У скрипки более 25 артикуляций (есть такая книжка - про приёмы игры на скрипке, очень редкая кста). Но при этом основных из них всего ничего. Что значит "основных"- основных в контексте. Отсюда вопрос - в контексте чего? Что, собсна, в основном в библах фиксируют сэмпледеятели - стаккато, спиккато, иногда маркато, очень редко портато (деташе), сус и легато. Из 25-ти -то.. На что они ориентируются? На рынок, ибо они же эту огромную работу не бесплатно проделывают.. Соответственно они ориентируются на рынок, где их продукт востребован. А он не востребован там, где нужны все эти 25 приёмов игры. Про рынок не буду, все в курсе, но ему всего 20 лет от силы. То есть это всё ещё формирующийся рынок, и если эти 25 штрихов никому будут не нужны, то их и не будут делать. И вот в результате мы пока имеем эти 6-8 основных артикуляций и, скорее всего только на них и будет фокусироваться внимание пр-лей ещё очень долго.
Но актуален вопрос качества, чисто в контексте роста. То есть не в ширь будут расти библы, а в глубь. И в основном вопрос состоит в разработке новых технологий - от микрофонов до упрощения нарезки сэмплов.. То есть те же 6-8 штрихов но уже на другом уровне. Вот собсна и всё.
Но даже в этих 6-8 артикуляций есть одна важнейшая - легато. Самым простым объяснением его важности является то, что это основной приём при игре мелодических партий, а это 75% от всего скрипичного материала в принципе. И именно в легато проявляются все основные качества струнного звука - начало-пение-закругление, вибрато, горизонтальная (временнАя) динамика, прозвучка тембра, пластика переходов, интонация и т.д. И вот этот комплекс качеств этого приёма игры это основная проблема при создании библы. Всё остальное проще. Всё остальное имею ввиду вообще в принципе процесс сэмплирования. Даже легато, которое сейчас делает Илья в своей новой нейлонке, делать гораздо проще, чем легато струнной группы. И основная проблема заключена в процессе переходов (с ноты на ноту). Помимо прочего эти переходы ещё и трёх видов - пальцевые, со сменой смычка и глиссандирующие. Глиссандирующие ещё и разнятся по времени.
Записать короткие штрихи это просто, главное в этом чтобы у скрипачей рука не отвалилась их записывать, в остальном без проблем - вон у берлинских спиккат до 16-ти (кажется) RR при 4-х слойной вертикали. Какие угодно короткие, этим они ничем не отличаются от сэмплирования барабанов, просто попа. А легато это попа с гимором.. И этот гимор отпугивает многих, кто понимает, что струнная библа наиболее актуальна именно в контексте востребованности на рынке.
Чем ещё сложны легатные патчи - наложением вибратных слоёв и не вибратных. Вот, напр., в поверфул папке хс совмещённые (СС1 и СС11) легатные патчи Феникс так и не смог выровнять по динамике - при увеличении вибратных слоёв происходит их резкий дин. подъём, который уже никак не проконтроллировать. Приходится уменьшать СС11, не смотря на то что фраза развивается в сторону увеличения динамики.То есть взаимозаеняемость вибратных слоёв с безвибратными не выровнена по динамике. И это гимор (только уже наш..).
Ещё проблема в том что эти вертикальные слои не сшиваются по границам как в барабасах, напр. - от 33 до 64, от 65 до 87 и т.д., они накладываются друг на друга и рулятся в основном кривыми на колеесе на каждую группу (если не на каждый сэмпл. При этом однозначно возникают искажения и в динамике, и в пинчинге (непопадания в центах) и в тембровых искажениях, включая фазовые. С короткими таких проблем нет, там всё просто как в барабанах.
Исходя из этого можно сделать вывод - главным артикуляционным критерием струнных библ является именно легато. Можно, конечно, поставить в Контакте дефолтный "легатный" скрипт и радоваца, но вот это уже прошлый этап (примерно так 10-ти летней как мин. давности), и на такую библу с таким легато мало кто поведётся из тех, кто зарабатывает деньги на этом рынке. Решив задачки с легатными патчами, про остальное можно вообще не задумываться, просто дело техники. И даже 25 штрихов можно насобачить в оставшееся свободное время. Но легато это главное. И вот в этой "пенсионерской" библе я вижу (и слышу)) - парни этот вопрос таки решили решить. Собсна поэтому сразу и показали в дной из своих первых двух демках процесса работы именно решение легатных патчей.
Это очень сложно, Тима. Не мики, не пространство, не то как рассадить и сколько дать проникновения, а именно процесс "приготовления" легато подсознательно смущает тебя и заставляет уйти от этой проблемы в сторону какого-то не понятного кошерного топика для фантазёров.
до кучи.
Надо сконцентрироваться на решении этой проблемы. Например, начать с анализа того, что происходит в момент смены пальцев. В эти пару мс что-то, блин , происходит.. Меняется динамика (м.б.), искажается тон (легатные градиенты), имеет ли место быть скольжение и т.д.
Дело в том, что основная проблема в этих легатных переходах это отсутствие в библах мгновенного появления след. звука
с той же динамикой, что и у предыдущего. Именно по этой причине все наши легатные более-менее быстрые пробежки превращаются в кашу. И чем больше группа инструментов, том больше каша. Звук появляется не сразу, а с раздувом как у духовых.. А ведь в динамике ничего не меняется в реале - за неё отвечает смычок, его скорость и давление на струну. Меняется только нота.
Более того, переходы медленные и переходы быстрые. У них разные процессы переходов. И это только в случае так наз. slur легато. При разной скорости легато со сменой смычка вообще всё разное.. В этом переходном процессе.. Вот это главная проблема струнных библ - момент легатных переходов.При этом сус патчи вообще не рассматриваются в этом контексте, а 80% сэмпледеятелей из них как раз и пытаются сделать патчи легатные. Ибо это проще. Но результат плачевный
всегда. А мы в 90% юзаем именно легатные патчи, даже если это одна нота, а не сус.
И скорее всего собака зарыта в реакции струны на мгновенную смену её длинны. Когда скрипач переставляет палец
на той же струне, она вынуждена сменить частоту вибрации на другую.. Вот в этот то момент и происходит какой-то процесс, который никакими скриптами не смоделировать - струна не может поменять частоту вибрации
мгновенно. А если скрипач меняет палец на другой струне, до этого не вибрировавшей, этот процесс легатного перехода уже другой, ибо струне не надо менять одну частоту на другую, но этот процесс отличается от "однострунного" тем, что след. струне надо
начать вибрировать.. И вот старт легатного перехода при этом, скорее всего будет другим - более продолжительным. Наши ухи все эти переходные процессы фиксируют очень чётко, в этом -то и проблема..