Живая работа. Делимся опытом

  • Автор темы Автор темы mezozoy
  • Дата начала Дата начала

mezozoy

Active Member
18 Апр 2006
331
168
43
48
Бугуруслан
music.lib.ru
Возникла необходимость, описать все аспекты живой работы в одном месте.
Поиск ничего хорошего не дал.
Здесь делимся своими наработками в озвучке концертов и выступлений.
Например, кто нибудь скажет какая нужна мощность порталов для зала на 500 человек?
Подзвучка ударных, мониторинг, выравнивание частотки зала, аренда?
Может быть кому-нибудь понадобится составить рейдер и он не знает что туда писать?
Все ответы приветствуются!
 
Варианты ра(е)йдеров:

1 ВАРИАНТ(сложный)

FOH:

Console: 24 канала, минимум 6-AUX (Midas, A&H, Soundcraft 5 series) с 4 полосным эквалайзером, желательно параметриком. Takback микрофон.
Пульт должен быть освещен. Все оборудование должно быть заземлено. Питание светового и звукового оборудования от разных фаз обязательно.
INSERT:
Компрессоры: DBX, Drowmer, Focusrite. 4 канала с возможностью регулировки степени сжатия, атаки, релиза и threshold’а.
FX BOARD:
Reverb- TC Electronic M3000 или аналог
Tap delay – TC D-Two или аналог
MASTER:
1/3 октавный эквалайзер DBX 231 или аналог.

ch Source Transducer Insert Routing
1 Kick AKG D-112, Shure Beta-56 Comp Group 1
2 Snare top Shure Beta 57 Group 1
3 HH Shure SM-81 Group 1
4 Tom A Shure Beta-57 Group 1
5 Tom B Shure Beta-57 Group 1
6 Tom Bass Shure Beta-56 Group 1
7 OH L Shure SM-81 Group 1
8 OH R Shure SM-81 Group 1
9 Bass Shure PG-52 comp
10 Guitar Electric Shure SM-57
11 Guitar Electric DI-box + combo Group2
12 Key L DI-box Group2
13 Key R DI-box Group2
14 Back Voc 1 Shure SM 58 comp Group3
15 Back Voc 2 Shure SM 58 comp Group3
16 Lead Voc Shure 58 Beta Group3
20 Rev L ret
21 Rev R ret
22 Delay L ret
23 Delay R ret
24 Talkback
Aux 7 Rev
Aux 8 Delay




BACKLINE:

1) Барабанная установка:
1 x Bass drum
2 x Alt tom
1 x Bass tom
Стойки для барабанов:
1 x Hi-Hat stand
1 x Snare stand
3 x Cymbal stand
1 x стул

2) Басовый комбо, предпочтительно Ampeg, Mesa Boogie, Hartke. Мощностью не менее 300 Вт.

3) Гитарный комбо x 2, предпочтительно (в порядке предпочтения) Marshall, Fender, Mesa Boogie (tube).

4) Возможность подключения ритм-гитары через DIBOX в мультикор + в гитарный комбо.

5) Микрофонные стойки: 3 шт. (типа «журавль») - вокал. 1 шт. – бас, 1 шт. - гитара, 3 шт. - оверхэд и хэт, 1 шт. - для бочки, 4 крепления для микрофонов на томы и малый.

6) Микрофоны: Shure SM 58 - 2 шт. – бэк вокал, Shure SM 58 beta Лидер вокал, AKG D-112 – бочка, Shure Beta 57 x 1шт. – рабочий, Shure SM-81 x 3 шт. – хэт, оверхэды, Shure Beta-57 x 3 – томы, Shure SM-57 x 1 шт. – гитарный комбо, Shure PG-52 – басовый комбо.

7) 4 мониторных линий (pre) (каждая не менее 300 Вт). Желателен графический эквалайзер на каждую мониторную линию и мониторный пульт.

8) Если зеркало сцены превышает 15 м, то необходимо наличие прострелов не
менее 1000 Вт, включенных в моно/стерео режиме, скоммутированных на 5 AUX.

9) Около места каждого музыканта должно быть не менее 1 точки питания 220В50Гц с заземлением.

10) Стойки для электрогитар – 3 штуки, клавишная – 1шт.


PA:

Для проведения концерта группы необходима акустическая аппаратура мощностью не менее 10 Вт паспортной RMS портальных усилителей на 1 место зрительного зала на закрытой площадке и не менее 25 кВт при работе на открытой площадке. Звуковое давление - не менее 110 dB на месте расположения микшерного пульта. Обязательно наличие хотя бы двух полосной системы с кроссовером.

Для саунд-чека необходимо не менее 1 часа с момента полной готовности аппарата.

Тех. персонал принимающей стороны должен подготовить сцену и произвести необходимую коммутацию (звукового оборудования, свет, спец. эффекты) за 3 (три) часа до начала концерта. Во время концерта на сцене должен обязательно присутствовать работник сцены для оперативного устранения возникающих неполадок.
При невозможности выполнения каких-либо условий технического райдера, организаторам следует обсудить изменения в райдере со звукорежиссером группы.

2ВАРИАНТ(простой)

http://rok-ostrova.narod.ru/raider.html

Концертное подзвучивание установки

http://www.rmmusic.ru/viewtopic.php?id=28380
 
По поводу "выравнивания частотки зала" многие считают достаточным выравнивание АЧХ с помощью графического эквалайзера на мастере, хотя это полностью не решает проблемы, а точнее решает процентов на 20ть. Дело в том, что в зале энергия прямого звука с громкоговорителей приходящий слушателю составляет всего 20 %, завершающий процесс реверберации 10. Остальная мощность - это энергия ранних и поздних отражений, которые и составляют впечатление от прослушеного. Значительную часть подготовки к концерту должно составлять растановка и расположение акустики, во внимание должно принематся не только место прослушивания с аппаратной, но и например мета расположенные несеметрично от центра, в начале и конце зала.
Что касается рейдера и мощьноти акустики, все изложено pROFI, хотелось бы только заметить, что при использовании пассивной акустики, желательно чтобы суммарная мощность усилителей равнялась пиковой мощности колонок, это поможет избежать искажений в самом усилителе, хотя вы, наверное, в курсе.
 
Vadym
интересно, как это на практике осуществляется в зале ( я о "Значительную часть подготовки к концерту должно составлять растановка и расположение акустики, во внимание должно принематся не только место прослушивания с аппаратной, но и например мета расположенные несеметрично от центра, в начале и конце зала."), например Палац "Украина" или МЦКиМ (Жовтневый)? ;)
 
Спасибо, замечательно подробное разъяснение.
Один момент возник в результате изучения второго (простого) варианта - зачем нужны отдельные эквалайзеры на левый и правый канал? Выстраивать разные частотки?
По сложному варианту вопрс такой - бас гитара только с микрофона? А гитра через dibox идет.
Надо бы и басисту разрешить возможность использования своего процессора, к примеру.
И, опять же, басовый комбо 300 Вт на сцене, раскочегаренный на полную, даст всем жару и будет в вокальный микрофон лезть бас. Причем большинство басового усиления уже в виде голов и кабинетов идет при чуть большей мощности.
Там еще про гитарные комбо опечаточка х2 наверное имелось в виду 2 х 12'? Или просто два комбо если две гитары. Мощность тоже без разницы?
Подавитель обратной связи не указан. Видимо он не используется?
А еще зачем ретурны с эффектов в линейки, штатные гнезда ретурнов не используем?
На лидер вокал компрессор не ставим?
Там еще одно: ударные в группе 1, гитара, клавиши - в группе 2, вокалы в 3 группе. Это понятно. Чтобы все ударные убавитьприбавить достаточно один фейдер рулить. А бас ни в одну группу не включен. Это сознательно? Логично было бы его во вторую группу включить.
Это я так, для детального разбора, чтобы никаких непонятных моментов не было, извините, если глупые вопросы задаю...
 
Originally posted by nexo
Vadym
интересно, как это на практике осуществляется в зале
Условно разделим слушателя на три группы: 1-находящиеся в пределах охвата панорамы (зона, в которой длина волны обоих каналов будет равна, или с условно допустимой разницей); 2 и 3- находящиеся в положении, когда сигнал с обоих каналов приходит с временной разностью (например, ближе к левому или правому краю сцены).
Человек, находящийся в 2 и 3 группах, естественно ощущает дискомфорт от несбалансированной стерео картинки. Для того чтобы этого избежать нужно, знать угол направленности громкоговорителя, и расположить его так, чтобы угол захвата противоположного громкоговорителя не распостронялся в данную точку, но при при этом захватывал группу 1.
Естественно при такой растоновке потеряем центральную часть зала возле сцены, тут издержки архитектурной акустики. Но для уменьшения этой площади, я бы уменьшил расстояние между громкоговорителями.
Такую проблему умело решают в кинозалах с помощью например систем Surround Sound, основанных на панорамировании и психоакустике. В концертной практике же это не возможно, и простейший способ – если в данной точке зала временная разница каналов приводит к искажениям, нужно уменьшить угол захвата опаздывающего канала.
С длинными залами естественно не секрет что делать…
 
Originally posted by Vadym
С длинными залами естественно не секрет что делать…
А что с ними можно сделать?
Ставить излучатели сзади и в противофазе подавать микс? Или просто высокочастотные излучатели на некотором расстоянии от сцены вывешивать и в них сигнал с задержкой подавать, рассчитанной из скорости звука и расстояния от сцены?
 
Я бы выбрал второй вариант, но с ширикополосной системой при возможности.
 
Vadym
ну теорию Вы красиво рассказали :) а я о практике: зал Палац "Украина"(или Madison Square Garden, например), аппарат: да хоть местный, хоть "Nexo", хоть "Mayer Sound". Что конкретно делать будете? ;) а то сначала было: "Значительную часть подготовки к концерту должно составлять растановка и расположение акустики, во внимание должно принематся не только место прослушивания с аппаратной, но и например мета расположенные несеметрично от центра, в начале и конце зала.", а теперь "на практике это невозможно, угол захвата нужно уменьшить..."
 
Господа вот такой вот вопрос. Нужно составить полный список оборудования для клуба человек на 500, соответсвенно мощностью порталов где-то 8Квт. И сделать это нужно в трех ценовых вариантах.Самый дешёвый, нормальный и соответсвенно жирный.
Хотелось бы спросить совета у вас потму как я могу чё нить незнать или забыть.
Желательно составитиь список жирного варианта а потом подумать чё из него можно вычеркнуть и заменить более дёшовыми брендами чтоб получить два остальных варианта.
 
ориентироваться на одни бренды в составлении райдера - неправильно. Ориентируйтесь на класс оборудования, потому как у одних прокатчиков может не оказаться "ваших" брендов, но могут быть аналогичные или даже лучше... Оборудование для чего? Для новогоднего утренника с ведущим и 50 деток? ;)
 
Originally posted by nexo+--><div class='quotetop'>QUOTE(nexo)</div>
Оборудование для чего? Для новогоднего утренника с ведущим и 50 деток? ;)[/b]
:deal
Originally posted by Napalm@
для клуба человек на 500, соответсвенно мощностью порталов где-то 8Квт.
<!--QuoteBegin-nexo

ориентироваться на одни бренды в составлении райдера - неправильно. Ориентируйтесь на класс оборудования, потому как у одних прокатчиков может не оказаться \"ваших\" брендов, но могут быть аналогичные или даже лучше... .
Да в этом ты прав
 
Originally posted by nexo
Vadym
ну теорию Вы красиво рассказали :) а я о практике: зал Палац \"Украина\"(или Madison Square Garden, например), аппарат: да хоть местный, хоть \"Nexo\", хоть \"Mayer Sound\". Что конкретно делать будете?  ...\"
На практике, при наличии времени, я обязательно задумаюсь, как поставить акустику, чтобы максимально улучшить соотношение каналов в разных точках зала. Постараюсь добиться, например, чтобы сидящие лицом к левому порталу слушатели не слышали запаздывающий правый, и т. п. Находясь в аппаратной, Вы должны помнить, что только, ну 25% зала, находятся в стереополе.
Неужели перед концертом Вы не задумываетесь, как и где расположить акустику?
 
Vadym ну задумался и что дальше? :) время есть, куда порталы ставить будем и остальные дополнения? Выбери любой из центральных залов Украины, России или мировых и расскажи, плиз :) мне очень интересно

Добавлено Tue Dec 5 07:28:49 2006 :
Napalm
сорри, не так выразился :) про клуб и 500 человек я понял, что происходить будет в зале и на сцене?
 
е-мае, ну кто играть будет, музыканты. какие, фанера и т.д. :))
 
Основная направленность на электронщиков EBM,индастриал и т.д. И ещё живые команды тяжелячные всяческие.В зале стоячие места.
 
дружище, я бы смог сделать тебе полную спецификацию. Но, откровенно говоря, это займет время, за которое обычно платят :) бесплатный совет: обратись в серьезную инсталляционную контору, пускай предложат варианты, а я потом расскажу, что стоит выбрать и где они хотят тебя напарить (это стандартно, поверь)
 
Originally posted by nexo
дружище, я бы смог сделать тебе полную спецификацию. Но, откровенно говоря, это займет время, за которое обычно платят :)
Ну эт понятно.
Я тогды выложу то чё надумал.А вы мне сажете чё я забыл.
 
лучше обратись к профи :) ты ж не обязан после этого все покупать ;)
 
Так неинтересно.Нужно же сначала своей головой подумать.
 
немного не по теме разговора, но по теме топика:

бывают самые разные ситуации, и райдер не всегда собирается...
сегодня внезапно умерло несколько миков на ударных..
и тут впомнилась одна интересная фишка, кто-то давно выкладывал ссылку, я ее в фаворитс занес. сейчас тему не найду, но хотелось бы сказать большое спасибо этому человеку =)

вот собственно сылочка: http://danalexanderaudio.com/glynjohns.htm

спасла можно сказать, звук был что надо =)
 
To pROFIВарианты ра(е)йдеров:

1 ВАРИАНТ(сложный)

FOH:

Console: 24 канала, минимум 6-AUX (Midas, A&H, Soundcraft 5 series-Series FIVE имеет 12 AUX-шин- все пульты описаные выше имеют параметрию для справки; если live пульт имеет 6 aux pre/post fader- параметрия всегда имеет место быть,глупо писать это!! тогда уж просто -
24 inputs
4 band parametric eq.
6 auxes (4 pre-fader 2 post-fader)
4 group busses
Предпочтительны пульты, построенные фирмами: “YAMAHA”, “SOUNDCRAFT”, “ALLIEN & HEATH”, “AMEK”, “MIDAS”.
Выбор микшерского пульта должен быть одобрен звукорежиссёром группы. И всё!
[/color]микрофон.
Пульт должен быть освещен. Все оборудование должно быть заземлено. Питание светового и звукового оборудования от разных фаз обязательно- совсем не обязательно указывать это тут,лучше в самом конце тех.райдера.
INSERT:
Компрессоры: DBX, Drowmer-нет такого компрессора, есть Drawmer!

Звуковое давление - не менее 110-этого уже мало-120 само то

4 мониторных линий (pre) (каждая не менее 300 Вт) . Желателен графический эквалайзер-какой?
В общем- плохо всё,я бы когда получил ваш райдер,поухмылялся и махнул рукой(типа- и на говне с играют) со словами -халтурщики пошёл бы пить пиво а не готовиться к вашему приезду!:drinka
Не в обиду.:beer
 
Originally posted by Vadym+--><div class='quotetop'>QUOTE(Vadym)</div>
Такую проблему умело решают в кинозалах с помощью например систем Surround Sound, основанных на панорамировании и психоакустике. В концертной практике же это не возможно, и простейший способ – если в данной точке зала временная разница каналов приводит к искажениям, нужно уменьшить угол захвата опаздывающего канала.
  С длинными залами естественно не секрет что делать…[/b]
<!--QuoteBegin-Vadym

На практике, при наличии времени, я обязательно задумаюсь, как поставить акустику, чтобы максимально улучшить соотношение каналов в разных точках зала. Постараюсь добиться, например, чтобы сидящие лицом к левому порталу слушатели не слышали запаздывающий правый, и т. п. Находясь в аппаратной, Вы должны помнить, что только, ну 25% зала, находятся в стереополе.
Неужели перед концертом Вы не задумываетесь, как и где расположить акустику?
Для этого уже давно используют "центральный кластер" и не мутят воду с расстановкой акустики. Её(акустику) ставят соответственно(паспортному) углу раскрытия в порталы,кластеры,с подвесом и без и только так,что бы получить максимальную отдачу dB/1м ,для этого каждая уважающая себя фирма прозводитель концертной и туровой акустики предоставляе с поставляемым оборудованием тех.документацию "Large System" с полным описанием и диаграммами зон покрытия -остаётся только изучить и применить.Остальное всё от лукавого и шальных рук и тревожного ума.
 
Originally posted by Vladis Udler
Для этого уже давно используют \"центральный кластер\" и не мутят воду с расстановкой  акустики.  Её(акустику) ставят соответственно(паспортному) углу раскрытия в порталы,кластеры,с подвесом и без и только так,что бы получить максимальную отдачу dB/1м ,для этого каждая уважающая себя фирма прозводитель концертной и туровой акустики предоставляе с поставляемым оборудованием тех.документацию \"Large System\" с полным описанием и диаграммами зон покрытия -остаётся только изучить и применить.Остальное всё от лукавого и шальных рук и тревожного ума.
От души. Спасибо.
 
Originally posted by Vladis Udler
Для этого уже давно используют \"центральный кластер\" и не мутят воду с расстановкой  акустики...
Можно по подробнее, что есть "центральный кластер"?
 
Originally posted by Vladis Udler
Для этого уже давно используют \"центральный кластер\" и не мутят воду с расстановкой  акустики.  Её(акустику) ставят соответственно(паспортному) углу раскрытия в порталы,кластеры,с подвесом и без и только так,что бы получить максимальную отдачу dB/1м ,для этого каждая уважающая себя фирма прозводитель концертной и туровой акустики предоставляе с поставляемым оборудованием тех.документацию \"Large System\" с полным описанием и диаграммами зон покрытия -остаётся только изучить и применить.Остальное всё от лукавого и шальных рук и тревожного ума.
Уважающие себя производители не просто предоставляют тех. паспортные данные, но и помогают рассчитать любое помещение с помощью таблиц или софта, например JBL калькулятор. Все это возможно и без таких данных, зная помещение и угол захвата ак.сис. Вот и всё, что я хотел сказать.
 
Originally posted by Vadym
важающие себя производители не просто предоставляют тех. паспортные данные, но и помогают рассчитать любое помещение с помощью таблиц или софта, например JBL калькулятор. Все это возможно и без таких данных, зная помещение и угол захвата ак.сис. Вот и всё, что я хотел сказать.
Тогда добавлю: Уважающие себя настоящие производители.....вообще не продают свою технику(комплектами) без обучения и стажировки тех.персонала со стороны покупателя на фирме. Вот там, как раз всё и преподают и сертифицируют инженеров. Это для того, чтобы последние не применяли "творческий" подход с расстановкой акустики и не портили(своей доморощеной инсталяцией) репутацию торговой марки.
 
Originally posted by R.I.G.
Можно по подробнее, что есть \"центральный кластер\"?
От толкнусь от микшерной консоли . Помимо main L, R каналов на микшере есть фэйдер C (mono) outputs находятся все они рядом L/R/C -с последнего как раз и "отдаётся" сигнал на центральный кластер который в свою очередь состоит из акустической(ких) систем(активных или пассивных). Центральный кластер нужен для устранения дискомфорта от прослушивания у зрителей находящихся по центру стерео панорамы и не попадающих в зону направленности(раскрытия) широкой полосы портальнной акустики ,в силу большого расстояния между ними(порталами),как правило это зрители распологающиеся наиболее близко к сцене . В зависимости от модели микшерной консоли маршрутизация на С канал осуществляется по разному как с ауксов или фейдеров в режиме MONITOR SOURCE так и просто моно суммой с L и R каналов. Режим MONITOR SOURCE имеет более детальную отстройку для подбора источников для Центрального кластера (вокалисты,инструменталисты,перкусия и т.д...т.е всё то.что хотелось бы выделить режиссёру) Всё это безболезненно подмешиватся в стерео картинку и не мешает для восприятия зрителям поподающим в зону раскрытия основных порталов и находящимся на более дальней дистанции от центрального кластера , в виду сравнительно малой по отношению к основным порталам мощностью. Мощность центрального кластера подбирается в зависимости от особенностей инсталяции( подвесные,ложатся на сцену,ставяться перед сценой) обязательно по центру ...на то он и центральный.....как мог объяснил...
PS частоты ниже 120-150 на него не подают,нет необходимости в силу физических законов распостранения звуковой волны(это зависит от частоты раздела на SUb основных порталов).:biggrin Обычно это может быть один и чаще более сегментов широкой полосы от линейного массива, даже и мониторы подойдут если их ложить на сцене и развернуть в сторону зрителей(колличество ак.систем в кластере и длина может быть разной)...в общем зависит от места и тех.возможностей.
 
ну не только по центру ;) очень часто IN-FILL ставится маленькими длинными АС вдоль почти всей передней линии сцены (или под ней, как правило - задрапированные). Первый раз такое увидел на концерте George Benson, очень комфортный звук получился (я сидел в 1-ом ряду). Потом я использовал подобное с Line-array NEXO GEO T Series, сделав под сценой из тонких мониторов (тоже NEXO) систему IN-FILL. Доволен был очень звуком :) зрители - вроде тоже ;)
 

Сейчас просматривают