Акустика с ЭМОС (электро-механической обратной связью)?

На низких частотах очень хорошо работает, на высоких смысла особого нет. Не видно, потому что смотрите не туда, или глаза закрыты )

А если погуглить Motional Feedback Speakers (MFB), или Servo Drive Speakers, то все прекрасно видно. Компания Rythmik Audio выпускает великолепные сабвуферы на таком принципе. Даже киты для сборки у них есть.
 
  • Like
Реакции: wolfire и presly
Правильно-ли я понял, что это - внедрение датчика, который сравнивает движения диффузора с тем, как он должен двигаться "в идеале" и внесение соответствующих регулировок?
Я думаю, что я нихрена не понял )
 
  • Like
Реакции: wolfire
Правильно-ли я понял, что это - внедрение датчика, который сравнивает движения диффузора с тем, как он должен двигаться "в идеале" и внесение соответствующих регулировок?
да, я это имел в виду, типа корректировка инерции движений дифузора отрицательной обратной связью, так должно быть меньше искажений и ровнее спектр частот
 
Ну кому-ж охота , на диффузор датчики вешать . Потому и не используют .......

Хотя , по-моему PSI , используют что-то подобное .......
 
Последнее редактирование:
@коб, демпинг фактор очень увеличивает и искажения на НЧ уменьшает. Есть с обратной связью, с датчиком, а есть с прямой без датчика - на основании заранее просчитанной модели конкретного вуфера, усилитель заранее вносит "поправки".
 
  • Like
Реакции: presly
типа корректировка инерции движений дифузора отрицательной обратной связью
а как это можно скорректировать при помощи ЭМОС? в каком то виде можно сделать "антифильтр" на FIR-е, но обратка здесь мертвому припарка.
 
не знаю, по мне 18 без подвеса как у jbl - хорошее решение
1986970-72c38786-jbl-4367.jpg


отсутствие подвеса, говорит о коротком ходе, короткий ход - короткие искажения
 
  • Haha
Реакции: presly и коб
@коб, демпинг фактор очень увеличивает и искажения на НЧ уменьшает. Есть с обратной связью, с датчиком, а есть с прямой без датчика - на основании заранее просчитанной модели конкретного вуфера, усилитель заранее вносит "поправки".

Да помню я эту технологию , ещё с семидесятых :) .
Тогда , правда и динамики были другие , и усилители тоже ....
Сейчас есть иные меры , тормознуть подвижку динамика , от бесконтрольной инерции , хотя ---почему-бы и нет ....
 
не знаю, по мне 18 без подвеса как у jbl - хорошее решение
1986970-72c38786-jbl-4367.jpg


отсутствие подвеса, говорит о коротком ходе, короткий ход - короткие искажения

Короткий ход ------всего лишь другой тип искажений ....
 
  • Like
Реакции: presly
по сути тут получается какой-то контроллёр, есть динамики сами по себе играют как получится, а эта система ставит их в рамки, чтобы они не могли за них выйти, как стена, динамик просто в неё упрется и не выйдет за предел не положенного
[automerge]1701278767[/automerge]
------всего лишь другой тип искажений ....
какой тип? сколько всего типов искажений?
 
  • Like
Реакции: коб
и кстати дайте графики)
типа там 0,5% на 30 Гц - система работает
 
по сути тут получается какой-то контроллёр, есть динамики сами по себе играют как получится, а эта система ставит их в рамки, чтобы они не могли за них выйти, как стена, динамик просто в неё упрется и не выйдет за предел не положенного
[automerge]1701278767[/automerge]

какой тип? сколько всего типов искажений?

Всё правильно , но что эта стена сделает с вашим синусом , за пределами допустимой амплитуды ?
Это-же , по сути механический компрессор ....
 
это уже нюансы работы, как оно там работает, стена же даст обратную инерцию
в теории всё красиво, а там уже кто как придумает

хорошо бы конечно узнать для начала что даёт эти искажения, исключительно ли сама поверхность динамика или не только она, при условия что всё что поступает с проводов идеально
 
интересно бы послушать бас, на каком-нибудь металлическом блине и каким-нибудь супер мотором, который бы этот блин качал как пушинку
 
  • Like
Реакции: коб
  • Like
Реакции: коб
хорошо бы конечно узнать для начала что даёт эти искажения, исключительно ли сама поверхность динамика или не только она, при условия что всё что поступает с проводов идеально

Это просто компенсация инерции тяжелой подвижной системы на НЧ динамиках. Ну отчасти уменьшение нелинейности механической системы, охваченной ЭМОС. С более сложными явлениями, такие как паразитные вибрации диафрагмы, когда на больших уровнях мощности она теряет жесткость, эта система уже не поможет.
 
  • Like
Реакции: wolfire и коб
Это просто компенсация инерции тяжелой подвижной системы на НЧ динамиках.
невозможно обраткой компенсировать инерцию
Ну отчасти уменьшение нелинейности механической системы, охваченной ЭМОС.
вот нелинейные можно в каком то виде, а временные - вообще никак. :)
 
невозможно обраткой компенсировать инерцию
Можно. Для этого нужен датчик скорости. Этот принцип давно используется в электромеханике и робототехнике.
В акустике "Филлипс" в 70-х первым выпустил колонки с ЭМОС и пьезодатчиком.
Если читаете на английском, вот небольшая статейка на эту тему:
 

Вложения

  • Like
Реакции: wolfire
невозможно обраткой компенсировать инерцию

не вижу причин, почему невозможно. Это повсеместно используется в промышленной автоматике, как уже выше написали. А то даже и не обратку модно использовать, а "впередку", feed forward, то бишь )

@max-owl, я там чуть выше тоже ссылку на похожую статью давал
 
Да, ссылочку я видел, моя - поменьше...
Если Вам действительно интересно, советую обратить внимание на тот факт, что метод этот применяется только на "сабвуферах" и только на "закрытых ящиках". Как Вы думаете - почему?
 
  • Love
Реакции: Long
@max-owl, Чтобы "ловить" и "гасить" колебания подвесной системы нужен усилитель с большим быстродействием и мощностью. К тому же там и с фазами должно быть все в порядке. Но имеются сдвиги фазы в цепях детектирования, управления и в самом звуковом тракте. Та же ситуация. что и с активным шумоподавлением, до 1000 Гц еще как-то можно, а потом уже все начинает работать слишком непредсказуемо и не получается. У ЗЯ кроме того, по определению апериодическая импульсная характеристика, а у ФИ все слишком звенит и пердит, работает непредсказуемо. Как-то так мне это все видится )
 
Да, всё так, но не это главные минусы: усилитель с запасом мощности, и что гораздо важнее, с запасом устойчивости - не очень проблемно. Хороший датчик - проблема решённая давно: Rythmik Audio, например, использует специальную катушку из тонкого провода, намотанную поверх основной. Но вот, сам принцип управления головой, кажущийся, на первый взгляд "хорошей идеей", содержит в себе внутреннее противоречие, незаметное на первый взгляд.
Во первых, для управления головкой нам нужен в "решающем" усилителе "фильтр-прототип", если так можно выразиться, АЧХ которого должен "повторить" динамик под воздействием обратной связи. Давайте представим, что у нас "ЗЯ" с идеальной настройкой (добротность колонки 0,707, и всё такое прочее). И "фильтр-прототип" у нас точно такой же. Вопрос: чему будет равен "сигнал ошибки"? Ответ - нулю.
То есть, нам нужно спроектировать неоптимальный ящик, и "зарулить" его при помощи ЭМОС.
С "фазиками" - ещё смешнее: нам нужно спроектировать колонку "квази-третьего" порядка и "зарулить её ЭМОС-ом до второго. Единственно, что при этом немного улучится, это коэффициент искажений.
Кто то считает, что "игра стоит свеч", но большинство производителей - нет.
 
метод этот применяется только на "сабвуферах" и только на "закрытых ящиках"
Ничего подобного. Неподалёку от меня пылятся колоночки Сони из 90-х годов, в которых используется данная технология. Там вполне себе фазоинвертор. Кстати что интересно, насколько помню, к аппарату(что-то типра блочного музцентра), к которому они шли, были ещё тыловые колонки и сабвуфер. Могу ошибаться, уже плохо помню, я ж кроме самих колонок остального не видел. Но очень сильных НЧ от них нет, всё в меру. так что м б саб им и не помешал бы.
Обратная связь с динамика естественно в схеме частотно обрабатывается для обеспечения нужных характеристик. И на СЧ она уже не работает. Это видно по схеме, я даже как-то загонял эту часть в сим, чтобы посмотреть АЧХ электрической части.

Сервис-мануал

У них датчик выполнен в виде отдельной катушки в отдельной магнитной системе, когда-то видел патент, там этот динамик был показан в разрезе, он сложнее обычного двухкатушечного. Катушка датчика движется вместе с диффузором, но от основной катушки она далеко, дабы не было влияния.
Усилитель там на обычной японской гибридке STK(схема в сервис-мануале), неплохой для тех времён, но не самой лучшей.
Что там ещё интересно, так это электростатический ВЧ-динамик с напряжением поляризации порядка 2кВ.
Вот ВЧ и была цель перетянуть(это выяснилось уже в процессе, плёнка потеряла проводимость и Вч сильно просели), но не сложилось, ибо надо делать приспособу для натяжки плёнки на рамку, а это не основная моя деятельность, руки так и не дошли. Всё остальное работает.
Брал в ремонт больше из интереса, с недотянутой плёнкой послушал - неплохо. Но уже несколько лет не включал.
Владелец наверное уже забыл про них, в активной фазе было кое что нужно от него, но он тогда погряз в ремонте квартиры и ему было не до них. А потом - не знаю, забыл наверное. Ну или как всегда есть что-то более нужное и интересное.
Ну и у меня особо времени и сил на них не было. Хотя ещё надеюсь когда-нибудь их доделать и напомнить владельцу про них.:)
 
Здесь есть об этом:
В схеме, которую Вы привели, фильтр второго порядка, а фазоинвертор с коротенькими туннелями даст "что то около третьего" с неоптимальной настройкой. Что бы избежать "горба" на АЧХ, "фильтр-прототип" рассчитывают с меньшей чем обычно добротностью, а иногда и с добавочным фильтром - организовуют "провал" АЧХ прототипа на частоте настройки фазоинвертора. На этой частоте, амплитуда (ну и скорость соответственно) головки уменьшается за счёт работы на фазоинвертор. Вот, именно из-за таких сложностей, эта система практически не встречается, за редким исключением, с "фазиками": все преимущества фазоинверторов идут "коту под хвост", "заруливаясь" до "гладких" и главное, выше настроенных чем обычный фазоинвертор в таком же объёме, систем.
 
Последнее редактирование:
Вот такие видел на выставке недавно. Но в тот день, когда я был, они уже не звучали) Фирма находится под Тулой в Новомосковске. Микрофон в данном случае - дополнительная обмотка на том же динамике, который звучит. Немножко инфы и схем нашел вот тут
 

Вложения

  • IMG_040948.jpg
    IMG_040948.jpg
    2,4 MB · Просмотры: 95
  • IMG_040949.jpg
    IMG_040949.jpg
    2,1 MB · Просмотры: 90
Да, давно эта тема будоражит учёные умы - снизить искажения динамика. Да, только какой ценой - вот вопрос...
 
Немножко инфы и схем нашел вот тут

ну все как по классике там. Сначала охи-ахи, восторги, потом зевая подтянулись реально разбирающиеся люди, и это все разгромили )) Да, еще напомнили такого человека как Сырицо, он занимался этой темой со времен СССР, я его статьи в журнале "Радио" вспомнил.
 

Сейчас просматривают