Существует ли side канал и про терминологию.

Andrey K

Active Member
12 Апр 2020
228
203
43
37
Минутка задротства. Мы все (по крайней мере я точно) часто слышим словосочетания "стерео - составляющая" и "сайд канал" как тождественные термины, также часто люди говорят, например - "слышу много низа на сайде" или что-то похожее, подразумевающее, что они слышат side канал. Но так ли это на самом деле? Всем очевидно, что убрав mid у любого стерео файла, мы продолжаем слышать звук, но что это? Это два монофонических сигнала, находящихся в полной противофазе к друг другу и расположенных на левом и правом канале. Возможно вы скажете, что это и есть сайд, но тут кроется фактологическая подмена понятий - при кодировнии LR в MS получается два канала, а мы только что насчитали три - mid и два монофонических противофазных сигнала. Эти два канала получились с помощью декодирования MS сигнала путем сложения и вычитания M+S и M-S. Получается, что side невозможно услышать и в физическом смысле его не существует - это просто математическая функция, позволяющая вычислить левый и правый каналы, ведь только таким способом наш слух способен получать звуковые волны, а акустические излучатели их излучать. Учитывая вышеизложенное, я пришёл к выводу, что то, что мы слышим, убирая mid из сигнала логичнее называть "стерео-составляющая", но к side каналу это никакого отношения не имеет.
Какое у вас мнение на этот счёт?
 
"Side" - потому что это из микрофонной техники. Один микрофон снимает середину стереокартины, а другой - края или стороны.
Но никто не запрещает называть и " стерео". Что меняется-то?
 
Что меняется-то?
Я просто хочу разобраться в терминологии и лучше понимать тему, может я в ней что-то неправильно понял. Можно, простите и кошку называть собакой, тоже особо ничего не изменится на практике, я понимаю.
 
@Andrey K, так вы всё правильно понимаете. "Side канал" становится "каналом" после кодирования LR в MS ) А до этого физически существуют L и R.
 
@Got Zilla, самое для меня удивительное, это то что после кодировки из двух физически существующих каналов, остается только один, а второй при этом существовать физически не может. Я на эту тему призадумался из-за того, что хочу понять, какой алгоритм задействован при, например срезе низких частот у side. Получается, что фильтром обрабатывается не сам side, а те два монофонические сигнала, про которые я писал в первом сообщении, а после суммируются?
 
то мы слышим, убирая mid из сигнала логичнее называть "стерео-составляющая", но к side каналу это никакого отношения не имеет.
То что вы слышите отключив мид - это сайд декодированный обратно в LR (при декодировании обратно естессно используется инфа и из МИД канала)
 
@Цыхра, Ну резонно конечно, но я исходил из того, что при кодировании-раскодировании из двух каналов должно получаться два канала, а в конце этой процедуры, их как-бы получается три. С этой точки зрения, side выступает лишь как вспомогательный инструмент в расчётах и сам по себе никакой интерпретации не имеет, поэтому я и говорю, что слышать его мы не можем, как и называть то, что мы слышим "сайдом" технически неправильно.
 
я пришёл к выводу, что то, что мы слышим, убирая mid из сигнала логичнее называть "стерео-составляющая
Стерео-составляющая и сайд канал - это все таки не одно и то же. Представьте себе 3 инструмента. Барабаны по центру, фоно слева и гитара справа. Так вот стерео-составляющая - это гитара и фоно. А сайд - это разница между ними. То есть фоно минус гитара или фоно + гитара в противофазе. Я пока знаю только один плагин, который может оперировать со стерео составляющей, но по понятным причинам там все это стохастическими методами определяется. Этот плагин StereoImagerD от AOM
 
  • Like
Реакции: Andrey K
их как-бы получается три
Не получается. Просто в плагинах при прослушке сайда задействован механизм декодирования обратно в LR. Почему же некорректно? Просто зависит от контекста, так-то все понимают о чем речь
 
Стерео-составляющая и сайд канал - это все таки не одно и то же. Представьте себе 3 инструмента. Барабаны по центру, фоно слева и гитара справа. Так вот стерео-составляющая - это гитара и фоно. А сайд - это разница между ними. То есть фоно минус гитара или фоно + гитара в противофазе. Я пока знаю только один плагин, который может оперировать со стерео составляющей, но по понятным причинам там все это стохастическими методами определяется. Этот плагин StereoImagerD от AOM
Вот это я и хотел услышать наверное, т.к. не понимал разницы между этими терминами, спасибо. Может вы подскажите мне, раз уж мы здесь, есть ли такой ms эквалайзер, в котором можно срезать side так, чтобы вместо mid на низких частотах была бы сумма LL или RR. Или как смаршрутизировать сигнал самому, чтобы добиться такого эффекта?
 
при кодировнии LR в MS получается два канала, а мы только что насчитали три - mid и два монофонических противофазных сигнала
Насчитать нужно было четыре канала — Mid L, Mid R и два монофонических противофазных.
 
  • Like
Реакции: Andrey K
Представьте себе 3 инструмента. Барабаны по центру, фоно слева и гитара справа. Так вот стерео-составляющая - это гитара и фоно.
Еще тогда вопрос: если убрать из вашего примера ф-но и гитару, тогда останется моно-составляющая, и она будет равна mid, правильно? А если ф-но и гитара распанорамированы на 50%, тогда mid и моно-составляющие будут отличаться и это тогда тоже не тождественные понятия?
 
Может вы подскажите мне, раз уж мы здесь, есть ли такой ms эквалайзер, в котором можно срезать side так, чтобы вместо mid на низких частотах была бы сумма LL или RR. Или как смаршрутизировать сигнал самому, чтобы добиться такого эффекта?
Не совсем понял что нужно. Если уберете side, то останется моно сигнал, равный L+R

если убрать из вашего примера ф-но и гитару, тогда останется моно-составляющая, и она будет равна mid, правильно?
Нет, не будет. Mid = L+R. В моем примере Mid будет содержать все 3 инструмента. В левом канале будут звучать барабаны и фоно, а в правом барабаны и гитара. Складывая воедино, получаем Mid = Фоно + Гитара + 2 * Барабаны. Если гитара и фоно будут на 50% разведены, то и фоно и гитара будут звучать в двух каналах, но с разной пропорцией громкости. Нужно понимать просто, что сигнал по центру означает, что он звучит и в правом и в левом канале одинаково
 
  • Like
Реакции: Andrey K
Не совсем понял что нужно. Если уберете side, то останется моно сигнал, равный L+R
Я попробую объяснить на примере. Допустим есть инструмент в стерео. Я хочу получить следующий эффект - кроссовером разделить сигнал на две полосы, скажем на 150 Гц, всё, что ниже получить сложением LL или RR, а вторую полосу оставить без изменений. Если просто отрезать side до 150 Гц, то в результате фазового сложения, громкость низкой полосы может плавать, да и звучать будет не так. То есть это и не ms эквалайзер конечно получится, но что-то похожее, т.к. на нижних частотах останется моно сигнал. Такой-же эффект, возможно, будет полезен например для рояля, записанного с помощью широкого AB или ORTF, где моносовместимость не очень. Это не сложно сделать на двух разных дорожках, но хотелось бы попробовать какой-то отдельный плагин для этого.

Нет, не будет. Mid = L+R. В моем примере Mid будет содержать все 3 инструмента.
Ну да, да, я уже запутался просто). Короче я на данный момент понял вас так, что если мы делим сигнал на моно и стерео составляющие, и отделяем эти понятия от mid и side, то можем только выделять отдельные звуки целиком, в зависимости от того, куда они спанорамированы. Правда из этой логики следует, что мы должны определить те же барабаны в моно-составляющую, если они находятся по-центру даже в том случае, если они записаны в стерео, и тогда моно-составляющая будет стереофонической. Уж простите за занудство).
 
Последнее редактирование:
"слышу много низа на сайде" или что-то похожее, подразумевающее, что они слышат side канал. Но так ли это на самом деле?
Side канала, впрочем как и Mid, только если именно их не писали - нет. Но составляющие Mid и Side есть.
Попробуйте раздельно покрутить Mid Side составляющие в EQ, тогда и вы их услышите и сможете ими управлять.
 
всё, что ниже получить сложением LL или RR, а вторую полосу оставить без изменений
То есть вы хотите на нижней полосе оставить только L или R, но вывести его по центру? Ну а теперь представьте, что у вас будет в области перехода кросовера Там же все равно будут смешивания и фазовые наложения странные. Поэтому лучше все таки МS)
 
Последнее редактирование:
То есть вы хотите на нижней полосе оставить только L или R, но вывести его по центру? Ну а теперь представьте, что у вас будет в области перехода кросовера Там же все равно будут смешивания и фазовые наложения странные. Поэтому лучше все таки МS)
Вы меня поняли правильно. Я иногда пользуюсь таким способом сложения каналов, правда без частотного разделения, т.е. когда нужно просто получить моно. Пользуюсь FL Studio, и там в патчере собрал себе такой пресет, где можно переключать все три варианта моно - Mid, LL и RR. На тех же роялях и пианино кстати очень хорошо заметна разница в звучании, как и на прочих инструментах с плохой моносовместимостью.
Насчет кроссовера, да, искажения фазовые будут, но они есть и при обычной эквализации, только немного в другой форме. Если я всё правильно представляю, в точке пересечения частот мы услышим в одном канале mid (скорее всего он станет немного тише из-за фазовых вычитаний), в другом L или R, в зависимости от выбранного варианта. Я думаю, что можно минимизировать этот эффект путём использования крутых срезов (96Дб/октаву) и линейно-фазового режима работы фильтров.
 
Да не бывает чудес) Одно борете - другое всегда вылезет. А с таким крутым спадом на низе вылезет предзвон довольно длинный, будет гул в области частоты раздела частот
 
  • Like
Реакции: Andrey K

Сейчас просматривают