Хотя при работе достаточно несколько раз прокрутить проект, над которым вы работаете (а так обычно и бывает) - и восприятие темпа становится адекватным
А если например, лично Вас заказчик просит немного изменить темп в аранжировке, вы это делаете (если делаете) маленькими дозами, или сразу? Бывает такое - поменял темп на 1-2 единицы, говорят - "да никакой разницы", снова поменял на 1-2 единицы - опять незаметно. Сразу на 5 - "что-то многовато", к 2-му куплету привык. Слушаем первоначальный вариант - вообще медленно очень. ))
Знаю такую вещь - если подбираешь темп для аранж. проекта и пробуешь под клик или луп ударных какой-то аккомпанемент - четко себе представляешь пределы темпа, выход за которые даже не обсуждается. Но... если просто без метронома в свободном темпе играешь какую-то "рыбу", аккомпанируя себе, а потом измерил темп, а там совсем мимо этих пределов - или намного медленнее, или быстрее. У кого ещё так бывало?
Была как-то история еще - в мои лет 17-18, собрали составчик музыкантов, умеющих читать ноты. В общем, расписал на нотной бумаге что-то вроде мини-партитуры, цифровку по тактам, играем... что-то не сходится. Оказывается - я в своей песне брал тогда темп "с потолка" и если он был быстрее, чем надо, я отдельные места мог петь и играть в 2 раза быстрее или медленнее, сам того порой даже не замечая - половинные четвертными или наоборот. Не то, чтобы это было часто, но эпизодически бывало. Любовь к переменным размерам в импровизациях, чтоб не делать больших пауз в мелодии - опять же. Знакомо? Потом уже, когда появилась первая "самоиграйка", она в этом смысле стала "воспитывать". ))