Задумался недавно на тему соотношения современного искусства и жизни. Как и любые обобщения, на все случаи моя модель не распространяется. Просто мысли вслух...
Так вот, у меня складывается ощущение, что искусство, которое, хоть и с натяжкой, когда-то можно было назвать зеркалом жизни, сегодня существует практически в параллельной вселенной. В том смысле, то бОльшая часть так называемых произведений искусства совершенно не коррелирует с реальными процессами, происходящими в обществе. Причем я имею в виду не абстрактную живопись и фантастику, а фильмы, книги, песни в которых вроде изображается окружающий мир, но которые, даже при поверхностном анализе на него в лучшем случае отдаленно похожи.
Ситкомы разные, реально популярные фильмы, лирические герои мировых музыкальных хитов: по степени воплощения реальных процессов и жизненно важных каждому человеку тем - просто сферические кони в ваккууме! Причем я не говорю о банальном реализме, я говорю, например, об искренности эмоций, психологической достоверности поведения героев, степени самоотождествления людей и героев фильмов, лирических героев песен.
Взять Топ 40 - почти все песни типа "про любовь", но многие ли там настоящих песен о настоящей любви? Взять популярных героев самых популярных фильмов - кого из них можно предложить в качестве реальной ролевой модели подростку или взрослому человеку?
Если раньше искусство было способом выразить свое отношение к происходящему в мире, то сегодня 99% - это творчество в рамках выбранного формата. Пишет человек, скажем, клубную музыку, а у него в городе - революция. В условном "раньше" человек мог выразить свое отношение к происходящему в рамках подвластному ему жанра. "Погиб поэт, невольник чести...", вспомнилось из школьной программы. А ведь сейчас этого почти нет. На улицах могут быть танки, а в секвенсоре все равно условный "дабстеп", как и раньше.
Я думаю, что в этом кроится одна из причин кризиса современного искусства и музыки в частности.
Если песни и их герои - стилизованные фигуры из созданного продюсерами вымышленного мира, то они могут быть невероятно популярны и востребованы, но они не могут быть жизненно важными. За великие идеи люди шли на смерть. Или доставали кошельки, покупая любимые книги или диски. Например, рок был жизненно важным для нескольких поколений.
Современное искусство мастерски строит иллюзии, привлекающие миллиарды глаз и ушей, но эти иллюзии не могут стать опорой в жизни этих миллиардов. Странно ожидать трепетного отношения, например, к приколам. Да, прикольные клипы набирают сотни миллионов просмотнов не YouTube, но это не делает их жизненно или эмоционально важными. Соответственно и отношение к ним - посмотрел и забыл. Не говоря уже о купить.
Сегодняшний упор на развлечение, удивление, прикольнось, вирусность увеличивает число просмотров, но уменьшает эмоциональную ценность конкретного произведения для слушателя/зрителя. Завтра выложат очередное "прикольное видео дня"! Значит в каком-то смысле производители рубят сук, на котором сидят. Вместо создания одного условного "Stairway to heaven", который будет слушаться и покупаться десятилетиями, клепаются приколы/хиты дня, которые сегодня стоят копейки и ничего не стоят завтра. Такая схема не работает на долгой перспективе.
Альтернативой поточному производству контента является создание произведений, сделанных не по стандартному лекалу. Альтернативой поверхностностности является искусство, которое затрагивает душу. Настоящее искусство меняет слушателя, делая его лучше.
Ничего нового не сказал. Но сказать хотелось.
Так вот, у меня складывается ощущение, что искусство, которое, хоть и с натяжкой, когда-то можно было назвать зеркалом жизни, сегодня существует практически в параллельной вселенной. В том смысле, то бОльшая часть так называемых произведений искусства совершенно не коррелирует с реальными процессами, происходящими в обществе. Причем я имею в виду не абстрактную живопись и фантастику, а фильмы, книги, песни в которых вроде изображается окружающий мир, но которые, даже при поверхностном анализе на него в лучшем случае отдаленно похожи.
Ситкомы разные, реально популярные фильмы, лирические герои мировых музыкальных хитов: по степени воплощения реальных процессов и жизненно важных каждому человеку тем - просто сферические кони в ваккууме! Причем я не говорю о банальном реализме, я говорю, например, об искренности эмоций, психологической достоверности поведения героев, степени самоотождествления людей и героев фильмов, лирических героев песен.
Взять Топ 40 - почти все песни типа "про любовь", но многие ли там настоящих песен о настоящей любви? Взять популярных героев самых популярных фильмов - кого из них можно предложить в качестве реальной ролевой модели подростку или взрослому человеку?
Если раньше искусство было способом выразить свое отношение к происходящему в мире, то сегодня 99% - это творчество в рамках выбранного формата. Пишет человек, скажем, клубную музыку, а у него в городе - революция. В условном "раньше" человек мог выразить свое отношение к происходящему в рамках подвластному ему жанра. "Погиб поэт, невольник чести...", вспомнилось из школьной программы. А ведь сейчас этого почти нет. На улицах могут быть танки, а в секвенсоре все равно условный "дабстеп", как и раньше.
Я думаю, что в этом кроится одна из причин кризиса современного искусства и музыки в частности.
Если песни и их герои - стилизованные фигуры из созданного продюсерами вымышленного мира, то они могут быть невероятно популярны и востребованы, но они не могут быть жизненно важными. За великие идеи люди шли на смерть. Или доставали кошельки, покупая любимые книги или диски. Например, рок был жизненно важным для нескольких поколений.
Современное искусство мастерски строит иллюзии, привлекающие миллиарды глаз и ушей, но эти иллюзии не могут стать опорой в жизни этих миллиардов. Странно ожидать трепетного отношения, например, к приколам. Да, прикольные клипы набирают сотни миллионов просмотнов не YouTube, но это не делает их жизненно или эмоционально важными. Соответственно и отношение к ним - посмотрел и забыл. Не говоря уже о купить.
Сегодняшний упор на развлечение, удивление, прикольнось, вирусность увеличивает число просмотров, но уменьшает эмоциональную ценность конкретного произведения для слушателя/зрителя. Завтра выложат очередное "прикольное видео дня"! Значит в каком-то смысле производители рубят сук, на котором сидят. Вместо создания одного условного "Stairway to heaven", который будет слушаться и покупаться десятилетиями, клепаются приколы/хиты дня, которые сегодня стоят копейки и ничего не стоят завтра. Такая схема не работает на долгой перспективе.
Альтернативой поточному производству контента является создание произведений, сделанных не по стандартному лекалу. Альтернативой поверхностностности является искусство, которое затрагивает душу. Настоящее искусство меняет слушателя, делая его лучше.
Ничего нового не сказал. Но сказать хотелось.