Вопрос про запись контрабаса

Mashutkin

Member
19 Авг 2007
73
9
8
Добрый вечер!
Я бы с удовольствием получил бы несколько советов по снятию/записи контрабаса.
В наличии имеется конденсаторный микрофон-лягушка Shure Beta 91
http://pro-audio.musiciansfriend.com/product/Shure-Beta-91-Bass-Drum-Microphone?sku=270283,
который скорее всего буду включать в Yamaha MG 102C и далее по ADAT конвертеру в HD рекордер.
Особых дополнительных харАктерных призвуков от контрабаса (лязганья струн итп.) вроде бы не надо.
Также имеется Beyerdynamic TG-X 60 (вокальный мик, но низких тоже много дает, если с близкого расстояния записывать), AKG Perception 200 и пара простеньких Оverheads. Пъезодатчиков в наличии (и на контрабасе) нет.
Песенка - полуэстрадная (женский вокал + пианинка + конги + кларнет (все на уровне демо уже вроде записано, осталось только бас/контрабас дописать).
Одним словом, как лучше писАть?
Всем заранее спасибо за советы и ответы

R.
 
Мой скромный опыт: AKG D112 + какой-нибудь PZM. Именно вместе, по
отдельности оно плохо звучит. С бочечного идёт основа, с граничника -
середина-верх. Выравниваю микрофоны по фазе (насколько возможно,
разумеется), и балансирую по уровню. Может быть это и не правильно,
но это наиболее понравившися мне вариант (пробовал и вокальными
широкомембранниками, и ещё чем-то). Мне кажется, лучше всего будет
попробовать снять всем что есть (поэкспериментировав с расположением
микрофонов), и затем выбрать...
 
  • Like
Реакции: Mashutkin
Контрабас - один из самых мерзких инструментов.
Во-первых ему нужно много места, чтобы он зазвучал как надо (Иногда около метра). Во-вторых его звук ОЧЕНЬ зависит от помещения. Расскажу, как я пробовал и как меня учили (В Англии, если это важно).
1) Обязательно пишите на ковре. Акустика пола может ужасно влиять на контрабас в плохую сторону.
2) Никогда не подзвучивайте "розетку" (Sound Hole\F-hole - я не очень уверен в русском названии - в России я контрабас не писал)

Микрофонные позиции могут варьироваться, но те лучшие, что я для себя определил:
1) Кондер с большой диафрагмой (В вашем случае - AKG200 не подойдет, но если сможете найти кондер с Omni - очень хороший вариант) на расстоянии от полуметра до 80 см ставите в режим Omni и направляете на позицию, где гриф переходит в деку.
2) Если комната не очень, то AKG200 (в вашем случае) ставите примерно на расстоянии 30 сантиметров от струн, примерно напротив бриджа.
3) При совсем плохой комнате есть достаточно жесткий вариант, но иногда дающий просто ЧУМОВЫЕ результаты:
заверните ваш Байер в тонкий поролон (не больше 5-8мм) и вставьте его в струнодержатель, направив на бридж.

Примерно так... Можно конечно эксперементировать, но я ни разу не видел и не слышал, чтобы кто-то писал контрабас на pzmку. Это конечно может оправдать себя, если у вас какой-то немеренно огромный зал, и даже легкая игра создает кучу отражение и ревера, и у вас нету более маленькой комнаты, но я не уверен, что pzm произведет нужные результаты.
 
Последнее редактирование:
При записи контрабаса лучше обойтись ленточным royer, октава и т.д.
 
  • Like
Реакции: Mashutkin
Ленточный мик - отличный - да, но в данном случае ленточного нет, и я писать не стал, ибо какой смысл? :nea:
Разве не сказано, что лучше всегда носить чистые трусы, потому, что мы никогда не знаем, попадем ли под машину?
 
Спасибо всем.
Однако, засада, похоже.
Хм, я вроде подумывал прикупить CAD Trion 7000 для певицы с низким голосом, чтобы нижний регистр ее красиво записать можно было да и так чтоб восьмерка в хозяйстве была.
Но как то мне по неопытности казалось, что если есть в хозяйстве мик для басовых инструментов, хоть и PZM, то он должен более менее подойти и на контрабас.
Ждем еще мнения :superstition:
 
Красиво записать нижний регистр - это конечно здорово, но для этого хватит хорошего кардиойдного кондера с большой диафрагмой (Если это не крикливая распевная песня, а некая поп-балада, где нужен "интимный" голос). Эффект близости, при правильном использовании сделает свое дело.
В вашем наборе не достоет ХОРОШЕГО кондера с мульти-патерн переключателем. Для записи голоса - Omni в большинстве случаев (Кроме указанного мною выше случая с "интимностью" или например некоего "рекламного голоса") незаменим. В принципе у вас слегка странное суждение о микрофонах и весьма странный набор в принципе :) На мой взгляд, конечно.

Насчет контрабаса: если у вас есть в нем DI - попробуйте писать так: первый канал DI, второй - как в моем примере №2 с AKG, третий - завернутый в поролон ваш Байер (за неимением лучшего) - запихнутый под струны в районе верхнего порожка и направленный вниз (Исхитряйтесь). Комбинация данных трех сигналов также может дать отличный эффект. Но если у вас не было опыта записи контрабаса, то лучше всего пробовать записать все на один микрофон (пример №2 из моего поста - самый простой и не вгонит контрабасиста в ступор засовыванием микрофона в непосредственно его инструмент)
Если действительно озаботитесь этим инструментом советую прикупить Royer 121
 
Последнее редактирование:
Позволю себе вмешаться - у коллеги выбор небогатый, и плясать надо от имеющихся средств. Записать прилично можно любыми майками, просто нужно достаточно времени на пробы для нахождения нужных точек. Поскольку с записью джаза и оркестровой музыки пришлось работать, могу посоветовать:
а) майк в 20-30 см чуть выше подставки, направить на струны. Желательна большая диафрагма, чтоб правдиво передавала основной тон от 41гЦ. Есть и масса маломембранных, хорошо передающих низ, но поскольку у стартера их нет - пропустим.
Любой кардиодный даст proximity effect? И ладно, поищите sweet spot, только ТЩАТЕЛЬНО. Мне удавалось делать не самые отстойные записи даже Байером 58.
б) вторая точка - все-таки на эфу (f-hole), при найденном удачном положении микрофона дает самый полный и теплый звук, как у Christian McBride в акустическом альбоме Стинга. Поднимаем майк выше эфы - звук становится более легким и ярким. Ближе к полу - получаем грузный оркестровый звук. Очень критично положительно микрофона относительно деки, поскольку контрик - инструмент звучный. Поскольку пишете не рокабилли, щелчок струн о гриф отдельным близким майком снимать не нужно.

Если позволит акустика помещения, можно поставить майк в 1-2м от инструмента, картинка будет правдивее.
А если б хорошую комнату, да с омни... Но это, боюсь, отсутствует.

Еще очень важно, чтоб через шпильку не резонировал пол, иначе низ будет неуправляемым. И, как при записи любого акустического инструмента, найдите для него лучшее место в комнате.

Датчики обычно дают конкретный, но не такой теплый и полнотелый звук, как микрофоны. Хотя неудачно установленные микрофоны могут дать в итоге такой "дровяной" звук, который не впихнешь в микс.

Вставлять Байер в струнодержатель, как советует коллега GrinGrin, я бы все-таки не стал. По размерам это не lavalier, а с ручной гранатой на струнодержателе, боюсь, исполнителю будет некомфортно.

Еще раз повторяю - можно вытащить сносный звук и с таким микрофонным парком, как у стартера. Главное, чтоб были желание и время повозиться с позицией и разновидностями микрофонов.
 
Можно конечно эксперементировать, но я ни разу не
видел и не слышал, чтобы кто-то писал контрабас на pzmку. Это конечно
может оправдать себя, если у вас какой-то немеренно огромный зал, и даже
легкая игра создает кучу отражение и ревера, и у вас нету более маленькой
комнаты, но я не уверен, что pzm произведет нужные результаты.
Это я вот тут подглядел (8 лет назад, ещё в бумажном варианте журнала):
http://rus.625-net.ru/audioproducer/2000/01/record.htm
 
Это я вот тут подглядел (8 лет назад, ещё в бумажном варианте журнала):
http://rus.625-net.ru/audioproducer/2000/01/record.htm
Я статьи на русском статьи не читаю и им не верю. В плане звука я абсолютный анти-патриот.

А так - соглашусь с тем, что покрутив все возможные комбинации и попробовав все возможные позиции можно добиться неплохих результатов даже с представленным набором микрофонов.
Разве что проблемы могут возникнуть с фазой, при записи на несколько микрофонов. Но тут вступает действие правило 3 к 1, где 3 - расстояние между микрофонами, а 1 - расстояние от каждого микрофона к источнику сигнала. Все просто ) Эксперементируйте.
 
Последнее редактирование:
Забыл уточнить - если писать звук с эфы, то с той, которая со стороны верхних струн.
 
А по мне звук из эфы (спасибо за правильный термин на русском) очень мутные, не четкий и гулкий. Также как в случаях с другими струнными инструментами подобной конструкции (от гитары и до скрипки). Слишком много гула и мало звука. К тому же - опять же - ни разу не видел, чтобы писали через эфу. В России разве что видел, как гитару так пишут, но звук был конечно... плох, мягко сказано.
 
Коллега GrinGrin, я давно отказался от догм. Порой работают самые парадоксальные подходы, главное - результат. Звук любого акустического инструмента можно неудачно записать, и соблюдая все писанные правила, и самыми лучшими микрофонами. Очень важно найти точку, в которой механическое ухо будет воспринимать искомый звук.
Ну, и плюс правильный баланс нескольких источников. Свобода выбора - хорошая вещь.
Рад, что практически все высказавшиеся дали один общий совет стартеру - экспериментировать.
Я уже несколько раз цитировал коллегу Лонга: у одних получается сделать хорошую запись трамвайным микрофоном в сортире, а у других звучит, как записанное трамвайным микрофоном в сортире.

По поводу имеющегося в распоряжении оборудования - заметил на форуме общий грешок: часто даем советы по использованию идеального (или близкого) сетапа, забывая о реальных возможностях коллег, задающих вопросы.

Кажется, Эмерсон (не тот, что ELP), сказал когда-то: если не удалось жениться на той, которую любили, любите ту, на которой женились. Не помню, кто из продюсеров перефразировал это высказывание применительно к оборудованию - любите то, которое у вас есть.

Пожелаем удачи коллеге Mashutkin'y в поиске хорошего звука.
 
Догмы я сам не люблю, и лишь говорил о своем опыте (который основан на мое образовании, в какой-то мере, конечно же). Пожелаем хорошего звука )
Ждем примеров записи с рассказом об использованном сетапе.
 
Еще раз спасибо всем,
на данный момент я больше склоняюсь к точке зрения Alexander Yakuba и вначале буду пробовать как основной мик все таки использовать Shure Beta 91.
Для звукооператора-чайника ведь важно прийти на запись с каким-нить глубоко продуманным и подготовленным, но предельно простым основным планом (типа Setup чайника :unknw:) - авось и не провалишься (я так недавно целую барабанную установку записывал - вполне сносно вроде).
C другой стороны, думаю, что в моем "микрофонном парке" не хватает 1-2 микрофонов. Пока что смотрю в сторону CAD (Trion, Equitec).
Может будут еще советы?

С уважением
R.
 
Я статьи на русском статьи не читаю и им не верю. В плане звука я абсолютный анти-патриот.
А мне кажется, патриотизм/антипатриотизм тут абсолютно ни при чём.
Собственные уши - вот главный критерий истины. Кстати, диск с примерами
к той статье у меня наверняка где-то лежит. Если вдруг кому интересно -
могу попробовать приаттачить сюда фрагменты pzm-контрабасовых треков
с него, имхо всё сразу будет ясно и понятно... :)
 
То Alexander Yakuba
я бы с удовольствием послушал эти треки...

С уважением
R.
 
Никогда не говори никогда - хорошая поговорка. Я, например, по совету инженера только пару лет назад стал писать бочку парой динамический - PZM. Мне понравилось. Балансируя два трека, можно получить широкий тембральный спектр.
 
Господа, я лишь руководствуюсь своим опытом и тем, чему меня учили :music:
Всегда открыт для новых идей, если их реализация звучит ХОРОШО (Для моих ушей). К счастью или к несчастью, я пока не слышал действительно КРУТЫХ работ отечественного производства (Имеется ввиду живой звук). Школа звукозаписи пост-СССР пространства на мой взгляд удручающе ужасна. Не обижайтесь, если что - я сам отсюда родом :dance2:
С удовольствием послушаю примеры Alexander Yakuba.
Уважаемый автор поста - я бы на вашем месте шел не по пути легкого сопротивления, а по пути эксперимента - вам предложили НЕСКОЛЬКО вариантов - попробуйте тот, что сработает лучше.
 
Последнее редактирование:
Уважаемый GrinGrin,
если честно -
понимаете, я в данном проекте не только звукооператор, но по совместительству и композитор, поэт, арранжировщик, клавишник, кларнетосаксофонист, сводила, да и худрук реально в первую очередь :download:.
Поэтому конкретно в этом случае мои основные задачи
1) нарулить/получить приемлимый / подходящий звук для записи
и тогда
2) УДЕЛИТЬ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ САМОЙ ИГРЕ СЕССИОННОГО МУЗЫКАНТА - а для этого после выполнения пункта 1) должны остатся силы.
Но Вы, несомненно, правы.

С уважением
R.
 
Очень жаль, что наши звукари работают в таких условиях. Но вам я рекомендую потратить в таком случае хотябы 2 дня на запись, если вы считаете, что после экспериментов со звуком у вас не останется сил. В первую сессию нарулите звук, во вторую - запишите.
А еще лучше всего акустическое писать вместе... знаете ли, чтобы был общий грув, bleed и.т.п. но это совсем другая тема и для этого помещения нужны конечно хорошие очень и к тому же желательно несколько.
 
По сабжу имел опыт записи виолончели микрофоном МК105, очень неплохо получилось.

п.с. Автору топика наверно уже становится понятен смысл анекдота: Некоторые проблемы сведения 7 контрабасов)
 
То PNC
именно! так нужно еще пульт от Toft купить и 6 шт. Мidiverb*ов замидировать :wizard:
C другой стороны, для меня лично топик все равно очень полезный, так как если мною озвученный и Alexander Yakuba уточненный план не прокатит, то можно будет сразу пару альтернативных вариантов здесь озвученных попробовать.

C уважением
R.
 
Контрабасистов называют артистами тяжелого жанра, писать их тоже нелегко. Челло, альт, скрипка - цветочки. Чем больше "лодка", тем тяжелее ее правильно задокументировать.
 
С удовольствием послушаю примеры Alexander Yakuba.
Примеры не мои, разумеется, а из статьи Кондрашина.
Я их только укоротил немного, чтобы общий размер получился
ни для кого не напряжным. Нумерацию оставил как есть, треки
с 6 по 16-й. Качаем, 11 мб: http://files.mail.ru/IOTKKZ
 
  • Like
Реакции: Mashutkin
Контрабас - один из самых мерзких инструментов.

Из очень...

При совсем плохой комнате есть достаточно жесткий вариант, но иногда дающий просто ЧУМОВЫЕ результаты:
заверните ваш Байер в тонкий поролон (не больше 5-8мм) и вставьте его в струнодержатель, направив на бридж.

У нас в оркестрах народных инструментов так постоянно на концертах делают, используют чаще SM57.

Никогда не подзвучивайте "розетку"

то есть "эфы"

Писал было бас с фирменным пьезодатчиком. Звучал потрясающе!
 
Угу - за "эфу" я уже спасибо сказал ) Недостаток того, что я тут не учился.

ПРо DI я уже говорил - может действительно давать клевые результаты.
 
Alexander Yakuba, послушал примеры - нормальный звук, чего-то, резко отличающего звук КБ от записи, сделанной другими способами, не заметил.

Меня за PZM агитировать не нужно, сам их применял в различных ситуациях.

Неплохо было бы иметь расшифровку каждого из образцов (положение майка, расстояние до инструмента, объем комнаты и т.п), чтобы легче адаптировать нужную схему в каждом конкретном случае.
 

Сейчас просматривают