Проблема фидбэка при обработке плагинами на лайве

Elijah K

Well-Known Member
25 Дек 2017
1.673
1.214
113
44
Тамбов
Привет. При озвучке голоса через звуковую карту, а не микшер, проблема фидбэка усугубляется. Такое ощущение, что в звуковой карте более чувствительный вход. Поставив обработку, для приемлемого студийного звучания (как на записи), сразу получаю свист на лайве/репетиции. Понятно, что есть плагин x-feedback, но это не спасает особо.
Кто то сталкивался с этим? На западе вроде много уже кто концерты с плагинами отстраивают. Как добиваются отсутствия обратной связи, для меня загадка.
Для примера плагина для лайва - CLA Vocals. Чуть поднять высоких, компрессии, задержек и фидбэк гарантирован, даже через sm58.
 
Чуть поднять высоких, компрессии, задержек и фидбэк гарантирован, даже через sm58.

Ну похоже, что не "чуть".

Кроме того, вопрос в том, как у Вас организован мониторинг. Если через напольные мониторы, то надо вырезать эквалайзером частоты, на которых при повышении гейна начинается самовозбуждение. Собственно так, как это всегда делалось в старые времена - тыкаете вокальный микрофон в монитор на сцене и на 32хполоснике или параметрике монитора вырезаете частоту, на которой начинает свистеть.

Лучше всего, конечно, использовать IEM. Тогда проблема с мониторами снимается как класс, а получить самовозбуждение от порталов сильно сложнее. Хотя если у Вас перформансы с выходом в зал, то порталы тоже стоит, как говорится, "просвистеть".

Есть еще один способ. Я для упрощения задачи всегда на вокальных микрофонах делаю автоматизацию так, чтобы в моменты, когда нет вокала, гейн уменьшался на 6-10дБ. Все ж под клик играют, так что всегда в одном и том же месте вокал начинается и заканчивается. Это позволяет сильнее компрессировать, и при этом не получать невменяемых фидбэков в паузах. И сильно меньше железо лезет в вокальные микрофоны.
 
Если наушники - то что свистит в микрофон ? если только наушники "открытые" и громко?
 
Ну похоже, что не "чуть".

Кроме того, вопрос в том, как у Вас организован мониторинг. Если через напольные мониторы, то надо вырезать эквалайзером частоты, на которых при повышении гейна начинается самовозбуждение. Собственно так, как это всегда делалось в старые времена - тыкаете вокальный микрофон в монитор на сцене и на 32хполоснике или параметрике монитора вырезаете частоту, на которой начинает свистеть.

Лучше всего, конечно, использовать IEM. Тогда проблема с мониторами снимается как класс, а получить самовозбуждение от порталов сильно сложнее. Хотя если у Вас перформансы с выходом в зал, то порталы тоже стоит, как говорится, "просвистеть".

Есть еще один способ. Я для упрощения задачи всегда на вокальных микрофонах делаю автоматизацию так, чтобы в моменты, когда нет вокала, гейн уменьшался на 6-10дБ. Все ж под клик играют, так что всегда в одном и том же месте вокал начинается и заканчивается. Это позволяет сильнее компрессировать, и при этом не получать невменяемых фидбэков в паузах. И сильно меньше железо лезет в вокальные микрофоны.
Автоматизацию, да придется прописать. А свистит просто с порталов, которые зачастую близко. При чем, как в старые добрые времена, через микшер, проблемы этой меньше наблюдается. Вот пытаюсь понять, в чем разница микшера и звуковой карты в данном случае. Опять же, повторюсь, для подавления есть Waves X-Feedback, но придется много вырезать. Может быть входной уровень как то по другому отстраивать? Не как при записи.
 
А зачем автоматизацию прописывать, просто ж гейта достаточно на микрофоне. А то вдруг захочется поимпровизировать, а автоматика не даст )

Акустическая обратная связь происходит когда в системе на какой-то частоте имеет место достаточный фазовый сдвиг, и она теряет устойчивость (начинает генерировать) на этой самой частоте. А когда на сцене стоит несколько открытых микрофонов, ситуация ухудшается кратно из-за перекрестного проникновения звука (кроссс-фид). В общем, надо держать неиспользуемые входы закрытыми по возможности.
 
Вопрос именно в усугублении проблемы, если использовать многоканальную звуковую карту + плагины. Вот пример настройки, которая гарантировано создаст проблемы:
211542


Может быть есть какие то фишки по работе именно со звуковой картой? Наверняка, тот кто использовал замечал, что фидбэк сложнее удержать, чем обычном микшере. Опять же, может преампы разной чувствительности или еще что? Есть кто то, кто сталкивался с этим и разбирался?
 
Последнее редактирование:
А зачем автоматизацию прописывать, просто ж гейта достаточно на микрофоне. А то вдруг захочется поимпровизировать, а автоматика не даст )

К сожалению - нет. Особенно на рок-концерте. Даже если повезет, и гейт откроется тогда, когда надо, а не, например, от удара в малый барабан, то скорее всего он не закроется. Более того, если возникло самовозбуждение, то гейт не закроется на 100%.

Ну и понятное дело, вся импровизация должна быть отрепетирована заранее, тогда никаких проблем с автоматизацией ;)

А свистит просто с порталов, которые зачастую близко.

Ну так вырежьте с порталов нужные частоты заранее.

Такая так сказать статическая эквализация позволит поднять общий гейн децибелл на 6 минимум.

Вот пример настройки, которая гарантировано создаст проблемы:

Это очень сложно (в смысле использования плагинов с ручками, которые непонятно что делают) и не очень надо в реальности. Любой простенький компрессор, да хоть встроенный в DAW, такой же эквалайзер (и если очень хочется - то насетапить параллельную цепь с сильной компрессией/сатурацией для подмеса) решают вопросы обработки вокалов на раз-два-три.

Наверняка, тот кто использовал замечал, что фидбэк сложнее удержать, чем обычном микшере.

Вообще никаких проблем не наблюдал. В силу того, что возможности эквализации и особенно автоматизации в формате ITB кроют обычные консоли как бык овцу, то и справиться куда проще, чем на "обычном микшере".

Правда, есть еще один нюанс. У меня все подопечные умеют не шептать в микрофоны умирающими лебедями.

Ах да, забыл.

Есть еще глухие звукорежиссеры, которые давно заработали селективную глухоту на частоты выше нескольких кГц, и пытаются сделать так, чтобы "воздух", "искрилось", "бриллианс" и прочие эпитеты, соответствующие неразумным задирам в области ВЧ. Потом от таких перформансов больно ушам, горят твиттера, и вообще ад.

Так вот, без обид, но судя по положению ручки treble на Вашем скриншоте Вы желаете повторить этот подвиг. Не надо, такие настройки имеют право на жизнь при громкости прослушивания +80дБ (т.е. обычное домашнее прослушивание музыки), но на громкости +100дБ (рок-концерт) только могу травму принести людяи и/или технике.

И вообще, у того же SM58 вполне приличный собственный подъем на верху, не надо его усугублять в концертной практике.

И конечно, last but not least - петь надо учиться.
 
Последнее редактирование:
@Elijah K, и вообще, давайте я расскажу, как я со своими подопечными поступаю.

Сначала мы пишем всю репетицию, всех треков. Причем пишем ее прямо в репетиционный проект, именно с той коммутацией, как будет на концерте. С тем гейном на каналах, с теми микрофонами, которые будут потом использоваться, etc.

Потом я подопечных разгоняю нафиг, они мне становятся не нужны, все что там надергано за струны, настукано в барабаны, наволано в микрофоны, у меня уже есть, и примерно в том виде, как это будет на концерте. Более того, если уважаемых дальше допустить на стадию микширования, то потонешь в предложениях/требованиях/прочих концептуальных пожеланиях, мало имеющих отношения к нормальному концертному звуку.

Далее я расставляю автоматизацию. Не только на вокалы, но и на гитары, дилеи там, панорамирование (ну например банальная вещь - две гитары играют риффовые партии слева/справа, но когда один из гитаристов играет солячок, его крайне желательно отпанорамировать в центр, а то очень смешно сбоку звучит).

Плюс прикручиваю реверберацию/дилеи на вокалах в паузах. А то объявление композиций в тишине с "горами" очень смешно звучит.

А затем я подаю основной микс на порталы в тонзале, выставляю громкость 100дБА, и настраиваю микс. Причем так, чтобы не было больно ушам, и было комфортно работать. И чтобы да, бочка в пузо лупила, ну шоп по настоящему все. Иначе не работает.

Это самый-самый важный момент. Сводить проект дома на 3х дюймах на громкости 75дБ, чтобы соседи в батарею не били, а потом включить это на 100дБ - это провалище тут же. Забудьте, только полная громкость, та, на которой Вы будете работать в зале.

И вот уже этот проект я сохраняю.

А потом, на концерте, достаточно включить мониторинг входов и нажать на play.

Последний раз играли так с подопечными два концерта, Киев и Харьков. Из всех действий, которые пришлось сделать с миксом уже на площадке, на первом концерте срезал НЧ на мейнмиксе (HPF на 35Гц), бо что-то всирались сабы, поднял риффовые гитары на 0.5дБ, чисто с художественной точки зрения. На втором просто нажал на плей с сохраненным проектом после первого концерта, ничего не делал. Не было необходимости.
 
  • Like
Реакции: Alx_g и alty
@Elijah K, вы видимо какие-то экстремальные настройки в плагинах используете, что у ваз фидбэк больше. Никаких особых секретов при использовании программного сэтапа нет. Запомните лишь что студийный и концертный звук это две большие разницы. Ставьте параметрический эквалайзер с анализатором на каналы с микрофонами и вырезайте частоты на которых заводится, в софте это очень удобно.
 

Сейчас просматривают