FAQ- строим РАДИО
Случилось так что мне довелось простроить 2 радиостанции, причем одна из них вещает вот уже 12 лет, а на другой я пока директор, так что, учитывая задаваемые на форуме вопросы, я решил поделиться опытом с теми кто берется за решение подобной задачи впервые. Возможно эти избавит их от тех шишек которые заработал я. Затронуты будут только те области которые относятcy к звуку, ибо само вещание – радиореле, предатчики, антенны и спутниковая связь это отдельная сложная область, которой должны заниматься другие специалисты нежели те что посещают данный форум.
Вопросы условно можно разбить на несколько частей:
1. Выбор помещения, звукоизоляция и звукопоглощение.
2. Оборудование
3. Программы и технология производства
Часть 1. Выбор помещения, звукоизоляция и звукопоглощение.
1.1. Звукоизоляция и звукопоглощение стоят очень немалых денег, а потому очень важно правильно выбрать помещение под радиостанцию, ибо это позволит серьезно уменьшить расходы. Хорошо если студия будет расположена в центре города. Передающую же антену распологать в городе на малой высоте нельзя по санитарным нормам. А это значит что необходимо осуществить связь между выходом студии и входом передатчика. Путей может быть несколько, но не соглашайтесь если вам предложат выделенную телефонную линию. Качество связи и стабильность будут недостаточными. Связь через интернет также не отличается стабильностью. Отличным вариантом может быть оптический выделенный кабель, но стоимость передачи может оказаться очень высокой. Проверенным надежным вариантом является радиореле, лучше цифровое. Только не экономьте на антене – чем больше диаметр, тем лучше.
При использовании радиореле появляется еще одно дополнительное требование к выбору помещения. Оно может быть расположено в квартире (радиореле неопасно людей) или в административном здании, но обязательно на верхнем этаже высокого здания и пораболическая антенна должна иметь прямую видимость с такой же антенной в том месте где будет расположен передатчик. А это означает что точка передачи и точка приема должны быть достаточно высокими. Можно конечно применить дополнительные мачты, но это увеличивает стоимость и уменьшает надежность. Еще одно решение – установить промежуточное реле на высоком здании или скажем телевышке.
1.2. Помещение должно быть достаточно просторным. В нем должны располагаться как минимум студия вещания, студия звукозаписи, редакция, административное помещение и санузел. Желательно также иметь комнату отдыха (кухню), курилку, отдельное помещение для рекламного агента, а если радиостанция будет новостной, то очень желательно иметь отдельную новостную редакцию и отдельную музыкально-развлекательную, а также вторую студию звукозаписи. Вообще помещений много никогда не бывает.
1.3. Здание в котором будет распологаться студия должно быть не только высоким и просторным, но и тихим, т.е. оно не должно быть на шумной улице, у железной дороги, у аеропорта. Стены желательно чтоб не были бетонными и имели как можно большую толщину. Чем меньше будет шума, тем дешевле вам обойдутся студии предачи и звукозаписи. Перед тем как определить в каких комнатах разместить студии – походите, послушайте, не забывайте что соседние улицы в разное время дня могут издавать разный уровень шума, что в доме есть лифт, что в соседней квартире вдруг может быть организована пирушка и т.д.
1.4. Существуют 2 вида студий вещания – состоящие из одного помещения, в котором расположен и пульт и микрофоны и из 2-х помещений – когда пульт расположен в отдельной режиссерской, а между ней и микрофонной для визуального общения имеется окно. В первом случае для вещания достаточно иметь одного человека в смену, во втором – двух. Естественно затраты во втором случае больше, да и многие современные ведущие предпочитают все делать сами, ибо творческих возможностей (гибкости и спонтанности) у них в этом случае больше. В любом случае жедательно иметь перед студией тамбур и двери из стеклопакета. Это увеличивает звукоизоляцию и позволяет визуально договориться с ведущим до входа в помещение, а также входить в 2 этапа – вначале в тамбур, а потом уже в студию. В студии должно быть как минимум 2 рабочих места – для ведущего и для диктора который читает новости или пригашенного (напротив). Лучше если мест 3-4 за овальным или круглым столом. Кроме того рядом (через стену) от рабочего места ведущего необходимо еще одно небольшое подсобное помещение в котором будут распологаться шумные приборы – компьютеры, эфирный процессор, передатчик радиореле, вентиляция.
1.5. Студия звукозаписи служит для изготовления джинглов, реклам, предварительной записи передачь и интервью. Студия звукозаписи всегда делается двухкомнатной, причем в микрофонной комнате желательно иметь минимум 2 места, лучше напротив, что позволит записывать интервью. Еще лучше иметь 3 или более мест, что увеличит возможности студии. Между режиссерской и микрофонной должна быть визуальная связь (окно или видеокамеры). Если передачь будет много, то необходимы 2 студии звукозаписи.
1.6. Как студии звукозаписи, так и студия вещания должны иметь хорошую звукоизоляцию, ибо все шумы которые пройдут сквозь стены будут услышаны в радиоприемниках. Конечно требования к звукоиоляции не столь высоки как в музыкальных студиях, но пренебрегать внешними шумами или покрывать стены яичными упаковками, пенопластом или поролоном явно не стоит – лучше всего пригласите специалиста по акустике.
1.7. А вот требования к звукопоглощению достаточно велики, ибо нет ничего неприятнее чем бубнение мужских голосов в эфире, особенно когда организуется «круглый стол» и используются несколько микрофонов. Учитывая что помещения для радио обычно достаточно малы, размещение в углах и на потолке ловушек для низких частот, а также обработка стен является обязательным условием. Как и в случае со звукоизоляцией консультация специалиста более чем желательна.
Случилось так что мне довелось простроить 2 радиостанции, причем одна из них вещает вот уже 12 лет, а на другой я пока директор, так что, учитывая задаваемые на форуме вопросы, я решил поделиться опытом с теми кто берется за решение подобной задачи впервые. Возможно эти избавит их от тех шишек которые заработал я. Затронуты будут только те области которые относятcy к звуку, ибо само вещание – радиореле, предатчики, антенны и спутниковая связь это отдельная сложная область, которой должны заниматься другие специалисты нежели те что посещают данный форум.
Вопросы условно можно разбить на несколько частей:
1. Выбор помещения, звукоизоляция и звукопоглощение.
2. Оборудование
3. Программы и технология производства
Часть 1. Выбор помещения, звукоизоляция и звукопоглощение.
1.1. Звукоизоляция и звукопоглощение стоят очень немалых денег, а потому очень важно правильно выбрать помещение под радиостанцию, ибо это позволит серьезно уменьшить расходы. Хорошо если студия будет расположена в центре города. Передающую же антену распологать в городе на малой высоте нельзя по санитарным нормам. А это значит что необходимо осуществить связь между выходом студии и входом передатчика. Путей может быть несколько, но не соглашайтесь если вам предложат выделенную телефонную линию. Качество связи и стабильность будут недостаточными. Связь через интернет также не отличается стабильностью. Отличным вариантом может быть оптический выделенный кабель, но стоимость передачи может оказаться очень высокой. Проверенным надежным вариантом является радиореле, лучше цифровое. Только не экономьте на антене – чем больше диаметр, тем лучше.
При использовании радиореле появляется еще одно дополнительное требование к выбору помещения. Оно может быть расположено в квартире (радиореле неопасно людей) или в административном здании, но обязательно на верхнем этаже высокого здания и пораболическая антенна должна иметь прямую видимость с такой же антенной в том месте где будет расположен передатчик. А это означает что точка передачи и точка приема должны быть достаточно высокими. Можно конечно применить дополнительные мачты, но это увеличивает стоимость и уменьшает надежность. Еще одно решение – установить промежуточное реле на высоком здании или скажем телевышке.
1.2. Помещение должно быть достаточно просторным. В нем должны располагаться как минимум студия вещания, студия звукозаписи, редакция, административное помещение и санузел. Желательно также иметь комнату отдыха (кухню), курилку, отдельное помещение для рекламного агента, а если радиостанция будет новостной, то очень желательно иметь отдельную новостную редакцию и отдельную музыкально-развлекательную, а также вторую студию звукозаписи. Вообще помещений много никогда не бывает.
1.3. Здание в котором будет распологаться студия должно быть не только высоким и просторным, но и тихим, т.е. оно не должно быть на шумной улице, у железной дороги, у аеропорта. Стены желательно чтоб не были бетонными и имели как можно большую толщину. Чем меньше будет шума, тем дешевле вам обойдутся студии предачи и звукозаписи. Перед тем как определить в каких комнатах разместить студии – походите, послушайте, не забывайте что соседние улицы в разное время дня могут издавать разный уровень шума, что в доме есть лифт, что в соседней квартире вдруг может быть организована пирушка и т.д.
1.4. Существуют 2 вида студий вещания – состоящие из одного помещения, в котором расположен и пульт и микрофоны и из 2-х помещений – когда пульт расположен в отдельной режиссерской, а между ней и микрофонной для визуального общения имеется окно. В первом случае для вещания достаточно иметь одного человека в смену, во втором – двух. Естественно затраты во втором случае больше, да и многие современные ведущие предпочитают все делать сами, ибо творческих возможностей (гибкости и спонтанности) у них в этом случае больше. В любом случае жедательно иметь перед студией тамбур и двери из стеклопакета. Это увеличивает звукоизоляцию и позволяет визуально договориться с ведущим до входа в помещение, а также входить в 2 этапа – вначале в тамбур, а потом уже в студию. В студии должно быть как минимум 2 рабочих места – для ведущего и для диктора который читает новости или пригашенного (напротив). Лучше если мест 3-4 за овальным или круглым столом. Кроме того рядом (через стену) от рабочего места ведущего необходимо еще одно небольшое подсобное помещение в котором будут распологаться шумные приборы – компьютеры, эфирный процессор, передатчик радиореле, вентиляция.
1.5. Студия звукозаписи служит для изготовления джинглов, реклам, предварительной записи передачь и интервью. Студия звукозаписи всегда делается двухкомнатной, причем в микрофонной комнате желательно иметь минимум 2 места, лучше напротив, что позволит записывать интервью. Еще лучше иметь 3 или более мест, что увеличит возможности студии. Между режиссерской и микрофонной должна быть визуальная связь (окно или видеокамеры). Если передачь будет много, то необходимы 2 студии звукозаписи.
1.6. Как студии звукозаписи, так и студия вещания должны иметь хорошую звукоизоляцию, ибо все шумы которые пройдут сквозь стены будут услышаны в радиоприемниках. Конечно требования к звукоиоляции не столь высоки как в музыкальных студиях, но пренебрегать внешними шумами или покрывать стены яичными упаковками, пенопластом или поролоном явно не стоит – лучше всего пригласите специалиста по акустике.
1.7. А вот требования к звукопоглощению достаточно велики, ибо нет ничего неприятнее чем бубнение мужских голосов в эфире, особенно когда организуется «круглый стол» и используются несколько микрофонов. Учитывая что помещения для радио обычно достаточно малы, размещение в углах и на потолке ловушек для низких частот, а также обработка стен является обязательным условием. Как и в случае со звукоизоляцией консультация специалиста более чем желательна.
Последнее редактирование: