Digidesign HD 192 I/O - тест RMAA

Alexey Lukin

Well-Known Member
11 Июн 2003
1.985
1.461
113
43
audio.rightmark.org
Прогнал тест RMAA через Digidesign HD 192 I/O на уровне +4 dBu с балансным подключением:
Режим 44.1 кГц
Режим 96 кГц
Режим 192 кГц

Это лучшие показатели из тех, что я до этого видел. Впрочем, и цена в $4000 - не такая уж маленькая (это только за блок I/O, без собственно карты HD).

Кстати, карты EMU серии 'm', в которых заявлены те же конвертеры, не сильно уступают по этим измерениям:
EMU 1820m (96 кГц)
EMU 1616m (96 кГц)
У EMU чуть повыше уровень шумов в слышимой полосе и не такая ровная АЧХ, но зато зачастую график динамического диапазона чище от пиков. Уровень THD примерно одинаков, а вот по интермодуляциям EMU несколько проигрывают, особенно на высоких частотах. Еще меня беспокоят у EMU разные спектры искажений у разных экземпляров карт (или в разных компьютерах?), при почти одинаковых интегральных характеристиках. Бывает, на некоторых частотах дискретизации в тесте динамического диапазона появляется забор гармоник (конечно, с небольшим уровнем, ниже -120 дБ на спектре). Впрочем, судя по тестам, этим грешат и RME. Что тому причиной - непонятно. Но возможно, это не только физическая проблема, а еще и с драйверами или прошивкой алгоритмов передискретизации.

Кстати, по поводу качества конвертеров EMU у меня была краткая беседа на NAMM с Ичи (Ichi) из EMU. Он сказал, что дело не в только в "топовых" конвертерах. Гордость EMU заключается в том, что они фильтруют цепи питания (т.е. не подают питание от PCI-шины напрямую) и грамотно разносят аналоговые и цифровые компоненты на разные платы для минимизации наводок. Именно благодаря этому, по их словам, им удалось проиграть лабораторным испытаниям чипа конвертера, показавшим -123.5 дБ (взвешенных, надо думать), всего около 3.5 дБ - их измерения с помощью Audio Precision показали примерно -120 дБ (что неплохо согласуется с -117 дБ RMAA, т.к. RMAA меряет loop-back и шум удваивается). А вот операционники, по их словам, они используют дешевые, и они удивлены их надлежащим качеством. Я спросил, не от операционников ли зависят гармонические искажения. Они ответили, что нет, искажения в первую очередь вносит сам конвертер, у операционников они пониже.

Кстати, а есть ли среди посетителей форума желающие измерить характеристики других внешних конвертеров? Это было бы очень интересно для сравнения и для лучшего понимания, какие характеристики сильнее влияют на качество звучания. Тестирование делается достаточно просто. Для этого не обязательно запускать RMAA, можно просто взять тестовый WAV-файл (который я могу выложить), прогнать через конвертер и записать обратно.
 
Могу сделать в понедельник с файрфейсом.
 
Отлично. Сравним результаты с теми, что мне намеряли на стенде RME. Вот архив с тестовыми стерео WAV-файлами. Если хост хочет не 32-bit float, а 24 бита, то вот другой архив (но в нем нет 16-битного файла из первого архива). Тесты лучше делать в следующем порядке (по убыванию интереса и насколько хватит времени):
1. 96 кГц, 32/24 бита.
2. 44 кГц, 32/24 бита.
3. 192 кГц, 32/24 бита.
4. 44 кГц, 16 бит.
5. Потом можно при желании попробовать небалансный кабель, уровень -10 dBV и т.п.

Интструкции по тесту:
1. Важно, чтобы частота работы платы (конвертера) совпадала с частотой дискретизации файла и частотой дискретизации сессии хоста, чтобы не было ресамплинга при импортировании и воспроизведении. То же самое - про разрядность. Параметры записи должны совпадать с параметрами воспроизведения.
2. Важно, чтобы уровни записи/вопросизведения примерно совпадали (т.е. амплитуда записанного файла была примерно равна амплитуде исходного сигнала) и были установлены в "оптимальное" положение. Наилучшее качество многие конвертеры обеспечивают при "нулевых" уровнях в микшере в балансном режиме +4 dBu.
3. Важно, чтобы был отключен мониторинг входов, иначе записываемый сигнал попадет обратно в петлю и вызовет comb-фильтрацию или перегруз.
4. Точная длина записанного файла значения не имеет. Главное, чтобы там уместился весь тестовый сигнал (примерно 25 сек).

Записанные файлы можно кидать мне на почту по одному или куда-нибудь выложить (очень желательно их заархивировать, это уменьшит размер почти в 2 раза).
 
что самое интересное, Digidesign HD 192 I/O далеко не самое лучшее железо, но используется большинством, ProTools, никуда не денешься :) хотя конвертора к нему можно прицепить отличные, но мало кто этим заморачивается...
 
Lynx Aurora 8
http://www.ixbt.com/proaudio/lynxstudio/ly...-2444-ref.shtml
http://www.ixbt.com/proaudio/lynxstudio/ly...dbu)-2444.shtml

Интересно то, что для большинства устройств уменьшение амплитуды от максимальной даёт резкое падение искажений и изменение картинки спектра. Таким образом отдельно взятая тестовая амплитуда -3 дБ не является показателем уровня искажений на другом сигнале, достаточно посмотреть на кардинальные отличия спектров DR и THD. Но если отличия по КГИ, особенно по КГИ+шум, существенные, скажем на порядок - это показательно и хорошо согласуется с прослушиванием. Ещё такой момент, интерпретировать результаты тестов нужно очень осторожно, с умом. Например, сам по себе сигнал/шум - смысла не имеет, но это косвенный показатель совершенства схемотехники.
 
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Для этого не обязательно запускать RMAA, можно просто взять тестовый WAV-файл (который я могу выложить), прогнать через конвертер и записать обратно. [/b]

Вообще-то, методика получается странная немного. Так не измеряешь в чистом виде ни оцифровщик, ни преобразователь. Хотя, я сделаю, конечно.
 
Да, измеряется сумма искажений ЦАП и АЦП. Очевидно, чтобы померять их отдельно, нужно измерительное оборудование с превосходящими характеристиками.
 
<div class='quotetop'>Цитата(Alexey Lukin @ Jan 28 2007, 05:57 AM) [snapback]401360[/snapback]</div>
Да, измеряется сумма искажений ЦАП и АЦП. Очевидно, чтобы померять их отдельно, нужно измерительное оборудование с превосходящими характеристиками.
[/b]

Ну да, я о том же.
 
Архив с 32 битными файлами не открывается.
 
<div class='quotetop'>Цитата</div>
"тесты" RMAA - вещь, совершенно не имеющая никакого практического смысла [/b]

....с точки зрения абсолютных измерений может быть и не имеющая, но вот в случае сравнительного анализа вещь весьма информативная :)
 
<div class='quotetop'>Цитата(Andrey ivanov @ Jan 29 2007, 09:57 AM) [snapback]401817[/snapback]</div>
Вот именно в этом и заключается простой и каждому понятный смысл того, почему все эти "тесты" RMAA - вещь, совершенно не имеющая никакого практического смысла.[/b]
Андрей, поскольку мы сейчас не в вашем магазине, а в конференции, то здесь приветствуются не лозунги ("простой и каждому понятный смысл..."), а аргументированные ответы. Если у вас есть аргументы - то будьте добры их излагать сразу. Если нет - воздержитесь от таких заявлений.

<div class='quotetop'>Цитата(Andrey ivanov @ Jan 29 2007, 10:25 AM) [snapback]401831[/snapback]</div>
Всё остальное, включая поиск ничтожной разницы в так называемом "звуке конверторов" - химеры воинствующих любителей.[/b]
В таком случае и никакого "измерительного оборудования с превосходящими характеристиками" не нужно, если по-вашему.

<div class='quotetop'>Цитата(Rustami @ Jan 29 2007, 07:57 AM) [snapback]401753[/snapback]</div>
Архив с 32 битными файлами не открывается.[/b]
Попробуйте еще раз, перезалит http://audio.rightmark.org/test/TestSignals.zip
 
  • Like
Реакции: RomanD
Audio Precision System Two - не панацея, так как устройства по характеристикам подобрались вплотную к её собственным параметрам. В этом можно убедиться, скачав спецификации с сайта Audio Precision. 123 дБ по шуму - это абсолютный потолок. Таким образом, даже при получении паспортных данных APS2 может занижать цифры характеристик.

Теперь давайте сравним результаты тестов RMAA и APS2, проведённых в одних и тех же условиях:

Test 1820M Line 1/2 AD/DA Loopback RMAA
Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB: +0.03, -0.21
Noise level, dB (A): -118.7
Dynamic range, dB (A): 118.5
THD, %: 0.0007
IMD, %: 0.0011
Stereo crosstalk, dB: -118.4

Test 1820M Line 1/2 AD Audio Precision 2
Frequency response (from 20 Hz to 20 kHz), dB: +0.01, -0.05
Noise level, dB (A): -120
Dynamic range, dB (A): 120
THD, %: 0.0003
Stereo crosstalk, dB: -119

Сумма входа-выхода имеет меньшие параметры, чем измеренный вход, но в предположении о ухудшении сигнала на 3 дБ при сложении некореллированных шумов можно составить впечатление. Даже лучше, что RMAA загрубляет параметры.

С картами E-MU вышел интересный казус. Инженеры задрали частоту среза аналогового фильтра в слышимую область, так что к 20 кГц был завал 0.7 дБ по RMAA, что на грани чувствительности слуха. Под влиянием претензий пользователей в следующей инкарнации, 1616, E-MU убрали данный недостаток.

Далее, в 0404PCI применён ЦАП AKM, где шумы нойз-шейпинга модулятора конвертора недостаточно отфильтровывались. APS2 не позволил это увидеть из-за стандартного AES17 фильтра при измерениях, а вот RMAA и недовольство пользователей сигнал/шумом 50 дБ в режиме 192 кГц привели к тому, что в следующей ревизии карты данный недостаток был устранён - заменён ЦАП на более совершенный.

RMAA в данный момент играет роль "народного ОТК", не позволяя производителям выезжать на одних рекламных лозунгах и заверениях в невероятной гениальности инженеров исключительно какой-то одной фирмы. Кроме того, достоверно известно, что RMAA подхлестнул развитие индустрии, повысил качество доступных по цене продуктов, так как вынуждает применять более качественные комплектующие. Если кто-то говорит о ненужности или бессмысленности измерений - тут два варианта: 1. не хватает квалификации понять смысл результатов; 2. коммерческая заинтересованность.

Программа и набор тестов тем не менее, на мой взгляд, пока далеки от совершенства. Процесс разработки и внедрения улучшений продолжается по мере сил.
Алексей Лукин - автор бесплатно распространяемой программы RMAA. У вас есть возможность сказать ему, например, большое спасибо за работу, задать вопросы и внести свои предложения по тесту (в разумных пределах :)).
 
  • Like
Реакции: белша и RomanD
<div class='quotetop'>Цитата</div>
С картами E-MU вышел интересный казус. Инженеры задрали частоту среза аналогового фильтра в слышимую область, так что к 20 кГц был завал 0.7 дБ по RMAA[/b]
Так, пожалуйста переведите на человеческий язык. О чем это, чем грозит и что делать? Выбрасывать 1820м в мусоропровод?
Вопрос НЕ к господину Иванову, его ответ предсказуем :D
 
pent@gon,
Перед вами измерения 1820M с помощью той самой ASP2. Из них ясно, что падение АЧХ только у выхода, но не у входа. Вход - идеальная частотка +0.01, -0.05 дБ. Выход - плавное медленное падение АЧХ примерно с 5 до 20 кГц - спокойно посмотрите измерения RMAA. Насколько это критично - честно говоря, решать вам. Тут надо разобраться без паники:
1. Принципы применения фильтров неоднозначны. Есть мнение, что фильтр меньшего порядка с более ранним спадом - музыкальнее, чем с более крутым.
2. АЧХ - это не самый важный параметр. У студийных мониторов неравномерность АЧХ на порядок больше, но их никто не выкидывает в мусоропровод.
 
тааак, сейчас начнётся. Вот и Alexey Lukin подошёл, судя по списку пользователей.

Уважаемые (без кавычек) господа. Вы уже закумарили, пардон за тон. Давайте может в личке погрызётесь?
 
или нормально продолжаем общаться или медалей всем навешу-чтоб никому обидно не было....превратили топик в бог весть что
 
Интересно было бы посмотреть и сравнить результаты измерений внешних конвертеров.
Недавно я приобрел конвертеры Digilаb, измерил, и вот что получилось:
http://anthropocide.ru/other/digilab_converters.jpg

Сразу оговорюсь - в качестве интерфейса использовалась звуковуха M-Audio Audiophile 2496, а подключение осуществлялось по коаксиальному s/pdif. Клок шел с АЦП тоже по s/pdif (жесть в общем).
Еще мне показалось (судя по индикаторам), что динамический диапазон АЦП использовался не полностью, был недобор 3-4 Дб. Я еще не до конца разобрался с регулировками чувствительности, для меня это пока что геморрой.

В результатах тестов сумма искажений как ЦАП, так и АЦП.

Неоднократно встречал мнения, что при таком "интерфейсе" и подключении по коаксиалу вряд ли можно ожидать что-то адекватное. Тем не менее, результаты получились как минимум не позорные: шум -117, динамический диапазон 117 и взаимопроникновение каналов тоже порядка 117.
Странно, что на более высоких ч/д результаты похуже. SRC везде выключен (он влияет на результаты неоднозначно - на каких-то ч/д лучше, на каких-то хуже).
 
LordPain написал(а):
Сразу оговорюсь - в качестве интерфейса использовалась звуковуха M-Audio Audiophile 2496, а подключение осуществлялось по коаксиальному s/pdif. Клок шел с АЦП тоже по s/pdif (жесть в общем).

Ну и что?

LordPain написал(а):
Неоднократно встречал мнения, что при таком "интерфейсе" и подключении по коаксиалу вряд ли можно ожидать что-то адекватное.

Неправда.
 
Rustami,

мне самому хотелось бы как следует разобраться в этом. Одни говорят, что если сигнал передается по цифре и без слышимых искажений, то всё в порядке и беспокоиться не о чем. Другие утверждают, что дешевые звуковухи в принципе не могут нормально принимать-передавать цифровой сигнал, что нужен приличный цифровой интерфейс, подключение только по AES (ибо размах 5 вольт против 0,5 у s/pdif и баланс к тому же), что клок крайне желательно по отдельному специальному кабелю и чтоб длина всех кабелей была как можно меньше. :)
Так кому верить?) Или остаётся только покупать по возможности другой интерфейс и самому сравнивать....
 
LordPain,

Вот Вы попробуйте переписать по коаксиалу с одного компа, скажем, на другой звук. И посмотрите, что там изменится. По идее, ничего.
 
Было бы намного интереснее посмотреть не цифровые сводки, а графики. Их можно куда-нибудь выложить?
Да, конечно. В *.sav-файлах, как я понял, все графики сохраняются? тогда вот архив:
http://anthropocide.ru/other/rmaa.rar

В info.txt я написал некоторые пояснения, так как в архиве куча файлов тестов в разных режимах.
 
  • Like
Реакции: Alexey Lukin
Результаты действительно хорошие, почти как у Digidesign HD. Примерно на уровне лучших карт E-MU (щас будут бить! :punish: ). Порадовали низкие интермодуляционные искажения (ниже, чем у Digidesign). Из возможных недостатков вижу некоторую нелинейность при низких уровнях сигнала и возрастание уровня шума при высоких уровнях сигнала.
Графики: режим 44.1 кГц, режим 96 кГц
 
Последнее редактирование:
Насчет высоких показателей E-mu я вообще, честно говоря, удивлен. Карточка довольно недорогая, на борту полно всякой всячины.... а по результатам тестов обставляет все РМЕ, Линксы и даже многие внешние конвертеры!
 

Сейчас просматривают