Сборка альбома.

Слушатель-А1

Active Member
22 Апр 2021
379
149
43
Понимая что в современном мире обычно уже не слушают музыку альбомами (дисками), хочу всё таки узнать у специалистов остались ли общие принципы сборки альбомов? Мне интересно узнать про рок, прог-рок, арт-рок, софт-рок.
Сейчас нет технических ограничений как у винила и вроде бы должно быть проще.
Главным образом меня интересует определение порядка песен.
 
Прочитал на сайте master-skills.ru статью "Идеальная структура музыкального альбома". В ней говорится, что расставлять песни по циклу "быстрая-средняя-медленная" неграмотно. А я хотел почти так и сделать, двенадцать песен разбить на группы по три чтобы не было монотонности.
 
Расставлять надо так, чтобы перло)
Есть, конечно, некоторые устоявшиеся тенденции в этом вопросе, но нафик это все. Альбом - это как книга, фильм, история - называйте как хотите. Единственное правило - это должно работать как цельное произведение, хоть эпик балладу в начало ставьте
 
А можно про тенденции подробнее? Чтобы пёрло.
А то, ведь, сборка альбома это как бильдредактирование журнала. Из одного и того же материала можно разное слепить.
 
А можно про тенденции подробнее
Они свои в каждом стиле, и мне, пожалуй, будет затруднительно их внятно описать, проще вам послушать несколько (десятков) проверенных классических хитовых альбомов в нужном жанре
 
Я-то уже прослушал и сделал свои выводы. Но поскольку я не специалист, то выводы у меня любительские и мне хотелось бы узнать настоящие правила или хотя бы рекомендации.
 
Главным образом меня интересует определение порядка песен.
@Anton Vorozhtsov, прав на все 152%. Вы можете поставить всё по нарастающей, или спадающей, я про характеры композиций. Можно волнами, но лучше чтобы было так как сказал Антон, Альбом это как книга состоящая из глав. Воспринимайте альбом как концерт, станьте слушателем.
 
Логика расстановки композиций может быть к примеру:
-событийной, если повествование растянуто в во временной шкале.
-эмоциональной, если выстроить по кривой "эмоциональной восприимчивости". (принцип контраста и неперегревания воспрятия)
-тематическая, связывание тематики композиций по смыслу нитью какой-нибудь истории. Скажем, если есть про любовь, разлуку, погоду и перемены в жизни, связываем эту цепочку темой "времена года", "непогода отношений", "дождливое настроение" или еще чего. То-есть проводим единую аналогию...
-энергетическая, просто анализируем композиции по энергии и расставляем, как нам бы хотелось, по нарастанию, переменной или нисходящей..., и называем, к примеру "стадия плазмы", "история лампочки", или любая другая чушь, ассоциативно иллюстрирующая схожий процесс.
То-есть можно провести любые аналогии, связать композы общей чертой. Будет концептуально и многопланово, что есть хорошо.
У меня, скажем набор абстрактных композиций я сначала назвал по образным ассоциациям и потом связал единым концептом.
 
  • Like
Реакции: Слушатель-А1
@Слушатель-А1, Слушателя -Б сходу надо восхитить чем то ярким и запоминающимся, тогда надеясь что и дальше будет интересно он докрутит до конца диска, а там ... , но зато дослушает)
 
В эпоху стримингов появилось "правило" располагать самые забойные хиты в первые три позиции в альбоме, в этом, конечно, есть смысл, но есть и обратная сторона: если дальше пойдут одни филеры, то этот альбом никто не будет слушать до конца. Но лучше вообще филеры не включать в альбом и безжалостно их отправлять в корзину)
 
Главным образом меня интересует определение порядка песен.
Тут по настроению, по чувству.
В девяностых было принято главный хит ставить первой песней.
В конце двухтысячных часто встречал лучшую песню последней.
Последняя песня должна быть как точка. Завершение. Либо мощное, либо лирическое (часто это спокойные инструментальные вещи).
 
Тут по настроению, по чувству.
В девяностых было принято главный хит ставить первой песней.
В конце двухтысячных часто встречал лучшую песню последней.
Последняя песня должна быть как точка. Завершение. Либо мощное, либо лирическое (часто это спокойные инструментальные вещи).
Проблема в том, что в наше время до этой "точки" могут и не дослушать)
 
Проблема в том, что в наше время до этой "точки" могут и не дослушать)
Я сторонник "честных" альбомов. Чтобы альбом был как книга, как целостное произведение. А не воткнуть хит и долить проходняком.
 
  • Like
Реакции: Sharu
@Jeysound, в том материале, который запланировали музыканты нет проблем поставить хит первым, а энергичную песню последней. Мне бы хотелось устроить альбом так, чтобы его весь было нескучно слушать, даже если некоторые песни не будут лучшими из лучших.
 
  • Like
Реакции: smack и Skipper
А не воткнуть хит и долить проходняком.
Хит - он только по факту бывает... сколько случаев было, когда им становился как-раз "проходняк" (по мнению авторов), порой вообще написанный "на добивку альбома". Из всем известных примеров - "Там, где клён шумел" и, прости Господи, "Владимирский централ".
 
@Jeysound, в том материале, который запланировали музыканты нет проблем поставить хит первым, а энергичную песню последней. Мне бы хотелось устроить альбом так, чтобы его весь было нескучно слушать, даже если некоторые песни не будут лучшими из лучших.
Драматургические принципы, работают и в отношении построения альбома.
Правил конечно нет, но есть закономерности.
 
Последнее редактирование:
Прочитал на сайте master-skills.ru статью "Идеальная структура музыкального альбома". В ней говорится, что расставлять песни по циклу "быстрая-средняя-медленная" неграмотно. А я хотел почти так и сделать, двенадцать песен разбить на группы по три чтобы не было монотонности.
И я почитал статью. В чем то согласен, в чем то нет.
Как человек, составивший более 800 концертных треклистов, выявил для себя форму сета примерно следующую (впринципе что концерт, что альбом - не имеет значения):

1. Затравка. Короткий трек, задающий настроение. Знакомство, первое впечатление
2. Бэнгер. Тот самый хит-супер хит
3. Разгон. Продолжение программы. Утяжеление. Возможен какой либо брейкдаун или что-то усиливающее
4. Кульминация. Тот самый раз*б. Это может быть самый не типичный трек
5. Концовка. Баллада. Трек, подводящий итог

Далее цикл повторяется нужное количество раз. Возможны изменения и дополнения между 2 и 4 треком, для поддержания градуса

Финальный трек. Жирная точка. Обычно ставлю такой, чтобы осталась нотка разочарования и грусти, что концерт (альбом) закончился.

Дисклеймер. Мои наблюдения не претендуют ни на истину, ни как какие либо указания к действию. Возможно есть еще и другие варианты сценариев. Все это подсмотрено с литературы и рабочих киношных сценариев.

Как выше сказали уже - драматургические принципы, они такие, да
 
в огромном количестве моих любимых альбомов "тот самый трек", как правило, идет вторым
 
1. Затравка. Короткий трек, задающий настроение. Знакомство, первое впечатление
2. Бэнгер. Тот самый хит-супер хит
3. Разгон. Продолжение программы. Утяжеление. Возможен какой либо брейкдаун или что-то усиливающее
4. Кульминация. Тот самый раз*б. Это может быть самый не типичный трек
5. Концовка. Баллада. Трек, подводящий итог
Далее цикл повторяется нужное количество раз. Возможны изменения и дополнения между 2 и 4 треком, для поддержания градуса

Финальный трек. Жирная точка. Обычно ставлю такой, чтобы осталась нотка разочарования и грусти, что концерт (альбом) закончился.
Интересно. Никогда не задумывался об этом, но мой акустический концертный сет строится именно по такому принципу, два блока по пять плюс пара песен "на бис" на всякий. Номер 3 - может отходить от наработанной программы для прогонки новых песен.
 
Концерт по количеству песен больше. Там действительно можно объединять песни в пятёрки и шестёрки. Если в альбоме планировалось бы 20...22 песни, то так можно было объединять. А так всего двенадцать.
 
Концерт по количеству песен больше. Там действительно можно объединять песни в пятёрки и шестёрки. Если в альбоме планировалось бы 20...22 песни, то так можно было объединять. А так всего двенадцать.
Ну норм, два цикла по 5, с нарастанием, плюс в конце пара необязательных бонусов
 
1. Затравка. Короткий трек, задающий настроение. Знакомство, первое впечатление
Помню, делал аранжировку и запись (на маг) репертуара одного менестреля, так из его коронной, завершающей песни сделали короткое инстр. маэстозо, в качестве интерлюдии.
 
Мне бы хотелось устроить альбом так, чтобы его весь было нескучно слушать, даже если некоторые песни не будут лучшими из лучших.
Правильное решение. Тема интересна лично для меня.
Так уж сложилось, что я всю жизнь работаю альбомами или не менее крупными циклами в других жанрах (кино, сериалы, спектакли). В результате в послужном списке - сотни проектов по долгу службы плюс два десятка собственных, поэтому вроде есть что сказать.
При этом знаком и с концертной спецификой, поскольку отработал гигов на порядок больше. ))
Не хвастаюсь, )) просто хочу показать, что "в материале", а не диванный теоретик.

Основную мысль вроде уже высказали, да и сам ТС в приведенной цитате её разделяет - альбом следует рассматривать как цельное произведение с сюжетом и драматургией, это не просто хаотичный набор треков.

Ну, а детали практического подхода приведу чуть позже, если будет интересно.
 
  • Like
Реакции: Слушатель-А1
@smack, интересно. Как появится время, напишите.
@Sharu, музыканты выбрали двенадцать песен из тридцати с гаком. Совсем проходных в этом альбоме нет. Примерно 25 песен уже игралось на публике неоднократно. Вот и задаю разные вопросы, ожидая пока первую дюжину запишут. Примерный репертуар можно посмотреть здесь: https://youtube.com/channel/UCB8vR8N9Tp1cXcvuCWIyr2Q
Только в этот альбом войдут
четыре песни и не в той редакции, что в ютубе. Остальные в следующие альбомы может быть. Ещё пару прикидок я в соответствующем разделе форума размещал. Может подскажете, как этот стиль музыки назвать?
 
@Sharu, не хотел обидеть. Музыканты любители и я любитель немузыкант. Если бы все были профессионалами, я бы и не спрашивал ничего.
 

Сейчас просматривают