FAQ- строим РАДИО

  • Автор темы Автор темы sunet
  • Дата начала Дата начала

sunet

Victor Buruiana, 1959
18 Июл 2005
12.077
6.383
113
65
Chisinau, Moldova
FAQ- строим РАДИО

Случилось так что мне довелось простроить 2 радиостанции, причем одна из них вещает вот уже 12 лет, а на другой я пока директор, так что, учитывая задаваемые на форуме вопросы, я решил поделиться опытом с теми кто берется за решение подобной задачи впервые. Возможно эти избавит их от тех шишек которые заработал я. Затронуты будут только те области которые относятcy к звуку, ибо само вещание – радиореле, предатчики, антенны и спутниковая связь это отдельная сложная область, которой должны заниматься другие специалисты нежели те что посещают данный форум.
Вопросы условно можно разбить на несколько частей:
1. Выбор помещения, звукоизоляция и звукопоглощение.
2. Оборудование
3. Программы и технология производства

Часть 1. Выбор помещения, звукоизоляция и звукопоглощение.
1.1. Звукоизоляция и звукопоглощение стоят очень немалых денег, а потому очень важно правильно выбрать помещение под радиостанцию, ибо это позволит серьезно уменьшить расходы. Хорошо если студия будет расположена в центре города. Передающую же антену распологать в городе на малой высоте нельзя по санитарным нормам. А это значит что необходимо осуществить связь между выходом студии и входом передатчика. Путей может быть несколько, но не соглашайтесь если вам предложат выделенную телефонную линию. Качество связи и стабильность будут недостаточными. Связь через интернет также не отличается стабильностью. Отличным вариантом может быть оптический выделенный кабель, но стоимость передачи может оказаться очень высокой. Проверенным надежным вариантом является радиореле, лучше цифровое. Только не экономьте на антене – чем больше диаметр, тем лучше.
При использовании радиореле появляется еще одно дополнительное требование к выбору помещения. Оно может быть расположено в квартире (радиореле неопасно людей) или в административном здании, но обязательно на верхнем этаже высокого здания и пораболическая антенна должна иметь прямую видимость с такой же антенной в том месте где будет расположен передатчик. А это означает что точка передачи и точка приема должны быть достаточно высокими. Можно конечно применить дополнительные мачты, но это увеличивает стоимость и уменьшает надежность. Еще одно решение – установить промежуточное реле на высоком здании или скажем телевышке.
1.2. Помещение должно быть достаточно просторным. В нем должны располагаться как минимум студия вещания, студия звукозаписи, редакция, административное помещение и санузел. Желательно также иметь комнату отдыха (кухню), курилку, отдельное помещение для рекламного агента, а если радиостанция будет новостной, то очень желательно иметь отдельную новостную редакцию и отдельную музыкально-развлекательную, а также вторую студию звукозаписи. Вообще помещений много никогда не бывает.
1.3. Здание в котором будет распологаться студия должно быть не только высоким и просторным, но и тихим, т.е. оно не должно быть на шумной улице, у железной дороги, у аеропорта. Стены желательно чтоб не были бетонными и имели как можно большую толщину. Чем меньше будет шума, тем дешевле вам обойдутся студии предачи и звукозаписи. Перед тем как определить в каких комнатах разместить студии – походите, послушайте, не забывайте что соседние улицы в разное время дня могут издавать разный уровень шума, что в доме есть лифт, что в соседней квартире вдруг может быть организована пирушка и т.д.
1.4. Существуют 2 вида студий вещания – состоящие из одного помещения, в котором расположен и пульт и микрофоны и из 2-х помещений – когда пульт расположен в отдельной режиссерской, а между ней и микрофонной для визуального общения имеется окно. В первом случае для вещания достаточно иметь одного человека в смену, во втором – двух. Естественно затраты во втором случае больше, да и многие современные ведущие предпочитают все делать сами, ибо творческих возможностей (гибкости и спонтанности) у них в этом случае больше. В любом случае жедательно иметь перед студией тамбур и двери из стеклопакета. Это увеличивает звукоизоляцию и позволяет визуально договориться с ведущим до входа в помещение, а также входить в 2 этапа – вначале в тамбур, а потом уже в студию. В студии должно быть как минимум 2 рабочих места – для ведущего и для диктора который читает новости или пригашенного (напротив). Лучше если мест 3-4 за овальным или круглым столом. Кроме того рядом (через стену) от рабочего места ведущего необходимо еще одно небольшое подсобное помещение в котором будут распологаться шумные приборы – компьютеры, эфирный процессор, передатчик радиореле, вентиляция.
1.5. Студия звукозаписи служит для изготовления джинглов, реклам, предварительной записи передачь и интервью. Студия звукозаписи всегда делается двухкомнатной, причем в микрофонной комнате желательно иметь минимум 2 места, лучше напротив, что позволит записывать интервью. Еще лучше иметь 3 или более мест, что увеличит возможности студии. Между режиссерской и микрофонной должна быть визуальная связь (окно или видеокамеры). Если передачь будет много, то необходимы 2 студии звукозаписи.
1.6. Как студии звукозаписи, так и студия вещания должны иметь хорошую звукоизоляцию, ибо все шумы которые пройдут сквозь стены будут услышаны в радиоприемниках. Конечно требования к звукоиоляции не столь высоки как в музыкальных студиях, но пренебрегать внешними шумами или покрывать стены яичными упаковками, пенопластом или поролоном явно не стоит – лучше всего пригласите специалиста по акустике.
1.7. А вот требования к звукопоглощению достаточно велики, ибо нет ничего неприятнее чем бубнение мужских голосов в эфире, особенно когда организуется «круглый стол» и используются несколько микрофонов. Учитывая что помещения для радио обычно достаточно малы, размещение в углах и на потолке ловушек для низких частот, а также обработка стен является обязательным условием. Как и в случае со звукоизоляцией консультация специалиста более чем желательна.
 
Последнее редактирование:
ЧАСТЬ 2. Оборудование
Необходимы 3 категории оборудования – для редакций, для студии вещания и для студий звукозаписи.
2.1. Оборудованиe для редакции. Во-первых необходимо создать компьютерную сеть. Для этого нужен сервер (это может быть вполне обычный компьютер), коммутационное оборудование, модем и сами компьютеры. На сервере хранится музыка, программы, сценарии, новости. Там же может быть и сайт радиостанции. Компьютеры, хотя они и будут использоваться в основном для поиска информации в интернете и для написания сценариев и новостей, должны быть приспособлены и для работы с аудио, ибо выбор материала, часть монтажа, даже некоторые записи должны производиться прямо в редакции. Другими словами в каждом компьютере памяти должно быть не мнее 1GВ, лучше 2 GВ, хардов должно быть физически два – один под систему и архивы и второй для работы. Аудиокарта может быть и встроенной (сегодня они бывают неплохими), но лучше если это будет дополнительная аудиокарта, при условии что у нее будет выход на наушники. Видеокарта и процессор могут быть любыми, ибо любой современный процессор и любая видеокарта справятся с редакционными задачами. Монитор – на 19 дюймов. Каждый компьютер должен комплектоваться удобными хорошими закрытыми наушниками. Также в редакции должен быть один или два лазерных принтера, телевизор, уничтожитель документов, один или два телефона, телефонный гибрид, радиоприемник, а также столько хотя бы один, лучше несколько флэш-диктафонов, обязательно с возможностью подключения внешнего микрофона, соответственно микрофоны к ним.
После написания сценариев или новостей их помещают в соответствующие папки на сервере, откуда потом берут для редактирования и проверки, для вывода на печать, для записи. Записанный в студии и также переписанный на сервер материал может быть прослушан, отобран или смонтирован на каждом рабочем месте в редакции. Телевизор и радиоприемник служат для прослушивания и просмотра передач конкурентов и для записи скажем официальных сообщений, заявлений и т.д., а также для контроля эфира. Телефонный гибрид используют для записи интервью по телефону. Также неплохо в редакции (или в комнате отдыха, кухне) иметь электрочайник, микроволновку, холодильник.
2.2. Студия вещания. Здесь необходимо иметь 3 компьютера, каждый аналогичный описанным выше для редакции, но обязательно с качесвтенными звуковыми картами – 1-й основной для вещания, 2-й как запасной и для накладки скажем интервью во время передач и для интернета, 3-й для записи эфира. Компьютеры распологают в отдельном небольшом служебном помещении, пропустив USB и VGA- удлинителя через стену, что избавляет от проблеммы шумов от вентиляторов, от излишнего нагрева помещения, от избытка кабелей в студии. Если прямой эфир не предполагается использовать в повторе, то в 3-м записывающем компьютере вполне можно обойтись встроенной звуковой платой. На рабочем столе ведущего находят место для 2-х видеомониторов (монитор 3-го может быть небольшим и оставаться в служебном помещении), 2-х клавиатур и 2-х мышек. Мониторы, мышки, клавиатуры и компьютеры помечают цветовыми метками для их быстрого отличия. Выходы компьютеров подключают к микшерному пульту, причем это должен быть именно радийный пульт, ибо он имеет несколько иную конфигурацию нежели концертные пульты и повышенную износоустойчивость фейдеров. Кроме того радийные пульты предусматривают некоторые специфические удобства, например автоматическое отключение мониторов при включении микрофонов. В студии должно быть как минимум 2 микрофона, лучше 4 или даже 5. Каждый микрофон устанавливается на специальную настольную стойку-пантограф, которую кстати несложно сделать из настольной лампы. Сценические стойки на радио крайне неудобны. Микрофоны могут быть как конденсаторные, так и динамические, но экономить на них не стоит, ибо от их звучания зависит «лицо» радиостанции. Если звукоизоляция студии не очень хорошая, то лучше применить гиперкардиоидные микрофоны, если внейшние шумы не проникают, а звукопоглощение хорошее, то могут пойти и кардиоидные. Они дают большую свободу движения ведущиму, но более требовательны к шумовой дисциплине на радио. Все микрофоны подключают к тому же микшерному пульту, а лучше вначале в специальный голосовой процессор, а уже потом в пульт. Существуют также пульты со встроенными процессорами, но их качество обычно желает лучшего... Еще в студии необходим телефонный гибрид для прямой подачи телефонного разговора в эфир, пара аудиомониторов для контроля звука и многоканальный усилитель для наушников, несколько пар наушников, естественно столько, сколько установлено микрофонов. Если предполагается ретрансляция, то необходим качесвтенный радио или спутниковый приемник, сигнал с которого также подают в пульт. Выход пульта выводят в подсобное помещение где подключают в эфирный процессор, а после него к передатчику радиореле или другой передающей линии. К выходу эфирного процессора также подключают вход записывающего 3-го компьютера.
2.3. Студия звукозаписи. Желательно чтоб эта студия состояла из двух помещений – микрофонной и контрольной комнаты. В микрофонной монтируют также как в и студии вещания один или несколько микрофонов, усилитель для наушников и соответсвующее колличество пар наушников. В контрольной комнате необходим компьютер аналогичный описанным выше, но желательно с большим объемом жестких дисков и с высококачественной звуковой картой с ASIO драйверами, пара студийных аудиомониторов, микрофон для общения, небольшой микшерный пульт, небольшая MIDI-клавиатура. Для случаев когда ведущий передачи записывается сам, без помощи звукорежиссера, в микрофонную комнату помещают второй видеомонитор, подключенный к компьютеру через VGA- раветвитель, вторую клавиатуру и вторую мышку. Если выход микшера подать также на один из входов эфирного микшера, то можно подключать к эфиру и студию звукозаписи, что расширяет возможности радиостанции. В этом случае желательно иметь визуальный контакт между эфирным звукорежиссером (ведущим) и звукорежиссером студии звукозаписи. В принципе на радио можно всю студию звукозаписи разместить в одном помещении, но при этом необходимо принять особые меры по уменьшению шума производимого компьютером, лучше вынести его в другое помещение. При этом однако теряются некоторые возможности - например прослушивать запись в мониторах, подсказать ведущему в наушники о том что передача затянулась или подсказать интересеный вопрос.
2.4. Питание. Все компьютеры, микшерные пульты, усилители для наушников, эфирный процессор, передатчик радиореле должны быть запитаны от источников бесперебойного питания и заземлены.
 
Последнее редактирование:
ЧАСТЬ 3. Программы и технологии
Кто застал времена когда вещание шло с больших рулонных магнитофонов знает какое это было «удовольствие». Любой джингл, короткое сообщение, музыка, реклама, передачи запускались с отдельных магнитофонов занимавших целую комнату, а в смену работало как минимум 3 человека. Сегодня же даже CD, кассеты и другие сменные носители на радио не применяются – все заменил компьютер, более того присутствие человека в рабочую смену необязательно, при условии что весь необходимый материал заранее записан, смонтирован и запрограммирован.
3.1. Вещание. Что для этого необходимо? В первую очередь конечно надежный компьютер, т.е. собранный из качественных деталей, хорошо охлаждаемый, имеющий 2 физически разных жестких диска (один под систему и другой под музыкальную базу), хорошую звуковую карту и хорошо настроенную надежную систему (например Windows XP sp2) с отключенными всеми лишними службами, в том числе системой обновления и с мутированными системными звуками. Учитывая работу в сети необходимо установить надежный, нересурсоемкий и неназойливый антиривирусо (например NOD32). А непосредственно для работы нужна специальная вещательная программа. Таких программ сейчас много – от бесплатных до стоящих тысячи евро. Как известно если програама дороже, это отнюдь не означает что она лучше, однако выбирать и решать – вам. Совсем необязательно гоняться за шикарным интерфейсом и множеством функций которые в конечно результате никогда не будут восстребованы! Самое главное чтоб программа была стабильной и обеспечивала все необходимые функции именно для данной радиостанции. Чаще всего от программы требуется возможность составления музыкальных плейлистов с внедрением в них по определенному закону или по времени джинглов и реклам, а также сигналов точного времени, новостей, заранее записанных передач. Если радиостанция ретранслирует отдельные передачи других радиостанций, то может потребоваться возможность автоматического включения в эфир внешнего источника принимаемого со спутника или радиоприемника.
Перебрав множество программ я остановился на одной, у которой есть все необходимые мне функции, в том числе ретрансляция – Radio Player Pro из комплекта Radio Studio Pro. Еще одно приемущество – ее низкая цена, позволяющая без особых жертв использовать лицензионный софт. Информацию об этой программе вы можете найти на сайте http://www.radio-soft.ru/ru/ . Впрочем вам может понравитсься совсем другая программа, особенно если не нужна ретрансляция, в частности вполне удобной и стабильной мне показалась SAM_Broadcaster.
3.2. Формат. Бытует мнение что качество МР3-128 является для радио достаточным, учитывая что эфир, ретрансляторы и плохие радиоприемники все равно ухудшают звук до худшего состояния. Это неверно как минимум по двум причинам – во-первых при ретрансляции действительно качество деградирует и если изначально использовать формат МР3-128, то в результате совсем уж ничего не остается, во-вторых надо учитывать что помимо носимых радиоприемников есть еще и музыкальные центры, в которых качество такого формата явно не проходит.
Согласно другому мнению вполне можно при нынешних компьютерах вещать прямо в формате CD. Не следует однако забывать что музыкальные базы и архивы передачь растут на радиостанциях не по дням а по часам и много места никогда не бывает, затем пересылка файлов по сети также требует файлов как можно меньшего объема. У МР3 есть и другие приемущества – в файлах имеется тэг при помощи которого можно недиструктивно изменять громкость трека, выравнивая громкость звучания без перемастеринга, есть возможность вписывать различную информацию об исполнителе и авторах. Немаловажно еще и то что многие песни попадают к нам уже в формате МР3, наконец разницу между МР3-256 или МР3-320 и CD после прохождения через тракт FM вещания не отличит никто. Так что самое разумный на сегодня формат – МР3-256 или МР3-320. Также важно чем производится конвертирование в МР3. Лучший на данный момент кодек – Lame, а использовать его удобно с программой Razor Lame, которая работает без установки, при условии копирования всей папки с кодеком и программой на диск С.
3.3. Громкость. Недопустимо чтоб громкость эфира менялась от песне к песне. Однако музыка разных жанров, разных исполнителей и записанная в разные годы имеет разную субьективную громкость звучания. Мнение что эфирный процессор может все исправить – ошибочно. Он может только дополнительно скомпрессировать сигнал, защитить передатчик от перегрузки, но субьективнаю громкость он в реальном времени учесть не может. Существуют множество факторов которые могут обмануть его системы контроля, не говоря уже о том что звучание излишне скомпрессированой музыкы, коей сегодня очень много, он сделает еще хуже... Что же тогда? Как было сказано выше, при использовании формата МР3 постоянство громкости звучания музыки можно легко обеспечить прописывая предусмотренный для этого тэг. Существуют программы анализирующие RMS сигнала и корректирующие этот тэг. Одна из таких программ МР3Gain. Результат работы программы следует прослушать, ибо при наличии плотного ритма или наоборот длинных затиший она выставляет тэг ошибочно. Однако это нетрудно исправить – выставить другой порог и произвести новую коррекцию. Замечу что громкость повышать нельзя, можно только понижать, вот почему нужно выбрать пониженный примерно на 6 дБ порог (для МР3Gain я ставлю 90 дБ). При этом тихие песни остаются на прежнем уровне, а громкие понижаются, т.е. все уравнивается по тихим песням. Естественно на выходе микшерного пульта или на выходе эфирного процессора уровень повышают для компенсации на те же 6 дБ.
3.4. Запись передачь. Как правило существует ряд циклических передачь, которые записываются регулярно с использованием той же музыки, того же джингла и.т. Это удобно делать в мултитреккере (я это делаю в Nuendo 3) в котором на одном треке записывается фоновая музыка, на 2-м джинглы, на 3-м объявления, на 4-м эффекты, 5-м голос ведущего и т.д. Все это делается один раз, а на второй и последующих передачах требуется после записи ведущего только произвести синхронизацию голоса и остальных треков, сохраняя все остальные уже найденые настройки и уровни. После миксдауна передачи ее пропускают через ту же МР3Gain. Правда уровень необходимо определить на слух, ибо он будет иным чем для музыки.
3.5. Интервью и репортажи. Лучше всего если журналисты сами монтируют свои репортажи. Для этого в редакции устанавливают на каждый компьютер аудиоредактор, скажем Sound Forge. Интервью либо включают в передачи, либо используют в прямом эфире запуская их через любой плэер со второго эфирного компьютера, накладывая на музыкальный фон с первого компьютера.
 
Последнее редактирование:
Основные использумые мной на радио программы я залил в папку Радио на ФТП N6
 
sunet, позвольте не согласиться с Вашим концептом относительно студии звукозаписи. Я построил за время своей работы уже шесть студий (именно на радио для себя), и после третьей я отказался от отдельной микрофонной комнаты (или будки, как это часто бывает). Поводы для этого решения:
1 проблема вентиляции микрофонной комнаты. Очень сложно решается, дорого, не взирая ни на что шумно, или дикторы-актёры-вокалисты быстро задыхаются... недостаток кислорода резко снижает производительность труда всех приглашённых и меня (звукорежа) вместе с ними.
2 возможность непосредственного общения с дикторами-актёрами-вокалистами, что-то показать, что-то подсказать, направить интонации и эмоции в нужное русло прямо вот всем собой.
3 лучше записывать всё в большом (относительно) помещении, чем бороться в маленькой, тесной комнатке со стоячими волнами, резонансами и прочими прелестями квадратно-прямоугольной планировки.
4 системники компа или компов (когда их несколько) можно вынести в другую комнату, или даже не выносить, они могут быть достаточно негромкими уже лет пять-семь как...
 
sunet, раз уж Вы директор радиостанции, позвольте задать вопрос: Как Вы устраиваете трудовые-договорные отношения с творческим персоналом? Это в России? Как Ваши правила устройства отношений с нанятыми людьми соответствуют законодательству, особенно в области интеллектуальной собственности? Если что - ответить можно в личку, или в асю -))
 
Последнее редактирование:
Это тоже вариант, хотя от шума системника мне не удалось полностью избавиться... При 2-х комнатах есть и другие приемущества - типа возможности шепнуть в ухо ведущему и пр.

Дополню об этом в статье
 
Последнее редактирование:
Как Вы устраиваете трудовые-договорные отношения с творческим персоналом? Это в России? Как Ваши правила устройства отношений с нанятыми людьми соответствуют законодательству,

Я не в России, а деньгами занимается экономический директор и патрон
 
При 2-х комнатах есть и другие приемущества - типа возможности шепнуть в ухо ведущему и пр.
для этого нужен отдельный канал для наушников ведущего, что дополнительно усложняет дело. На моей практике такая возможность не понадобилась ни разу за десять лет
 
Последнее редактирование:
Здравствуйте! У меня вопрос.
Как сделать интернет вещание?
Если у меня есть комп и могу ли я с него запустить вещание??
 
Можно. Какие программы для этого лучше не знаю. Знаю однако что для этого нужен очень широкий канал, желательно оптику, иначе будут слушать 10 человек и ... все... В любом случае даже при очень широком канале число слушателей весьма ограничего...
 

Сейчас просматривают