Ребята, прощу помощи. Как нужно правильно организовать аудио часть кино?

Bayarkhuu

Well-Known Member
25 Ноя 2009
797
465
63
Монголия Улаанбаатар
Меня окончательно достало не профессионализм аудио работников нашего кино. Вот хочется с ними как то договорится, и объяснить как что должно быть еще до сьёмки, чтобы в конце я не занимался исправлением их ошибок.
1. Всегда не точный синхрон аудио с видео. (оказывается видео монтажер отдельно импортирует видео и аудио, потом при монтаже сам примерно вставляет аудио) это что касается записей от бум микрафона.
2. Хотя я прошу OMF мюльтитрек для сведение, сцены отрезанный с двух сторон. То есть ни какого возможности для кросфейдинга. Я говорю за чем они это делают, они говорят (вернее не знают как экспортировать и импортировать мюльтитрек аудио) видимо они сначало монтируют отдельно сцены. Не которые монтажеры дают мне миксдаунный бум + синхронные шумы, потом приходится самому копаться их монтажных компах.
3. Бум операторы несут лажу. Не которых моментах разобрать речь очень сложно. Конечно же приходиться переписать. Вообще хочется узнать как должно быть правильно организовано рекординг в полевых, разных условиях(когда шумы окружности мешает, до пустим снимается историч сцена, а там вокруг обьекта пробки, сигналы автомобильные мешает). Вообще хочется узнать тонкость работы бум операторов.
4. И вообще окончательный микс кино на разных форматах, как это делается? Без лобаратории Долби, реально ли вывести звук в формате 2.1, 5.1, ? Когда в театрах работает только LR, как то понимаю что не то...
5. Часто несут Куб не совместимых форматах или в другом frame видео. Приходится самому конвертировать видео, так как это на много быстрее и могу быть уверен что не будут сюрпризы в конце с синхронностью. Вот для этого дела какой конвертор лучше использовать?


ЗЫ: Вообще уважаемые профи поделитесь пожалуйста советами.
За ранее благодарю!
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: belovw
Пункт 1
- Что бы этого избежать, надо ставить синхрон. Раньше это называлось "по крестам". На звуковой пленке рисовался крест мелом, на кино - крест в кадре. Хлопушка на съемке выполняет эту же функцию.
Т.е. Пик, хлопок, в звуке должен соответствовать закрыванию хлопушки в кадре. Если предварительно не сделали специальных мест для пиковых отсчетов,- синхронов, можно перед сдачей материала договориться с монтажером о каком-нибудь характерном месте в сюжете. Например "в видео на 1:55:15 столкновение автомобиля, звук удара должен лечь ровно туда".
(Иногда звукач можнт приехать к монтажеру, что бы проконтролировать этот процесс, если не договорились по телефону.)

3 Если на исторической сцене шум современного города с сиренами, такую сцену естессно озвучить можно только в студии. Никакой остронаправленный микрофон эту ситуацию не отфильтрует.

4 Если в кинотеатрах только стерео, сурраунд из этого конечно сделать нельзя.

Пункт 2 лично мне не понятен. Кто кому чего импортирует?
 
  • Like
Реакции: smirniy и Bayarkhuu
Благодарю вас!
Пункт один. Ни как больше?
4 Если в кинотеатрах только стерео, сурраунд из этого конечно сделать нельзя.
С театрами проблем нету. Там все как положено, Сурраунд. Ну если будуюший формат зависить от меня? допустим у меня есть мюлтитрек проект, и акустический возможность сведение на 5.1? хотя меня интересует пока стерео + центр. Не все сразу......

Пункт 2 лично мне не понятен. Кто кому чего импортирует?

Ну этот вопрос наверно видео монтажером, У нас монтажеры как бы от 5-10 минутам отдельно монтируют сцены
. Там все нормально, а когда полный кино монтируют эти куски переносится на один большой проект. При переносе аудио, если мюльтитрек ни как не могут перенести. Программа Эдиус (по моему).
 
Последнее редактирование:
Не понял: в кинотеатре задние колонки есть или нет? В них вообще долби-фильмы показывают?

Про монтаж:
Видеомонтажеры не должны заниматься звуком. Только его подложением, один раз. После того как ты им его дал. А ты сам должен все сводить под их видео. Если они переделывают видео, ты соответственно переделываешь звук и снова им отдаешь. И так до конца. Потом они тебе отдают один большой фильм, ты делаешь один большой звук и снова, уже последний раз отдаешь им :)
 
  • Like
Реакции: Kuskov и Bayarkhuu
По частям в большом кино раньше так и работали, да и сейчас часто. Т.е. часть - 10 минут. Что готово в видео, то и озвучивается, потом делается контрольный большой монтаж фильма целиком, звук склеивается с отработкой по уровням и коррекцией, и разносится обратно по частям.

Однако все чаще работа идет над фильмом целиком. Делается первый монтаж, может грубый. Звукачи начинают работать, попутно на определенных этапах им приносят новую версию фильма, звукачи переделывают изменения, попутно продолжая общую работу.

------------
Долби:
Если в кинотеатрах есть оборудование, то ты можешь подготавливать материал как многоканальный для сурраунд, так и стерео. Если сделаешь стерео, просто задние колонки не будут звучать.
Ну и ничего страшного. Ретро.
Существуют технические эмуляции сурраунда при стерео, но это требует отдельного разговора.

Для Долби-Диджитал, многоканальный звук должен быть отлицензирован Долби. Для этого финальная работа по сведению (перезаписи) должна производиться на студии, имеющей долби-лицензию, и кодировка звука в долби должна быть отдельно произведена на студии, имеющей право это делать.

Но кое-кто начали эту тему уже обходить.
Т.е. фильм не позиционируется как долби. А просто как "ну типа фильм сурраунд" :)))
Видео кодируется помоему в MPEG 2000, поддерживающий многоканальный звук. И на проекторы кинотеатра идет с хард-диска. (Хотя помоему щаз все с хард-диска идет, нюансы легко уточнить).
- В этом случае зритель смотрит тот же самый сурраунд.
Что бы это работало, необходим сговор грубо говоря инженеров проката, с монтажерами видео, ну короче вся система должна быть в сговоре друг с другом, тогда такую тему можно замутить. Не знаю наскока это законно, но кое-где работает.


Пункт один. Ни как больше?
Ну можно работать с отдельным синхроном по SMPTE например. Однако если столько недоработок между цехами, это не прокатит. Вообще вся точная работа требует хорошо отлаженного технического комплекса, что сейчас большая редкость.
Синхронизация по пикам - самый распространенный вариант.

Зы
Могу попробовать по скайпу что-то больше объяснить. Будет надо - присылай в личку номер скайпа сразу с номером мобильного телефона. (Что бы не растягивать переписку). По смс спишемся и выберем время.
 
  • Like
Реакции: Bayarkhuu
Пункт 2 лично мне не понятен. Кто кому чего импортирует?
предпоалагаю, что при импорте омф они запаса не оставляют, кроссфейд потом подвинуть нельзя. Там надо просто время указать при экспорте в омф, с запасом - секунд 10
 
  • Like
Реакции: Bayarkhuu
предпоалагаю, что при импорте омф они запаса не оставляют, кроссфейд потом подвинуть нельзя. Там надо просто время указать при экспорте в омф, с запасом - секунд 10
Да. Совершенно верно. Без проблем, если бы кино монтажировался в один проект. Когда монтируют по частям 5-10 минут(внутри части много аудио монтажей кот нужно оставлять запасы), потом эти части переносят в другой проект, один большой проект, вот тут проблема возникают. И как правило монтажер все в одну кучу миксдаунить. Вот вопрос как можно от этого избежать? Попробовал экспорт ОМФ, Рассинхрон..
digisystem Предлогает сводить по частям, потом основываясь на аудио от монтажера перемонтажировать аудио уже у себя(кажется, я так понял). Хотя я бы не сказал что это удобный вариант. тоскать проект с автоматизациями на треках и групповых каналах по времени по несколько раз это рискованно. приходится переделать каждый раз. Спасал только cut time в кубэйсе(если режиссер решил укоротить кино), а если переставляют кадры это вообще большая проблема для меня.
 
Последнее редактирование:
Спасал только cut time в кубэйсе(если режиссер решил укоротить кино), а если переставляют кадры это вообще большая проблема для меня.
Так это не только для тебя проблема. Все так и ебутспарятся. :)
Избежать этого нельзя. Только если начинать работать под финальный монтаж.
(Для этого надо изучить максимально хорошо монтажные фунции программы).
(А лучше сесть на ПроТулз).

Я не понял, зачем перекидывать друг-другу многоканальный звук? Многоканальный сидит у тебя. Монтажеры работают со стерео дорогой, которая им нужна только для ориентира.

Зы
Да, dcp.
 
Я не понял, зачем перекидывать друг-другу многоканальный звук? Многоканальный сидит у тебя.
Ну как бэ для того чтобы не заниматься монтажем, раз уж этого не избежать, лучше не начинать сводить до финального монтажа. Так? или на ПТ без проблем?
 
В этом случае помог бы Arranger Track.
Ну там речь идет о секундах, не синхронных по тактам, нужно тоскать весь проект с фолдертреками и автоматизациями на треках и груп треках, сендах, и даже мастер треках? в этом случае он поможет? без потери?
 
Bayarkhuu, да, поможет. Мне не приходилось работать с видео. Но даже с музыкой бывает так, что после автоматизации групп, мастера, ФХ-треков и прочего - заказчику надо переставить местами 4 и 7 цифры :)) Arranger Track спасает. До Flatten (линейного реального преобразования трека, учитывая изменения) можно двигать границы отрезков, которые меняются, и прослушивать результат.
 
  • Like
Реакции: Bayarkhuu
Ну как бэ для того чтобы не заниматься монтажем, раз уж этого не избежать, лучше не начинать сводить до финального монтажа. Так? или на ПТ без проблем?
Сводить можно. Просто надо держать ситуацию под контролем и потом внести коррекции. Есть (или надо самому себе предварительно разработать) - предварительные баллансные соотношения громкостей, их соблюдать на всех частях. Тот-же Лимитер лучше ставить в мастер сразу, с выставленными параметрами. Потому что многие шумы имеют тихий сигнал, и так их слышно лучше :) Ну и запас по движению фейдеров больше.
(Часто пользуют Waves L1 с такими настройками, чтоб RMS был в районе -11db, выход -0,01db применим к цифровым перебросам. Но если ты работаешь с TV, поговори, какой уровень нужен им, и надо откалиброваться под них, это тоже отдельная тема).

Если фильм пойдет в киотеатре, внимательно отосись к шумам (шагам, шумам улиц, комнат и т.д.) - для этого надо их время от времени слушать на большой громкости, что бы не пропустить низкочастотные составляющие, наводки, нойз. Потом в кинотеатре будет неприятно услышать новые краски, если пропустишь. (Особенно по низам легко пролететь).

Зы
Ребят, кто не работает с кино, не советуйте плиз музыкальные прибамбасы для монтажа. Тот пизперегруз мозга, что происходит при киномантаже, не приснится ни одному музыканту в страшном сне. Ну и разносить по разным редакторам сессии не кошерно.
 
  • Like
Реакции: Bayarkhuu
Ребят, кто не работает с кино, не советуйте плиз музыкальные прибамбасы для монтажа.
Прошу прощения, что вмешался. Выше я посоветовал лишь инструмент Arranger Track в Cubase, в котором работает Bayarkhuu. Больше не буду :)
 
  • Like
Реакции: Bayarkhuu
RockMeister, я думал что это отдельная программа. А если он в кубе работает, и это его инструмент, почему бы и нет тогда :))
Это уж ты лучше-ка меня звиняй! :))) И вмешивайся ради Бога! ))))))
 
0. до съемки должен быть нормальный подготовительный период, где звукорежиссер участвует вместе со всеми главами цехов наравне.
1. самое клевое если синхрон по xml (но нужно прикуриваться на площадке - постоянно), тогда daw все выставит сам из файлов, которые уже есть. если синхрон по хлопушке - то монтажер сам проставляет к каждому дублю, если ему это делать очень в падлу - то может ограничится табличкой (сцена-кадр-дубль - таймкод входа - тайм код хлопушки), но свинство. не было хлопушки - синхритесь по пикам, но это очень не благодарно и не профессионально.
2. OMF - хороший вариант если нет xml между видео и звуком. делать лучше самому в монтажке, ибо иначе будут выше описанные проблемы. правда не все daw адекватно понимают разные omf - выход собственноручно сделанные миксдауны (со всеми нужными запасами) опять же в монтажке.
3. ну это от условий съемки зависит. что бы все было хорошо либо никак - есть в подготовительный период такое действие как освоение локациий. из которого звукорежиссер может, на пример узнать, что историческая сцена будет сниматься в 10 метрах от трассы м-8 (реально было), после чего должен сказать свое фи и за одно объяснить продюссеру сколько будет стоить тонировка. микрофонный оператор - отдельная профессия, профессионалы реагирую даже на незначительные повороты головы и прочее, но за полставки звукооператора они обычно не идут работать.
4. 2.1 - не знаю, 5.1 - делаю умельцы на коленке, получается примерно как с ди-си-пи (три раза был на премьерах этих кулибиных, все разы различные проблемы, то со звуком, то с картинкой, то с синхроном). тут надо понимать, что 5.1 для кинотеатра - перезаписывается в мини кинотеатре с пультом и daw, или не мини.
5. нужно тех. регламент для видео и звука, где все прописано. плюс отдельно для рабочего видео под звуковой цех, что не дали для АМФ видео в 4к. а количество кадров выбирается еще на подготовительном периоде.
 
  • Like
Реакции: Bayarkhuu
в нуенде все можно черех XML делать
Я не знаю ничего о нем. Можно подробнее? или где можно прочитать?

4. 2.1 - не знаю, 5.1 - делаю умельцы на коленке, получается примерно как с ди-си-пи (три раза был на премьерах этих кулибиных, все разы различные проблемы, то со звуком, то с картинкой, то с синхроном). тут надо понимать, что 5.1 для кинотеатра - перезаписывается в мини кинотеатре с пультом и daw, или не мини.

Не совсем понял, значить могут быть тоже проблемы с дисипи?
 
Последнее редактирование:
Я не знаю ничего о нем. Можно подробнее? или где можно прочитать?
расскажу на примере аатона:
в рекодере у тебя ведется проект, отдельная папка, там папки по дням. при включении через сутки или после 00-00 часов следующего дня рекодер спрашивает: начать ли новый день?. это нужно для точного ведения тайм когда с площадки. потом при скидавание материала через правильные бек-апы - ты имеешь папку проекта со структурой по дням, в каждой папке дня записаны файлы и xml-таблица с тайм-кодами и описанием. этот проект сохраняешь у себя и передаешь монтажорам. они подгружают таблицы и звук автоматом выстраивает. после монтажа - они передают видео и таблицу готовой колбасы тебе, а daw - сам все выстраивает по исходникам.
тут есть важные моменты:
1. лучше всего, чтоб на площадке генератором таймкода выступал рекодер, ибо клок стабильней и не обнуляется при выключении (у многих камер так).
2. постоянно надо прикуривать камеру (договариваться с супермехом, и долбать его в последующем), либо если есть электронная хлопушка, то - это уже ее проебы.
3. грамотно подходить к сопроводительной информации. название проекта, номера сцен, кадров и т.д.
4. следить за неизменностью исходников.
Не совсем понял, значить могут быть тоже проблемы с дисипи?
могут. ибо дисипи - это далеко не видяшка на хард-диске. там сложные спецификации для того чтоб каждый проектор в кинотеатрах правильно понимал. на коленках результат от раза к разу, от кинотеатра к кинотеатру различен. так же и с долби, их лицензии не так просто выдаются.
 
  • Like
Реакции: Bayarkhuu
ОК. Я понял принцип. Я думаю наверно лучше заставить их(бум операторов), по внимательнее работать, использовать технику клопушки + попробовать XML. Как бы хлопушка на запас.

от кинотеатра к кинотеатру различен

К счастью отдаем только двум театрам. Дисипи со стерео звуком без проблем. Думаю так же будет если + включу центральный канал. В любом случае я попробую. Не прокатить, экспортирую в стерео.
 
лучше заставить их(бум операторов), по внимательнее работать,
микрофонные операторы ответственны только за пушку, еще иногда могу вещать петли. за общее качество звука с площадки, ведение проекта и частично за синхрон - ответственен звукооператор, который сидит за рекодером и приборами.
для записи чистового звука на площадке звуковой департамент должен включать в себя как минимум трех человек: звукооператор (сидит за рекодером и приборами, контролирует кочество записи), ассистент (бегает электровеником по площадке и решает проблемы: устанавливает петли, меняет батарейки, закрывает двери, заставляет светиков относить гену как можно дальше и прочее), микрофонный оператор (очень ответственно и аккуратно держит бум).
про запись чистового звука можно почитать тут: http://kinosound.livejournal.com/2974.html
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Bayarkhuu
Многое прояснилось. Благодарю! Статья многое обьясняет, все не так просто оказывается. Ну будем стараться.
1. Цель записи через пушку заключается только записи речи? то есть нужно стараться записать только речи как это возможно, или это не совсем правильный подход?
2. А насчет техники для записи чистового звука на площадке? Микрафоны, рекордеры, как лучше выбирать, ремендации? Пожалуйста, расскажите кроме миков и рекордеров что еще нужно обязятельно или желательно?
 
Спасибо Bayarkhuu за новую тему. Открыл для себя много что интересного.

Ситуация: рекордер не синхронизируется с камерой, XML не прописывается. Прописывается только время создания файла.
Вопрос к знатокам: Можно ли по времени создания файла создать его XML, либо можно ли автоматизировано импортировать кучу аудио файлов в проект строго по времени их создания?

в нуенде все можно черех XML делать, как положено с реконформом.

В кубе тоже есть XML. Что такое реконформ?
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Bayarkhuu
1. Цель записи через пушку заключается только записи речи?
в большом кино в основном - только речь, причем в голивуде на посте микршируют сигнал с пушки и петли через пропускные фильтры, так там добивают изменения плановости. во франции - строят спецпавильоны с расставленными и спрятанными микрофонами и через них пишут шумы. в сериалах за частую берут шумы с пушки, ибо не времени и денег на полноценное шумовое озвучание.
то есть нужно стараться записать только речи как это возможно
писать речь с максимальным соотнощением сигнал/шум и на посте резать.
2. А насчет техники для записи чистового звука на площадке? Микрафоны, рекордеры, как лучше выбирать, ремендации? Пожалуйста, расскажите кроме миков и рекордеров что еще нужно обязятельно или желательно?
микрофоны - sennheiser 60, sanken cs-3e, еще хвалят шопсы и нойманы , но я сними не работал. радио-системы - опять же сенхи еволюшен, но они плющат сигнал, поэтому лучше lectrosonics, но они дорогие и очень быстро сжирают батарейки. ничего лучше sanken cos-11 в качестве петличных микрофонов не придумали. для сложных съемок (в машине, за столом) - можно подумать об использование pzm-микрофонов.
рекодеры - аатон (ояень заморочен в управлении, обычно требуется сутки что б въехать, но потом лично мне стал очень удобен), саунд девайсес, дева, номад. едирол - шумит, таскам - очень не логично устроен.
для съемок в друдных условия (большое удаление от площадки, много экранирующих поверхностей и пр.) - все возможные активные антенны и усилители радио сигнала. для пушек часто берут plug-on - беспроводной передатчик. плюс можно преапов взять, и еще чего по обстоятельствам.
 
  • Like
Реакции: Alfaclon и Bayarkhuu
в голивуде на посте микршируют сигнал с пушки и петли через пропускные фильтры, так там добивают изменения плановости
Что за фильтры такие, интересно?
 
1. Цель записи через пушку заключается только записи речи?
В пушке, помимо реплик, содержится такая информация как: объем (помещения, улицы...), синхронные шумы, иногда - фоновые шумы (использование - по ситуации).
 
  • Like
Реакции: Bayarkhuu
Кое что из ю-тюба.
https://www.youtube.com/watch?v=BWN3RJGUetk&list=PLMm8qSWrWeiGmG33i6Yx0qLvaezj-S9gv

В пушке, помимо реплик, содержится такая информация как: объем (помещения, улицы...), синхронные шумы, иногда - фоновые шумы (использование - по ситуации).
да. Все равно записать чисто как студии наверно не получиться, имеется ввиду что максимально громко записать речь, и уделять внимание.
 

Сейчас просматривают