Добротность НЧ головки

  • Автор темы Автор темы Юрий_Uri
  • Дата начала Дата начала
Ю

Юрий_Uri

Guest
Вопрос (преимущественно) к Вадиму Володину, но, коненчно же, интересны мнения всех, кто захочет высказаться по этому поводу.
Итак, меня интересует как добротность НЧ динамика влияет на звук в различных оформлениях (ЗЯ, ФИ, щит). Я так понимаю, что снижение добротности укорачивает переходной процесс и уменьшает паразитные колебания диффузора. Имеет ли смысл использовать для ЗЯ головки с максимально низкой добротностью, чтобы получить максимально "сухое", честное звучание с хорошей детализацией НЧ (если этот термин здесь применим)?
Если чего сглупил, просьба сильно не пинать)))
 
Утверждение не верно.
Добротность вместе с резонансной частотой обуславливают тип оформления, в котором данный динамик будет работать. Низкодобротные динамики засовывать в ЗЯ опасно- т.к. они в большинстве своем на это не расчитаны, и можно будет спокойно "порвать" динамик уже на 10-20Вт.
Засовывая ФИ-шный(добротность <0.4) динамик в ЗЯ получите ранний спад АЧХ "на низах" и ограничение по подводимой мощности
Засовывая ЗЯ-шный(добротность >0.5) динамик в ФИ - получите неустранимый горб на НЧ
Так же существует параметр EBP- энергетическая полоса пропускания. Понятие весьма абстракно для понимания, но очень точно указывает на применимость того или иного оформления для данного динамика EBP=Fs/Qts.

То, о чем вы говорите(сухой честный звук) - это групповое время задержки. В ЗЯ эта цифра практически не меняется, и составляет около 3-5мсек. Зависимость ГВЗ от частоты (в ЗЯ) практически линейна.

в ФИ эта зависимость очень нелинейна и цифры выше в разы. Приемлемым можно назвать ГВЗ в районе 10-20мсек. Все, что ниже 10мсек - встречается крайне редко. Звук у таких систем очень ЗЯ-шный: быстрый и четкий(как раз это вам, судя по всему, и нужно)
 
Последнее редактирование:
Утверждение не верно.
Добротность вместе с резонансной частотой обуславливают тип оформления, в котором данный динамик будет работать. Низкодобротные динамики засовывать в ЗЯ опасно- т.к. они в большинстве своем на это не расчитаны, и можно будет спокойно "порвать" динамик уже на 10-20Вт.
Засовывая ФИ-шный(добротность <0.4) динамик в ЗЯ получите ранний спад АЧХ "на низах" и ограничение по подводимой мощности
Засовывая ЗЯ-шный(добротность >0.5) динамик в ФИ - получите неустранимый горб на НЧ
Так же существует параметр EBP- энергетическая полоса пропускания. Понятие весьма абстракно для понимания, но очень точно указывает на применимость того или иного оформления для данного динамика EBP=Fs/Qts.

То, о чем вы говорите(сухой честный звук) - это групповое время задержки. В ЗЯ эта цифра практически не меняется, и составляет около 3-5мсек. Зависимость ГВЗ от частоты (в ЗЯ) практически линейна.

в ФИ эта зависимость очень нелинейна и цифры выше в разы. Приемлемым можно назвать ГВЗ в районе 10-20мсек. Все, что ниже 10мсек - встречается крайне редко. Звук у таких систем очень ЗЯ-шный: быстрый и четкий(как раз это вам, судя по всему, и нужно)
Лучше по мне поменьше запас по мощи, но чтобы низ был по характеру внятный. спад хорошо комбинируется с подъемом у стены. В смысля я за ЗЯ
 
  • Like
Реакции: 1 человек
Утверждение не верно.
Добротность вместе с резонансной частотой обуславливают тип оформления, в котором данный динамик будет работать. Низкодобротные динамики засовывать в ЗЯ опасно- т.к. они в большинстве своем на это не расчитаны, и можно будет спокойно "порвать" динамик уже на 10-20Вт.
Засовывая ФИ-шный(добротность <0.4) динамик в ЗЯ получите ранний спад АЧХ "на низах" и ограничение по подводимой мощности
Засовывая ЗЯ-шный(добротность >0.5) динамик в ФИ - получите неустранимый горб на НЧ
Так же существует параметр EBP- энергетическая полоса пропускания. Понятие весьма абстракно для понимания, но очень точно указывает на применимость того или иного оформления для данного динамика EBP=Fs/Qts.

То, о чем вы говорите(сухой честный звук) - это групповое время задержки. В ЗЯ эта цифра практически не меняется, и составляет около 3-5мсек. Зависимость ГВЗ от частоты (в ЗЯ) практически линейна.

в ФИ эта зависимость очень нелинейна и цифры выше в разы. Приемлемым можно назвать ГВЗ в районе 10-20мсек. Все, что ниже 10мсек - встречается крайне редко. Звук у таких систем очень ЗЯ-шный: быстрый и четкий(как раз это вам, судя по всему, и нужно)

Я правильно понял, что сустейн басового регистра проще получить в ФИ, но если его добиться в ЗЯ, то получится гораздо более правильная катинка и слитность нч-сч?
Какие ФИ и ЗЯ системы можно принять за эталон?
 
Я правильно понял, что сустейн басового регистра проще получить в ФИ, но если его добиться в ЗЯ, то получится гораздо более правильная катинка и слитность нч-сч?
Какие ФИ и ЗЯ системы можно принять за эталон?
А нах сустейн нужен?
"Скрипач не нужен..."(с)Кин-дза-дза
 
То есть передача естественного затухания, послезвучий вам не нужна?
 
Я правильно понял, что сустейн басового регистра проще получить в ФИ, но если его добиться в ЗЯ, то получится гораздо более правильная катинка и слитность нч-сч?
Какие ФИ и ЗЯ системы можно принять за эталон?

Динамическая головка - есть система нелинейная. Все, что происходит в динамической головке - есть своего рода искажения. Одни влияют на звук сильнее, другие меньше.

"Передача бассового сустейна" - термин весьма "интересный.

Если принять, что ГВЗ системы равно нулю,АЧХ и ФЧХ линейны, КНИ равен нулю, то динамик будет излучать то, что приходит на его клеммы.
В реальной же системе - пока на клеммах есть напряжения - динамик излучает, когда напряжение снимается - он продолжает излучать из-за своей инертности и из-за инертности оформления, в котором он установлен. Что поёт динамик после снятия напряжения - это уже то, чего в исходном сигнале нет.

ЗЯ - это акустический подвес. просто закрытый объём и ГВЗ в данном случае определяется лишь только самим принципом излучения динамической головки и динамиком. Именно поэтому в ЗЯ ГВЗ практически одинаково у подавляющего большинства АС.

В случае с ФИ - тонель фазоинвертора, внутренний объем и динамик образуют колебательный контур, инерционность которого намного выше, чем в ЗЯ.


P.S. Рассуждать о таких вещах лучше после прочтения каких-нибудь книг. Или почитать журнал автозвук для начала в рубрике "Понятия" и "Вспомнить всё". Ответы на вопрос "передачи бассового сустейна в различных типах оформления" из разряда "высококонцовых кабелей". И начинать искать ответ на него следует вовсе не типе АС, а в комнате, в которой вы это слушаете.

Извините, если грубо.


На вопрос интересной системы ФИ с отличным ГВЗ - можете посмотреть на нашу RM-8P
 
  • Like
Реакции: 1 человек
Спасибо за развернутый ответ. По сустейну. Правильно я понял, что вы не берете в расчет это понятие при проектировании своей акустики?
 
Спасибо за развернутый ответ. По сустейну. Правильно я понял, что вы не берете в расчет это понятие при проектировании своей акустики?

Мы берем в расчет набор выходных параметров, который хотим получить. АЧХ, ГВЗ, КНИ и т.д.

То явление, что описываете Вы - ближе к проявлению разных значений ГВЗ.
 
...
Если принять, что ГВЗ системы равно нулю,АЧХ и ФЧХ линейны, КНИ равен нулю, то динамик будет излучать то, что приходит на его клеммы.
В реальной же системе - пока на клеммах есть напряжения - динамик излучает, когда напряжение снимается - он продолжает излучать из-за своей инертности и из-за инертности оформления, в котором он установлен. Что поёт динамик после снятия напряжения - это уже то, чего в исходном сигнале нет.

ЗЯ - это акустический подвес. просто закрытый объём и ГВЗ в данном случае определяется лишь только самим принципом излучения динамической головки и динамиком. Именно поэтому в ЗЯ ГВЗ практически одинаково у подавляющего большинства АС.

В случае с ФИ - тонель фазоинвертора, внутренний объем и динамик образуют колебательный контур, инерционность которого намного выше, чем в ЗЯ.

...

Не уверен, что точно ориентируюсь в терминологии, но, кмк, тут нужно отличать ГВЗ от "родовых" особенностей оформлений. Имею в виду, что разные боксы с похожими графиками груп дилэй могут здорово отличаться по способности отрабатывать "динамический рисунок" - транзиенты - сигналов. Скажем взять рупорное оформление (речь про субы) - не самое благополучное с точки зрения групповой задержки, однако на голову лучше работающее с фронтами сигналов, нежели ФИ или, не дай Бг, БП.

Насколько он своеобразно обращается с фазой, настолько же хорошо работает с импульсами..
55-2421GroupDelay.jpg
 
noisless,
Скорее всего после этого поста начнется офтоп - но тем не менее.
Рупор по классике - это ЗЯ с рупором. Исходный характер ГВЗ рупорной акустики определяется как раз цифрой ГВЗ в ЗЯ. Рупор дает примерно одинаковую среднюю задержку во всей полосе воспроизводимых частот.
Суть как раз не в самом значении ГВЗ, а в его разности и в характере самой зависимости ГВЗ от Частоты.
В ЗЯ - характеристика очень полога - ровно как и в рупоре. - Заметьте, хорнресп вам минимальную задержку дает 11-12мсек. а средняя в диапазоне 50-100Гц(судя по графику) - около 15-18.
Берем по-максимуму, 18-11 = 7. Это ЗЯ по сути. "Тормозните" топы процессором на 7мсек - вот вам и быстрый звук а-ля ЗЯ.

Тут можно сколь угодно долго обсуждать различные конструкции кабинетов АС, коих очень придумано очень много. Тема не об этом.
 
N-Acoustic, ну, не такой уж и фоотоп - насколько понял, тема об особенностях разных оформлений. .)

кстати, а почему не применяются - или нечасто применяются - студийные субы в рупорном оформлении? это ведь самый эффективный тип бокса! сложности настройки? габариты?

что касается похожести графика ГВЗ рупора и ЗЯ - не до конца понял. скажем, знакомый мне tapped horn трудно считать закрытым боксом - он тылом "смотрит" в свободное поле, а фронт нагружен на предрупорную камеру (иногда наоборот - не суть)и работает с высокой компрессией. нмв на ЗЯ похоже не очень..

Tapped Horn:
staiper-design.jpg
 
N-Acoustic такой вопрос: не подскажете бесплатный\недорогой софт для достоверного измерения ГВЗ в помещении? Спасибо

Бесплатный/недорогой - таких не знаем) можете посмотреть в сторону LspLAB. Он не выпускается уже давно, но со своими задачами справляется хорошо.
 

Сейчас просматривают