Подгонка темпа под живое исполнение в Cubase SX/SL
Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в октябре 2005 года
Иногда клик может украсть жизнь из записи. Так почему ж нам не начать с живого исполнения?
Джон Уолден
Аудиофайл содержал партию ритм-гитары со свободными вариациями темпа. На первом MIDI-треке находятся «настуканные» ноты, которые отбивают четверти параллельно с этой гитарной партией. Этот трек был отредактирован так, чтобы MIDI-события точно совпадали с соответствующими событиями в аудиотреке. Второй MIDI-трек был создан, удаляя ноты со 2, 3 и 4 долей каждого такта. Таким образом, остались только сигналы целых нот.
У Cubase SX и SL есть определённый арсенал инструментария для работы с темпом. Например, для короткой аудиозаписи может использоваться Beat Calculator, который поможет Вам найти оригинальный темп записи. Он может быть принят как для всего проекта, так и может быть вставлен в Tempo track в виде изменений исходного темпа проекта. Beat Calculator включает в себя функцию Tap Tempo, которая позволяет вычислять средний темп фрагмента путём настукивания его во время воспроизведения (используется пробел или кнопка мыши). Эти функции очень полезны, но они предназначены, прежде всего, для коротких секций (возможно, несколько тактов), где темп является постоянным и требуется найти только лишь среднее его значение.
Эти функции менее полезны, когда приходится иметь дело с более длинными фрагментами, внутри которых по каким-либо причинам происходят вариации темпа. Это касается одной из очевидных ловушек при работе с любой современной DAW – так легко установить темп в начала проекта, включить клик и затем по-рабски следовать за ним. В реальности же, любая живая музыка содержит некоторые изменения в темпе. Даже на очень тонком уровне (наравне с динамикой) это добавляет массу эмоционального воздействия на слушателя. Простой пример этого – небольшое увеличение темпа в припевах (относительно запевов), которое живая группа может сделать практически бессознательно. Так они усиливают общее эмоциональное содержание песни. Однако, если та же группа будет вынуждена следовать за фиксированным кликом при студийной записи, то им будет довольно трудно передать всю эту прелесть своей живой игры.
К счастью, у Cubase SX есть необходимые средства, чтобы создать карту темпа для записанного живого исполнения (хоть аудио, хоть MIDI). Вы можете забыть о внутреннем темпе Вашей секвенцерной программы и сделать запись от «души». В кчестве альтернативы, Вы можете использовать для основы запись репетиционной сессии (если она обладает правильным чувством). Вы можете построить на её основе карту темпа для более поздней студийной записи. Когда Вы сделаете такую карту, метроном (клик) будет полностью следовать за всеми вариациями Вашего темпа. Любые последующие MIDI-партии будут редактироваться и квантоваться согласно новой тактовой сетке. Вы сможете использовать все обычные инструменты, независимо от того, какие изменения происходят в музыкальном темпе. Так как же Вы можете стать хозяином, а не рабом своей секвенцерной программы?
Быстро, медленно, быстро, быстро, медленно
У Cubase VST были некоторые полезные инструменты для работы с темпом, которые отсутствуют в SX.
Темпо-трек должен быть активирован в транспортной панели, чтобы программа начала следовать за любыми изменениями темпа.
Инструмент «Merge Tempo from Tapping» (находится в подменю MIDI / Functions) предоставляет возможность использовать MIDI-клавиатуру для того, чтобы записать удары (биты), следующие за темпом записанной ранее партии. Cubase возьмёт эти MIDI-ноты и на их основе автоматически построит карту темпа (Tempo Map) в своём темпо-треке. В зависимости от того, насколько точно Вы играли с ней, может понадобиться точная подстройка получившейся карты. Инструмент «Time Warp» поможет Вам поместить аудиоклип точно в тактовую сетку.
Диалоговое окно «Merge Tempo from Tapping»
Для этого примера я использовал отдельную партию ритм-гитары, записанную непосредственно в SX через прямое включение. Я преднамеренно играл с некоторыми незначительными темповыми вариациями в основном теле партии. Потом я ускорил темп, а на коде сделал постепенное замедление. При записи стояло стандартное значение 120BPM. Чтобы можно было работать с темпом, Вы должны включить темпо-трек в транспортной панели.
Некоторые типы аудиозаписей облегчат Вам эту работу – с полной записью группы работать гораздо легче, потому что Вы можете следовать за барабанщиком, который держит и задаёт ритм (о, мы на это надеемся!) для всей группы. Чем острее транзиенты на аудиозаписи, тем легче следовать за её таймингом и легче определить точное положение ударов. В моём примере Вы можете увидеть, что индивидуальная гитара или совместное исполнение гитара / вокал тоже могут работать прекрасно, если в гитаре имеется отчётливый ритмический компонент. Однако, безотносительно того, какую форму имеет живое исполнение, удостоверьтесь, что нет проблем с ритмичностью как таковой. Если партии сыграны коряво, имеются неадекватные изменения темпа (да ещё и в партиях разных инструментов), то Ваши попытки сделать карту темпа для такого исполнения вряд ли окажутся особо успешными.
Выдвини меня, потяни меня
Метод, в общих чертах описанный здесь, работает очень хорошо, но в некоторых случаях бывает довольно трудно построить карту темпа, которая точно воссоздаёт правильное чувство. Вышеописанный процесс достаточно сильно зависит от наличия острых переходных процессов, на основе которых расставляются MIDI-ноты (на слух настукиванием, или визуально, редактируя расположение нот или используя Time Warp).
Это предполагает, что такие транзиенты находятся точно на бите (ударе). Это не применимо в тех ситуациях, где ноты (события) в живой записи акцентированы или смещены относительно своей внутренней битовой сетки. В этих случаях, может потребоваться гораздо больше работы с инструментом Time Warp, чтобы создать карту, пригодную для работы с такими ритмическими изысками.
Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в октябре 2005 года
Иногда клик может украсть жизнь из записи. Так почему ж нам не начать с живого исполнения?
Джон Уолден
Аудиофайл содержал партию ритм-гитары со свободными вариациями темпа. На первом MIDI-треке находятся «настуканные» ноты, которые отбивают четверти параллельно с этой гитарной партией. Этот трек был отредактирован так, чтобы MIDI-события точно совпадали с соответствующими событиями в аудиотреке. Второй MIDI-трек был создан, удаляя ноты со 2, 3 и 4 долей каждого такта. Таким образом, остались только сигналы целых нот.
У Cubase SX и SL есть определённый арсенал инструментария для работы с темпом. Например, для короткой аудиозаписи может использоваться Beat Calculator, который поможет Вам найти оригинальный темп записи. Он может быть принят как для всего проекта, так и может быть вставлен в Tempo track в виде изменений исходного темпа проекта. Beat Calculator включает в себя функцию Tap Tempo, которая позволяет вычислять средний темп фрагмента путём настукивания его во время воспроизведения (используется пробел или кнопка мыши). Эти функции очень полезны, но они предназначены, прежде всего, для коротких секций (возможно, несколько тактов), где темп является постоянным и требуется найти только лишь среднее его значение.
Эти функции менее полезны, когда приходится иметь дело с более длинными фрагментами, внутри которых по каким-либо причинам происходят вариации темпа. Это касается одной из очевидных ловушек при работе с любой современной DAW – так легко установить темп в начала проекта, включить клик и затем по-рабски следовать за ним. В реальности же, любая живая музыка содержит некоторые изменения в темпе. Даже на очень тонком уровне (наравне с динамикой) это добавляет массу эмоционального воздействия на слушателя. Простой пример этого – небольшое увеличение темпа в припевах (относительно запевов), которое живая группа может сделать практически бессознательно. Так они усиливают общее эмоциональное содержание песни. Однако, если та же группа будет вынуждена следовать за фиксированным кликом при студийной записи, то им будет довольно трудно передать всю эту прелесть своей живой игры.
К счастью, у Cubase SX есть необходимые средства, чтобы создать карту темпа для записанного живого исполнения (хоть аудио, хоть MIDI). Вы можете забыть о внутреннем темпе Вашей секвенцерной программы и сделать запись от «души». В кчестве альтернативы, Вы можете использовать для основы запись репетиционной сессии (если она обладает правильным чувством). Вы можете построить на её основе карту темпа для более поздней студийной записи. Когда Вы сделаете такую карту, метроном (клик) будет полностью следовать за всеми вариациями Вашего темпа. Любые последующие MIDI-партии будут редактироваться и квантоваться согласно новой тактовой сетке. Вы сможете использовать все обычные инструменты, независимо от того, какие изменения происходят в музыкальном темпе. Так как же Вы можете стать хозяином, а не рабом своей секвенцерной программы?
Быстро, медленно, быстро, быстро, медленно
У Cubase VST были некоторые полезные инструменты для работы с темпом, которые отсутствуют в SX.
Темпо-трек должен быть активирован в транспортной панели, чтобы программа начала следовать за любыми изменениями темпа.
Инструмент «Merge Tempo from Tapping» (находится в подменю MIDI / Functions) предоставляет возможность использовать MIDI-клавиатуру для того, чтобы записать удары (биты), следующие за темпом записанной ранее партии. Cubase возьмёт эти MIDI-ноты и на их основе автоматически построит карту темпа (Tempo Map) в своём темпо-треке. В зависимости от того, насколько точно Вы играли с ней, может понадобиться точная подстройка получившейся карты. Инструмент «Time Warp» поможет Вам поместить аудиоклип точно в тактовую сетку.
Диалоговое окно «Merge Tempo from Tapping»
Для этого примера я использовал отдельную партию ритм-гитары, записанную непосредственно в SX через прямое включение. Я преднамеренно играл с некоторыми незначительными темповыми вариациями в основном теле партии. Потом я ускорил темп, а на коде сделал постепенное замедление. При записи стояло стандартное значение 120BPM. Чтобы можно было работать с темпом, Вы должны включить темпо-трек в транспортной панели.
Некоторые типы аудиозаписей облегчат Вам эту работу – с полной записью группы работать гораздо легче, потому что Вы можете следовать за барабанщиком, который держит и задаёт ритм (о, мы на это надеемся!) для всей группы. Чем острее транзиенты на аудиозаписи, тем легче следовать за её таймингом и легче определить точное положение ударов. В моём примере Вы можете увидеть, что индивидуальная гитара или совместное исполнение гитара / вокал тоже могут работать прекрасно, если в гитаре имеется отчётливый ритмический компонент. Однако, безотносительно того, какую форму имеет живое исполнение, удостоверьтесь, что нет проблем с ритмичностью как таковой. Если партии сыграны коряво, имеются неадекватные изменения темпа (да ещё и в партиях разных инструментов), то Ваши попытки сделать карту темпа для такого исполнения вряд ли окажутся особо успешными.
Выдвини меня, потяни меня
Метод, в общих чертах описанный здесь, работает очень хорошо, но в некоторых случаях бывает довольно трудно построить карту темпа, которая точно воссоздаёт правильное чувство. Вышеописанный процесс достаточно сильно зависит от наличия острых переходных процессов, на основе которых расставляются MIDI-ноты (на слух настукиванием, или визуально, редактируя расположение нот или используя Time Warp).
Это предполагает, что такие транзиенты находятся точно на бите (ударе). Это не применимо в тех ситуациях, где ноты (события) в живой записи акцентированы или смещены относительно своей внутренней битовой сетки. В этих случаях, может потребоваться гораздо больше работы с инструментом Time Warp, чтобы создать карту, пригодную для работы с такими ритмическими изысками.