Yamaha CS-30. Воистину неисповедимы пути роутинга.

papaZooZoo

Well-Known Member
17 Фев 2012
2.122
2.505
113
55
Москва
Недавно, совершенно случайно, заполучил этого зверя себе в коллекцию. Уже сейчас начинаю понимать что прибор из разряда "must have". Звучит отлично и со своим характером. Но еще при осмотре в момент покупки внутренний роутинг ввел меня в полный ступор. Сейчас, уже разобравшись, начинаю понимать, что хоть всё и запутанно донельзя, но после того как разберешься оказывается что всё правильно и продуманно. Но, чёрт возьми, что же надо курить чтобы такое придумать. Итак начнем.

Сначала что мы имеем:

LFO c 5-ю формами волны и модуляцией его частоты с помощью огибающей. Внешний вход с регулируемой чувствительностью. Портаменто и питч с регулируемым диапазоном.

DSC00367.JPG

---------------------------------------------------------------

Два осциллятора генерирующие одновременно пилу и прямоугольник с регулируемой шириной импульса. Из модуляций доступны частотная (любой из форм LFO, огибающей(!) и первого осциллятора вторым) и PWM. Есть расстройка первого осциллятора относительно второго. Еще первый осциллятор генерирует синус, который в обход фильтров поступает на микшер перед VCA. Управляются осцилляторы либо с клавиатуры, либо с секвенсера. Так что включив управление одним осциллятором с секвенсера, а вторым с клавиатуры можно получить первую Ямаховскю самиграйку :laugh:

DSC00363.JPG

---------------------------------------------------------------

Два фильтра, которые одновременно работают последовательно и параллельно как HP/BP/LP, но вот тут уже начинаются чудеса коммутации. На входе первого фильтра стоит двухканальный микшер на первый вход которого можно подать прямоугольник VCO1 / пилу VCO1 / пилу VCO2, а на второй пилу VCO2 / белый шум / внешний сигнал. Второй фильтр имеет только один вход на который можно подать НР выход VCF1 / пилу VCO2 / прямоугольник VCO2. Выходы фильтров находятся уже в секции VCA, об этом ниже. Оба фильтра модулируются любой из форм волны LFO, внешним сигналом, одной из 5-и огибающих, есть регулировка KBD Follow

DSC00364.JPG

---------------------------------------------------------------

Далее секция VCA. Здесь по непонятной причине находятся переключатели режимов фильтров. Выбор одной из трех огибающих и возможность отключения управления, т.е. получаем полностью открытый усилитель. Модуляция любой из форм LFO кроме S/H и внешняя. В VCA1 на входе стоит микшер, позволяющий регулировать уровень сигналов с 1 и 2 фильтров плюс синус напрямую с VCO1. На входе VCA2 стоит рингмодулятор. На выходе инструмента предусмотрена регулировка баланса между выходами VCA1 и VCA2 (физические выходы имеются 1 / 2 / 1+2)

DSC00365.JPG

DSC00368.JPG

---------------------------------------------------------------

Далее секвенсор и огибающие.
Секвенсор самый простой. Восемь шагов с регулировкой от 1 до 8. Переключение постоянной высоты нот или с управлением от клавиатуры. Clock внешний и внутренний.
А вот с огибающими всё интересней. Три генератора которые могут запускаться от секвенсора, от клавиатуры либо по Gate либо по Trig, от LFO и от внешнего сигнала. Имеют режим "Time x5". Первый и второй генераторы имеют инверсию огибающей. Причем первый биполярную, второй униполярную.

DSC00366.JPG

---------------------------------------------------------------

Ну и чтобы всё подытожить схема внутренней коммутации. Вот такая вот интересная хрень получилась у японцев тридцать лет назад.

1.jpg

Кстати осцилляторы и фильтры идентичны тем, что стояли в CS-80. Так что на выходе имеем вроде как одноголосый CS-80 c более гибким роутингом, секвенсором и в 5 раз легче.
 
По фотографиям сверху видно, что прибор достался мне немного чумазым, посему было решение провести профилактику снаружи и изнутри. Поэтому фотографии для любителей внутренностей.

DSC00346.JPG

DSC00349.JPG

DSC00350.JPG

DSC00352.JPG

DSC00354.JPG

DSC00356.JPG

DSC00357.JPG

DSC00359.JPG

DSC00362.JPG

Кстати внутри всё оказалось практически стерильно, не считая небольшого количества пыли возле щелей. Качество сборки очень порадовало. В результате открыл, пропылесосил, и дальше лезть не стал, чтобы не мешать работать исправному прибору. Ну и снаружи, естественно все отмыл.
 
@papaZooZoo, прошу прощения за небольшой офф, я вот младшие си эски все смотрю, вам не доводилось их послушать? Большая ли разница именно в звуке того же 15 или 10?
 
Я сам 10 и 15 не слышал, но по схемотехнике отдельных узлов они вроде одинаковые. Просто у 30 модуляционных возможностей побольше (ну и +1 осциллятор если сравнивать с 10) и секвенсер как приятный бонус. Так что звучать должны +/- одинаково с поправкой на остальной набор возможностей.
Я бы целился на 30, не такая большая разница по цене с младшими моделями.
Кстати мне до сих пор непонятно почему они так недооценены. По моему скромному мнению такой же звучащий и интересный прибор как та же Модель Д.
 
  • Like
Реакции: Fedor Tkachev
@papaZooZoo, Вот и у меня ощущение что они недооценены)! Мугозвук всех зомбировал наверное. А повесить пару тройку эффектиков и звук вообще очень классный становится. Да и внешне мне лично нравятся. Самый труъ перетруъ аналог).
 
  • Like
Реакции: toitoi
посоветуйте пожалуста трансформатор на замену
Не знаю какой синт у Вас, да и есть небольшой шанс, что была разница по ревизиям. Поэтому открыть, померять напряжение на вторичной обмотке и подобрать необходимый например из этого:
https://www.chipdip.ru/catalog-show/power-transformers?x.1512=K2y
 
  • Like
Реакции: toitoi
Спасибо, у меня cs30 попробую добраться открыть в течении недели. Меня собственно таблица из статьи смутила, так то через понижающий трансформатор включал.
table.png
 
в графе "Источник питания" так написано будто он мульти-режимный: 110, 130, 220, 240
 
Классный аппаратик...Звук такой,что современные синты хочется продать.))) Шутка
 
Ну вот и я приобщился к сему чуду!!!! Звучит, конечно так, что хочется все остальное продать..... Кроме младшей CS-15:)
 
  • Like
Реакции: -=SGA=-

Сейчас просматривают