FAQ – Звукозапись: преампы, компрессоры, плагины
МИКРОФОН
Что необходимо для записи сигнала при помощи микрофона? В первую очередь конечно микрофон! А микрофоны бывают разные. Сегодня чаще всего применяются динамические и конденсаторные микрофоны. Специфика первых заключается в слабом сигнале, вторых – в необходимости питания от специального источника. Динамические микрофоны чаще всего применяют для записи барабанов, а также гитарных комбов, в остальных случаях чаще всего предпочтительным считается конденсаторный микрофон.
В любой студии основным является универсальный широкомембранный конденсаторный микрофон, а значит наличие специального источника питания является обязательным условием. Дорогие микрофоны обычно имеют свой штатный блок питания, особенно ламповые и подключаются к нему при помощи специального многожильного кабеля.
В этом случае с питанием проблемм нет. Начанающие звукорежиссеры нередко считают что в этом блоке питания находится и специальный преамп, но чаще всего это не так. Отдельный преамп потребуется в любом случае.
Большая часть микрофонов питаются по обычному симметричному кабелю, причем по тем же проводам по которым сигнал идет от микрофона, к микрофону течет питающий ток. Поэтому подобное питание называется «фантомным», т.е. как бы «невидимым». Стандартным напряжением фантомного питания является +48В и если вы хотите записывать конденсаторный микрофон, ваш преамп должен иметь подобный источник.
Бытует мнение что если по кабелю подается фантомное питание, то динамический микрофон к нему подключать категорически нельзя. Однако при правильной симметричной стандартной распайке кабеля и микрофона фантомное питание на катушку динамического микрофона не попадает. Только при ошибочной распайке или при замыкании в кабеле это дейтсвительно может произойти, однако чаще всего в источнике питания находятся токоограничительные резисторы, а потому ток даже в случае аварии не может повредить катушку динамического микрофона.
ПРЕАМП
Он может быть как транзисторным, так и ламповым. Какой лучше – решать вам. Транзисторный преамп (на самом деле транзисторы обычно входят в состав микросхем) обычно меньше шумит и имеет нейтральное, а значит и более универсальное звучание. Ламповый преамп обладает специфическими искажениями, нередко приятными на слух и потому многие звукорежиссеры любят его использовать для «украшения» звука. Бытует мнение что если сам микрофон ламповый, то преамп лучше иметь транзисторный, однако все зависит от источника звука и желаемого результата. Подбор цепи - источник звука (инструмент, голос) – микрофон – преамп очень индивидуален и требует немалого опыта.
Преамп может быть встроен в микшерный пульт или представлять собой отдельный прибор. Существуют также так называемые голосовые процессоры которые помимо преампа включают в себя компрессор, де-эссер, эквалайзер, эксайтер, сатуратор и т.п.
Микшерные преампы расчитаны в первую очередь на концертное использование и их качество чаще всего отавляет желать лучшего. Если другого варианта нет, то надо по возможности выключить все лишние цепи – эквалайзер, подгруппы, эффекты. Если есть разъем INSERT и он находится сразу после преампа, то вообще здорово! Можно из него сигнал подать прямо на звуковую плату, минуя сам микшер.
Преампы расположенные на встроенных звуковых платах предназначены в основном для интернет-телефонии и если на вашей плате есть такой преамп – отключите его и забудьте о его существовании! Преампы на внешних конвертерах могут быть неплохими, важными факторами здесь является наличие фантомного питания в +48В и потенциометра для аналогового регулирования уровня записи.
Однако лучшим решением будет спецальный отдельный студийный преамп. При разработке отдельного прибора обычно качеству уделяют больше внимания, кроме того в него часто добавляют гитарный вход, фильтр обрезающий инфранизкие частоты, компрессор а также другие полезные дополнительные устройства.
КОМПРЕССОР
Использование компрессора при записи является вечной проблеммой для обсуждения. Одни считают что железный компрессор работает лучше программного и потому лучше сигнал сразу записать скомпрессированным, другие считают что компрессию надо использовать исключительно на этапе микширования. Правда как обычно где-то посередине. При записи с компрессией всегда существет риск что сигнал окажется прекомпрессированным. И спасти его уже не удастся! С другой стороны некоторые исполнители столь непредсказуемы, что приходится уж очень сильно занижать уровень записи от страха цифровой перегрузки! Спасением является компрессор который настраивается так чтоб ограничивать лишь самые громкие звуки на 3…6 дБ. Так что наличие компрессора желательно, хотя строго говоря и необязательно.
Основную же компрессию лучше делать на этапе микширования, когда становится ясно сколько именно ее необходимо. Тем более что несмотря на предубеждения программный компрессор работает правильнее аналогового, ибо аналоговый вначале анализирует сигнал, а потом регулирует по сути уже другой, пришедший несколько позже сигнал и это неизбежно ведет к ошибкам обработки. Программный компрессор может задержать сигнал и обработать его абсолютно правильно, т.е. он работает как бы «задним числом».
ПЛАГИНЫ
Можно ли использовать плагины при записи? Можно, хотя это и сопряжено с определенными сложностями. Во-первых включение плагина означает отказ от прямого мониторинга сигнала, а значит мы будем слушать звук с задержкой. Она может быть и небольшой если драйверы хорошие и компьютер мощный, но она будет в любом случае.
Часто начинающие звукорежиссеры пытаются применить программный компрессор при записи. К сожаленью эта затея совершенно бесполезна! Защитить от перегрузки необходимо конвертер который расположен ДО компрессора, а программный компрессор расположен ПОСЛЕ конвертера, так что без аппаратного компрессора здесь не обойтись. Задержка не позволяет работать и во многих других случаях, например добавлять реверберацию в наушники при записи голоса. Помимо того что реверберации должно быть очень мало для того чтоб это не мешало правильно интонировать, задержка может отравить жизнь любому исполнителю! Лучше для этого опять же использовать дешевый аппаратный ревербератор подключенный к контрольной цепи.
Единственный случай когда плагин действительно стоит использовать при записи - это гитарные эффекты. Гитаристу важно слышать работу эффекта в реальном времени и он часто играет подстраиваясь под эффект. При этом появляется одна интересная возможность – слушать гитару с эффектом, а записывать без него! Ведь известно что при микшировании, в спокойной обстановке можно точнее подобрать правильный эффект чем в процессе записи.
Victor Buruiana
МИКРОФОН
Что необходимо для записи сигнала при помощи микрофона? В первую очередь конечно микрофон! А микрофоны бывают разные. Сегодня чаще всего применяются динамические и конденсаторные микрофоны. Специфика первых заключается в слабом сигнале, вторых – в необходимости питания от специального источника. Динамические микрофоны чаще всего применяют для записи барабанов, а также гитарных комбов, в остальных случаях чаще всего предпочтительным считается конденсаторный микрофон.
В любой студии основным является универсальный широкомембранный конденсаторный микрофон, а значит наличие специального источника питания является обязательным условием. Дорогие микрофоны обычно имеют свой штатный блок питания, особенно ламповые и подключаются к нему при помощи специального многожильного кабеля.
В этом случае с питанием проблемм нет. Начанающие звукорежиссеры нередко считают что в этом блоке питания находится и специальный преамп, но чаще всего это не так. Отдельный преамп потребуется в любом случае.
Большая часть микрофонов питаются по обычному симметричному кабелю, причем по тем же проводам по которым сигнал идет от микрофона, к микрофону течет питающий ток. Поэтому подобное питание называется «фантомным», т.е. как бы «невидимым». Стандартным напряжением фантомного питания является +48В и если вы хотите записывать конденсаторный микрофон, ваш преамп должен иметь подобный источник.
Бытует мнение что если по кабелю подается фантомное питание, то динамический микрофон к нему подключать категорически нельзя. Однако при правильной симметричной стандартной распайке кабеля и микрофона фантомное питание на катушку динамического микрофона не попадает. Только при ошибочной распайке или при замыкании в кабеле это дейтсвительно может произойти, однако чаще всего в источнике питания находятся токоограничительные резисторы, а потому ток даже в случае аварии не может повредить катушку динамического микрофона.
ПРЕАМП
Он может быть как транзисторным, так и ламповым. Какой лучше – решать вам. Транзисторный преамп (на самом деле транзисторы обычно входят в состав микросхем) обычно меньше шумит и имеет нейтральное, а значит и более универсальное звучание. Ламповый преамп обладает специфическими искажениями, нередко приятными на слух и потому многие звукорежиссеры любят его использовать для «украшения» звука. Бытует мнение что если сам микрофон ламповый, то преамп лучше иметь транзисторный, однако все зависит от источника звука и желаемого результата. Подбор цепи - источник звука (инструмент, голос) – микрофон – преамп очень индивидуален и требует немалого опыта.
Преамп может быть встроен в микшерный пульт или представлять собой отдельный прибор. Существуют также так называемые голосовые процессоры которые помимо преампа включают в себя компрессор, де-эссер, эквалайзер, эксайтер, сатуратор и т.п.
Микшерные преампы расчитаны в первую очередь на концертное использование и их качество чаще всего отавляет желать лучшего. Если другого варианта нет, то надо по возможности выключить все лишние цепи – эквалайзер, подгруппы, эффекты. Если есть разъем INSERT и он находится сразу после преампа, то вообще здорово! Можно из него сигнал подать прямо на звуковую плату, минуя сам микшер.
Преампы расположенные на встроенных звуковых платах предназначены в основном для интернет-телефонии и если на вашей плате есть такой преамп – отключите его и забудьте о его существовании! Преампы на внешних конвертерах могут быть неплохими, важными факторами здесь является наличие фантомного питания в +48В и потенциометра для аналогового регулирования уровня записи.
Однако лучшим решением будет спецальный отдельный студийный преамп. При разработке отдельного прибора обычно качеству уделяют больше внимания, кроме того в него часто добавляют гитарный вход, фильтр обрезающий инфранизкие частоты, компрессор а также другие полезные дополнительные устройства.
КОМПРЕССОР
Использование компрессора при записи является вечной проблеммой для обсуждения. Одни считают что железный компрессор работает лучше программного и потому лучше сигнал сразу записать скомпрессированным, другие считают что компрессию надо использовать исключительно на этапе микширования. Правда как обычно где-то посередине. При записи с компрессией всегда существет риск что сигнал окажется прекомпрессированным. И спасти его уже не удастся! С другой стороны некоторые исполнители столь непредсказуемы, что приходится уж очень сильно занижать уровень записи от страха цифровой перегрузки! Спасением является компрессор который настраивается так чтоб ограничивать лишь самые громкие звуки на 3…6 дБ. Так что наличие компрессора желательно, хотя строго говоря и необязательно.
Основную же компрессию лучше делать на этапе микширования, когда становится ясно сколько именно ее необходимо. Тем более что несмотря на предубеждения программный компрессор работает правильнее аналогового, ибо аналоговый вначале анализирует сигнал, а потом регулирует по сути уже другой, пришедший несколько позже сигнал и это неизбежно ведет к ошибкам обработки. Программный компрессор может задержать сигнал и обработать его абсолютно правильно, т.е. он работает как бы «задним числом».
ПЛАГИНЫ
Можно ли использовать плагины при записи? Можно, хотя это и сопряжено с определенными сложностями. Во-первых включение плагина означает отказ от прямого мониторинга сигнала, а значит мы будем слушать звук с задержкой. Она может быть и небольшой если драйверы хорошие и компьютер мощный, но она будет в любом случае.
Часто начинающие звукорежиссеры пытаются применить программный компрессор при записи. К сожаленью эта затея совершенно бесполезна! Защитить от перегрузки необходимо конвертер который расположен ДО компрессора, а программный компрессор расположен ПОСЛЕ конвертера, так что без аппаратного компрессора здесь не обойтись. Задержка не позволяет работать и во многих других случаях, например добавлять реверберацию в наушники при записи голоса. Помимо того что реверберации должно быть очень мало для того чтоб это не мешало правильно интонировать, задержка может отравить жизнь любому исполнителю! Лучше для этого опять же использовать дешевый аппаратный ревербератор подключенный к контрольной цепи.
Единственный случай когда плагин действительно стоит использовать при записи - это гитарные эффекты. Гитаристу важно слышать работу эффекта в реальном времени и он часто играет подстраиваясь под эффект. При этом появляется одна интересная возможность – слушать гитару с эффектом, а записывать без него! Ведь известно что при микшировании, в спокойной обстановке можно точнее подобрать правильный эффект чем в процессе записи.
Victor Buruiana
Последнее редактирование: