Живая работа. Делимся опытом (2 онлайн)

mezozoy

Active Member
18 Апр 2006
329
167
43
48
Бугуруслан
music.lib.ru
Возникла необходимость, описать все аспекты живой работы в одном месте.
Поиск ничего хорошего не дал.
Здесь делимся своими наработками в озвучке концертов и выступлений.
Например, кто нибудь скажет какая нужна мощность порталов для зала на 500 человек?
Подзвучка ударных, мониторинг, выравнивание частотки зала, аренда?
Может быть кому-нибудь понадобится составить рейдер и он не знает что туда писать?
Все ответы приветствуются!
 

pROFI

New Member
11 Май 2006
2.723
1.605
0
115
Посетить сайт
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
Варианты ра(е)йдеров:

1 ВАРИАНТ(сложный)

FOH:

Console: 24 канала, минимум 6-AUX (Midas, A&H, Soundcraft 5 series) с 4 полосным эквалайзером, желательно параметриком. Takback микрофон.
Пульт должен быть освещен. Все оборудование должно быть заземлено. Питание светового и звукового оборудования от разных фаз обязательно.
INSERT:
Компрессоры: DBX, Drowmer, Focusrite. 4 канала с возможностью регулировки степени сжатия, атаки, релиза и threshold’а.
FX BOARD:
Reverb- TC Electronic M3000 или аналог
Tap delay – TC D-Two или аналог
MASTER:
1/3 октавный эквалайзер DBX 231 или аналог.

ch Source Transducer Insert Routing
1 Kick AKG D-112, Shure Beta-56 Comp Group 1
2 Snare top Shure Beta 57 Group 1
3 HH Shure SM-81 Group 1
4 Tom A Shure Beta-57 Group 1
5 Tom B Shure Beta-57 Group 1
6 Tom Bass Shure Beta-56 Group 1
7 OH L Shure SM-81 Group 1
8 OH R Shure SM-81 Group 1
9 Bass Shure PG-52 comp
10 Guitar Electric Shure SM-57
11 Guitar Electric DI-box + combo Group2
12 Key L DI-box Group2
13 Key R DI-box Group2
14 Back Voc 1 Shure SM 58 comp Group3
15 Back Voc 2 Shure SM 58 comp Group3
16 Lead Voc Shure 58 Beta Group3
20 Rev L ret
21 Rev R ret
22 Delay L ret
23 Delay R ret
24 Talkback
Aux 7 Rev
Aux 8 Delay




BACKLINE:

1) Барабанная установка:
1 x Bass drum
2 x Alt tom
1 x Bass tom
Стойки для барабанов:
1 x Hi-Hat stand
1 x Snare stand
3 x Cymbal stand
1 x стул

2) Басовый комбо, предпочтительно Ampeg, Mesa Boogie, Hartke. Мощностью не менее 300 Вт.

3) Гитарный комбо x 2, предпочтительно (в порядке предпочтения) Marshall, Fender, Mesa Boogie (tube).

4) Возможность подключения ритм-гитары через DIBOX в мультикор + в гитарный комбо.

5) Микрофонные стойки: 3 шт. (типа «журавль») - вокал. 1 шт. – бас, 1 шт. - гитара, 3 шт. - оверхэд и хэт, 1 шт. - для бочки, 4 крепления для микрофонов на томы и малый.

6) Микрофоны: Shure SM 58 - 2 шт. – бэк вокал, Shure SM 58 beta Лидер вокал, AKG D-112 – бочка, Shure Beta 57 x 1шт. – рабочий, Shure SM-81 x 3 шт. – хэт, оверхэды, Shure Beta-57 x 3 – томы, Shure SM-57 x 1 шт. – гитарный комбо, Shure PG-52 – басовый комбо.

7) 4 мониторных линий (pre) (каждая не менее 300 Вт). Желателен графический эквалайзер на каждую мониторную линию и мониторный пульт.

8) Если зеркало сцены превышает 15 м, то необходимо наличие прострелов не
менее 1000 Вт, включенных в моно/стерео режиме, скоммутированных на 5 AUX.

9) Около места каждого музыканта должно быть не менее 1 точки питания 220В50Гц с заземлением.

10) Стойки для электрогитар – 3 штуки, клавишная – 1шт.


PA:

Для проведения концерта группы необходима акустическая аппаратура мощностью не менее 10 Вт паспортной RMS портальных усилителей на 1 место зрительного зала на закрытой площадке и не менее 25 кВт при работе на открытой площадке. Звуковое давление - не менее 110 dB на месте расположения микшерного пульта. Обязательно наличие хотя бы двух полосной системы с кроссовером.

Для саунд-чека необходимо не менее 1 часа с момента полной готовности аппарата.

Тех. персонал принимающей стороны должен подготовить сцену и произвести необходимую коммутацию (звукового оборудования, свет, спец. эффекты) за 3 (три) часа до начала концерта. Во время концерта на сцене должен обязательно присутствовать работник сцены для оперативного устранения возникающих неполадок.
При невозможности выполнения каких-либо условий технического райдера, организаторам следует обсудить изменения в райдере со звукорежиссером группы.

2ВАРИАНТ(простой)

http://rok-ostrova.narod.ru/raider.html

Концертное подзвучивание установки

http://www.rmmusic.ru/viewtopic.php?id=28380
 

Vadym

New Member
13 Ноя 2006
34
2
0
39
По поводу "выравнивания частотки зала" многие считают достаточным выравнивание АЧХ с помощью графического эквалайзера на мастере, хотя это полностью не решает проблемы, а точнее решает процентов на 20ть. Дело в том, что в зале энергия прямого звука с громкоговорителей приходящий слушателю составляет всего 20 %, завершающий процесс реверберации 10. Остальная мощность - это энергия ранних и поздних отражений, которые и составляют впечатление от прослушеного. Значительную часть подготовки к концерту должно составлять растановка и расположение акустики, во внимание должно принематся не только место прослушивания с аппаратной, но и например мета расположенные несеметрично от центра, в начале и конце зала.
Что касается рейдера и мощьноти акустики, все изложено pROFI, хотелось бы только заметить, что при использовании пассивной акустики, желательно чтобы суммарная мощность усилителей равнялась пиковой мощности колонок, это поможет избежать искажений в самом усилителе, хотя вы, наверное, в курсе.
 

nexo

Member
16 Июн 2006
311
0
16
Vadym
интересно, как это на практике осуществляется в зале ( я о "Значительную часть подготовки к концерту должно составлять растановка и расположение акустики, во внимание должно принематся не только место прослушивания с аппаратной, но и например мета расположенные несеметрично от центра, в начале и конце зала."), например Палац "Украина" или МЦКиМ (Жовтневый)? ;)
 

mezozoy

Active Member
18 Апр 2006
329
167
43
48
Бугуруслан
music.lib.ru
Спасибо, замечательно подробное разъяснение.
Один момент возник в результате изучения второго (простого) варианта - зачем нужны отдельные эквалайзеры на левый и правый канал? Выстраивать разные частотки?
По сложному варианту вопрс такой - бас гитара только с микрофона? А гитра через dibox идет.
Надо бы и басисту разрешить возможность использования своего процессора, к примеру.
И, опять же, басовый комбо 300 Вт на сцене, раскочегаренный на полную, даст всем жару и будет в вокальный микрофон лезть бас. Причем большинство басового усиления уже в виде голов и кабинетов идет при чуть большей мощности.
Там еще про гитарные комбо опечаточка х2 наверное имелось в виду 2 х 12'? Или просто два комбо если две гитары. Мощность тоже без разницы?
Подавитель обратной связи не указан. Видимо он не используется?
А еще зачем ретурны с эффектов в линейки, штатные гнезда ретурнов не используем?
На лидер вокал компрессор не ставим?
Там еще одно: ударные в группе 1, гитара, клавиши - в группе 2, вокалы в 3 группе. Это понятно. Чтобы все ударные убавитьприбавить достаточно один фейдер рулить. А бас ни в одну группу не включен. Это сознательно? Логично было бы его во вторую группу включить.
Это я так, для детального разбора, чтобы никаких непонятных моментов не было, извините, если глупые вопросы задаю...
 

Vadym

New Member
13 Ноя 2006
34
2
0
39
Originally posted by nexo
Vadym
интересно, как это на практике осуществляется в зале
Условно разделим слушателя на три группы: 1-находящиеся в пределах охвата панорамы (зона, в которой длина волны обоих каналов будет равна, или с условно допустимой разницей); 2 и 3- находящиеся в положении, когда сигнал с обоих каналов приходит с временной разностью (например, ближе к левому или правому краю сцены).
Человек, находящийся в 2 и 3 группах, естественно ощущает дискомфорт от несбалансированной стерео картинки. Для того чтобы этого избежать нужно, знать угол направленности громкоговорителя, и расположить его так, чтобы угол захвата противоположного громкоговорителя не распостронялся в данную точку, но при при этом захватывал группу 1.
Естественно при такой растоновке потеряем центральную часть зала возле сцены, тут издержки архитектурной акустики. Но для уменьшения этой площади, я бы уменьшил расстояние между громкоговорителями.
Такую проблему умело решают в кинозалах с помощью например систем Surround Sound, основанных на панорамировании и психоакустике. В концертной практике же это не возможно, и простейший способ – если в данной точке зала временная разница каналов приводит к искажениям, нужно уменьшить угол захвата опаздывающего канала.
С длинными залами естественно не секрет что делать…
 

mezozoy

Active Member
18 Апр 2006
329
167
43
48
Бугуруслан
music.lib.ru
Originally posted by Vadym
С длинными залами естественно не секрет что делать…
А что с ними можно сделать?
Ставить излучатели сзади и в противофазе подавать микс? Или просто высокочастотные излучатели на некотором расстоянии от сцены вывешивать и в них сигнал с задержкой подавать, рассчитанной из скорости звука и расстояния от сцены?
 

Vadym

New Member
13 Ноя 2006
34
2
0
39
Я бы выбрал второй вариант, но с ширикополосной системой при возможности.
 

nexo

Member
16 Июн 2006
311
0
16
Vadym
ну теорию Вы красиво рассказали :) а я о практике: зал Палац "Украина"(или Madison Square Garden, например), аппарат: да хоть местный, хоть "Nexo", хоть "Mayer Sound". Что конкретно делать будете? ;) а то сначала было: "Значительную часть подготовки к концерту должно составлять растановка и расположение акустики, во внимание должно принематся не только место прослушивания с аппаратной, но и например мета расположенные несеметрично от центра, в начале и конце зала.", а теперь "на практике это невозможно, угол захвата нужно уменьшить..."
 

Napalm

New Member
30 Сен 2006
25
0
0
37
Господа вот такой вот вопрос. Нужно составить полный список оборудования для клуба человек на 500, соответсвенно мощностью порталов где-то 8Квт. И сделать это нужно в трех ценовых вариантах.Самый дешёвый, нормальный и соответсвенно жирный.
Хотелось бы спросить совета у вас потму как я могу чё нить незнать или забыть.
Желательно составитиь список жирного варианта а потом подумать чё из него можно вычеркнуть и заменить более дёшовыми брендами чтоб получить два остальных варианта.
 

nexo

Member
16 Июн 2006
311
0
16
ориентироваться на одни бренды в составлении райдера - неправильно. Ориентируйтесь на класс оборудования, потому как у одних прокатчиков может не оказаться "ваших" брендов, но могут быть аналогичные или даже лучше... Оборудование для чего? Для новогоднего утренника с ведущим и 50 деток? ;)
 

Napalm

New Member
30 Сен 2006
25
0
0
37
Originally posted by nexo+--><div class='quotetop'>QUOTE(nexo)</div>
Оборудование для чего? Для новогоднего утренника с ведущим и 50 деток? ;)[/b]
:deal
Originally posted by Napalm@
для клуба человек на 500, соответсвенно мощностью порталов где-то 8Квт.
<!--QuoteBegin-nexo

ориентироваться на одни бренды в составлении райдера - неправильно. Ориентируйтесь на класс оборудования, потому как у одних прокатчиков может не оказаться \"ваших\" брендов, но могут быть аналогичные или даже лучше... .
Да в этом ты прав
 

Vadym

New Member
13 Ноя 2006
34
2
0
39
Originally posted by nexo
Vadym
ну теорию Вы красиво рассказали :) а я о практике: зал Палац \"Украина\"(или Madison Square Garden, например), аппарат: да хоть местный, хоть \"Nexo\", хоть \"Mayer Sound\". Что конкретно делать будете?  ...\"
На практике, при наличии времени, я обязательно задумаюсь, как поставить акустику, чтобы максимально улучшить соотношение каналов в разных точках зала. Постараюсь добиться, например, чтобы сидящие лицом к левому порталу слушатели не слышали запаздывающий правый, и т. п. Находясь в аппаратной, Вы должны помнить, что только, ну 25% зала, находятся в стереополе.
Неужели перед концертом Вы не задумываетесь, как и где расположить акустику?
 

nexo

Member
16 Июн 2006
311
0
16
Vadym ну задумался и что дальше? :) время есть, куда порталы ставить будем и остальные дополнения? Выбери любой из центральных залов Украины, России или мировых и расскажи, плиз :) мне очень интересно

Добавлено Tue Dec 5 07:28:49 2006 :
Napalm
сорри, не так выразился :) про клуб и 500 человек я понял, что происходить будет в зале и на сцене?
 

nexo

Member
16 Июн 2006
311
0
16
е-мае, ну кто играть будет, музыканты. какие, фанера и т.д. :))
 

Napalm

New Member
30 Сен 2006
25
0
0
37
Основная направленность на электронщиков EBM,индастриал и т.д. И ещё живые команды тяжелячные всяческие.В зале стоячие места.
 

nexo

Member
16 Июн 2006
311
0
16
дружище, я бы смог сделать тебе полную спецификацию. Но, откровенно говоря, это займет время, за которое обычно платят :) бесплатный совет: обратись в серьезную инсталляционную контору, пускай предложат варианты, а я потом расскажу, что стоит выбрать и где они хотят тебя напарить (это стандартно, поверь)
 

Napalm

New Member
30 Сен 2006
25
0
0
37
Originally posted by nexo
дружище, я бы смог сделать тебе полную спецификацию. Но, откровенно говоря, это займет время, за которое обычно платят :)
Ну эт понятно.
Я тогды выложу то чё надумал.А вы мне сажете чё я забыл.
 

nexo

Member
16 Июн 2006
311
0
16
лучше обратись к профи :) ты ж не обязан после этого все покупать ;)
 

Napalm

New Member
30 Сен 2006
25
0
0
37
Так неинтересно.Нужно же сначала своей головой подумать.
 

tuxracer

Active Member
6 Мар 2006
490
152
43
38
Msk
Посетить сайт
немного не по теме разговора, но по теме топика:

бывают самые разные ситуации, и райдер не всегда собирается...
сегодня внезапно умерло несколько миков на ударных..
и тут впомнилась одна интересная фишка, кто-то давно выкладывал ссылку, я ее в фаворитс занес. сейчас тему не найду, но хотелось бы сказать большое спасибо этому человеку =)

вот собственно сылочка: http://danalexanderaudio.com/glynjohns.htm

спасла можно сказать, звук был что надо =)
 

Vladis Udler

Poorly Known Member
31 Июл 2006
5.706
4.157
113
58
Tomsk
To pROFIВарианты ра(е)йдеров:

1 ВАРИАНТ(сложный)

FOH:

Console: 24 канала, минимум 6-AUX (Midas, A&H, Soundcraft 5 series-Series FIVE имеет 12 AUX-шин- все пульты описаные выше имеют параметрию для справки; если live пульт имеет 6 aux pre/post fader- параметрия всегда имеет место быть,глупо писать это!! тогда уж просто -
24 inputs
4 band parametric eq.
6 auxes (4 pre-fader 2 post-fader)
4 group busses
Предпочтительны пульты, построенные фирмами: “YAMAHA”, “SOUNDCRAFT”, “ALLIEN & HEATH”, “AMEK”, “MIDAS”.
Выбор микшерского пульта должен быть одобрен звукорежиссёром группы. И всё!
[/color]микрофон.
Пульт должен быть освещен. Все оборудование должно быть заземлено. Питание светового и звукового оборудования от разных фаз обязательно- совсем не обязательно указывать это тут,лучше в самом конце тех.райдера.
INSERT:
Компрессоры: DBX, Drowmer-нет такого компрессора, есть Drawmer!

Звуковое давление - не менее 110-этого уже мало-120 само то

4 мониторных линий (pre) (каждая не менее 300 Вт) . Желателен графический эквалайзер-какой?
В общем- плохо всё,я бы когда получил ваш райдер,поухмылялся и махнул рукой(типа- и на говне с играют) со словами -халтурщики пошёл бы пить пиво а не готовиться к вашему приезду!:drinka
Не в обиду.:beer
 

Vladis Udler

Poorly Known Member
31 Июл 2006
5.706
4.157
113
58
Tomsk
Originally posted by Vadym+--><div class='quotetop'>QUOTE(Vadym)</div>
Такую проблему умело решают в кинозалах с помощью например систем Surround Sound, основанных на панорамировании и психоакустике. В концертной практике же это не возможно, и простейший способ – если в данной точке зала временная разница каналов приводит к искажениям, нужно уменьшить угол захвата опаздывающего канала.
  С длинными залами естественно не секрет что делать…[/b]
<!--QuoteBegin-Vadym

На практике, при наличии времени, я обязательно задумаюсь, как поставить акустику, чтобы максимально улучшить соотношение каналов в разных точках зала. Постараюсь добиться, например, чтобы сидящие лицом к левому порталу слушатели не слышали запаздывающий правый, и т. п. Находясь в аппаратной, Вы должны помнить, что только, ну 25% зала, находятся в стереополе.
Неужели перед концертом Вы не задумываетесь, как и где расположить акустику?
Для этого уже давно используют "центральный кластер" и не мутят воду с расстановкой акустики. Её(акустику) ставят соответственно(паспортному) углу раскрытия в порталы,кластеры,с подвесом и без и только так,что бы получить максимальную отдачу dB/1м ,для этого каждая уважающая себя фирма прозводитель концертной и туровой акустики предоставляе с поставляемым оборудованием тех.документацию "Large System" с полным описанием и диаграммами зон покрытия -остаётся только изучить и применить.Остальное всё от лукавого и шальных рук и тревожного ума.
 

mezozoy

Active Member
18 Апр 2006
329
167
43
48
Бугуруслан
music.lib.ru
Originally posted by Vladis Udler
Для этого уже давно используют \"центральный кластер\" и не мутят воду с расстановкой  акустики.  Её(акустику) ставят соответственно(паспортному) углу раскрытия в порталы,кластеры,с подвесом и без и только так,что бы получить максимальную отдачу dB/1м ,для этого каждая уважающая себя фирма прозводитель концертной и туровой акустики предоставляе с поставляемым оборудованием тех.документацию \"Large System\" с полным описанием и диаграммами зон покрытия -остаётся только изучить и применить.Остальное всё от лукавого и шальных рук и тревожного ума.
От души. Спасибо.
 

R.I.G.

New Member
13 Июн 2004
83
22
0
39
Originally posted by Vladis Udler
Для этого уже давно используют \"центральный кластер\" и не мутят воду с расстановкой  акустики...
Можно по подробнее, что есть "центральный кластер"?
 

Vadym

New Member
13 Ноя 2006
34
2
0
39
Originally posted by Vladis Udler
Для этого уже давно используют \"центральный кластер\" и не мутят воду с расстановкой  акустики.  Её(акустику) ставят соответственно(паспортному) углу раскрытия в порталы,кластеры,с подвесом и без и только так,что бы получить максимальную отдачу dB/1м ,для этого каждая уважающая себя фирма прозводитель концертной и туровой акустики предоставляе с поставляемым оборудованием тех.документацию \"Large System\" с полным описанием и диаграммами зон покрытия -остаётся только изучить и применить.Остальное всё от лукавого и шальных рук и тревожного ума.
Уважающие себя производители не просто предоставляют тех. паспортные данные, но и помогают рассчитать любое помещение с помощью таблиц или софта, например JBL калькулятор. Все это возможно и без таких данных, зная помещение и угол захвата ак.сис. Вот и всё, что я хотел сказать.
 

Vladis Udler

Poorly Known Member
31 Июл 2006
5.706
4.157
113
58
Tomsk
Originally posted by Vadym
важающие себя производители не просто предоставляют тех. паспортные данные, но и помогают рассчитать любое помещение с помощью таблиц или софта, например JBL калькулятор. Все это возможно и без таких данных, зная помещение и угол захвата ак.сис. Вот и всё, что я хотел сказать.
Тогда добавлю: Уважающие себя настоящие производители.....вообще не продают свою технику(комплектами) без обучения и стажировки тех.персонала со стороны покупателя на фирме. Вот там, как раз всё и преподают и сертифицируют инженеров. Это для того, чтобы последние не применяли "творческий" подход с расстановкой акустики и не портили(своей доморощеной инсталяцией) репутацию торговой марки.
 

Vladis Udler

Poorly Known Member
31 Июл 2006
5.706
4.157
113
58
Tomsk
Originally posted by R.I.G.
Можно по подробнее, что есть \"центральный кластер\"?
От толкнусь от микшерной консоли . Помимо main L, R каналов на микшере есть фэйдер C (mono) outputs находятся все они рядом L/R/C -с последнего как раз и "отдаётся" сигнал на центральный кластер который в свою очередь состоит из акустической(ких) систем(активных или пассивных). Центральный кластер нужен для устранения дискомфорта от прослушивания у зрителей находящихся по центру стерео панорамы и не попадающих в зону направленности(раскрытия) широкой полосы портальнной акустики ,в силу большого расстояния между ними(порталами),как правило это зрители распологающиеся наиболее близко к сцене . В зависимости от модели микшерной консоли маршрутизация на С канал осуществляется по разному как с ауксов или фейдеров в режиме MONITOR SOURCE так и просто моно суммой с L и R каналов. Режим MONITOR SOURCE имеет более детальную отстройку для подбора источников для Центрального кластера (вокалисты,инструменталисты,перкусия и т.д...т.е всё то.что хотелось бы выделить режиссёру) Всё это безболезненно подмешиватся в стерео картинку и не мешает для восприятия зрителям поподающим в зону раскрытия основных порталов и находящимся на более дальней дистанции от центрального кластера , в виду сравнительно малой по отношению к основным порталам мощностью. Мощность центрального кластера подбирается в зависимости от особенностей инсталяции( подвесные,ложатся на сцену,ставяться перед сценой) обязательно по центру ...на то он и центральный.....как мог объяснил...
PS частоты ниже 120-150 на него не подают,нет необходимости в силу физических законов распостранения звуковой волны(это зависит от частоты раздела на SUb основных порталов).:biggrin Обычно это может быть один и чаще более сегментов широкой полосы от линейного массива, даже и мониторы подойдут если их ложить на сцене и развернуть в сторону зрителей(колличество ак.систем в кластере и длина может быть разной)...в общем зависит от места и тех.возможностей.
 

nexo

Member
16 Июн 2006
311
0
16
ну не только по центру ;) очень часто IN-FILL ставится маленькими длинными АС вдоль почти всей передней линии сцены (или под ней, как правило - задрапированные). Первый раз такое увидел на концерте George Benson, очень комфортный звук получился (я сидел в 1-ом ряду). Потом я использовал подобное с Line-array NEXO GEO T Series, сделав под сценой из тонких мониторов (тоже NEXO) систему IN-FILL. Доволен был очень звуком :) зрители - вроде тоже ;)
 

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 2)