А.В.: И как удалось уберечь уши артистов? Что происходило с “ушами”, то есть мониторами для Л.Гурченко, Н. Фоменко и других. Получилось ли то, что ты задумал? И кстати, почему ты выбрал in-ear фирмы Garwood?
Н.К.: С мониторами in- ear была целая история. Как я уже говорил, мы приобрели один комплект System II, состоящий из пяти радиоприемников со стандартными наушниками-вкладышами и одним передатчиком. Весь комплект работает в стереорежиме. Конечно, это не лучший вариант. Хотелось бы для каждого артиста иметь отдельный комплект: приемник с “ушами” – передатчик. Но если учесть, что весь 1999 год придется гастролировать без мониторного пульта, то получился вполне рабочий комплект.
Почему появился такой мониторинг? Во-первых, требование режиссера мюзикла, чтобы сцена была чистой. Во-вторых, главные действующие лица мюзикла не только поют, но и танцуют. И последнее – артисты работают с оркестром, находящимся в яме, поэтому традиционные напольные мониторы здесь не подходят. При таком техническом задании это было единственное решение. Ты согласен?
А.В.: Абсолютно. Когда я первый раз смотрел мюзикл, то не заметил, что артисты работают с in- ear мониторами . Для себя я решил, что артисты слушают оркестр и в лучшем случае боковые прострелы. А потом был немало удивлен, когда увидел in-ear в гримерке Николая Фоменко.
Н.К.: Так вот, когда встал вопрос о покупке персональных “ушей”, то я попытался объяснить организаторам, как отливаются в силиконе вкладыши под каждое конкретное ухо с учетом пола человека, возраста и так далее. Но кризис и другие обстоятельства не позволили реализовать это требование. В итоге купили стандартные вкладыши. Потом их кое-кому пришлось приклеивать лейкопластырем, чтобы не выпадали во время представления. Пользуясь случаем, хочу отметить, что ушные мониторы это не дань моде, как многие привыкли считать, а именно персональный мониторинг: он не всем подходит, не во всех ситуациях нужен, а обслуживание и настройка требуют от звукового инженера знания специфики процесса. Персональные мониторы in- ear имеют четыре главных плюса. Первый – отказ от стандартных сценических мониторов приводит к уменьшению общего уровня громкости на сцене, следовательно, звук в зале, особенно в партере, становится чище. Второй, – исполнитель не ограничен в свободе передвижения по сцене, поскольку мониторы он носит с собой (это несложно: приемник очень компактный и легкий). Третий – ушные мониторы минимизируют вероятность возникновения feedback. И четвертый – стоимость комплекта радиомониторов ниже, чем стоимость напольных мониторов и усилителей к ним. Но если вы решили работать с in-ear, то должны знать, что наушники требуют более качественного, “студийного” звучания и очень аккуратного микса.
Применение in-ear в данных условиях было лучшим решением, а не чьим-то капризом. Система Garwood выбрана среди других подобных, потому что фирма была первой на профессиональном рынке и предоставляет наиболее продвинутые технологии в производстве in-ear.
Так как радиопередатчик у нас был один, то на мониторную линию я поставил двухканальный эквалайзер с лимитером dbx 2231, чем решил две задачи: ввел в цепь частотную коррекцию и ограничил прохождение пиковых сигналов. Поскольку высокого давления в наушниках не требуется, дабы не “посадить” уши исполнителя, а необходимо только качество, то я поставил лимитер перед передатчиком. Кстати, для полного восприятия артистами низких частот иногда добавляют низа из боковых прострелов.
Как мне кажется, были созданы неплохие условия для исполнителей.