Акустика в клубе.

  • Автор темы Автор темы chokoz
  • Дата начала Дата начала

chokoz

New Member
24 Янв 2011
8
0
0
Добрый день, в поиске не нашёл ничего подобного, поэтому решил зарегистрироваться и создать тему.

Собственно, мой знакомый собирается открывать клуб, и хочет моей помощи в проектировке акустики. У меня неплохой опыт в создании студийных комнат (по ньюэллу) мёртвых и живых, и комбинацией оных (для контрольных комнат и тон-ателье), а вот с клубами я не сталкивался.
Если ктолибо имеет опыт или информацию по сабжу - буду очень признателен если вы ей поделитесь.

Дело в том что я в этой стране ни разу не попадал в клуб, где звук не то что бы нравился, а хотя бы был удовлетворительным...

Я полагаю у многих - точно такой же опыт. Но на этом форуме сидят достаточно умные и образованные люди, у многих есть студии и они, я уверен, имеют собственное мнение по поводу того какой бы звук они хотели слышать в клубе. Так же есть люди имевшие опыт посещения заграничных клубов - таких где ак. обстановка была рассчитана для получения удовольствия от звука, а не для (и только) прибыли с бара.
Я думаю всем этим людям есть что сказать по поводу хорошего звука в клубе, и при том не на обывательском уровне, а научно, информативно и с профессиональным взглядом на вещи.


Первым делом напрашивается вопрос - поглощение или рассеивание?
С формой помещения думаю так же как в студии - без параллельных поверхностей + симметрия. но может есть ещё какие тонкости ?

Честно говоря я вообще не бывал в клубах где бы хоть каклибо понравился бы звук. Думаю многие (если не все :/ ) также.
Но, делать абсолютно сухим клуб - по моему ошибка. Может ктонибудь знает какое RT60 должно быть в таких заведениях? Есть предположения (или достоверные факты)?
Или как вам вариант - небольшая зона у сцены абсолютно(ну всё относительно кочнечно же ;-) мёртвая, а далее уже - рассеиватели ?
+ в связи с тем что обьем ак. обработки клуба гораздо больше чем студии
и принимая во внимание тот факт что в клубе можно немного отойти от идеальных значений ачх и времени отражений, существуют ли какие либо устоявшиеся принципы отделки? (как например тот же ньюэлловский бутерброд)

В общем - если ктото имеет информацию по теме, или просто некие мысли - буду рад их услышать.
 
Последнее редактирование:
Первым делом напрашивается вопрос - поглощение или рассеивание?

Мне кажется, что и рассеиватели и поглотители в клубе (да и в иных акустически подготовленных помещениях) несут на себе одинаковые по значимости функции.
Возможно, ну чуть-чуть больше можно было бы уделить вниманию поглощению и поглощению НЧ в частности...

Касательно "бывания" в клубах, - я не живу в СНГ, увы, - но специально недавно ездил в Вену (это недалеко от Будапешта, где я живу) и смотрел/слушал как работают наши материалы в Венском Club Market (если вдруг вы бываете в Вене - это Linke Wienzeile 36).
Звук определенно понравился. Но - понравился потому, что комплекс, а именно "разумный" DJ, разумный инженер, разумный выбор аппаратуры, разумный выбор репертуара, никто не перегружает EQ на НЧ больше чем следует. Плюс конечно - и поглощение и рассеивание.
Ниже - несколько фото и поглотитетей (наших) и рассеивателей - просто для информации.

Касательно самого саунда в помещении - скажу, что саунд был не сухой, но "подсушенный". Очень четко и отчетливо слышалась бочка, при том что народу было в клубе многовато. Сам звук "не гулял", а как бы был в фокусе каком-то. Мне вообще казалось, что работает какой-то психоаккустический проц на мастере, т.к. было такое впечатление, что АЧХ волны ну вот просто перед тобой, перед лицом, ее можно потрогать (не пил и не курил перед этим :) ).
Ну вот такой личный "достоверный" опыт.
 

Вложения

  • 1.JPG
    1.JPG
    97,3 KB · Просмотры: 44
  • 5.jpg
    5.jpg
    92,6 KB · Просмотры: 46
  • 8.JPG
    8.JPG
    95,8 KB · Просмотры: 35
  • 4.JPG
    4.JPG
    90,6 KB · Просмотры: 33
  • 3.JPG
    3.JPG
    73,5 KB · Просмотры: 35
я не живу в СНГ, увы
напротив, это ведь очень хорошо. я как раз забыл упомянуть что не бывал в клубах с хорошим звуком, а бывал я только в снгшных клубах (конечно преимущественно в рашинских).
Собственно, на фото ваши поглотители?(а где рассеиватели?) Это они их светом так задизайнили? А каких размеров клуб, кстати? Да, заметили ли вы там ещё какуюлибо отделку?

АЧХ волны ну вот просто перед тобой
если это действительно не проц, то думаю это как раз следствие продуманной акустики.
 
Поглотители сами по себе цветные, просто их дополнительно сканерами подсвечивают.

Фото рассеивателей (и другие фото) - почему-то не могу приаттачить даже в новом посте. Но если хотите - могу на почту скинуть вам.
Клуб не маленький, но и не особо большой, "музыкальная" зона где-то метров 200 квадратных. Но что еще понравилось - вообщем-то при нормальном уровне звука - в клубе можно говорить и общаться, орать друг на друга не надо...
 
ни сухой, ни подсушенный звук в клубе не канает - у 80% слушателей это будет вызывать негативные эмоции. Звук должен быть мясистым ярким и сочным. И чтоб люди не танцевали под стук собственных ног. Честность звука не имеет значения, но регистры не должны полностью выпадать. В первую очередь нужно озаботиться креплениями - чтоб ничто не дребезжало.
Можно взять Танои или Фанкшн 1 - будет суховато и относительно честно. Можно взять JBL - будет ярко и сочно и в полтора-два раза дешевле. И людям больше понравиться.
Так же можно отказаться от стерео - моно устроить гораздо проще.
В клубе мощность важнее давления. Блольшая мощность будет давать больше драйва, при этои не надо будет орать в ухо. Большое же давление будет вносить дискомфорт - бить по ушам.
 
  • Like
Реакции: Igor_BP
ВАУ! весело! это акустические панели ведь светятся, да?
а почему прайсов нет на сайте? я, может, домой такие хочу))
 
Lickweed,

увы, панели сами по себе не светятся.
Они цветные, да, - но они не светятся.
Они просто красиво подсвечиваются сканерами или проекторами. Вообщем-то это видно на видео.
 
мощность важнее давления

что вы имеете ввиду под каждым этим словом?

Все очень просто.
Есть мощность (максимальная, номинальная, пиковая), которая измеряется в Ваттах.
Есть уровень звукового давления, который измеряется в дБ (поправьте меня, если я не прав).
Обычно акустические системы, помимо выходной мощности, характеризуются еще и звуковым давлением.
Для стадионов и открытых площадок это важно. Для клубов - более важнее мощность..

Фото - выслал вам на почту.
 
chokoz, а где Вы географически проживаете? Если не далеко от меня - милости прошу посмотреть, послушать, поизмерять и пообщаться.
Просто в рамках одной темы очень сложно объять необъятное.
:girl_sigh:

Для клубов - более важнее мощность..
А вот интересно, почему?
Вот тот аппаратный комплекс, установленный в клубе, где я работаю, пользуёт только 20, ну иногда 25% своего потенциала мощности, а ориентируемся как раз по звуковому давлению, дабы народ не покалечить:music:
 
Michail,

касательно того, что в клубах важнее мощность - это мысль иного оратора в этой ветке форума (см. посты выше).
Его идея - "Большая мощность будет давать больше драйва, при этои не надо будет орать в ухо. Большое же давление будет вносить дискомфорт - бить по ушам."
 
Igor_BP, тогда прошу прощения))
А по поводу
"Большая мощность будет давать больше драйва, при этои не надо будет орать в ухо. Большое же давление будет вносить дискомфорт - бить по ушам."
Драйв зависит не от мощности или давления, а от качества фонограммы - это даже не теория, это практика)))
 
Ой, да по большому счету, наверное - принимая во внимание то, что сейчас RMS клубной музыки поджимают до -8дБ - тогда вообще не совсем понятно, откуда будет драйв и как запись/звук будет вообще "дышать"...
 
Igor_BP, да тут даже не только в RMS дело, а в человеческом факторе.
Среднестатистический джидай те треки, что он крутит, находит на интернет-помойках (коих большое количество). Обычно лежат там мп3-хи, пожатые с качеством драфт или фаст, дабы не заморачиваться с настройкой кодека и не тратить время на долгий рендеринг. А изначально это были вавки с пресловутыми -8дБ по RMS. Все же хотят быстро и без заморочек. В итоге он приносит это УГ в клуб и все удивляются - ну почему нет звука?????
А откуда ему взяться, если налицо закон "Г... на входе - г... на выходе"
Как то собрал народ и поставил им трек Yello, естественно рипнутый лично с фирменного диска в вавке - это надо было видеть глаза горе - джидаев и шепоток на танцполе - да такого же не может быть, потому что быть не может!
Лень правит этим миром...
 
Michail, на выезд может и найду время, но не в ближ. будущем. если возможно - опишите хотя бы вкратце здесь, буду очень благодарен.

Lickweed,
Да, и как же АС может характеризоваться SPL ? Какието глупости - "мощность большая, spl низкий". это либо уровень контроля должен быть низким, либо рмс. Но в клубах наоборот полезнее большой рмс.
Видимо Lickweed не понимает о чём говорит. По моему мнению, эти понятия могут коррелировать только так: увеличиваешь уровень контроля или рмс - увеличиваешь spl, максимальный уровень контроля ограничен мощностью ас.
 
Последнее редактирование:
chokoz, да с радостью бы отписал коротко и по делу, да только в данном уравнении масса неизвестных - посудите сами, ведь кроме самого помещения есть ещё и аппарат, а от него то же многое зависит. Вот мы начали не совсем стандартно - сначала с помощью ПО, идущего с аппаратом рассчитали максимально удачное положение порталов и сабов в конкретном помещении, уровни, задержки, эквализацию. Поставили, включили, естественно какашку получили, и только после этого стали глушить-рассеивать, с диспутами естественно, а как без этого. Просто клуб - это не простая геометрическая фигура - там и колонны и лестница и стойки барные и прочее, и прочее - всего учесть в расчётах на бумажке просто нереально. В конце концов получили конфетку.
Ну и сцену конешно изначально максимально заглушили поглотителями.
 
Michail, Тогда, если позволите, задам вам несколько более-менее конкретных вопросов.

Форму помещения меняли? (в частности скошен ли потолок относительно пола?)
Глушили просто: мин. вату на стены? или делали бутерброды?
Рассеивание какое? Шредер?
Как подходили к установлению заглушки\рассеивания - повсюду, точки ранних отражений или какой либо ещё принцип? Хотя точки ранних отражений - понятие привязанное как к источнику звука, так и к точке прослушивания, получается тысячи этих точек.
ПО с аппаратом работает как room eq типо свип+анализ свипа? Но ведь точка прослушивание не одна а over9000, получается множество микрофонов для сьёма свипа в разных точках? Можно поподробней об этой технологии?
Да и самое важное - какой rt60 вы получили в итоге(он скорее всего разных в разных точках, но может вы этого и добивались)?

да и вообще - как вы считаете: стоит ли оформлять немного разные аккустические зоны в клубе? если да, то какие?
 
chokoz, на некоторые отвечу сразу.
Форму помещения не меняли, да и вряд ли кто меняет - кроме звука в клубе есть ещё свет, эффекты вентиляционные коммуникации и главное - торговля спиртным, а это главный доход, деньги, поэтому надо найти компромисс с торговыми людьми, что б и им удобно и на звук не сказывалось)
Поэтому на потолок, с коммуникациями вентиляции и кондиционирования был нанесён раствор, который при высыхании очень напоминает мин вату чёрного цвета (название могу уточнить позже). Позже разместили летающую ферму со светом - на акустику она не повлияла.
Глушили всё и вся бутербродами.
Конкретно в этом помещении чудом обошлись без рассеивателей, но знаю наверняка что в других клубах применяют Шрёдеры. Это чудо могу объяснить только самим аппаратом и тем, что сначала расчёт был сделан в ПО, найдена идеальная модель размещения порталов. ПО - Aray Calculator от d&b. Сначала строится 3D модель помещения, чем подробней, тем лучше, задаются приблизительные параметры, затем выбирается конструкция порталов, приблизительные координаты, прописываются сабы, после чего получаем 3D картинку звукового поля на танцполе, после корректируется всё до получения максимально возможного результата. По результатам вешаем порталы, ставим сабы, заносим параметры задержек, эквалайзеров и уровней в увисилители. Коротко так.
Ну а вот уже позже бегали с Фоником и глядели где и что происходит. Да, увисилители управляются по сети с компа, там можно каждый кабине портала или отдельный саб заставить воспроизводить синус или розовый шум, поэтому спектроанализатором можно увидеть, как каждый элемент участвует в создание общего поля. Вносили индивидуальные
корректировки в параметры вычисленные ранее компом. Вот вкратце так...
Да и самое важное - какой rt60 вы получили в итоге
А вот это сказать не могу - сам не мерил, всё как то на слух, по старинке делали))))))
Правда потом приезжали дистрибьюторы оборудования, долго измеряли (наверняка и пресловутый rt60), сказали что то типа "ну вы ребята даёте"))) и довольные стали нас пиарить и семинары устраивать))))

ЗЫ Я к сожалению дилетант в акустике, поэтому возможно что то и упустил...

ЗЗЫ
да и вообще - как вы считаете: стоит ли оформлять немного разные аккустические зоны в клубе? если да, то какие?
Конешно стоит, ведь есть сам танцпол, а есть зоны, где люди кушают и выпивают, при этом им надо общаться, не напрягая голос. Стойки баров у нас тоже несколько изолированы - бармены ведь должны как то общаться с посетителями, они находятся под козырьком, который прикрывает их от портала.
 
Последнее редактирование:
Спасибо за ответы!
В моём положение выгодно то что клуб только проектируется, и можно будет расположить все немузыкальные элементы с учётом и в пользу акустики,
но название раствора очень важно, возможно придётся им воспользоваться
при высыхании очень напоминает мин вату чёрного цвета
визуально? или по ак. свойствам?

Глушили всё и вся бутербродами
А какой состав?

ПО - Aray Calculator от d&b
я так понимаю, вы закупили полный комплект оборудования от dbaudio, если да, то такой вопрос:
в россии dbaudio дистрибьюторы есть?
вместе с оборудованием шли мануалы на русском языке?

Прошу прощения, но не знаю что это такое ;)

увисилители управляются по сети с компа
то есть это всё входило в систему от d&b audiotechnik ? (если моё предположение выше верно)

P.s. да, вы действительно меня заинтриговали, надеюсь найду возможность выбраться к вам и посмотреть на это всё, ибо для меня уже почти стало мифом выражение "хороший звук в российском клубе"
 
визуально? или по ак. свойствам?
и визуально, и думаю по свойствам тоже - уточню название на днях. То же и по составу бутербродов - чуть позже.
Об оборудовании кратко я писал здесь:
http://forum.rmmedia.ru/showthread.php?t=65950
вместе с оборудованием шли мануалы на русском языке?
Мануалов на русском конечно же нет)))
то есть это всё входило в систему от d&b audiotechnik ?
да, разумеется за отдельную денежку)
Цитата:
Сообщение от Michail Посмотреть сообщение
Фоником
Прошу прощения, но не знаю что это такое ;)
http://www.phonic.com/en/paa3.html
Кстати он измеряет пресловутый rt60, надо как нибудь сподобиться и померить:girl_hospital:
 
Про мануал я спросил, потому что Array Calc на английском языке + англ. же мануал в свободном доступе у них на сайте есть. Так в ru у них есть дистрибьютор? (или из ближнего зарубежья брали, если да, то откуда?)
Я так понимаю что каждый производитель а.с. предоставляет подобное ПО, заточенное под их же а.с., удобно, блин, придумали) смотрел аррэй калк - действительно хорошая вещь, жаль что там нельзя задавать хар-ки "нонэйм" а.с., а только выбирать из предложенных.
В итоге, вы порекомендовали бы мне дб аудиотехник (или может быть какие то другие фирмы)? Опять же, повторюсь, не сталкивался с таким, и не в курсе - такое ПО это общий тон всех производителей а.с. или это частный случай?

Огромное спасибо за все ваши ответы и пояснения, вы очень мне помогли. Буду ждать состава бутербродов и названия раствора.
 
Так в ru у них есть дистрибьютор?
Есть конешно http://www.arispro.ru/index.htm Если Вы обратитесь к ним с просьбой о демонстрации, думаю они порекомендуют съездить к нам в гости)))))
Вы перейдите по ссылке из моего предыдущего поста на описание аппарата - там есть все ссылки.

такое ПО это общий тон всех производителей а.с. или это частный случай?
Ну скажем так, я не в курсе.... К тому же есть другое ПО для работы по сети в риалтайме с усилителями, в свою очередь усилители в риалтайме постоянно мониторят состояние динамиков. Всегда можно сделать полный Систем-чек)))) Да много всяких вкусностей есть)))
В итоге, вы порекомендовали бы мне дб аудиотехник (или может быть какие то другие фирмы)?
Как Вам сказать... аппарат очень достойный, современный и очень надёжный, звучит хорошо. НО есть одно НО - дороговато, ибо сделано всё в Германии и очень добротно сделано.

Скажу так, после обкатки чуть более года этого аппарата в клубе, уже закуплен и лежит на складе комплект для почти построенного концертного зала. Хозяин решил что оно того стоит:soldier_girl:
 
Последнее редактирование:
Michail, спасибо огромное за ваши ответы. прошёл по ссылкам, узнал всё интересующее. ещё раз спасибо! теперь жду от вас название чудо-раствора и состав бутербродов)
 

Сейчас просматривают