FAQ – Звукозапись: преампы, компрессоры, плагины

  • Автор темы Автор темы sunet
  • Дата начала Дата начала

sunet

Victor Buruiana, 1959
18 Июл 2005
12.078
6.379
113
65
Chisinau, Moldova
FAQ – Звукозапись: преампы, компрессоры, плагины

МИКРОФОН
Что необходимо для записи сигнала при помощи микрофона? В первую очередь конечно микрофон! А микрофоны бывают разные. Сегодня чаще всего применяются динамические и конденсаторные микрофоны. Специфика первых заключается в слабом сигнале, вторых – в необходимости питания от специального источника. Динамические микрофоны чаще всего применяют для записи барабанов, а также гитарных комбов, в остальных случаях чаще всего предпочтительным считается конденсаторный микрофон.
В любой студии основным является универсальный широкомембранный конденсаторный микрофон, а значит наличие специального источника питания является обязательным условием. Дорогие микрофоны обычно имеют свой штатный блок питания, особенно ламповые и подключаются к нему при помощи специального многожильного кабеля.
В этом случае с питанием проблемм нет. Начанающие звукорежиссеры нередко считают что в этом блоке питания находится и специальный преамп, но чаще всего это не так. Отдельный преамп потребуется в любом случае.
Большая часть микрофонов питаются по обычному симметричному кабелю, причем по тем же проводам по которым сигнал идет от микрофона, к микрофону течет питающий ток. Поэтому подобное питание называется «фантомным», т.е. как бы «невидимым». Стандартным напряжением фантомного питания является +48В и если вы хотите записывать конденсаторный микрофон, ваш преамп должен иметь подобный источник.
Бытует мнение что если по кабелю подается фантомное питание, то динамический микрофон к нему подключать категорически нельзя. Однако при правильной симметричной стандартной распайке кабеля и микрофона фантомное питание на катушку динамического микрофона не попадает. Только при ошибочной распайке или при замыкании в кабеле это дейтсвительно может произойти, однако чаще всего в источнике питания находятся токоограничительные резисторы, а потому ток даже в случае аварии не может повредить катушку динамического микрофона.

ПРЕАМП
Он может быть как транзисторным, так и ламповым. Какой лучше – решать вам. Транзисторный преамп (на самом деле транзисторы обычно входят в состав микросхем) обычно меньше шумит и имеет нейтральное, а значит и более универсальное звучание. Ламповый преамп обладает специфическими искажениями, нередко приятными на слух и потому многие звукорежиссеры любят его использовать для «украшения» звука. Бытует мнение что если сам микрофон ламповый, то преамп лучше иметь транзисторный, однако все зависит от источника звука и желаемого результата. Подбор цепи - источник звука (инструмент, голос) – микрофон – преамп очень индивидуален и требует немалого опыта.
Преамп может быть встроен в микшерный пульт или представлять собой отдельный прибор. Существуют также так называемые голосовые процессоры которые помимо преампа включают в себя компрессор, де-эссер, эквалайзер, эксайтер, сатуратор и т.п.
Микшерные преампы расчитаны в первую очередь на концертное использование и их качество чаще всего отавляет желать лучшего. Если другого варианта нет, то надо по возможности выключить все лишние цепи – эквалайзер, подгруппы, эффекты. Если есть разъем INSERT и он находится сразу после преампа, то вообще здорово! Можно из него сигнал подать прямо на звуковую плату, минуя сам микшер.
Преампы расположенные на встроенных звуковых платах предназначены в основном для интернет-телефонии и если на вашей плате есть такой преамп – отключите его и забудьте о его существовании! Преампы на внешних конвертерах могут быть неплохими, важными факторами здесь является наличие фантомного питания в +48В и потенциометра для аналогового регулирования уровня записи.
Однако лучшим решением будет спецальный отдельный студийный преамп. При разработке отдельного прибора обычно качеству уделяют больше внимания, кроме того в него часто добавляют гитарный вход, фильтр обрезающий инфранизкие частоты, компрессор а также другие полезные дополнительные устройства.

КОМПРЕССОР
Использование компрессора при записи является вечной проблеммой для обсуждения. Одни считают что железный компрессор работает лучше программного и потому лучше сигнал сразу записать скомпрессированным, другие считают что компрессию надо использовать исключительно на этапе микширования. Правда как обычно где-то посередине. При записи с компрессией всегда существет риск что сигнал окажется прекомпрессированным. И спасти его уже не удастся! С другой стороны некоторые исполнители столь непредсказуемы, что приходится уж очень сильно занижать уровень записи от страха цифровой перегрузки! Спасением является компрессор который настраивается так чтоб ограничивать лишь самые громкие звуки на 3…6 дБ. Так что наличие компрессора желательно, хотя строго говоря и необязательно.
Основную же компрессию лучше делать на этапе микширования, когда становится ясно сколько именно ее необходимо. Тем более что несмотря на предубеждения программный компрессор работает правильнее аналогового, ибо аналоговый вначале анализирует сигнал, а потом регулирует по сути уже другой, пришедший несколько позже сигнал и это неизбежно ведет к ошибкам обработки. Программный компрессор может задержать сигнал и обработать его абсолютно правильно, т.е. он работает как бы «задним числом».

ПЛАГИНЫ
Можно ли использовать плагины при записи? Можно, хотя это и сопряжено с определенными сложностями. Во-первых включение плагина означает отказ от прямого мониторинга сигнала, а значит мы будем слушать звук с задержкой. Она может быть и небольшой если драйверы хорошие и компьютер мощный, но она будет в любом случае.
Часто начинающие звукорежиссеры пытаются применить программный компрессор при записи. К сожаленью эта затея совершенно бесполезна! Защитить от перегрузки необходимо конвертер который расположен ДО компрессора, а программный компрессор расположен ПОСЛЕ конвертера, так что без аппаратного компрессора здесь не обойтись. Задержка не позволяет работать и во многих других случаях, например добавлять реверберацию в наушники при записи голоса. Помимо того что реверберации должно быть очень мало для того чтоб это не мешало правильно интонировать, задержка может отравить жизнь любому исполнителю! Лучше для этого опять же использовать дешевый аппаратный ревербератор подключенный к контрольной цепи.
Единственный случай когда плагин действительно стоит использовать при записи - это гитарные эффекты. Гитаристу важно слышать работу эффекта в реальном времени и он часто играет подстраиваясь под эффект. При этом появляется одна интересная возможность – слушать гитару с эффектом, а записывать без него! Ведь известно что при микшировании, в спокойной обстановке можно точнее подобрать правильный эффект чем в процессе записи.

Victor Buruiana
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: egor1975omsk и McGregor
Видимо либо нечего менять (я рад конечно если так, но так ли это?), либо это никому не нужно... Тогда почему эти вопросы задаются примерно раз в неделю?
В любом случае никаких откликов - ни за ни против...
 
для самых нубов наверное полезно, только они как правило ничего не читают и поиск не юзают, а мне имхо напомнило правила о том что первое надо есть столовой ложкой, второе при помощи вилки и ножа, а компот пить из стакана.
 
Согласен, но только на прошлой неделе я два раза на такие вопросы отвечал. Может тогда закинуть ее сразу в FAQ? Можно будет вместо ответа на нее ссылки давать. Только без первого предложения конечно.
 
если никто до вечера ничего не добавит - то в FAQ.
 
....Тем более что несмотря на предубеждения программный компрессор работает правильнее аеалогового, ибо аналоговый вначале анализирует сигнал, а....
Опечатка.
Так все правильно. Думаю, что немного стоит поговорить о "неявной" компрессии, которая возникает в результате использования неспециализированного для работы с динамическим диапазоном оборудования - микрофоны, гитарные динамики, эффекты, даже элементарные гитарные педальки очень сильно меняют динамику сигнала, также как и тракт записи. Регулировать степень воздействия этого фактора удается слабо (только заменой оборудования) но помнить о нем стоит всегда.
Микшерный преамп почти всегда лучше преампа встроенной звуковой карты.
Зачастую в преампах встроенных звуковых карт имеются проблемы с работой со всеми типами микрофонов, кроме предназначенных для работы с ними электретных.
 
Originally posted by mezozoy
Опечатка.
Спасибо, исправил!

По поводу компрессии на короткоходовых катушках динамиков и микрофонов и про педали это для данного уровня сложно. Просто на вопросы про разницу между встроенными и внешними преампами, про плагины, про "преамп" в блоке питания, про фантомное питание я отвечал уже по пять раз и не только я и задают их только новички в нашем деле...
 
я бы все же не стал главу про компрессию включать ;) осрамимся :)
мягко говоря - спорно...
от перегрузки АЦП должен не компрессор спасать а пик-лимитер...
про софт vs аналог я вообще молчу...
 
Да, насчет компрессоров я не согласен тоже.
 
Originally posted by kevin
от перегрузки АЦП должен не компрессор спасать а пик-лимитер...
В моем случае, при работе с актерами, нужен именно компрессор.
 
Originally posted by kevin
Поясни плз. в контексте...
Динамический диапазон актера очень большой. Пик лимитер не прокатит. Так как бывает, что пол-фразы грномко, пол-фразы шепотом..
 
специфика :)
у меня кстати рме ФФ , у того по входу макс. уровень +19dBu (относительно 0dBFS)... хотя жать в целях гармонии все равно наверное надо (ну и стандарты в бродкасте другие....)
 
У меня тоже РМЕ ФФ. :) Но жать в любом случае нужно, пуская с маленьким соотношением, типа 1.5 к 1 и с низким порогом, но нужно. Даже не для бродкаста, для кино тоже :)
 
По сути пик-лимитер это частный случай компрессора, так что все равно
 
@По сути пик-лимитер это частный случай компрессора, так что все равно@
Виктор, это несколько натянуто... :)
 
Ну почему же? Лимиттер это компрессор в котором регулятор RATIO стоит на бесконечности. Другое дело что схемотехнически иногда это реализуют несколько проще, но сути это не меняет
 
Ну почему же? Лимиттер это компрессор в котором регулятор RATIO стоит на бесконечности. Другое дело что схемотехнически иногда это реализуют несколько проще, но сути это не меняет
Забыли про атаку и релиз... пики лимитируем!
возьмите компрессор (с ручным управлением, не дбх 286...) и "полимитируйте" им вокал - много нового услышите...
 
Originally posted by sunet
Лимиттер это компрессор в котором регулятор RATIO стоит на бесконечности.
только математически - теоретически, да и то с оговоркой что это пиккомпрессор а не RMS... а прктически - полностью согласен с kevin.. работают по физике они совсем иначе и результат соотвественно..
На практике вообще предпочитаю ничего не обрабатывать никак (в т.ч. и лимиттером) до самого сведения, слава богу что все кого писал больше 10дб пиков не выдавали. другое дело живьем там весь венегрет задействовать приходится (когда он есть :).
что касается звуковых карт и конверторов, то даже карты начального уровня такие как Juli@ дают запас до +19..+20dBu это их 0dBFS, так что лимитировать и жать при записи обязательно только при работе на мультимедиа у которых 0dBFS = -10dBu (-6dBu) и битрэйт максимальный 16. а коли человек на такой карте работает то и помешение у него скорее всего почти "голое" и компрессия неизбежно приведет к подъему реверберации и шума.
еще один нюанс, если компрессор или лимиттер являются отдельным устройством то при пике более +20dbu есть вероятность перегрузить вход прибора, что конечно помягче чем цЫфровой перегруз, но тоже не желательно, а меньший пик и в конвертер пройдет без ограничений, так что необходимость компрессора/лимиттера до конвертора вызывает большие сомнения.
другое дело - запись атмосфер, например, грозы, тут без дин.обработки просто никуда, иначе либо дождик потеряешь, либо гром так весь тракт обгрузит что останется только стереть свежезаписанное. тоже саме с некоторыми особо динамичными инструментами. но к счастью их не так много.
что касается двойной компресии (при записи чуть-чуть и при сведении еще) - это по моему верный путь уничтожить трек. надо помнить главный прицип - "не навреди".. а дин. обработка - самый жестокий способ втискивания инструмента в микс. так что этот способ думаю подойдет только для второстепенных инструментов. а вообще это напоминает "пионэра" металлиста который желая добавить "мяса" в звук гитары включает последовательно дисторшн и овердрайв.
Естественно все выше сказанное ИМХО. крушите..
 
Вообще, компрессия и плагины для записи, имхо, слишком спорно, особенно для самых новеньких. написано всё очень поверхностно, поэтому каждый может растолковать по разному....как основную статью, я бы советовал оставить микрофоны и преамп, и может даже чуток по подробнее про это, а вот компрессию и плагины...лучше как вспомогательное......

вообще если честно, запись сигнала с помощью микрофона, это совсем обширно.....ведь запись сигнала гитары или запись кларнета, или скрипки, или вокала, или моно синтезатора без микрофона...как то всё спорно это...и тоже применение компрессии и преампов.......не детально всё это....
 
Originally posted by Broda
что касается двойной компресии (при записи чуть-чуть и при сведении еще) - это по моему верный путь уничтожить трек.
Не все так страшно, как кажется, на самом деле...
 
Originally posted by Rustami
Не все так страшно, как кажется, на самом деле...
согласен, но считаю что если можно "испортить" звук меньше, то именно так и надо поступить, конечно, если вспомнить что конечный микс еще раз пережмется при мастеренге, то скорее всего от начальной компресии и следа не останется, но все же, я стараюсь действовать исходя из нанесения сигналу наименьшего возможного ущерба.
а насколько все будет "страшно" определяется всегда материалом и руками звукорежиссера.. :)
 
Да, и еще бывает надо дописать и желательно писать чистый сигнал чтоб потом не гадать как это было в прошлый раз...
 
Originally posted by P00H
для самых нубов наверное полезно, только они как правило ничего не читают и поиск не юзают
блин, вот как в воду глядел, сегодня вижу прямо рядом с этой темой и темой про выбор микрофона для рэпа, свежий топик от нуба - "посоветуйте микрофон для рэпа и как использовать компрессор?" :dontknow
 
Originally posted by P00H
микрофон для рэпа
- "это трудна.. :)" тут как говорится помочь наверно ничем нельзя..
а вот интересно былобы описать особенности миков которыми доводилось пользоваться, я думаю что набралась бы хорошая библиотека, на основе которой можно былобы принимать решение о докупки микрофонов..
скажем что-то вроде:

макра модель год выпуска,
примерная цена
объективные показатели(частотка, давление, чувствительность)
Субективные показатели (прозрачность, окрас)
примеры удачного использования (хорош для таких и таких целей)
 
А что если создать такой топик в котором будут просто приводится практические цепочки - источник (голос, инструмент) - микрофон - преамп - плата которая с точки зрения написавшего хорошо стыкуется, или наоборот плохо. Причем только с практическими вопросами и без обсуждения. Чтоб не превращать в очередную ругатню. Просто копилка практического опыта.
 
Originally posted by sunet
А что если создать такой топик в котором будут просто приводится практические цепочки  - источник (голос, инструмент) - микрофон - преамп - плата которая с точки зрения написавшего хорошо стыкуется, или наоборот плохо.
помойму это раздует объем информации, и практически ценным особо не будет, т.к. плата у человека как правило одна или две, преампов тож не мешок в кладовке.. а сочетаний и перестановок получается масса..
 

Сейчас просматривают