтобы вместилось в 44 в результате. И чтобы весь спектр передать,то нужна большая частота дескритезации. Поэтому в качественных динамиках,усилителях делают запас по возможности передачи частот.

Я ему" ну мы же на массового потребителя работаем,ну стандарт такой скидывать в 16/44, если вы слышите разницу между 16 и 24 или между 44 и 48, то скину в 24/48."

Так ли всё, как он объяснил? где доходчиво об этом почитать?
 
Один клиент,который занимается созданием своих колонок,усилителей и прочего звук.оборудования ,который у меня записывает переодически кой-какой муз.материал,недавно попросил меня скинуть готовый материал не в 16/44, а в 24/192.
Я ему " а какой в этом смысл если писалось в 48?"
Он" А почему 48,а не 192?"
Я " А зачем?"
Он" ну чтобы качественнее было" и начал объяснять что готовый стерео файл 44 это два канала по 22. А если много инструментов пишется то, с каждого инструмента урезаются частоты,чтобы вместилось в 44 в результате. И чтобы весь спектр передать,то нужна большая частота дескритезации. Поэтому в качественных динамиках,усилителях делают запас по возможности передачи частот.

Я ему" ну мы же на массового потребителя работаем,ну стандарт такой скидывать в 16/44, если вы слышите разницу между 16 и 24 или между 44 и 48, то скину в 24/48."

Так ли всё, как он объяснил? где доходчиво об этом почитать?

Не так все. В стерео содержится два моно-файла по 44 кгц, ибо стерео файл в два раза больше занимает места на винте, это так чтобы всем всем было понятно.
С инструментов не урезаются частоты, а инструменты маскируют звучание друг друга даже когда вы их слышите вживую (то есть в аналоге, ахах)))! Так что ваш товарищ пал жертвой аудиофилии! Еще и колонки свои делает)))
 
  • Like
Реакции: Novation
Он" ну чтобы качественнее было" и начал объяснять что готовый стерео файл 44 это два канала по 22. А если много инструментов пишется то, с каждого инструмента урезаются частоты,чтобы вместилось в 44 в результате. И чтобы весь спектр передать,то нужна большая частота дескритезации. Поэтому в качественных динамиках,усилителях делают запас по возможности передачи частот.

У него каша в голове. Действительно, при записи в формате 44.1 спектр ограничивается на частоте ~22 кгц. Но, во-первых не у всех инструментов есть что-то в звуке выше 22 кгц, а во-вторых совсем далеко не каждый слышит так высоко. Вообще, вы вряд ли что-то потеряете в звуке, если будете записывать материал в 96 кгц, но при этом вы избавитесь от резкого обрезного фильтра на 22-ух килогерцах. Имхо, лучше обрезать один раз всю фонограмму целиком, при качественной финальной конвертации из 96 в 44.1, чем каждый трек по отдельности при записи.)) Ну и если пользуетесь виртуальными синтюками, то повышенная ЧД проекта сильно уменьшит вероятность появления слышимого алиасинга в них.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Novation
и где всё-таки почитать об этом доходчиво гуманитарию?

Не знаю, это все сформировано многолетней деятельностью и изучением. Возникает вопрос - вводите его в гугл. Желательно еще знать английский и вводить на нем.
 
Вообще, вы вряд ли что-то потеряете в звуке, если будете записывать материал в 96 кгц, но при этом вы избавитесь от резкого обрезного фильтра на 22-ух килогерцах. Имхо, лучше обрезать один раз всю фонограмму целиком, при качественной финальной конвертации из 96 в 44.1, чем каждый трек по отдельности при записи.)) Ну и если пользуетесь виртуальными синтюками, то повышенная ЧД проекта сильно уменьшит вероятность появления слышимого алиасинга в них
+ деструктивные обработки а ля сжатие\питч будут меньше гадить.
Возникает вопрос - вводите его в гугл. Желательно еще знать английский и вводить на нем.
а если интересно не только "почему", но и "как" - то и в матан.
 

Сейчас просматривают