Мини-студия для записи хора (+ min бюджет)

  • Автор темы Автор темы Sergie
  • Дата начала Дата начала

Sergie

New Member
21 Июн 2005
10
0
0
Есть задача, которую хотелось бы решить при практически полном отсутствии средств. :)
Хор, любительский коллектив (давно поющий и активно перемещающийся к профессиональному уровню звучания) готовит программы и выступает с ними как в России, так и за рубежом - фестивали, конкурсы, некоммерческие поездки. Соответственно, есть желание фиксировать наработанные вещи.
Поэтому хочется собрать "мини-студию", с помощью которой можно было бы записываться на репетициях, а также концертах самостоятельно. Дополнительное условие, которое хотелось бы при этом соблюсти: чтобы это был действительно портативный вариант, то есть, чтобы его можно было бы унести с собой наряду с чемоданами, костюмами и т.д., которые и так всегда таскаешь с собой в поездках.

Понятно, что лучший вариант - обращаться за этим к профессионалам. Но:
1) не всегда хватает на это денег;
2) в ряде случаев есть возможность договориться о записи (как минимум, концертной) в хороших акустически помещениях во время поездок за рубеж, каждый раз брать с собой звукорежиссера - нереально;
3) в ряде случаев даже уровень хороших демо-записей оказывается достаточен, особенно, если эти записи есть. Ну, например, чтобы сделать телепередачу об очередной поездке хора с хорошим звуком.
4) регулярные записи дадут хору (да и дирижеру) возможность привыкнуть к самой процедуре и впоследствии более эффективно работать с профи.
и т.д.

Экстра-минимальный вариант, с помощью которого мы пробовали записываться в церкви с хорошей акустикой (в Болгарии) (не судить - что сумели найти, по принципу "с миру по нитке"): два микрофона Shure PG48 и мини-пульт Alesis MultiMix 6 FX, а также мои - внешняя звуковая карта Audigy 2 NX USB и ноутбук. Микрофонами писали общий акустический план, солисты (в вещах, где они были) стояли несколько ближе к микрофонам. Результат, наверное, по меркам тутошних грандов трудно оценивать, но нас он в определенной степени удовлетворил.

Эта запись убедила нас в том, что такой подход возможен. Соответственно, хотелось бы купить собственные мини-пульт и пару (для начала) микрофонов. Может быть (нужен ваш совет) еще и компрессор (интуитивно понимаю, что он может помочь более эффективно записывать большой динамический диапазон звучания хора).

Исходные возможности: есть сумма порядка $400-500.
Пока для себя рассматриваю варианты примерно такого плана:

BEHRINGER EURORACK UB 802 ($80) - 2 микрофонных входа. Самый минимум (по возможностям, но и по цене).

МИКШЕР BEHRINGER EURORACK MXB 1002 ($125) - 5 микрофонных входов с предусилителями - это вариант как бы немного на перспективу. То есть, поначалу использовать 2 входа, а потом, по мере возможности покупать еще микрофоны. (Или брать их напрокат, если такая возможность предоставится).

BEHRINGER EURORACK UB1202FX ($150) - 4 микрофонных входа + блок эффектов. Может, это воспринимается забавно, но порой приходится выступать в залах с просто никакой акустикой. И вариант выбора пульта с эффектами (реверберация и т.п.) в этом плане может быть полезен, так как время от времени такое решение мы уже применяли (если в зале находилось соответствующее оборудование), и подзвучка через микрофоны с добавлением реверберации ощутимо улучшала звук.

Итого, пульт - $100 - 150. (Может, другой марки, но в пределах бюджета?)

Компрессор/лимитер/экспандер ALTO BK 2.0 ($100-110) - нужен ли? И такой ли?

И остается $300-400 на микрофоны. Для начала 2, может быть, 3, если реально вписаться в такие деньги. Какие лучше для этих целей?

Буду благодарен за любые квалифицированные советы.
Понятно, что бюджет экстремальный, но хотелось бы в его пределах получить хоть что-то. Потому как в противном случае что-то все равно будет делаться, но как попало. :)
 
Пишу на октаву мк012, и очень ничего се6е звучит. Они стоят $250 за подобранную пару.

А вообще, будете в Воронеже, обращайтесь, проэкспериментируем за смешные деньги (или вовсе без оных). Надо будет только зал найти, но за этим, думаю, проблемы не встанет.
 
Originally posted by Katerina
Пишу на октаву мк012, и очень ничего се6е звучит. Они стоят $250 за подобранную пару.  
А вообще, будете в Воронеже, обращайтесь...

Спасибо за совет! Насчет Воронежа - надо подумать. :) Хотя это только если как-нибудь с концертами. А просто так поднять с места 30 человек и к вам переместить - не очень реально, к сожалению.
 
Если нужно максимально минимизировать :smile: расходы, то можно обойтись без пультов и компрессоров. Возможна такая цепочка: микрофоны --> карта с мик. предами --> ноутбук. Поджимать-чистить потом софтом. Зато можно микрофоны подороже немного взять. Дешевые пультик-обработка - выкинутые в перспективе деньги. Качества они вам не сильно прибавят и продать потом проблема.
Речь, разумеется, не идет о серьезной записи, так?
 
Originally posted by elec
Возможна такая цепочка: микрофоны --> карта с мик. предами --> ноутбук. Поджимать-чистить потом софтом. Зато можно микрофоны подороже немного взять. Дешевые пультик-обработка - выкинутые в перспективе деньги. Качества они вам не сильно прибавят и продать потом проблема.
Речь, разумеется, не идет о серьезной записи, так?
А если можно: какие микрофоны Вы бы посоветовали? И мик.предусилители?

А про серьезность записи - я понимаю, что сильно серьезной такую запись, наверное, не назовешь. Но думаю, что какие-то наши задачи она поможет решить.
 
Из Октав, которые многие называют оптимумом по цене/качеству, я нашел следующие варианты стереопар (на сайте http://www.oktavamics.spb.ru/):

Поменьше размером:
Октава МКЭ-2 - ПОДОБРАННАЯ СТЕРЕОПАРА (в комплекте: два микрофона МКЭ-2) ($140)

Октава МК-012-01-S - ПОДОБРАННАЯ СТЕРЕОПАРА микрофонов МК-012-01 ($238)
Октава МК-012-S - ПОДОБРАННАЯ СТЕРЕОПАРА микрофонов МК-012 ($340) - то же, но с 3-мя головками
- рекомендация завода-производителя для записи хоровой музыки.

Средний:
Октава МК-011 - ПОДОБРАННАЯ СТЕРЕОПАРА (в комплекте: два микрофона МК-011) ($297)

Побольше:
Октава МК-219 A - ПОДОБРАННАЯ СТЕРЕОПАРА (в комплекте: два микрофона МК-219) ($238) - тоже рекомендация
Октава МК-319-S - ПОДОБРАННАЯ СТЕРЕОПАРА микрофонов МК-012-01 ($289)
Октава МК-220 - ПОДОБРАННАЯ СТЕРЕОПАРА (в комплекте: два микрофона МК-220) ($334) - тоже рекомендация

- можно ли их как-то сравнить, что лучше-хуже?

МК-319 имеет частотный диапазон до 16 кГц, другие - до 20. Что предпочесть? Все-таки, 20 больше. :) Но у МК-319 уровень шумов немножко меньше. МК-219-319-220 большие по размеру. Это лучше/хуже в плане записи хора (то есть, записи вокала с большого расстояния)?

Еще дилетантский вопрос. Эти микрофоны имеют фантомное питание 48 в. На некоторых пультах (если все же рассматривать пульт как предусилитель :smile:), которые я упоминал, в описании значится:
- Фантомное питание +18 В (батареи)/+23 В (AC), то есть, вдвое меньше. Является ли это критичным? Не рассматривать такие пульты?

Спасибо.
 
Originally posted by andmat
Sergie
А вы вообще без подзвучки работаете? Писать из зала в вашем случае - самое то.
Если акустика нормальная - то, конечно, без подзвучки (которая, по большому счету, нонсенс и неестественность, натуральный звук лучше). Так что писать предполагается, да, из зала - на концертах, или до и после (чтобы публика не шумела и не кашляла :smile: ).
 
МК-319 имеет частотный диапазон до 16 кГц, другие - до 20. Что предпочесть? Все-таки, 20 больше. :)
Несравнимо.
Очень разный звук.
319-я - много мяса, мало верха.
012-я - гораздо прозрачнее, у нее нет вокального "презенса" в таком количестве. Хотя ИМХО прекрасно пишет и сольный вокал.
101-я - определенно класс, есть и "воздух" и мясо... Но я еще не пробовал ни 102, ни 105... :frown:

Для большого коллектива я бы все же остановился на 012-й паре. И взял бы для дешевизны только кардиоидные головы - в 99% случаев именно ими и работают...
 
Sandello1973
поддерживаю. Не знаю, почему здесь не уважают 012, у нее очень честный звук. Правда, возможно, это мне так с миками повезло :), говорят, можно нарваться на туфту. Но вот у меня уже 2 пары, и прекрасный саунд дают.
 
Большое спасибо за рекомендации! Еслис можно еще прокомментировать: в другом форуме, куда я обратился с аналогичным вопросом, мне порекомендовали использовать микрофон с большой мембраной, конкретно МК-220 (подобранную стереопару). Насколько это лучше / хуже для этих целей, чем 012, по вашему мнению?
101 - как я понял, это какая-то смесь 012 (предусилитель) и 319 (головка). Но производитель не предлагает подобранных пар для этих микрофонов. Сам же подобрать я вряд ли смогу - просто не знаю, что именно смотреть. :smile:

[ADDED=Sergie]1119421521[/ADDED]
И еще, если можно - а какой предусилитель или пульт? Чтобы уяснить себе всю картину.

[ADDED=Sergie]1119425332[/ADDED]
Про 101. Оказывается, предлагает. Просто плохо смотрел на сайте производителя. По цене - то же самое, что 220. Стоит ли взять пару 101-х, если выбирать из "больших" микрофонов?
 
Sergie:
какие микрофоны Вы бы посоветовали? И мик.предусилители?
Я имел в виду карту с предусилителями, чтобы на них не тратиться отдельно. Хороший пред - дорого, а плохой - зачем? Лучше карта с предом, а дальше - софт.
Про микрофоны согласен с предыдущими ораторами.

[ADDED=elec]1119428581[/ADDED]
Sergie:
И еще, если можно - а какой предусилитель или пульт?

Не надо пульт! Хорошую (по возможности) карту с 2 - 4-мя микрофонными входами и все.
 
По цене - то же самое, что 220. Стоит ли взять пару 101-х, если выбирать из \"больших\" микрофонов?
Единственное, чем интересны 220-е - это наличием "восьмерки". Но в MS вы ведь, наверное, писать не будете - это скорее для сольного вокала. А на кардиоидах - 101-е стопудово их уделают. Предусилитель 012-й - очень удачен, поэтому Октава и эксплуатирует его теперь в хаост и в гриву.
 
elec: Я имел в виду карту с предусилителями, чтобы на них не тратиться отдельно. Хороший пред - дорого, а плохой - зачем?
- Из внешних карт (предполагается использовать ноутбук) с микрофонными входами (min 2) за разумную цену я знаю только M-Audio Mobile Pre ($145). Но она умеет писать только в 16-бит. Поскольку динамический диапазон в моем случае мне кажется важной характеристикой, то писать я думаю в 24 бита. Это как раз умеет Audigy, которая у меня есть и к которой я и хотел бы найти какой-то преамп.
Может, есть какие-то другие варианты, которых я не знаю?

[ADDED=Sergie]1119436890[/ADDED]
Sandello1973:
...на кардиоидах - 101-е стопудово их уделают.
Понятно, спасибо. То есть, из этой рекомендации можно заключить, что 101-е лучше 012-х (Ваша прошлая рекомендация :smile:) для моих целей, да?
 
Sergie:
Это как раз умеет Audigy, которая у меня есть и к которой я и хотел бы найти какой-то преамп.
Может, есть какие-то другие варианты, которых я не знаю
Ну, в общем, да, если есть карта, то логичнее найти пультик/преамп вроде. Но... не знаю, я бы не так сделал. Все-таки хорошая карта - это точно не выброшенные деньги. Я бы посмотрел, например, здесь, отобрал бы что-нибудь подходящее:
http://www.mpc.ru/?action=catalog&cat=86
А потом можно здесь обсудить.
 
elec:
Я бы посмотрел, например, здесь, отобрал бы что-нибудь подходящее: http://www.mpc.ru/?action=catalog&cat=86
Да я, собственно, здесь же и смотрел. :smile: Ключевые позиции - внешняя карта (USB), микрофонные XLR-входы на борту (2 шт минимум). Итог - вот та одна карта. Остальное мимо (или, может, очень дорого - высокие цены я не смотрел).

[ADDED=Sergie]1119441843[/ADDED]
Katerina:
На днях буду писать \"взрослый\" академический хор, потом расскажу, как все прошло :)
- ОК, будет очень интересно узнать.

[ADDED=Sergie]1119443831[/ADDED]
А кто может что-нибудь сказать про такой дивайс: M-Audio AudioBuddy? Внешний компактный микрофонный и гитарный предусилитель с фантомным питанием. Как раз на 2 входа, стоит порядка $100. Такая штука подойдет, или это тоже не тот класс?
 
M-Audio AudioBuddy - не связывайтесь. Совсем недавно сравнивал сабж с ART MP Tube, который стоит 50 $, разница настолько колоссальная в пользу последнего, что стало аж обидно за владельца первого.
 
Понятно, спасибо. То есть, из этой рекомендации можно заключить, что 101-е лучше 012-х (Ваша прошлая рекомендация ) для моих целей, да?
Во-первых, это весьма разный звук. 012 посуше. 101 поплотнее, чуть окрашена верхняя середина. Надо смотреть, что для вашего случая удачнее.
Во-вторых, это чуть ли не в два раза разная цена - 012 дешевле. Около 180-190 долларов за пару.
 
Katerina:
На днях буду писать \"взрослый\" академический хор, потом расскажу, как все прошло :)
Кстати - как, это "на днях" случилось? Интересно было бы, если бы Вы поделились опытом.
 
Кстати для записи хора с концерта микрофоны надо ставить как можно ближе к исполнителем чтоб было меньше скрипа и кашля из зала.
С другой стороны при записи 2 микрофонами часто появляется очень неприятный "эффект провала середины стереокартины". Поэтому я ставлю всегда 3 микрофона на высоких стойках по фронту хора. Потом в студии я подбираю уровень среднего микрофона и добавляю реверберации. Запись получается почти студийная, но с эмоциональной
поддержкой и аплодисментами зала. Уже 2 альбома записал, все довольны. А микрофоны использую конденсаторные со средней мембраной, последнее время Nady.
 
Sergie
Случилось, просто у меня с интернетом кака полная. Могу выложить только небольшой кусок, и тот пожатый:
www.erika-studio.ru/download/horrr.mp3

Там была смешная ситуация: когда сидели сводили эту красоту, худ.рук мне говорит: "у меня басов (голосов) не хватает, давай прибавим нижних частот". Ну, у меня к концу пятого часа беспрерывных русских народных воплей уже уши в трубочку, я тупо начинаю крутить эквалайзер. Накрутила, ему все понравилось, договорились, что завтра-послезавтра он за диском зайдет.

На следующее утро я слушаю свежими ушами запись - и охреневаю, потому что звучит как хор зомбей в подземном переходе. Короче, переделала все с нуля, дала худ.руку послушать новый вариант (не упоминая, что он новый), ему опять все понравилось, на сем и расстались :).

Хотя басовых голосов ему действительно не хватает...
 
Я сравнивал Октаву 101 и 102.
102 однозначно лучше. У 101 мутная, замыленная середина при четких верхах, голос звучит сипло. 102 при том же размере мембраны звучит совершенно четко и детально. Однако, в пользу 101 могу сказать, что она выдерживает большее звуковое давление в случае записи громкого классического вокала.
 
Тема "старая". А что появилось новенького по сабжу?
При этом нужно учесть, что записи делаются для МУЖСКОГО хора.
 

Сейчас просматривают