Ну вы тута нафлэймили!!! Что мну больше всего убивает, так это абсолютный пофигизм о том кто такая фаза, противофаза, кого крутить на 180 градусов и зачем... да тьфу!!! ёмаё....
как блин самому обидно, что всё накрылось от старого форума... как лениво всё это снова писать...
но надо... потому что когда я слышу фразу про нужны дорогие мониторы на которых всё слышно, волшебные синтезаторы которые сами играют и секвенсоры с одной единственной кнопкой - write composition..... надо с вами бороться
Пункт а)
U = A*sin(w*t + fi)
A - амплитуда сигнала, w - циклическая частота сигнала (w = 2*pi/T или 2*pi*f, где T - период данной синусоиды, а f - частота), fi - смещение синусоиды по времени на fi градусов - это и называется фазой сигнала.
Теперь чтобы стало яснее о чём речь:
представьте себе оси координат - по горизонтали t (время), по вертикали - U (напряжение например). Точку их пересечения примем за ноль. Тогда sin(0) = 0. sin(pi/6) = 1/2. sin(pi/2) = 1. sin(5*pi/6) = 1/2. sin(+/-pi) = 0. sin(7*pi/6 = -5*pi/6) = -1/2. sin(3*pi/2 = 9*pi/6 = -pi/2) = -1. sin(11*pi/6 = -pi/6) = -1/2.
Представили? Нет? Ну откройте учебник какой-нить хоть раз в жизни
Кстати 7*pi/6 разумеется не равно -5*pi/6, однако на тригонометрическом круге эти точки совпадают, поэтому значения синусов и косинусов в них одинаковы. Поэтому синус и косинус имеют период равный 2*pi радианов (360 градусов если угодно), т.е. через каждые 2*pi их значения одинаковы. Теперь представьте, что вы взяли синус и двинули его влево на pi/2 (90 градусов). Что изменилось? все значения сдвинулись. Т.е. sin(0 + pi/2) = 1. Т.е. в нулевой точке значение стало уже не ноль, а один. Т.е. наш синус превратился в косинус.
Т.е. sin(t + pi/2) = cos(t).
А теперь снова посмотрите в самое начало и чуууть-чуть подумайте... Что имеем? A = 1. T = 2*pi. f = 1/(2*pi). А самое главное - fi = pi/2. Т.е. изменилась фаза. Как это отразится на слух? Если рассматривать только одну косинусоиду или синусоиду - абсолютно никак. Что подтверждает изестное утверждение - человеческое ухо абсолютно индиффирентно к фазе. А вот, что реально изменится - синус начнёт играть позже косинуса на pi/2 - четверть периода. А? как вам это? 440Гц, синусоида. т.е. f = 440. Значит T = 1/440 = 0.0022(72) секунд. Или 2.2(72) милисекунд ~= 2.3 милисекунды.
А теперь представьте, что любой сигнал (не любой конечно, но любой для звуковых сигналов считать можно) представляется в виде бесконечной суммы синусоид и косинусоид вида A*sin(w*t + fi). Т.е. каждый сигнал представляется гармониками с соответствующими частотами, амплитудами и смещениями по времени. Что это такое?????
Правильно - это спектр нашего сигнала. И каждая частота имеет свою фазу, своё смещение.
пункт б)
теперь чуууть-чуть о другом. Противофаза (аглицкое `Anti-phase` как несложно догадаться).
Представьте, что у вас есть стередорожка. В левом канале синусодида sin(t). В правом канале - sin(t + pi). Что услышим в центре? Конечно 0. Потому что 2 синусоиды находятся в противофазе: значение одного канала равно x, а значение другого в этот момент времени = -x. x + -x = x - x = 0. Арифметика первого класса =)
пункт в)
А теперь делаем выводы из двух предыдущих пунктов. Если сигнал на некотором промежутке времени обладает такими свйоствами, что большинство гармоник (полученных спектральным разложением) - синусоид и косинусоид - находятся в противофазе, то вся эта спектральная часть сама себя съест. И в моно-варианте (а также в центре стереопанорамы) мы потеряем львиную долю сигнала.
Заметьте однако некоторую особенность речь идёт о вполне конкретных промежутках времени. Когда они достаточно мало, т.е. когда например Waves PAZ вдруг один раз мигает противофазой при маленьком значении Response - вы хоть тресните но вы этого просто не заметите на слух. Точно также как не замечаете случайные клипы в амплитуде. Стоит поставить Response в районе 700 и результаты противофазы резко изменятся. И кстати у большинства совр исполнителей с "фазой" проблем как раз не бывает. То что вы видите - случайные всплески - да имели их все как МэдВэд с колокольни
пунтк г)
панорама. Та самая которая к фазе не имеет никакого отношения. Ну или почти не имеет. Что значит сдвинуть сигнал вправо? Увеличить амплитуду в правом канале, уменьшить в левом (ну или только уменьшить в левом... или ещё как-то - непринципиально). ВСЁ! Что существенно. Был стереосигнал - синусоида в противофазе. Что слышим - ничего. Подвинули вправо. Результат: противофазы больше нет, так как было в каждый момент времени: x - x = 0, а стало x - 0.1х = 0.9x. Ну или 2.1x - 0.1х = 2x. Ну или ещё как - опять же - это не суть. Главное что противофаза ушла. Однако сигнал уехал далеко вправо/влево. Подстава - а что делать.
Итак, что можно пока сказать:
фаза - это смещение сигнала относительно некоторого условновыбираемого положения. По сути фаза характеризует задержку этого сигнала.
противофаза - рассматривается для двух сигналов! (например левый и правый канал) - рассматривается их смещение друг относительно друга. Чем больше соответствующих гармоник этих сигналов отстают друг от друга на 180 градусов (на pi или полупериод синуса/косинуса) тем больше они вычтут друг из друга и тем меньше мы услышим.
Можно расмотреть и 2 произвольных периодических сигнала и рассматривать противофазу у них именно как запаздывание одного относительно друго на полпериода.
Осталось самое интересное - придумать как работают расширители стерео и как ещё бороться с противофазой. А стоит ли это делать или нет - ваше дело
Раз плаг-ины есть, значит это кому-нибудь нужно - чисто из прагматических соображений
ЗЫ! И не надо мне тут про дорогущую акустику =) Постройте равносторонний треугольник в комнте с золотым сечением и идеальными поглощающими стенами и скажите мне чтоб я позвонил в 03 и вызвал психиатра =)
ЗЫ2 - и сделайте бэкап после этой мессаги =))))))))