FAQ: Мифы о записи на ленту

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Anthony Scott

Well-Known Member
15 Фев 2016
2.355
2.614
113
46
Bryansk
www.babkinyvnuki.ru
О магнитофонах

Попробую написать немного своих мыслей (опять таки из собственного опыта), если позволите подкинуть несколько дров в топку старого паровоза.
Большинство людей, собирающихся сегодня купить студийный магнитофон для студийной работы, не представляет, что за гемор их ждёт. Сразу скажу, я пишу это не с целью отговорить или как-то хейтить саму запись на ленту - в творчестве вправе применяться что угодно, лишь бы было свободное время на всю эту возню, и был достигнут нужный результат
(у самого в хоз-ве три аппарата, не часто, но периодически используются). Обычно занятие творчеством предрасполагает наличием времени, когда никто не подгоняет; в профессиональной же потоковой работе времени на возню с аналогом сегодня практически нет.

Почти все магнитофоны, которым лет 25 и больше, нуждаются в комплекте ЗИПа - это в первую очередь механические и электромеханические компоненты. Это детали, которые работают и изнашиваются вне зависимости, дешёвый это аппарат или оч.дорогой. В высококлассных машинах большинство деталей как правило с более высоким ресурсом, но изнашивается всё, особенно в студиях с высокой загрузкой. Узнать же наверняка, в каком состоянии находится машина, не имея опыта, и тем более на расстоянии, весьма затруднительно. Запчасти - это всегда головняк, когда машина встала, и работа на ней невозможна, сталкивался сам. Я относительно молод, но застал то время, когда магнитофоны где-то ещё использовались, хотя повсеместно уже работали в цифре. Тогда можно было заказать любую деталь для STM, Studer, Otari, и хотя сделать это было не так просто, но детали были в доступности, и их присылали. На сегодняшний день конечно существуют какие-то источники оригинальных частей, но их запасы становятся всё меньше. Подавляющее большинство продаваемых деталей на том же Ebay - от разобранных аппаратов также с неизвестной степенью износа. К счастью, небольшие компании пока делают новые ролики, ремни и головки практически для любых машин, но сколько эти производители продержатся на плаву, не знает никто. Иными словами, покупая студийный маг, нужно параллельно подыскивать запчасти, особенно самые "расходные" - головы, ролики, пассики, стойки, тормоза, подшипники, возможно даже двигатели, коаксиальные панельные потенциометры (в небольших 2-4 дорож.аппаратах)... и для этого придётся заложить отдельный бюджет (к примеру, один прижимной ролик может обойтись от $50 на аппарат 1/4 дюйма, до $300-400 на широкую машину). Оставшийся производитель магнитофонов Otari свернул выпуск своей последней 2-дорожечной модели несколько лет назад, но по некоторой информации, какие-то детали для их магнитофонов всё ещё возможно заказать у них напрямую.

Помимо деталей, также понадобятся вещи для обслуживания, настройки и измерений: размагничиватель, калибровочная лента (подобранная для нужной скорости, эквализации и уровня), звуковой генератор, милливольтметр (измеряющий RMS-значения), желателен также осциллограф, возможно также понадобятся тентелометр, динамометр, экстендер-карта...
Как доп. помощник по измерению АЧХ и КНИ - подойдёт любая прога-анализатор (Спектраплюс, Спектралаб и пр).

Нужно иметь технический мануал аппарата, в котором обычно описан регламент по настройке и обслуживанию + имеются электрические принципиальные схемы, соответственно, желательно самому быть технически подкованным в вопросе, нужно понимать мануал, и в идеале бы уметь читать схемы, а если этих навыков нет, то нужно иметь соответствующего спеца под боком.
Но найти специалиста по настройке студийных машин сегодня оч сложно, поэтому помимо финансов, необходимы немалые знания и понимание в предмете, поскольку все вопросы по настройке, обслуживанию и пусть даже несложному ремонту, как правило ложатся на плечи/руки пользователя. Студийный магнитофон требует тщательной настройки механики и электроники, а также калибровки тракта УВ, УЗ под конкретную марку ленты, и в дальнейшем нужно будет использовать только эту марку (некоторые машины могут хранить в памяти настройки, сделанные для нескольких марок лент, это поздние Штудера, емнип, 820/827 и Отари mtr-15, mtr-100).

Проблем с новой лентой на сегодняшний день нет,
существует по крайней мере два известных производителя ленты для проф.применения.

Игра во "взрослый звук" потребует не только наличия средств, но и соблюдения всех этих перечисленных вкратце основных вещей. Без должной настройки и обслуги, в лучшем случае будет лоу-фай, и скорее всего напрасно выброшенные деньги.
Выбор магнитофона также немаловажен.
Это оч. вкратце.
 
Последнее редактирование модератором:
  • Like
Реакции: RottenTwin и Ludwid
Лично в моей памяти мифов, несуразностей и фактов набралось десятка полтора или больше,
и если позволите, начну с пары мифов. Постараюсь быть объективным и лаконичным
(возможно, кто-то поправит или чем-то дополнит).

Миф 1. Баянище конечно )) "Записи известных мировых рок- поп- легенд, сделанные в 80-х годах, звучат ясно, насыщенно и реалистично, потому что они записаны на ленту".
Это в общем миф, потому как во-первых, львиная доля таких записей была сделаны в цифре (формат DASH емнип, появился в нач. 80-х), и во-вторых, тот звук был исключительно в головах и ушах продюсеров и звукорежиссёров, делавших эти записи, и не являлся заслугой "волшебной аналоговой ленты". Кстати, в то время технологии бежали вперёд, и были очень продвинутыми для своего времени. Записываться в цифре могли позволить себе лишь артисты мировой известности ))
"Тот звук" - это в первую очередь источники той эпохи (инструменты, синтезаторы, голоса) и сложившиеся тренды звучания, а не домен. Какие-то особенности и дополнительные оттенки в "тот звук" несомненно, привнесли и цифровые процессоры, на сегодняшний день ставшие классикой.
Немало записей до сих пор считаются эталонами вне зависимости от домена; есть и неудачные работы - и в цифре, и в аналоге.


Миф 2. "Исправный и один раз хорошо настроенный магнитофон не будет ломаться и нуждаться в настройке при бережном использовании".
Это заблуждение (в профессиональном ракурсе, разумеется). Да, если аппарат должным образом обслужен и настроен, внутренние механические детали исправны и будут иметь достаточный ресурс, то механика может проработать довольно долго.
Но есть такие тонкие и не очевидные вещи для некоторых пользователей, как:
-проверка и настройка азимута голов, поскольку со временем азимут может уплыть, особенно если аппарат периодически перемещается или перевозится к знакомым "прогнать пару треков" - после чего оч. желательно прогнать тест-ленту и если необходимо, подстроить азимут;
-настройка подмагничивания, даже если вы работаете с одной маркой ленты, то в идеале его нужно настраивать под новую партию ленты;
-поскольку головки постепенно изнашиваются, происходит завал ВЧ, и чтобы компенсировать износ, нужно проверять это и делать необходимые выравнивающие регулировки в усилителях воспроизведения и записи;
-настройка усилителя записи в идеале должна выполняться после настройки подмагничивания - под новую партию ленты;
-периодическое размагничивание (особенно перед прогоном тест-ленты), чистка и смазка.
 
Последнее редактирование модератором:
  • Like
Реакции: Ludwid
Парочка мифов о ленточной компрессии.

Миф 3. "Компрессия ленты приятна на слух и звучит лучше, чем железные компрессоры и софтовые эмуляции".

Отчасти так, но всё не так просто.
На заре развития мультитрековой записи появилась практика намеренно завышать уровни при записи на рекордер:
кто-то таким образом боролся с шумом тогдашних лент, а кто-то просто экспериментировал. В результате таких экспериментов в общем-то и было замечено явление компрессии и постепенно принято на вооружение, причём при записи рок- и поп-музыки она зачастую применялась на этапе трекинга уже как художественный приём.
Не секрет, сегодня некоторые люди пользуются аналоговыми рекордерами именно для ленточной компрессии и для получения специфических искажений - сатурации (и даже перегруза).
Некоторые новички аналоговой записи заблуждаются, думая, что лента всегда немного компрессирует, при любом уровне. Это не так. Если коротко говорить о природе этого явления, то у любой марки ленты есть свой уровень сатурации и уровень предельного намагничивания. Вблизи первого значения она начинает входить в насыщение, вначале мягко ограничивая пики сигнала, а при дальнейшем втапливании ограничивает ещё больше, вплоть до появления специфических (и опять же мягких на ухо) искажений. Этот процесс не контролируемый в плане привычных нам параметров компрессии. Если его гипотетически представить в виде какого-то прибора, то на его панели была бы одна-единственная ручка уровня и волюмметр (всё примерно как в LA-2A), вдобавок, можно было бы выбирать марку ленты, поскольку характер окраса различных марок лент на их насыщении отличается.
Чем она приятна на слух. Компрессия ленты по характеру напоминает мягкое лимитирование, но без резких переходных процессов, при этом с совершенно мгновенной атакой и отпусканием, поэтому звучит на слух без накачки и мягко, т.к. не вызывает резких изломов сигнала и характерных искажений, которые присущи большинству железных компрессоров и их эмуляций при установке наименьших величин атаки и релиза.
Но нужно иметь в виду - такая компрессия не всегда подходит тем или иным инструментам; в некоторых случаях она может размазать атаки инструментов и добавить грязи в микс. Это в первую очередь происходит по причине того, что насыщение на ВЧ у ленты наступает раньше, чем на остальных частотах (и кстати, снижение скорости ещё больше на это влияет).
Масса современных звуков и семплов имеет интенсивную ВЧ-составляющую, в особенности на пиках атак. Следовательно, при компрессии таких пиков, эта составляющая будет значительно понижена по уровню относительно самого пика (представим себе динамический лоу-пасс) и искажена, в итоге атаки станут размазанными и мутными. Для кого-то такой результат может быть неоднозначным, вплоть до полного разочарования. Чтобы применять ленточную компрессию "во благо" и "в жилу", нужно понимать механизм её работы, и желателен какой-то опыт...


Миф 4. "Хорошую компрессию и насыщение ленты можно получить, купив даже недорогой полупрофессиональный рекордер".
В основном, это заблуждение, поскольку обычно звуковая электроника в тракте записи большинства таких аппаратов начинает искажать раньше, чем начнёт сжимать профессиональная лента. Компрессия и сатурация конечно могут происходить, но попутно сопровождаясь сёром усилительной части аппарата. По причине особенностей схемотехники и низкого питания каскадов полупроф. рекордеров, динамический диапазон всей усилительной электроники сильно страдает. По уму, для расширения ДД такой аппарат нужно будет модифицировать (менять какие-то ОУ, возможно перекраивать схему, поднимать питание).
У хороших студийных рекордеров ДД усилительного тракта обычно с запасом превышает максимальный уровень известных лент "с высоким выходом", чтобы без искажений переварить пики музыкального сигнала.
 
Последнее редактирование модератором:
  • Like
Реакции: RottenTwin и Ludwid
Миф 5. "Двухдорожечный рекордер удобно будет использовать для поочерёдного перегона треков из DAW и обратно" :)
Это заблуждение. Магнитофон и DAW - изначально несинхронизированные устройства.
Понятно, что переписанный трек с магнитофона обратно в DAW придётся синхронизировать руками (выставив его по началу трека-оригинала). Но это не беда. Беда в том, что скорость движения ленты даже в хороших магнитофонах всегда чуть-чуть плавает, и происходит это в силу как механических причин, так и электронных. В итоге, возвращенный с рекордера в DAW трек, даже предельно точно синхронизированный по началу, уже через минуту может ощутимо уплыть, и к концу 3х-4х-минутного трека может запросто уехать к примеру, на секунду. Что делать? Если это к примеру, вокал, то возвращённый в DAW трек придётся резать на несколько участков помельче и подгонять каждый отдельно. А если это арп, пэд или ударные? Нарезка арпеджио или пэда, непрерывно волочащегося в течение всей песни, в здравом уме никому в голову не придёт. С перегоном живых ударных ещё сложней - при поочерёдном прогоне дорожек живой кухни через двухканальник, вся установка будет расклеена по таймингу.

Синхронизация аналоговой техники, разумеется, существует. Профессиональные (и некоторые полупроф.) аналоговые рекордеры в своём большинстве имеют возможность синхронизации с другим оборудованием; сегодня некоторые энтузиасты извращаются - заставляют бегать вместе Протулз и Фостекс ))
Как полумера совместной работы с DAW - это небольшой 8- или 16-канальный рекордер+поиск подходящего синхронизатора, кабелей, овладевание соответствующими знаниями и пляска с бубном.
Но чем нежелателен недорогой полупроф. рекордер >>> см. миф №4.

Миф 6. "Лента добавляет рандомизацию в звучание циклично повторяющихся семплов драм-машин".
В общем, это миф. Хорошая, качественная, новая лента добавит рандомизации разве что на уровне неравномерности укладки довольно малого кол-ва магнитных частиц )) Возможно, "подклад" в виде естественного шума ленты будет вызывать какое-то плацебо, но не более. Поскольку лента, прежде всего, призвана иметь высокую стабильность параметров, и на производстве соблюдаются все меры по получению консистентной смеси магнитного состава, равномерному поливу и последующему многоступенчатому каландрированию.
Убитая в хлам лента даст хорошую рандомизацию, для растаманских опусов наверняка подойдёт :)

Миф 7. "Шум и детонация магнитофона делают звучание более живым" )))
Полная ерунда. С шумом боролись практически с самого развития аналоговой записи на ленту. Эта проблема встала более остро с появлением многоканальных рекордеров, поскольку при сведении большого числа дорожек, шум в миксе был просто неприемлемым. Применяли разные хитрости (если это было уместно), такие как : завышение уровней при записи (иногда до слышимых искажений), запись с компрессорами, лимитерами (чтобы в первую очередь поднять по уровню тихие звуки), а также предварительно поднимали ВЧ эквалайзерами консоли при записи. При сведении жонглировали мьютированием неиспользуемых каналов - открывали их в нужный момент, затем снова закрывали. Ещё одна хитрость - нестандартная калибровка рекордера, её суть в ослаблении ВЧ на несколько дБ в усилителях воспроизведения при прогоне тест-ленты (на столько же дБ уменьшался шум), и последующем подъёме ВЧ в тракте записи, чтобы скомпенсировать завал и получить ровную АЧХ. У такого метода было два недостатка. Первый - постоянная работа вблизи насыщения ленты требовала опыта, чуткого слуха и хорошего мониторинга, второй - невозможность обмена записями с другими студиями (в которых магнитофоны были откалиброваны стандартно).
Значительным сдвигом в борьбе с шумом стало появление систем шумопонижения Dolby и dbx (постоянно конкурирующих между собой), а под занавес эры аналоговой записи - Dolby SR, позволяя достичь ДД магнитной записи более 90 дБ.
Прогресс носителей тоже не стоял на месте, и уже (емнип) в 80-е годы появились ленты с "высоким выходом", имеющие рабочий уровень +9 относительно уровня старых референсных лент (принятых за "0") и ещё больший запас по перегрузке.

Величина детонации зависела в основном, от точности механической обработки тонвала и от стабильности частоты его вращения.
С детонацией также боролись - в профессиональных машинах 60-х годов качество изготовления механических частей было на довольно высоком уровне; конечно, не было электронной стабилизации частоты вращения, в основном двигатели работали от сети переменного тока, но тонвал имел тяжеленный маховик, позволяющий сглаживать возможные пульсации в скорости вращения. С появлением электронных систем стабилизации, двигатели стали меньших габаритов, совершеннее в исполнении и точней в плане контроля за скоростью вращения. Исправная механика профессионального магнитофона обычно близко не имеет той детонации, которую предлагают нам различные магнитофонные плагины))

Миф 8. "Студийный магнитофон легко можно починить с помощью человека, опытного в электронике, если сломается что-то в звуковом тракте или в управлении транспортом".
Здесь однозначно не ответить.

Звуковой тракт, например, большинства мультитрековых машин, состоит из определённого количества совершенно одинаковых блоков или карт воспроизведения и записи. Могут быть построены полностью на рассыпухе либо на базе ОУ, либо симбиоз того и другого. Большинство пассивных компонентов - общедоступные. Какие-то транзисторы или ОУ могут быть сняты с производства, но могут быть заменены на современные аналоги. К труднодоступным относятся специализированные микросхемы и гибридные сборки, как правило не имеющие аналогов, но сегодня энтузиасты выпускают например, линейные драйвера для полноценной замены вышедших из строя оригинальных сборок некоторых магнитофонов, да и вообще, полезно иметь пару запасных карт в качестве источника запасных деталей. Зато для желающих здесь открыт простор для всевозможных модификаций усилительной электроники.

К сожалению, ремонт системы управления может оказаться намного сложней, поскольку в относительно "новых" машинах применена не логика, а сложное микропроцессорное управление. В такой машине может находиться от 3-х и более процессоров, отвечающих за управление транспортом и его сложными динамическими взаимосвязями, за управление звуковыми настройками и за передачу данных между машиной и пультом дистанционного управления. Кроме того, почти все такие магнитофоны имеют ППЗУ с содержанием микропрограмм или машинных кодов, которые не могут храниться довольно продолжительное время. Малейшие внутренние ошибки в такой системе приводят к периодическим сбоям либо к отказам системы в целом, и исправить такие ошибки будет не под силу даже продвинутому электронщику, поскольку какие-то оригинальные микросхемы уже не достать, включая ППЗУ с прошивкой. Некоторые глюки возникают по причине окисленных контактов в разъёмах. Отдельная головная боль - это машины, полностью управляемые с дистанционного пульта. Знаю двух пользователей двухдюймовых Отари, у которых рекордеры превратились в гробы на колёсах по причине отказа пульта (повреждены данные на ППЗУ в самом пульте), причем, у одного из владельцев машина практически новая - с наработкой чуть больше 100 часов...
 
Последнее редактирование модератором:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Сейчас просматривают