До сих пор из многоканальных форматов я сводил на своей студии музыку и её минуса в квадро формате для концертов, где было честных 4 канала звука с честными 24 битами при частоте дискретизации 48 кГц, на которой они и были созданы. Сохранял я их либо в двух стерео файлах формата Wav 24 бита 48 килогерц, либо в четырёх моно файлах такого формата.
На концерте ставились 4 колонки с полным диапазоном частот без дополнительного сабвуфера, через которые эти файлы воспроизводились вместе с теми звуками, которые доигрывались и допевались поверх них вживую.
Теперь я хотел бы каким-то образом запечатлеть это многоканальное сведение таким образом, чтобы оно могло распространяться на дисках среди слушателей и прослушиваться ими в стандартных бытовых условиях, например на домашних кинотеатрах и недорогих компьютерных бытовых акустических системах окружающего звука.
Насколько я понял, в бытовых условиях используется 6 каналов звука, где к обычному квадро добавляется центральный канал, а также со всех каналов отрезаются низкие частоты и направляются на канал сабвуфера.
Также мне подсказали что музыку в многоканальном формате до слушателей на дисках лучше доносить в формате DTS.
Вопрос первый:
Какой программой и какие диски мне записывать в таком формате, и в какой разновидности этого формата, чтобы максимально сохранить исходное качество всех моих каналов - 24 бита 48 кГц?
Вопрос второй:
Что делать с исходниками для такой кодировки?
Этот вопрос следует рассмотреть подробнее.
Нужно ли мне самому создавать центральный канал и канал сабвуфера при сведении или можно их корректно и без потерь создать при перекодировании моего квадро в многоканальный формат 5.1 кодировки DTS?
Если возможны оба варианта, то какой вариант предпочтительнее для максимально возможного сохранения качества?
Если первый вариант возможен и на качестве это пагубно не отразится, то каким образом произвести такую кодировку? Нужно ли настраивать какие-то установки формирования центрального канала и канала сабвуфера или всё перекодируется автоматически согласно неким принятым стандартам? и нужно ли будет делать какие-то необходимые преобразования с исходниками для лучшей кодировки (например искусственно удваивать частоту дискретизации 24х битных Wav файлов с частотой дискретизации 48 кГц для получения частоты дискретизации 96 кГц)?
Если остаётся лишь второй вариант, либо он предпочтительнее по качеству, то как формировать центральный канал при сведении, я знаю, а вот по какой частоте среза и с какой крутизной фильтра отделять для канала сабвуфера низкие частоты со всех каналов и в какой пропорции громкости их выводить на канал сабвуфера так, чтобы обеспечить максимальную совместимость и качество при прослушивании моих записей в DTS на дисках слушателями в бытовых акустических системах окружающего звука или в бытовых домашних кинотеатрах, я хотел бы узнать подробнее.
Дело в том, что на более дорогих акустических системах окружающего звука сателлиты (то есть все колонки, кроме сабвуфера) более крупного размера и более широкого частотного диапазона со стороны басов, чем на более дешёвых и мелких, и, соответственно порог отрезания низких частот для выведения их на сабвуфер должен быть по логике разным. Тогда по какой же частоте мне настраивать это разделение и с какой крутизной среза фильтра?
И когда я отрежу все низкие частоты со всех пяти полнодиапазонных каналов (4 канала квадро плюс центральный), то при выведении их на один канал сабвуфера громкость их просуммируется, и следует ли, учитывая это обстоятельство, понижать громкость этого канала? Если да, то в какой степени или пропорции?
Вопрос третий:
На какие диски лучше записывать музыку в таком формате?
Вопрос четвёртый:
Какими программами это делать и с какими настройками?
Вопрос пятый:
Будут ли эти диски совместимы со всеми продаваемыми для многоканального окружающего звука бытовыми проигрывателями, акустическими системами и домашними кинотеатрами или только с некоторыми, поддерживающими определённый формат?
Вопрос шестой:
Будут ли эти диски совместимы с обычными недорогими стерео проигрывателями CD или DVD? Если да, то все ли каналы будут проигрываться в стерео и как они будут суммироваться?
Поясню.
При сведении в квадро я обеспечиваю почти полную стерео совместимость ("почти" - из-за некоторых фазовых нюансов реверберации и некоторых других эффектов, в то время как балланс громкостей и расположений по стерео панораме соблюдается полностью и безупречно), то есть если моё квадро смикшировать в стерео тупо просуммировав сигналы левого фронтального канала с левым тыловым для левого стерео канала, и, соответственно правого фронтального с правым тыловым для правого стерео канала, то получится корректное стерео.
И, соответственно, если я при сведении выделю центральный канал и канал сабвуфера, и они при аналогичном микшировании просто тупо просуммируются с обоими стерео каналами, то получится почти такое же стерео, только переходящее в моно ниже частоты среза для сабвуфера.
Так вот если возможно воспроизведение таких дисков на стерео плеерах со стерео аудио системами или наушниками, будет ли в них это стерео воспроизводиться также корректно и совместимо? Или же в стерео каналы будут подаваться сигналы например только с фронтальных каналов?
Вопрос седьмой:
Сколько музыки по времени влезет на диск в формате DTS при максимально возможном сохранении качества исходников и совместимости?
Вопрос восьмой:
Существуют ли стандартные издания и тиражи, в которых я смогу издать свою музыку на дисках в многоканальном формате DTS, чтобы слушатели их могли покупать например в магазинах и слушать на своих бытовых домашних кинотеатрах или многоканальных компьютерных акустических системах окружающего звука, и кто такими тиражами и изданиями занимается?
Вопрос девятый:
Существуют ли какие-либо корректно и качественно работающие кодировщики, программы или плагины, которые способны конвертировать многоканальные записи в бинауральные? Или способ настоящей бинауральной перезаписи будет эффективнее?
Поясню.
Если взять качественную многоканальную запись, например квадро или 5.1, воспроизвести её в хорошо заглушенной студии на качественных студийных мониторах, которые правильно расставлены вокруг бинаурального микрофона (это такая хрень в виде пластиковой головы с силиконовыми ушными раковинами, внутри которых на месте барабанных перепонок установлены качественные студийные микрофоны), который стоит на идеальном месте предпологаемого слушателя, и на который, соответственно, ведётся студийная стерео запись, то при прослушивании этой стерео записи в наушниках, будет слышно не только что играет слева, а что справа, как при обычных стерео записях, но будет слышно ещё что играется спереди, а что - сзади.
Так вот, есть ли в природе корректно и качественно звучащие виртуальные имитации такой процедуры перезаписи?
Я пользовался ради эксперимента для этого плагином Spinaudio 3D Motion Effect, но был разочарован, поскольку во-первых локализация источника звука по продольной оси (спереди-сзади) более-менее отчётливо читалась лишь при имитации вращения источника звука вокруг виртуального слушателя, а во вторых, обработка этим плагином сильно искажала тембр звука. Может есть что-то более корректное и качественное в плане программного обеспечения или аппаратного кодирования?
Вопрос десятый. Не технический :
Подскажите, возможно ли хоть где-нибудь взять в прокат тот самый бинауральный микрофон? Мне нужно для бинауральной записи звука к видео моего концерта в многоканальном звуке, чтобы слушатели, не имеющие домашних кинотеатров, могли с помощью обычных наушников получить более красочное представление о многоканальном звуке на моих концертах и захотели их посетить.
На концерте ставились 4 колонки с полным диапазоном частот без дополнительного сабвуфера, через которые эти файлы воспроизводились вместе с теми звуками, которые доигрывались и допевались поверх них вживую.
Теперь я хотел бы каким-то образом запечатлеть это многоканальное сведение таким образом, чтобы оно могло распространяться на дисках среди слушателей и прослушиваться ими в стандартных бытовых условиях, например на домашних кинотеатрах и недорогих компьютерных бытовых акустических системах окружающего звука.
Насколько я понял, в бытовых условиях используется 6 каналов звука, где к обычному квадро добавляется центральный канал, а также со всех каналов отрезаются низкие частоты и направляются на канал сабвуфера.
Также мне подсказали что музыку в многоканальном формате до слушателей на дисках лучше доносить в формате DTS.
Вопрос первый:
Какой программой и какие диски мне записывать в таком формате, и в какой разновидности этого формата, чтобы максимально сохранить исходное качество всех моих каналов - 24 бита 48 кГц?
Вопрос второй:
Что делать с исходниками для такой кодировки?
Этот вопрос следует рассмотреть подробнее.
Нужно ли мне самому создавать центральный канал и канал сабвуфера при сведении или можно их корректно и без потерь создать при перекодировании моего квадро в многоканальный формат 5.1 кодировки DTS?
Если возможны оба варианта, то какой вариант предпочтительнее для максимально возможного сохранения качества?
Если первый вариант возможен и на качестве это пагубно не отразится, то каким образом произвести такую кодировку? Нужно ли настраивать какие-то установки формирования центрального канала и канала сабвуфера или всё перекодируется автоматически согласно неким принятым стандартам? и нужно ли будет делать какие-то необходимые преобразования с исходниками для лучшей кодировки (например искусственно удваивать частоту дискретизации 24х битных Wav файлов с частотой дискретизации 48 кГц для получения частоты дискретизации 96 кГц)?
Если остаётся лишь второй вариант, либо он предпочтительнее по качеству, то как формировать центральный канал при сведении, я знаю, а вот по какой частоте среза и с какой крутизной фильтра отделять для канала сабвуфера низкие частоты со всех каналов и в какой пропорции громкости их выводить на канал сабвуфера так, чтобы обеспечить максимальную совместимость и качество при прослушивании моих записей в DTS на дисках слушателями в бытовых акустических системах окружающего звука или в бытовых домашних кинотеатрах, я хотел бы узнать подробнее.
Дело в том, что на более дорогих акустических системах окружающего звука сателлиты (то есть все колонки, кроме сабвуфера) более крупного размера и более широкого частотного диапазона со стороны басов, чем на более дешёвых и мелких, и, соответственно порог отрезания низких частот для выведения их на сабвуфер должен быть по логике разным. Тогда по какой же частоте мне настраивать это разделение и с какой крутизной среза фильтра?
И когда я отрежу все низкие частоты со всех пяти полнодиапазонных каналов (4 канала квадро плюс центральный), то при выведении их на один канал сабвуфера громкость их просуммируется, и следует ли, учитывая это обстоятельство, понижать громкость этого канала? Если да, то в какой степени или пропорции?
Вопрос третий:
На какие диски лучше записывать музыку в таком формате?
Вопрос четвёртый:
Какими программами это делать и с какими настройками?
Вопрос пятый:
Будут ли эти диски совместимы со всеми продаваемыми для многоканального окружающего звука бытовыми проигрывателями, акустическими системами и домашними кинотеатрами или только с некоторыми, поддерживающими определённый формат?
Вопрос шестой:
Будут ли эти диски совместимы с обычными недорогими стерео проигрывателями CD или DVD? Если да, то все ли каналы будут проигрываться в стерео и как они будут суммироваться?
Поясню.
При сведении в квадро я обеспечиваю почти полную стерео совместимость ("почти" - из-за некоторых фазовых нюансов реверберации и некоторых других эффектов, в то время как балланс громкостей и расположений по стерео панораме соблюдается полностью и безупречно), то есть если моё квадро смикшировать в стерео тупо просуммировав сигналы левого фронтального канала с левым тыловым для левого стерео канала, и, соответственно правого фронтального с правым тыловым для правого стерео канала, то получится корректное стерео.
И, соответственно, если я при сведении выделю центральный канал и канал сабвуфера, и они при аналогичном микшировании просто тупо просуммируются с обоими стерео каналами, то получится почти такое же стерео, только переходящее в моно ниже частоты среза для сабвуфера.
Так вот если возможно воспроизведение таких дисков на стерео плеерах со стерео аудио системами или наушниками, будет ли в них это стерео воспроизводиться также корректно и совместимо? Или же в стерео каналы будут подаваться сигналы например только с фронтальных каналов?
Вопрос седьмой:
Сколько музыки по времени влезет на диск в формате DTS при максимально возможном сохранении качества исходников и совместимости?
Вопрос восьмой:
Существуют ли стандартные издания и тиражи, в которых я смогу издать свою музыку на дисках в многоканальном формате DTS, чтобы слушатели их могли покупать например в магазинах и слушать на своих бытовых домашних кинотеатрах или многоканальных компьютерных акустических системах окружающего звука, и кто такими тиражами и изданиями занимается?
Вопрос девятый:
Существуют ли какие-либо корректно и качественно работающие кодировщики, программы или плагины, которые способны конвертировать многоканальные записи в бинауральные? Или способ настоящей бинауральной перезаписи будет эффективнее?
Поясню.
Если взять качественную многоканальную запись, например квадро или 5.1, воспроизвести её в хорошо заглушенной студии на качественных студийных мониторах, которые правильно расставлены вокруг бинаурального микрофона (это такая хрень в виде пластиковой головы с силиконовыми ушными раковинами, внутри которых на месте барабанных перепонок установлены качественные студийные микрофоны), который стоит на идеальном месте предпологаемого слушателя, и на который, соответственно, ведётся студийная стерео запись, то при прослушивании этой стерео записи в наушниках, будет слышно не только что играет слева, а что справа, как при обычных стерео записях, но будет слышно ещё что играется спереди, а что - сзади.
Так вот, есть ли в природе корректно и качественно звучащие виртуальные имитации такой процедуры перезаписи?
Я пользовался ради эксперимента для этого плагином Spinaudio 3D Motion Effect, но был разочарован, поскольку во-первых локализация источника звука по продольной оси (спереди-сзади) более-менее отчётливо читалась лишь при имитации вращения источника звука вокруг виртуального слушателя, а во вторых, обработка этим плагином сильно искажала тембр звука. Может есть что-то более корректное и качественное в плане программного обеспечения или аппаратного кодирования?
Вопрос десятый. Не технический :
Подскажите, возможно ли хоть где-нибудь взять в прокат тот самый бинауральный микрофон? Мне нужно для бинауральной записи звука к видео моего концерта в многоканальном звуке, чтобы слушатели, не имеющие домашних кинотеатров, могли с помощью обычных наушников получить более красочное представление о многоканальном звуке на моих концертах и захотели их посетить.