Динамическая импульсная реверберация кустарного изготовления.

Andrey K

Active Member
12 Апр 2020
228
203
43
37
Вынашиваю эту идею скорее с целью самообразования, не уверен, конечно, что применимость на практике оправдает мои ожидания, но есть желание и возможности это проверить.
Суть в следующем - я по долгу службы бываю в одном интересном производственном помещении (да, моя основная профессия максимально далека от звукорежиссуры). Выглядит оно так:
Посмотреть вложение 20200727_094912.jpg
На фото плохо видно масштаб, но там очень интересная акустика, благодаря таркетированным сводам потолка, их высоте и наполнению различными конструкциями, что сказывается на диффузии звука. По звучанию, должно быть близко к hall, но с акцентом на высоких частотах. Ещё одна интересная особенность - это сосредоточение оборудования и опорных колонн, расположенных в центре, но по всей длине, что должно усилить разделение каналов, о чем далее.
В общем я хочу вооружиться voxengo deconvolver (если знаете альтернативы - подскажите), притащить туда монитор, стереопару микрофонов и снять импульсы по следующей схеме:
185318

Красным цветом я обозначил позицию записи, ну и синим, соответственно - положения проигрывания свип-сигнала. Думаю микрофоны поставить в ORTF и использовать omni капсюли. На выходе хочу получить 6 монофонических импульсов. Далее собрать из них "плагин", который будет их совмещать. Создать настоящий плагин, конечно, выше моих сил, так что его "программирование" планирую произвести с помощью fruity patcher (думаю все знают, что это), где с помощью XY панели, formula controller и 6 инстанций проигрывателя импульсов, "сшить" эти свёртки. При движении по оси х обеспечить плавную смену импульсов от 1 до 3 и по оси у, соответственно от L к R (см. схему). В принципе, без привязки к DAW, можно их использовать на сендах, руками настраивая нужный баланс.
В связи с тем, что это мероприятие предстоит согласовать с охраной объекта, а мои объяснения о том, что я хочу там делать, обещают стать забавным приключением, у меня скорее всего будет одна попытка. Поэтому я буду рад выслушать все ваши замечания и предложения. Я понимаю, что воссоздать таким способом акустику помещения не получится, но надеюсь получить хотя бы какое то подобие пространственного позиционирования. Что думаете?
 
  • Like
Реакции: Vullcan
Мне кажется, что не имеет смысла кроссфейд между импульсами - это не даст эффекта перемещения по вашему помещению. Для точного позиционирования нужно снимать импульсы со всех точек, как делали венцы для своего МИРа. А то, что вы планируете сделать делают люди для альтиверба. Только они не колонку перемещают по залу, а микрофоны отдаляют от колонки. И ещё они делают две версии помещения - стерео (это две колонки) и моно (одна колонка).
 
И обязательно кроме свипа записывайте также какой-либо звук - голос, барабаны или гитару, воспроизводя их через ту же колонку. Это потом поможет проверить насколько точно конволюция создаёт образ помещения.
 
  • Like
Реакции: lamamama
как делали венцы для своего МИРа.
Не могу перевести этот сленг). О каком плагине речь?
Только они не колонку перемещают по залу, а микрофоны отдаляют от колонки.
Интересно, почему так, а не наоборот, интуитивно кажется, что должен отдаляться источник звука, а не слушатель.
И обязательно кроме свипа записывайте также какой-либо звук - голос, барабаны или гитару, воспроизводя их через ту же колонку. Это потом поможет проверить насколько точно конволюция создаёт образ помещения.
Я это конечно сделаю, но в общем не собираюсь гнаться за идентичностью звучания, просто хочеться опробовать эту технологию и проверить гипотезу, помогут ли особенности помещения улучшению стерефонического восприятия или нет. В любом случае, еденичных импульсов сделаю побольше, может хоть в таком виде сгодятся где-нибудь. Цели анимировать движение в виртуальном пространстве тоже специально не преследую (хотя было бы круто), если результат позволить разделить планы по дальности и панораме, это будет уже победа).
 
@Andrey K, хотя мы можем замечать некоторую разницу ревереберации различного окружения, но, кажется, что восприятие человека не очень приспособлено учитывать геометрические особенности и акустические свойства различных поверхностей при позиционировании звука, а задержка между колебаниями, попадающими в левое и правое ухо, играет наибольшую роль при позиционировании. Форма головы и ушных раковин влияют на распространение колебаний и меняет АЧХ звука для любого положения ушей относительно источника, так, что мы можем с определенной точностью позиционировать звук в пространстве, уточняя позиционирование с помощью движения головы. Кажется, что HRTF чаще используется в компьютерных играх, нежели при сведении музыки. Плагин panorama 5 или подобные могли бы Вам понравиться, хотя не обязательно, что это даст более выраженный результат, чем обычное панорамирование, а так же задержка между стерео-каналами и регулирование соотношения между прямым звуком и реверберацией.

Степень преобладания прямого звука над отраженным, вероятно, окажет наибольшее влияние на восприятие дальности. В тихой открытой местности, например, с другого берега реки, можно слушать разговор людей и он может показаться близким из-за привычки к реверберации и шуму в городских условиях, когда на таком же расстоянии прямой звук значительно маскируется шумом, а крик будет сопровождаться заметными отражениями от домов.

Кстати, существует voxengo impulse modeler, в которой можно сгенерировать отклики импульсов виртуального помещения, только это несколько старенькая программа, времен XP.
 
Последнее редактирование:
если результат позволить разделить планы по дальности и панораме, это будет уже победа).
Если ты хочешь прям а-ля натюрель, то тогда снимай ещё и суперближний план, почти в упор к колонке. Будешь потом на звуки вешать свои импульсы прямо в инсерт))

Только сразу скажу - всё это работает не так, как поначалу кажется. И проблема тут именно в исходниках всегда. Помещений насемплировано уже предостаточно.
 

Сейчас просматривают