Переделка пульта Soundcraft

  • Автор темы Автор темы sunet
  • Дата начала Дата начала

sunet

Victor Buruiana, 1959
18 Июл 2005
12.078
6.379
113
65
Chisinau, Moldova
Хочу описать здесь модинг этого пульта. Работа будет долгая и временами потребуются ваши советы...

В виду того что несколько раз в год мне приходится озвучивать живые концерты, а своего большого пульта нет, приходится работать на чужих... покупать хороший дорогой пульт при такой загрузке нерентабельно...

Мой старый пульт имеет 3 недостатка - мало входов, мало ауксов и разные возрастные проблеммы. Поэтому я и решил его капитально переделать.

В наличии 20 входов (12 моно, 4 стерео), 2 стереоподгруппы, 5 ауксов. А надо бы не менее 30 входов и хоть 8 ауксов.
 
  • Like
Реакции: Glazachev
Корпус пульта сверху плоский и есть участок где можно прикрепить горбик с 8-ю рядами ауксов для мониторов, с EQ на каждый монитор.
Плюс преампы для новых входов.
Старые ауксы останутся на эффекты.

Еще следует добавить поканальные индикаторы сигнала и перегрузки, хоть двухцветный светодиод.

Для всего этого пульт надо разобрать и срисовать схему, ибо в сети я ее не нашел...
 

Вложения

  • eIMG_0337.jpg
    eIMG_0337.jpg
    919,7 KB · Просмотры: 30
  • eIMG_0339.jpg
    eIMG_0339.jpg
    649,2 KB · Просмотры: 13
  • eIMG_0341.jpg
    eIMG_0341.jpg
    960 KB · Просмотры: 23
  • eIMG_0347.jpg
    eIMG_0347.jpg
    1,4 MB · Просмотры: 21
  • eIMG_0349.jpg
    eIMG_0349.jpg
    1 MB · Просмотры: 16
  • Like
Реакции: Andruha
При разборке оказалось что:
1. весь пульт собран в основном на 4-х больших платах, причем часть соединений сделано при помощи жесткой проволоки (по 5 в изоляции), что затрудняет срисовывание схемы (см.фото выше).
2. на платах много места, а значит добавлять новые элементы несложно
3. Входные (после транзисторов) и в EQ все ОУ одинаковые - NJM072BL (см.фото), в сумматорах - NE5532
4. все разделительные конденсаторы электролитические.
5. переключатели на платах (а часть из них плохо работают) в настоящий момент для покупки и замены мне недоступны, хотя в Китае они выпускаются.
6. все внешние разъемы Neutrik

Как оказалось - там где впаяна проволока изначально были предусмотрены разъемы, что мне необходимо, учитывая период многократных разборок в процессе переделки, хотя проволока и надежнее в эксплуатации. Так что начал я с того что удалил проволоку и впаял разъемы.
Пока срисовал плату разъемов моновходов (см. рис.).
В виду того что пульт будет использоваться только с малтикором, решил не делать переключатель мик-линия, а при необходимости использовать дибоксы. Чисто линейные стереовходы будут дополнены переключаемыми альтернативными XLR разъемами для прямого подключения к малтикору без использования переходников. Электролиты можно будет зашунтировать пленкой.
 

Вложения

  • eIMG_0352.jpg
    eIMG_0352.jpg
    502,3 KB · Просмотры: 5
  • eIMG_0354.jpg
    eIMG_0354.jpg
    533,6 KB · Просмотры: 4
  • Schema_SpiritFolio4_001cdr.JPG
    Schema_SpiritFolio4_001cdr.JPG
    68,6 KB · Просмотры: 4
входные цепи у пульта похоже соответствуют folio lite, а так - вот все, что есть у меня по саундкрафтам:

Посмотреть вложение soundcraft_spirit-m4.zip Посмотреть вложение Folio_schematic.rar

Посмотреть вложение soundcraft_spiritfx16.pdf Посмотреть вложение soundcraft_spirit_folio-lite_sch.pdf

наверняка пригодится, soundcraft кардинально схемотехнику в те года не менял, так что м.б. повезет
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: sunet
Схемы очень похожи, но есть отличия в деталях. Главный вопрос который у меня пока возник - почему на линейном входе столь малые входные резисторы. Кто может подсказать как расчитать входное сопротивление такого преампа? Если на входе XLR предположительно входное сопротивление пару килоом, то на TRS к этому добавляется еще 4к3 у меня, или 8к2 на схеме lite выше, что очень мало для линейного входа, а это не может не повлиять на АЧХ инструмента. При этом у преампа диапазон регулировки полный - от линейного до микрофонного одним потенциометром.

Может быть входное сопротивление в такой схеме меняется с регулировкой усиления? Подскажите кто знает. Схему можно рассматривать ту что выше привел ssm.

И еще вопрос - кто знает, есть ли отличия в этой старой NJM072BL от современных TL072 кроме корпуса? Я хотел заменить их на NE5532 на входе и в суматорах, но 5532 в таких корпусах нет. Значит прийдется видимо оставить то что есть, тем более что все кто слушал пульт хорошо о нем отзываются. Могу предположить что либо микросхемы раньше отличались, либо обвязка сделана грамотно, либо и то и другое.
 
Входное сопротивление (без входных цепей) будет не выше чем величина R9 (R10) по схеме folio ligt, что для микрофонного преампа более чем достаточно - и еще обратите внимание как сделана регулировка усиления - сдвоенным переменным резистором VA1A - в транзисторном каскаде и VA1B в каскаде на ОУ JC1-B, отсюда большой диапазон регулировки усиления, входное сопротивление в зависимости от усиления не меняется в подобных схемах. В спирит M4 такого уже нет - там добавили еще один ОУ, транзисторы уже одиночные и резистор не сдвоенный для регулировки усиления. Какая из схем православнее - хз, мне кажется первая, та что folio light, хотя и дороже для повторения ! На уровне ощущений знакомые музыканты говорили что старый фолио по микрофонам звучал лучше, чем современные, как это выразить цифрами - хз.

ОУ не отличаются - разве что производителем, ну и те, что сейчас в пульте уже винтаж :)
 
Последнее редактирование:
Большой диапазон регулировки это довольно неудобно, требования к точности установки угла поворота потенциометра и к его качеству повышаются. Лучше иметь два диапазона.
 
требования к точности установки угла поворота потенциометра и к его качеству повышаются
вот наверное потому его и убрали в последствии, да опять же дороже такой потенциометр

Старые кнопки включения подгрупп на каналах не нужны и им надо найти применение.

хм ... есть предложение их демонтировать, а на их место вставить светодиодный, сегментов на 3 - 5 индикатор, правда нужны слесарные работы и место еще надо уточнить, есть ли оно там под кнопками
 
Последнее редактирование:
есть предложение их демонтировать, а на их место вставить светодиодный, сегментов на 3 - 5 индикатор

Места предостаточно, в этом прелесть старых пультов. Современные на SMD полностью утыканы...

Примерно так и хочу сделать - одну выпаять и вклеить стеклышко, а под него двухцветный светодиод, из опыта работы - этого достаточно, особенно полезно видеть зеленый сигнал когда говорят в микрофон и микрофоны на сцене перепутали...

Вторую кнопку (2 лишние - переход с Мастера на подгруппы и выбор подгруппы) хочу использовать на включение реле переключения диапазона на входе.

Sov_OK - буду с интересом следить за развитием темы.

К сожаленью тема будет развиваться медленно - много работы и до следующего фестиваля почти год - это мой максимальный запас по времени.
 
входное сопрот. (фолио-лайт) микрофонника R3 || (R9+R10) || (R1+R2), около 2к короче
R9, 10 поставлены для стока базового тока, и так же определяют синфазное входное сопротивление .. ( и вместе с С1, 2 - частоту входного фильтра)

Для лайн входа к этим 2к выше добавляются R4,R5 последовательно, тоесть 16,4+2= 18,4к
R6,7 можно не считать (ещё 200к паралельно)
они поставлены, чтоб у С3,4 не висела в воздухе одна сторона. щоб не щёлкало :-)
Сколько я схем видел, где кондёры на входе без развязки на массу....

как предложение : можно последовательно к С1,2 (только после R3) поставить маленькие индуктивности (10-20микро) а ещё лучще синфазный дроссель.
Тогда можно будет уменьшить С5,6,7 до 100-220пФ ........ всё легче нагрузка.
1нФ это 8к на 20кГц,
10м кабеля - ещё около 1нФ

да не, можно оставлять...4к - не так уж мало. Для микрофонов - вообще не проблема, да и лайн должен потянуть
Тем более на сцене, кому там 20кгц нужно.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: sunet
Для лайн входа к этим 2к выше добавляются R4,R5 последовательно, тоесть 16,4+2= 18,4к

Я так и думал... а на Spirit Folio 4 при резисторах на 4к3 получится входное около 11к на линейном...мало! А если включить в XLR- ы магистраль, как это обычно делается, то только с DI, иначе будет линия на 2к... Значит правильно у думал включать резисторы на 20К в линейном режиме (на оба разъема) в разрыв входных цепей.
 
Да, перерисовывать, схему с платы размером в пол-гектара очень сложно...боюсь я сдамся...где переходные электролиты и так видно, а пару изменений можно внести не разбираясь во всех деталях... в частности для того чтоб не добавлять лишних проводов внутри (а мне нужно организовать 8 новых ауксов, индикатор уровня и пика и перенести выключатель фантома от разъемов на переднюю панель), решил изменить место разрыва INSERT от ДО теброблока к ПОСЛЕ - оттуда я тогда сразу от разъема INSERT (провод возврата) смогу поднять сигнал от платы разъемов в пристраиваемый "горбик" с дополнениями и послать его на новые потенциометры ауксов и поканальные индикаторы уровня, там же размещу новые выключатели фантома.
 
Попросил схемы в службе поддержки Soundcraft - отослали в другую фирму, оттуда никакого ответа не получил...
 
Спасибо, близких у меня много, хотелось именно схемы этой модели. А по сути все пульты плюс-минус по той же схеме собраны...
 
Схему так и не прислали... между тем решил дополнительные преампы монтировать в добавляемый отсек корпуса, а не делать внешними, ибо работать так будет удобнее. Единственное опасение - "горбик" пристраеваемый к пульту получается довольно высоким... но зато пульт будет очень компактным - доступ к 33-м входам (примерно) на расстоянии руки.

Вот приблизительный план переделки:

В новом этаже ауксы, преампы, перенесенные выключатели каналов и выключатели фантома. В прозрачных новых кнопках ON будет индикатор сигнала и пика. А вот что делать переключателями подгрупп и старой кнопкой ON пока не придумал...может есть идеи? Если нет, то прийдется заглушить отверстия...
Как видно, новый блок питания снизу
 

Вложения

  • Demo01.jpg
    Demo01.jpg
    122,5 KB · Просмотры: 10
Вот что будет на новом этаже - пристройке (горбике - так и не могу найти для него названия), конечно это пока примерно, если есть идеи и можете подсказать, или если я где-то туплю, подскажите...

Понятно что это практически еще один микшер, но все добавления позволят озвучивать серьезные концерты с участием 2-3 групп.

В горбике будут две секции - верхняя с новыми преампами, благодаря которым вместо нынешних 20 входов становится 38, одновременно звучащих - 33, каналов вместо 16-ти - 20. Дополнительные каналы - за счет фэйдеров старых подгрупп.

Сверху слева-направо:

- преамп Talk back микрофона, с подачей либо на все мониторы, либо (и) на порталы, с регулировкой громкости и корректировкой тембра,

- 8 преампов для ударной установки смикшированных в стереопару, с EQ заточенными для соответсвующего инструмента, с регулировкой ширины стереобазы на томах и оверхедах. Эта группа микрофонов подается в первую подгруппу, таким образом к ней при желании можно добавить еще входы со старых линеек пульта.

-три входа смикшированных в стерео, которые подаются на вторую подгруппу. Можно использовать для перкуссии, группы скрипок, группы бэкинг вокала и пр. К ней также можно добавить каналы старых линеек.

В этих двух подгруппах (или каналах 17 и 18) я заменю одинарный фэйдер на сдвоенный, освободив два фэйдера, которые будут включены в моно и на них поступит сигнал с еще двух преампов

- баса (канал 19) и
- ведущего (канал 20).

Ниже уровня преампов будут расположены 2 ряда кнопок с подсветкой

- первый для включения фантома (желтые светодиоды),
- второй для включения каналов, подсвечиваемые белым светодиодом при включении, зеленым при поступлении сигнала и красным при пике.

Ниже - новые ауксы, 8 мониторов, 19 каналов (канал 20, ведущего, будет иметь один регулятор на все мониторы), EQ и общие регуляторы громкости каждого мониитора справа.

Старые регуляторы ауксов (на рисунке не показаны) будут использоваться на эффекты. На ревербератор сигнал в новых преампах будет прямо в преампах - от ударных и от 3-канального микшера. Возвраты - на существующие возвраты микщера.

На каналах 13 и 14 (стереовходы) будут 4 дополнительных альтернативных входов для местных источников (DVD, комп и пр.). Для выбора входов - два переключателя.

Кроме всего этого предполагаю сделать для сцены несколько дибоксов - стерео и моно, стереопреамп для микрофонов для подачи в случае необходимости микрофонов на стереовходы, например от ф-но. Еще хочу сделать коробку-переключатель для ударных - 8 микрофонов от одной установки и 8 от другой (16 входов) переключаемых на сцене всей группой на 8 выходов. Все это даст мне гибкость близкую к той что у цифровых пультов, но при этом все останется аналоговым... :)
 

Вложения

  • Supl.jpg
    Supl.jpg
    514,7 KB · Просмотры: 16
Как обычно а таких делах идея переделки пульта развивается по спирали - от почти полной переделки до минимальной, а потом и вовсе отказа от переделки и опять по новому витку... жаль что работать нечем а пульт валяется зря...причем в основном в связи с нехваткой ауксов...

Короче пока зашунтировал все электролиты пленкой Philips на 0.5 мкФ, переделал инсерты так чтоб разрав был ПОСЛЕ EQ, что позволяет отбирать на новые ауксы сигнал даже во внешнем блоке и вот сейчас об этом блоке ауксов и думаю. Если помножить 24 канала (а столько будет в конечном итоге), да на 8 ауксов получается 192 потенциометра с ручками, плюс EQ на каждую линию, плюс T.B. система, короче здоровенная приставка к пульту, плюс все проблемы с зарисовкой кучи ручек при нескольких коллективах в одном концерте.

А тут появилась возможность купить цифровые потенциометры...и идеи пошли по новому кругу...

А что если вывести из пульта 24 пост-фэйдер канала общим жгутом и завести на отдельный блок в котором расположить контроллер с клавиатурой и индикатором выбора канала, плюс 8 енкодеров с индикаторами и 192 цифровых потенциометра, плюс память на десяток записей и получится в небольшой коробочке аналоговый с цифровым управлением блок посыла на 8 аукс линий, с запоминанием после чека, в который еще можно добавить 8 EQ и Т.В. По очень предварительным подсчетам себестоимость - порядка 600-700 евро. Немало, и трудозатраты немалые, особенно учитывая одноразовость разработки, но вопрос вот в чем - есть ли смысл? Еслиб нашлось еще несколько человек желающих, то взялся бы за эту работу точно, а для себя одного еще не уверен...

Как вы думаете коллеги? Если такой прибор выпускать серийно нашелся бы на него спрос? Обобщая - 24 входа (сигнал из директов или инсертов пульта), 8 выходов, клавиатурка с цифрами 0...9, 8 энкодеров, Т.В., 9 цифровых 2-х разрядных индикаторов - номер канала, плюс 8 уровней ауксов.
 
Я тоже задумывался над фейдерной автоматизацией своего пульта, но абсолютное невладение навыками программирования тормозит процесс. А пульт-то у меня не маленький.
 
Так собственно я хоть и занимался 20 лет цифровыми приборами, но эпоху современных микроконтроллеров не захватил...так что программированием самого микроконтроллера займется мой бывший коллега по КБ, который освоил их пока я бегал по сцене... а меня на это уже наверное не хватит...да и нужно ли, когда есть нужные люди?
 
Добрый день . Не могли бы выложить точную маркировку переменных резисторов /фейдеров громкости в линейках и подгруппах а то у меня начали хрипеть надо искать какие а я не вкурсе заранее спасибо
 
Александр86, лучше аккуратно промойте ваши фэйдера "Контактом".
Бо узкопрофильные стоят не меньше 10 долл. каждый. и ещё их хрен достанешь... :(
 
После года сомнений по поводу того - а стоит ли переделывать или все-таки купить новый пульт ?... не нашел ничего входящего в намеченный бюджет и отвечающего моим требованиям, так что вернулся к переделке...

В зоне разъемов решил добавить горбик в котором будут смонтированы дополнения и на котором будут находиться новые органы управления и контроля. Один из них очень важный в концертной работе индикатор отсутствующий на этом пульте - сигнала и пика по каналу. Для экономии места на лицевой решил для этого применить двухцветный красно-зеленый светодиод, смакетировал этот узел и представляю его тем кто хочет сделать подобное.

Обе микросхемы использованы наполовину, так что собирать надо два канала одновременно на одной плате. Входной буфер-сумматор А1.1 изолирует индикатор от звуковых цепей и объединяет сигнал левого и правого каналов. Операционник может быть здесь практически любой. Если канал моно - резистор R2 не нужен. Еще можно раздельно сделать индикатор на левый и правый каналы стереовхода на половинках микросхем.

После буфера по схеме выпрямитель, а потом два компаратора и светодиод. Резисторы R6...R8 питающиеся от отдельного стабилизатора формируют опорные напряжения примерно 0.1В и 2В. Условно нулем выбрано входное напряжение 1В. При достижении напряжения 0.1В (-20 дБ) на конденсаторе С3 срабатывает компаратор А2.2, его выходной ключ закрывается и зажигается зеленый светодиод (Signal), при достижении 2В (+6дБ) срабатывает компаратор А2.1 и зажигается красный светодиод (Peack). Подбором резисторов R6...R8 можно выбрать другие пороги срабатывания, а подбором резистора R3 можно выбрать другой условный ноль сигнала. Питание индикатора должно осуществляться от отдельного источника, а земли светодиодов и аудио должны объединяться в одной точке у источника.

То что зеленый светодиод продолжает гореть при зажигании красного почти незаметно, просто появляется немного оранжевый оттенок.

Благодаря буферному усилителю, питании компараторов и светодиодов от отдельного источника и протекании тока через резисторы светодиодов и при их тушении (они при этом закорачиваются и ток потребляемый от источника почти не меняется), никакого влияния работы индикатора на аудио цепи не происходит.
 

Вложения

  • Schema_SSF4mod_afis..jpg
    Schema_SSF4mod_afis..jpg
    166,1 KB · Просмотры: 5

Сейчас просматривают