Друзья долго уговаривали ответить, и вот сдался.. Действительно, любые вопросы должны рано или поздно дождаться своих ответов.
1) О вопросах вообще.
Вопросы из публики я разделяю на три категории – умные, глупые и провокационные. С первыми – ясно как поступать, а вот в двух других я игнорирую деструктивную компоненту и выделяю конструктивную. Конечно, гораздо проще на них не отвечать, но видимо, в том и состоит одна из сущностей педагогики – отвечать на все вопросы.
2) Об акустической обработке малой студии//
По логике оппонентов, начинающим «писателям» следует самостоятельно разрабатывать методику акустической обработки (что они регулярно и делают с помощью лотков от яиц). А еще лучше – сразу обратиться к профессионалам-акустикам, заложив в банке квартиру. А насчет акустического поролона – см.повнимателней тут, может убедит:
http://www.asc-studio-acoustics.com/gallery.htm
3)….то ли дела у Дома Музыки совсем уже, что даже ширпотреб не покупают, раз нужна была такая лекция//
Дела в магазине идут неплохо – только что сделали ремонт, поставили кондиционирование, взяли новые бренды. Те, кто бывали у нас раньше, могут ощутить разницу. Также мы позволим себе самостоятельно определяться с целевой аудиторией магазина (также и лекций, кстати) – будь то для начинающих, середняков или профессионалов.
4) …смешно было слышать неоднократные советы покупать M-Audio, KRK и Auralex//
Как можно было увидеть, в Доме музыки практически НЕ продается оборудование для звукозаписи (а лекция называлась «домашняя звукозапись»). Также не продается ни КРК, ни Ауралекс, ни М-Аудио (тут скорее меня нужно обвинить в пиаре бренда соседнего Джаз-клуба).
5)….Заявил UAD-2 - это звуковая карта//
Как по мне, слово «аудиокарта» безнадежно устарело, и то, что сегодня подразумеваются под этим устройством, правильнее называть аудио-интерфейсом или устройством ввода-вывода звука. В моей терминологии «карта» – это отдельная печатная плата, вставляемая в системный блок. «Звуковая карта» занимается ЛЮБОЙ обработкой ЛЮБОГО звука (аналогового или уже оцифрованного), и мне безразлично, стоят на ней АЦП и ЦАПЫ (как в аудиоинтерфейсах), или она представляет собой самостоятельное вычислительное устройство с собственным обсчетом на борту (как UAD). Еще раз подчеркиваю: все печатне платы, расположенные территориально в системном блоке, занимающиеся обработкой звука и не имеющие отельного корпуса – для меня «карты».
6) Как эквализировать барабаны//
Глупый вопрос. Ответ: в зависимости от того звучания, которое вам требуется для конкретной пьесы. В дэз-металле ударные, наверно, звучат несколько по-другому, чем напр., в джазе?
Как ни парадоксально, эквализация ударных начинается еще на этапе их записи/отстройки/исполнения, и несколько нетрадиционным способом. Ваша эквализация тут – не кручение ручек EQ, а скурпулезный поиск положения микрофонов, выбор их моделей, характеристик направленности, настройкой барабанов, наконец, работа со звукоизвлечением барабанщика. Если всё сделано корректно на этом этапе, то тон-корреция на сведении может и не потребоваться, только компрессия да может быть, гейтирование. (Почему может быть? В джазовых барабанах гейтирование используется очень скупо). Кстати, атака очень-очень сильно отвечает за тембр ударных. Слуховой аппарат человека активно анализирует звук в первые десятки милисекунд.
Еще один парадокс - второй этап эквализации – наступает при….настройке динамических процессоров, да! Выберите быструю атаку на компрессоре бочки – и от ее щелчка ничего не останется, звук станет «тупым». И УЖЕ бесполезно вытаскивать ее эквалайзером (такое я иногда наблюдаю в концертной практике). Опять же, выберите длинную атаку на гейтах томов – и вы уберете у томов щелчок, оставив лишь резонанс корпуса и пластиков, и т.д.
И лишь теперь можно потрогать ручки EQ (и то, только на сведении). Но если этапы 1 и 2 сделаны хорошо, то это МОЖЕТ И НЕ ПОНАДОБИТЬСЯ.
Тем не менее, вопрос был задан – вот характерные частоты, отвечающие за звук ударных, хотя это напоминает листание справочника:
ББ: обертона - до 4кГц, «тело» - 80…120Гц, «коробчатость» - 400Гц, щелчок - от 3 кГц и выше.
МБ: обертона – до 8кГц, «тело» - 120 и 240Гц, «полость» - 400Гц, щелчок – от 2,5кГц.
Томы: обертона – до 3,5кГц, «полновесность» - 120Гц, щелчок – ок. 5кГц.
Тарелки: обертона - до 16кГц, «чашка» - 220Гц, четкость – 7,5кГц, «воздух» - от 10кГц.
7) Как понять – окрашивает ли монитор?
Опять глупый вопрос. Точно на него не ответит вам и Господь Бог. Но попытаться можно. Признак «окрашивания» относится к АЧХ монитора, а её приводит производитель. Вопрос, верить ли ей оставляем за скобками. Неокрашивающий монитор тот, у которого:
- широкая и плоская АЧХ.
- быстрая переходная характеристика (способность без «отсебятины» передавать атаки). Ведь подвижная система любого динамика имеет конечный вес, а значит определенную инерционность.
- постоянство характеристик при изменении положения слушателя в пространстве (достигаются в коаксильных головках). 99% предлагаемых на рынке мониторов – не коаксиальные и содержат разнесенные в пространстве головки.
- согласование временных характеристик всех ступеней – НЧ, СЧ, ВЧ, которое характеризуется трехмерными «водопадными» характеристиками. Они говорят о том, насколько напр., НЧ отстают от ВЧ из-за наличия фазоинвертора или рупора. Английский акустик Филип Ньюэл четко пояснил это в книге «Проджект студия», а также почему мировое сообщество звукорежиссеров выбрало для профессиональных студий БЫТОВОЙ монитор Yamaha NS-10, толком не воспроизводящий НЧ ниже 100 Гц. Но он по-прежнему востребован, и я удивляюсь, почему Ямаха не устроила его reissue (HS – не в счет).
По моей же методике понять, окрашивает ли монитор, очень просто. Для этого надо:
а) ПОСЛУШАТЬ качественный акустический муз.инструмент собственными ушами в тон-ателье студии, (напр., гитару или рояль);
б) ЗАЙТИ а аппаратную и прослушать звучание этого инструмента через испытуемый монитор.
в) СРАВНИТЬ результаты.
Но учтите – в этой цепи могут окрашивать ТОН-ЗАЛ, МИКРОФОНЫ, КАБЕЛЬ, МКФ,ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ, УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ, КОНТРОЛЬНАЯ КОМНАТА – вам придется допустить, что они обьектины. Вот так, всего-ничего! Так что вопрос окрашивания сводится скорее к тому, доверяете ли вы конкретному производителю. Есть другой, несколько фантастический метод (для тех, кто не слышит) – вести учет рейтинга фонограмм, сделанных на разных моделях мониторов, и воспользоваться его выводами. Также полезно следить за результатами голосования независимых аудио-журналистов, проводимого ежегодно на Франкуртской выставке - MIPA Awards. Но Ваш мониторы точно хороши, если сделанные на них фонограммы востребованы и Ваша студия завалена работой!
8) О микшировании по наушникам//
Снова глупый вопрос. О нем писано-переписано море статей. Поэтому я делаю вывод – мало читаете. Тем не менее, отвечаю - считается, что если вы микшируете по наушникам, то ошибетесь в 3-х вещах: а)неточно выстроите НИЗ фонограммы,
б)сведете всё узко по панораме, т.к. по сравнению с акустическими мониторами наушники дают более широкую картинку,
и)промажете с ревербераций.
Поэтому микшировать все-таки рекомендую в акустически отстроенном помещении контрольной комнаты, а вот проверять фонограмму следует в типичных условиях прослушивания потребителем (на небольших колонках, в том числе мультимедийных, в жилой комната на HI-FI, в автомобиле, на бум-боксе, даже на ушных «пуговицах»).
А вот для проверки компонентов микса на предмет низкоуровневых помех - тут наушники незаменимы! Щелчки, слабые шипение и фон сети – по мониторам их можно и не заметить, особенно вместе музыкой.
9) Насчет «латиносов», записанных мной в Карибиан-клубе.
Мое накопление микшировалось у Саши Садовца (студия «На хаті»), их пригласили записаться. Эта работа получила Латинос Гремми Эвордс, или что-то в этом духе. Кстати, Садовец – мой выпускник, кафедра зв.реж. Кнуким.
10) Об актуальности моих работ.
Я - человек старой зв.режиссерской школы. Это означает, что я могу чисто БИОЛОГИЧЕСКИ работать со звуком лишь тех жанров, на которых вырос - традиционный рок, джаз, поп. А такой музыки, увы, становится все меньше и меньше – одни музыканты занялись бизнесом, другие умерли или эмигрировали. В современной музыке другие «биоритмы», «пульсации», энергетика, драйв. Такую музыку хорошо может сделать только выросший на ней зв.реж., ГЛУБОКО ЕЕ ЧУВСТВУЮЩИЙ, ощущающий ее на подсознательном уровне. В этом - глубокая суть диалектики развития всего живого, и обвинять седого зв.режиссера, за то что он ничего не понимает в Drum & Bass или Думе – некорректно. Такое обвинение – признак глубоких пробелов в воспитании. Тактичность и интеллигентность – это качества врожденные, и они идут от мамы с папой...
Но к счастью, природа звука и суть взаимодействия звукорежиссера с музыкантами остались такими же, как и много лет назад – наш слуховой аппарат не изменился, изменились лишь вкусы, стили, приемы исполнения.
Ну а насчет моих работ – у меня порядка 20 официальных релизов CD, но горжусь я, естественно, несколькими из них. Сложно напр., гордиться хорошо сделанным альбомами Белоножко или Павлика - у всех есть работы проходные, а есть такие, которые дороги сердцу. Среди таких - альбом Океана Эльзы «Будинок зі скла». Также, однажды я записал и спродюсировал ДЭЗ-мет.альбом группы «Инфектед» (около 1995г.), говорят, что получилось. Еще одна работа, сделанная относительно недавно – CD киевского квартета саксофонистов, записанный по заказу южнокорейских продюсеров, там же и издан. Но особая гордость – один из моих альтернативных альбомов попал в российскую рок-энциклопедию, «15 лет подпольной звукозаписи» вместе с альбомами Кино, Аквариума, Наутилиуса, Алисы, ДДТ и др. Если постараться, всё это можно найти в сети. Последние лет 20 я больше занимаюсь концертным звуком. Несколько лет работал в Зинтеко системным инженером, 15 лет – звукорежиссером в Доме звукозаписи, 4 года - концертным зв.реж. Океана Эльзы, 3 года - в Скрябине. Из работ с зарубежными артистами – Dr.Alban, Scorpions, киевские мастер-классы Стива Вая, Дженнифер Баттен, Джоела Розенблатта, Грега Коха. Был гл.зв.реж Таврийских игр.
Мой оппонент теперь может с удовольствием написать, что Папченко, мол, заглотил наживку и оправдывается. Это не так - я просто ответил на вопросы людей, и если я хоть немного помог им - я искренне рад. Мы живем в свободной стране. Я буду делать свое дело и никогда ни о чем сказанном не жалею. Быть публичным человеком, не боящимся открыто высказывать свое мнение - гораздо труднее, чем быть трусом, прячущим свое лицо.
Вот так сенсей бьет больной ногой….
*Вместо эпилога.
....Знаете, когда Вы идете по дороге, а за забором лает собака, Вам по большому счету наплевать, в какой тональности она лает, и - какая у нее кличка. Главное, чтобы SPL не был завышен… Она лает и злится - а Вы идете себе дальше.
Простая логика жизни....
Папченко