О регуляторе панорамы мы уже однажды говорили, но думаю обсудили не все...
Глянем на fig.1 - это наиболее распространенная схема на сдвоенном потенциометре, включенном так чтоб тогда когда одна галета повышает сигнал, вторая бы его понижала. Если на входе скажем 1В, то при среднем положении регулятора на каждом выходе по пол-вольта и сумарная эннергия выходных сигналов равна (0.5В+0.5В), виртуальная панорама находится посредине. Если смещать движок потенциометра, напряжение синхронно меняется так что сумма напряжений всегда остается равной 1В, а панорама перемещается. В крайнем положении в одном канале 1В, во втором ноль.
Нередко встречается и регулятор по схеме fig.2. Потенциометр обычный, плюс два резистора. Вроде немного экономии, но работает такой регулятор хуже. При центральном положении движка как и в первом случае при 1В входного сигнала, на выходах по 0,5В. При смещении движка от центрального, громкость одного канала падает пока не доходит до нуля, а вот громкость второго канала не может подняться выше 2/3 входного, т.е. примерно до 0.67В. Получается что при регулировке панорамы меняется и громкость, точнее при смещении от центра общая громкость постепенно падает и это особенно плохо потому субъективная громкость и сама по себе падает при смещении в один канал, что еще усиливает ощущение падения громкости. Так что эта мелкая экономия выходит боком...
Наконец есть электронный регулятор громкости - либо физический, скажем в виде лестничного аттенюатора, VCA, микросхемы типа PGA, либо виртуальный в софте (fig.3). Управление осуществляется так, чтоб на выходе одного PGA громкость росла, а на выходе другого падала. Приемущество еще заключается в том что управляя синхронно обеими PGA мы можем менять громкость сохраняя панораму смещенной. Однако здесь появляется свой подводный камень. Предположим что шаг регулировки 0,5 дБ и на входе 0.5В. На выходе при среднем положении будет уже знакомая сумма 1В. Но предположим что нужно изменить панораму до крайней. Если сместить ее в крайнее полжении в сторону одного канала, то на его выходе после 12 шагов напряжение будет 1В, а вот на пониженном выходе оно упадет тоже на 6 дБ, т.е. вполовину и станет 0,25В. Получается что громкость возрастет (1+0.25=1.25В). Это на самом деле неплохо, ибо будет компенсироваться субъективное понижение громкости, но... получается что сдвинуть панораму до упора не получится! В пониженном по громкости канале сигнал упал не до нуля, а только вполовину! Значит при такой регулировке панорамы шаг изменения громкости для каналов должен быть разным (а он обычно фиксированный) и при разной громкости возможно будет меняться и соотношение шагов... вот такая вот бяка получается...
Что вы думаете по этому поводу коллеги? Я где-то неправ?
Глянем на fig.1 - это наиболее распространенная схема на сдвоенном потенциометре, включенном так чтоб тогда когда одна галета повышает сигнал, вторая бы его понижала. Если на входе скажем 1В, то при среднем положении регулятора на каждом выходе по пол-вольта и сумарная эннергия выходных сигналов равна (0.5В+0.5В), виртуальная панорама находится посредине. Если смещать движок потенциометра, напряжение синхронно меняется так что сумма напряжений всегда остается равной 1В, а панорама перемещается. В крайнем положении в одном канале 1В, во втором ноль.
Нередко встречается и регулятор по схеме fig.2. Потенциометр обычный, плюс два резистора. Вроде немного экономии, но работает такой регулятор хуже. При центральном положении движка как и в первом случае при 1В входного сигнала, на выходах по 0,5В. При смещении движка от центрального, громкость одного канала падает пока не доходит до нуля, а вот громкость второго канала не может подняться выше 2/3 входного, т.е. примерно до 0.67В. Получается что при регулировке панорамы меняется и громкость, точнее при смещении от центра общая громкость постепенно падает и это особенно плохо потому субъективная громкость и сама по себе падает при смещении в один канал, что еще усиливает ощущение падения громкости. Так что эта мелкая экономия выходит боком...
Наконец есть электронный регулятор громкости - либо физический, скажем в виде лестничного аттенюатора, VCA, микросхемы типа PGA, либо виртуальный в софте (fig.3). Управление осуществляется так, чтоб на выходе одного PGA громкость росла, а на выходе другого падала. Приемущество еще заключается в том что управляя синхронно обеими PGA мы можем менять громкость сохраняя панораму смещенной. Однако здесь появляется свой подводный камень. Предположим что шаг регулировки 0,5 дБ и на входе 0.5В. На выходе при среднем положении будет уже знакомая сумма 1В. Но предположим что нужно изменить панораму до крайней. Если сместить ее в крайнее полжении в сторону одного канала, то на его выходе после 12 шагов напряжение будет 1В, а вот на пониженном выходе оно упадет тоже на 6 дБ, т.е. вполовину и станет 0,25В. Получается что громкость возрастет (1+0.25=1.25В). Это на самом деле неплохо, ибо будет компенсироваться субъективное понижение громкости, но... получается что сдвинуть панораму до упора не получится! В пониженном по громкости канале сигнал упал не до нуля, а только вполовину! Значит при такой регулировке панорамы шаг изменения громкости для каналов должен быть разным (а он обычно фиксированный) и при разной громкости возможно будет меняться и соотношение шагов... вот такая вот бяка получается...
Что вы думаете по этому поводу коллеги? Я где-то неправ?