Еще раз о регуляторе панорамы

  • Автор темы Автор темы sunet
  • Дата начала Дата начала

sunet

Victor Buruiana, 1959
18 Июл 2005
12.077
6.383
113
65
Chisinau, Moldova
О регуляторе панорамы мы уже однажды говорили, но думаю обсудили не все...

Глянем на fig.1 - это наиболее распространенная схема на сдвоенном потенциометре, включенном так чтоб тогда когда одна галета повышает сигнал, вторая бы его понижала. Если на входе скажем 1В, то при среднем положении регулятора на каждом выходе по пол-вольта и сумарная эннергия выходных сигналов равна (0.5В+0.5В), виртуальная панорама находится посредине. Если смещать движок потенциометра, напряжение синхронно меняется так что сумма напряжений всегда остается равной 1В, а панорама перемещается. В крайнем положении в одном канале 1В, во втором ноль.

Нередко встречается и регулятор по схеме fig.2. Потенциометр обычный, плюс два резистора. Вроде немного экономии, но работает такой регулятор хуже. При центральном положении движка как и в первом случае при 1В входного сигнала, на выходах по 0,5В. При смещении движка от центрального, громкость одного канала падает пока не доходит до нуля, а вот громкость второго канала не может подняться выше 2/3 входного, т.е. примерно до 0.67В. Получается что при регулировке панорамы меняется и громкость, точнее при смещении от центра общая громкость постепенно падает и это особенно плохо потому субъективная громкость и сама по себе падает при смещении в один канал, что еще усиливает ощущение падения громкости. Так что эта мелкая экономия выходит боком...

Наконец есть электронный регулятор громкости - либо физический, скажем в виде лестничного аттенюатора, VCA, микросхемы типа PGA, либо виртуальный в софте (fig.3). Управление осуществляется так, чтоб на выходе одного PGA громкость росла, а на выходе другого падала. Приемущество еще заключается в том что управляя синхронно обеими PGA мы можем менять громкость сохраняя панораму смещенной. Однако здесь появляется свой подводный камень. Предположим что шаг регулировки 0,5 дБ и на входе 0.5В. На выходе при среднем положении будет уже знакомая сумма 1В. Но предположим что нужно изменить панораму до крайней. Если сместить ее в крайнее полжении в сторону одного канала, то на его выходе после 12 шагов напряжение будет 1В, а вот на пониженном выходе оно упадет тоже на 6 дБ, т.е. вполовину и станет 0,25В. Получается что громкость возрастет (1+0.25=1.25В). Это на самом деле неплохо, ибо будет компенсироваться субъективное понижение громкости, но... получается что сдвинуть панораму до упора не получится! В пониженном по громкости канале сигнал упал не до нуля, а только вполовину! Значит при такой регулировке панорамы шаг изменения громкости для каналов должен быть разным (а он обычно фиксированный) и при разной громкости возможно будет меняться и соотношение шагов... вот такая вот бяка получается...

Что вы думаете по этому поводу коллеги? Я где-то неправ?
 

Вложения

  • Panorama..jpg
    Panorama..jpg
    356,5 KB · Просмотры: 148
Глянем на fig.1 - это наиболее распространенная схема на сдвоенном потенциометре, включенном так чтоб тогда когда одна галета повышает сигнал, вторая бы его понижала. Если на входе скажем 1В, то при среднем положении регулятора на каждом выходе по пол-вольта и сумарная эннергия выходных сигналов равна (0.5В+0.5В), виртуальная панорама находится посредине
-мне все-таки кажется что один резистор должен быть логарифм , другой антилогарифм( либо логарифм включенный наоборот)
-во втором варианте номинальчики по моему не верные , плюс после переменника еще пара резисторов нужна, точно не помню ( смотреть лень) вроде 15к-10к-15к должно быть
 
-мне все-таки кажется что один резистор должен быть логарифм , другой антилогарифм( либо логарифм включенный наоборот)
-во втором варианте номинальчики по моему не верные , плюс после переменника еще пара резисторов нужна, точно не помню ( смотреть лень) вроде 15к-10к-15к должно быть

Нет, в первом варианте все должно быть линейным, вот во втором возможно подгоном номиналом и можно улучшить положение, но не полностью.

Но меня честно говоря больше интересует третьий вариант, о грабли которого я сейчас и споткнулся...
 
Нет, в первом варианте все должно быть линейным,
-специально посмотрел , во всех пультах схемы которых нашел стоит логарифм, сам честно говоря не особо интересовался этим
вопросом , но мне все-таки кажется тут надо исходить не от сложения напряжений , а от правильности движения к.и.з по панораме
после усиления и воспроизведения акустикой
-еще нашел у that статейку по этому поводу- dn120
 
-мне все-таки кажется что один резистор должен быть логарифм , другой антилогарифм
Да. Так и есть.
А ещё есть схемы панорамы с активными буферами после сдвоенного пота и с одинарным потом, где на движке входной сигнал, а на его крайних выводах активные повторители.
Если надо, могу поискать картинки.
 
где на движке входной сигнал, а на его крайних выводах активные повторители.
О таком варианте я и не подумал... наверное половинка потенциометра это входной резистор инвертирующего ОУ?
 
О таком варианте я и не подумал... наверное половинка потенциометра это входной резистор инвертирующего ОУ?
Немного не то, о чём я говорил, но смысл тот же- одинарный пот с линейной характеристикой:
 

Вложения

  • A&H Saber_pan.gif
    A&H Saber_pan.gif
    10,5 KB · Просмотры: 85
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: sunet
-я тут почитал и подумал и пришел к выводу, что если делать панораму с поддержанием одинакового уровня то движение
к.и.з получится полукругом относительно слушателя , если логарифмом то по прямой , что верно не знаю , хотя склоняюсь к
прямой , т.к сцена вообще то прямая( т.е при смещении от центра к краю громкость должна уменьшаться, правда в реальном
зале еще и фаза меняется, но по моему это уже перебор)
-регулировка панорамы сдвоенным резистором в любом случае лучше чем с заземлением среднего отвода( сигнал шум лучше)
но второй вариант проще конструктивно
-там в схеме после пота лучше инверторы ставить( они собственно в простом варианте сразу сумматорами работают)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: sunet
Немного не то, о чём я говорил, но смысл тот же
Это то что я нарисовал во второй схеме, буферные усилители непринципиальны...
[DOUBLEPOST=1449167521,1449167221][/DOUBLEPOST]Ну вот, тогда получается что с PGA (громкость повышается) в прямую не пойдет - надо будет как-то программно компенсировать повышение...
 
Это то что я нарисовал во второй схеме, буферные усилители непринципиальны...
Да. Только буферы снимают проблему зависимости импедансов предыдущего с последующим каскадами.
Вот, по поводу положения к.и.з. при регулировке панорамы по данной схеме не могу ничего сказать, т.к. в живую не сталкивался с такими пультами.
Ту схему пока не нашёл, т.к. времени на это надо много. А может видел её в сети, да не сохранил.
Для Вас, я думаю, не составит труда нарисовать и просимулировать её.
 
-подумал во второй раз, кажется нужны резисторы с s-образной характеристикой( используются в эквалайзерах) , с ними все верно получится,
за выходные пороюсь , может найду еще какую-нибудь теорию вопроса
 
Может есть кто на форуме разбирающийся в психоакустике?
Как писал выше
пришел к выводу, что если делать панораму с поддержанием одинакового уровня то движение
к.и.з получится полукругом относительно слушателя
Так и есть вроде по логике вещей... значит громкость должна падать? Но тогда балланс между инструментами при панорамировании будет нарушаться... С другой стороны перемещение от центра к краю ведет к уменьшению громкости при постоянном уровне, особенно на низких частотах... Как же правильно с точки зрения психоакустики?
 
-мне кажется что все таки для работы в студии нужна линейная , т.е к.и.з двигается по дуге и расстояние до него одинаково( меньше головной боли)
изменить расстояние всегда можно регулятором уровня
 
Сегодня проводил эксперименты со своими звукорежиссерами на радио - запустил два одинаковых моно файла на двух дорожках (вначале синус 1000 Гц, потом повторяющуюся ноту на ф-но), разведя их в Кубе до упора по панораме и меняя одинаково и в противоположных направлениях вверх и вниз громкость на обеих каналах, смещая тем самым звуковой образ по панораме. Потом нажимал кнопку МОНО на мониторном контроллере и спрашивал у стоящего посредине слушателя изменилась ли громкость. Обнаружился очень интересный эффект. Слушатель находящийся к контрольном треугольнике говорил что в МОНО звучит громче, а тот что в метре позади - наоборот!!! Менял их местами и менялись показания!!! Почему так, объяснить не могу, но ясно одно - все это не имеет такого уж большого значения, разница не столь существенная. Моносовместимости полной (начитался в последние дни) в любом случае быть не может и компенсировать громкостью при панорамировании все равно прийдется!
 
Последнее редактирование:
Вот, по поводу положения к.и.з. при регулировке панорамы по данной схеме не могу ничего сказать, т.к. в живую не сталкивался с такими пультами.
Вот, наврал я.
Столкнулся с таким регулятором в A&H GL-3. В оном одинарный пот панорамы с хар-кой ВСС. По ощущениям, по схеме со сдвоенным потом регулировка происходит плавнее/мягче.
Но здесь какого-либо ощутимого падения громкости, при смещении в ту или иную сторону, слухабельно не заметил.
 
  • Like
Реакции: sunet
Для регулировки положения моно-источника сигнала по панораме и в глубину можно использовать MS Matrix c подмешиванием реверберации. Звук получается более интересным, чем просто регулятор панорамы. В записях, на пластинках, это встречалось часто.
Вот записал "демо", использовав MS - трансформаторы от Володи Петрова. Вначале добивался плавного приближения звука (SIDE - на полную и постепенно прибавляя MID), а потом просто крутил ручки в разные стороны.

EMU Procussion + RA30 - оригинал:
https://yadi.sk/d/Z_k3FNn9mKsKG

EMU Procussion + RA30 + MS Matrix - перемещение в пространстве
https://yadi.sk/d/vOuAC6bPmKsQM
 
В оном одинарный пот панорамы с хар-кой ВСС.
-я и говорю что должна быть s образная характеристика ( кстати как в одиночном резисторе так и в сдвоенном)
еще она проходит у азиатов как w1(g1),w2 (g2)в зависимости от наклонов и изготовителя
 
еще она проходит у азиатов как w1(g1),w2 (g2)в зависимости от наклонов и изготовителя
Ага. Только редкие они.
Как вариант: берём линейный и с обоих концов пота на средний подпаиваем постоянные резисторы. Должно получиться подобие W.
 
-по моему так просто не выйдет, приближение логарифма получится а вот антилогарифм конечно нет , нужны отводы от
0.1 и 0.9 номинала
-как то заказывали на alpha особых проблем не было, в продаже тоже пару раз видел но только 9мм
 
  • Like
Реакции: Sonic

Сейчас просматривают