Можно ли как-то программным методом померить SPL с помощью только микрофона? Или без шумомера никак?
Нужно откалибровать, допустим, громкость мониторов к 83дБ SPL:
Нужно откалибровать, допустим, громкость мониторов к 83дБ SPL:
Что такое откалиброванная мониторная система?
Откалиброванная мониторная система – такая, которая отстроена по известным стандартам гейна и АЧХ. Мониторный контроль отмаркирован в децибелах, поэтому мониторный гейн легко воспроизвести везде, где бы не стояла такая откалиброванная система – хоть в Москве, хоть в Бобруйске, хоть в Биробиджане… Это позволяет нам быть более уверенными в нашей работе, чтобы делать миксы, сочетающиеся друг с другом, и впоследствии хорошо собранные в студии мастеринга. В «кино» есть понятие о абсолютном уровне диалогов, поэтому они отбрасывают эту технику калибровки, но в музыкальном мире такого уровня нет. Это хорошо иллюстрирует таблица, которая показывала нам положение ручки громкости мониторов на различном музыкальном материале.
Установив уровень откалиброванной мониторной системы на 0 dB, опытный инженер может сделать превосходное сведение на слух, не пользуясь индикаторами уровня или пик-лимитерами, защищающими от перегрузки. Отстроить мониторную систему легко. Позиция 0 dB мониторного контроля
должна соответствовать 83 dB SPL по сигналу розового шума (будет подробно объяснено в Главе XV), и записанный уровень калибровачного сигнала должен быть установлен на -20 dBFS RMS. В результате этого мы устанавливаем комфортный уровень среднего SPL на 20 dB ниже пикового уровня системы.
Так как человеческий слух воспринимает громкость по среднему уровню, и так как самый большой крест-фактор музыки равен 20 dB, то таким образом отстроенная система никогда не перегрузится.
Типичный музыкальный материал имеет крест-фактор 10 – 18 dB, поэтому этот материал может достигать по пикам от -10 до -2 dBFS, больше, чем достаточный уровень 24-битной записи, как мы уже обсуждали в Главе V.
Для чего нужна подобная калибровка? Сильно высокий уровень мониторного контроля не дает нам делать музыку с большим крест-фактором. А очень низкий уровень контроля – заставляет нас поднимать средний уровень музыки, чтобы достичь комфортной громкости. В XX веке мы достигали этого с
обратной стороны – когда мы увеличивали средний уровень музыки, мы уменьшали громкость мониторов. В XXI веке нам надо сначала правильно отсроить мониторный контроль, и только потом приступать к сведению или мастерингу.
<...>
Поместите измерительный микрофон непосредственно в том месте, где будут располагаться уши будущего слушателя, и
подключите его к вашему 1-октавному RTA или FFT анализатору. Уберите на минимум все микроподстройки громкости ваших мониторов, установите основной мониторный уровень в позицию 0 dB. Далее, засолируйте только левый передний монитор до тех пор, пока полоса в 1 килогерц не достигнет
громкости в 73 dB SPL. Если громкость каждой полосы будет на 73 dB SPL, то их сумма даст 83 dB SPL.
Мы используем полосу в 1 килогерц, чтобы избежать ошибок из-за неточного позиционирования микрофона, а также резонансов комнаты по низким частотам и так далее…
Откалиброванная мониторная система – такая, которая отстроена по известным стандартам гейна и АЧХ. Мониторный контроль отмаркирован в децибелах, поэтому мониторный гейн легко воспроизвести везде, где бы не стояла такая откалиброванная система – хоть в Москве, хоть в Бобруйске, хоть в Биробиджане… Это позволяет нам быть более уверенными в нашей работе, чтобы делать миксы, сочетающиеся друг с другом, и впоследствии хорошо собранные в студии мастеринга. В «кино» есть понятие о абсолютном уровне диалогов, поэтому они отбрасывают эту технику калибровки, но в музыкальном мире такого уровня нет. Это хорошо иллюстрирует таблица, которая показывала нам положение ручки громкости мониторов на различном музыкальном материале.
Установив уровень откалиброванной мониторной системы на 0 dB, опытный инженер может сделать превосходное сведение на слух, не пользуясь индикаторами уровня или пик-лимитерами, защищающими от перегрузки. Отстроить мониторную систему легко. Позиция 0 dB мониторного контроля
должна соответствовать 83 dB SPL по сигналу розового шума (будет подробно объяснено в Главе XV), и записанный уровень калибровачного сигнала должен быть установлен на -20 dBFS RMS. В результате этого мы устанавливаем комфортный уровень среднего SPL на 20 dB ниже пикового уровня системы.
Так как человеческий слух воспринимает громкость по среднему уровню, и так как самый большой крест-фактор музыки равен 20 dB, то таким образом отстроенная система никогда не перегрузится.
Типичный музыкальный материал имеет крест-фактор 10 – 18 dB, поэтому этот материал может достигать по пикам от -10 до -2 dBFS, больше, чем достаточный уровень 24-битной записи, как мы уже обсуждали в Главе V.
Для чего нужна подобная калибровка? Сильно высокий уровень мониторного контроля не дает нам делать музыку с большим крест-фактором. А очень низкий уровень контроля – заставляет нас поднимать средний уровень музыки, чтобы достичь комфортной громкости. В XX веке мы достигали этого с
обратной стороны – когда мы увеличивали средний уровень музыки, мы уменьшали громкость мониторов. В XXI веке нам надо сначала правильно отсроить мониторный контроль, и только потом приступать к сведению или мастерингу.
<...>
Поместите измерительный микрофон непосредственно в том месте, где будут располагаться уши будущего слушателя, и
подключите его к вашему 1-октавному RTA или FFT анализатору. Уберите на минимум все микроподстройки громкости ваших мониторов, установите основной мониторный уровень в позицию 0 dB. Далее, засолируйте только левый передний монитор до тех пор, пока полоса в 1 килогерц не достигнет
громкости в 73 dB SPL. Если громкость каждой полосы будет на 73 dB SPL, то их сумма даст 83 dB SPL.
Мы используем полосу в 1 килогерц, чтобы избежать ошибок из-за неточного позиционирования микрофона, а также резонансов комнаты по низким частотам и так далее…