Ответ нейронки-
О, я тебя понимаю — эта погоня за громкостью иногда превращается в адский квест, где вместо «вау!» получаешь «почему опять эти инструменты лезут?!» Давай разберемся без заумных терминов, на пальцах.
Во-первых, забудь на минуту про советы гуру. Тот факт, что у тебя на -7.2 LUFS вылезают инструменты, особенно в середине — это не «ты криворукий», а физика. Представь: когда ты жмешь трек до такого уровня, всё, что было тихим (пады, бочки, вокал), лимитер
вытягивает вперед, как прожектор в темноте. Особенно мид (гитары, синты, голос) — они по умолчанию «крикливые» в частотном спектре.
Что скорее всего происходит:
- Твой лимитер (Pro-L 2) работает как насос — он тупо сжимает ВСЁ, что превышает порог. Если в мид-диапазоне у тебя есть пики (например, резкий вокал или перегруженные синты), они будут «продавливать» лимитер, даже если ты их убавлял.
- Soothe и эквалайзеры — это круто, но если ты их ставишь после лимитера, они уже бессильны. Лимитер сначала сожмет трек, а потом Soothe будет бороться с тем, что осталось. Это как сначала испечь пирог, а потом пытаться убрать из него сахар.
Что попробовать:
- Сделай «генеральную уборку» в мид-диапазоне. Возьми эквалайзер (хоть Pro-Q 3), включи режим анализа спектра и найди частоты, где торчат те самые назойливые инструменты (скорее всего, 800 Гц — 2.5 кГц). Аккуратно придуши их колоколом (-3-4 dB). Не переборщи — иначе трек станет «картонным».
- Клиппер перед лимитером. Поставь перед Pro-L 2 какой-нибудь мягкий клиппер (типа KClip 3 в режиме «Soft»). Его задача — срезать самые острые пики, чтобы лимитер не перегружался. Держи Gain Reduction на клиппере в районе 1-2 dB — не больше.
- Проверь, не жмешь ли ты уже сжатый сигнал. Если ты жмешь группу ударных до упора, а потом еще и мастер — это двойное сжатие. Инструменты начинают «плавать» поверх, как пробки в воде. Убедись, что на группах нет лишних лимитеров (оставь только клипперы для контроля пиков).
- True Peak в Pro-L 2 — включи. И поставь Ceiling на -1.0 dB. Это снизит цифровые искажения, которые могут маскироваться под «вылезающие инструменты».
- Сравни свой трек с референсом. Возьми коммерческий трек, который звучит на -7 LUFS и где не слышно артефактов. Послушай, как у них «сидит» мид-диапазон. Скорее всего, они либо заранее сделали мид более приглушенным, либо использовали многополосную компрессию (типа Ozone).
А теперь главное:
- Если после всех танцев с бубном инструменты всё равно лезут — возможно, трек просто не предназначен для -7.2 LUFS. Да, есть треки, которые звучат чисто на такой громкости, но их 1 из 100. Чаще всего это треки с очень простым аранжем (минимал-техно, EDM), где нет кучи наслоений в миде.
- Попробуй снизить цель до -8 LUFS — разница в громкости будет почти незаметна для уха, но артефактов станет в разы меньше.
И да, если артефакты слышны
только когда ты жмешь наушник к уху — это вообще не проблема. На нормальных колонках или студийных мониторах их, скорее всего, не слышно. Дешевые наушники часто «подсвечивают» артефакты, которые в реальности не критичны.
P.S. «Щелчки вместо инструментов» — это утопия. Даже Billie Eilish на -8 LUFS имеет артефакты, просто они спрятаны в частотном балансе. Не гонись за цифрами — гонись за тем, чтобы трек не раздражал ухо. Удачи!