Пример цифровой коммутации. Может кому пригодится.

  • Автор темы Автор темы sansara
  • Дата начала Дата начала

sansara

Well-Known Member
4 Авг 2006
1.553
378
83
49
Moscow
realrocks.ru
Всех приветствую.

Один человек с форума просил меня через личку расписать для примера цифровую коммутацию моего сетапа, вернее части его устройств, имеющих цифровые интерфейсы. Получилась целая статья, на которую я убил несколько часов. И вот решил что нечего добру пропадать, и выложил тут для всех. Может кому-нибудь это пригодится, ведь я всё это собирал долго и поэтапно, путём проб и ошибок.

Готов ответить на вопросы.
У самого тоже есть вопросы.

Например действительно ли судя по описанному ниже моему тесту на сквозное прохождение цифрового сигнала ADAT XT имея 24х битный ЦАП, судя по описаниям в интернете, по оптике пропускает на него только 20 бит?

И ещё вопрос. Кто имел дело с устройствами как в моём сетапе, напишите пожалуйста ваше субъективное мнение по поводу качества их ЦАП и АЦП относительно друг друга и относительно других известных вам устройств.

А также вопрос такой - почему цифровой вход AES/EBU плат Lexıcon Nuverb через самодельные переходники не видит сигнала с цифрового выхода SPDIF плат Scope, но при этом прекрасно видит сигнал с цифрового выхода плат Korg Oasys PCI (через эти же переходники)? Есть ли недорогое решение, которое позволит соединить SPDIF выходы плат SCOPE с AES/EBU входами плат Nuverb напрямую, а ни сквозняком через SPDIF интерфейс плат Oasys PCI, как мне приходится сейчас их подключать? Я предполагаю что это связано с разновидностями форматов SPDIF, которые делятся на Professıonal и Consumer. А может быть дело в "капризности" входов Nuverb?
Итак:

У меня 4 компьютера в студии, из которых один основной, а остальные три - вспомогательные. На всех 4х компьютерах стоит в сумме 10 плат разного назначения с цифровыми входами и выходами, 3 физически аппаратных синтезатора с цифровыми выходами, один из которых имеет также коаксиальный цифровой вход формата SPDIF. Все эти синтезаторы имеют вход синхронизации Word Clock, но на одном из них (Alesıs QSR) этот вход Word Clock почему-то корректно не работает, из-за чего пользоваться цифровым выходом этого синтезатора можно только если его внутренний цифровой генератор (clock) является ведущим (master) для всего цифрового сетапа.
Когда я этот синтезатор не использую, ведущим у меня обычно является внутренний цифровой генератор платформы Scope.

Кроме этого есть 2 внешних 2х канальных АЦП/ЦАП, а также магнитофон Alesıs ADAT XT20, который используется в качестве 8ми канального АЦП/ЦАП. Все эти устройства могут работать одновременно подключенными по цифре между собой в единую систему, используя частоту дискретизации 48 кГц, на которой я обычно и работаю. При частоте дискретизации 44.1 кГц вся эта система может работать в полностью цифровом подключении только без одного из синтезаторов, который не поддерживает частоту дискретизации 44.1 кГц.

Этот синтезатор называется Korg Trınıty Plus с опциями DI TRI (плата с цифровым 8ми канальным оптическим выходом ADAT и входом синхронизации Word Clock), Solo TRI (плата синтезатора Korg Prophesy), PBS TRI (плата семпл плеера), HDR TRI (плата с 2х канальным аналоговым входом 16ти битного встроенного АЦП, цифровым 2х канальным коаксиальным входом и выходом формата SPDIF и SCSI интерфейсом, через который подключен жёсткий диск и для хранения семплов, файлов настроек и секвенций синтезатора и CDROM для чтения семплов с дисков семплерных библиотек.

С частотой дискретизации 96 кГц в системе могут работать только система из трёх плат платформы Scope и два внешних двухканальных АЦП/ЦАП с ламповым сатуратором.

Эти АЦП/ЦАП называются ART DI/0 и обладают 2х канальным аналоговым и коаксиальным цифровым входом и выходом формата SPDIF.

С частотами выше 96 кГц может работать только система из трёх плат платформы Scope.

Кроме этого есть ещё ламповый предусилитель со встроенным эквалайзером и АЦП, но он не может быть подключенным в эту систему одновременно с одним из синтезаторов из-за отсутствия в нём входа синхронизации и некорректной работы входа синхронизации Word Clock того синтезатора (Alesıs QSR), по этому я обычно не пользуюсь встроенным АЦП этого предусилителя, благо в сетапе достаточно других АЦП и устройств ввода звука с АЦП сопоставимого качества, или же при пользовании им приходится делать физическую перекоммутацию и отключать тот синтезатор.

Теперь по порядку о коммутируемых по цифре устройствах моего сетапа.

В главном компьютере, в котором осуществляется основная работа со звуком и аранжировками, стоит DSP система из трёх плат под платформой Sonic Core (ранее Creamware):
Scope Professional Plus (15DSP),
Scope Professional (15DSP),
Scope Project (6DSP),
а также подключенная к этой системе плата входа и выхода синхронизации Word Clock и ADAT.
ADAT синхронизацией я не пользуюсь, так как не использую Alesis ADAT XT20 в качестве магнитофона, а использую его лишь в качестве 8ми канального АЦП и ЦАП.
На каждой из плат платформы Scope есть два цифровых 24х битных оптических 8ми канальных входа и выхода формата ADAT, двухканальный аналоговый вход и выход встроенных 24х битных АЦП/ЦАП (на плате Scope Professıonal Plus аналоговые входы и выходы симметричные, на остальных нет) и двухканальный 24х битный коаксиальный цифровой вход и выход (на плате Scope Professıonal Plus они симметричные формата AES/EBU, на остальных несимметричный формата SPDIF). В сумме эта система даёт 6 цифровых оптических 8ми канальных входов и выходов формата ADAT, 3 цифровых коаксиальных 2х канальных входа и выхода, один из которых формата AES/EBU, а два остальных - формата SPDIF, 6 аналоговых входов и выходов, 2 из которых балансные симметричные.
Эта плата синхронизируется по одному из входов ADAT, либо по внутреннему цифровому генератору синхрослова (clock).
Используется для записи, воспроизведения, внутренней цифровой коммутации звука с секвенсоров, мультитреккеров и звуковых редакторов, виртуальных музыкальных инструментов, внутренних аппаратных DSP синтезаторов и семплеров, а также с внешних цифровых и аналоговых входов, аппаратного микширования внутренним DSP цифровым микшерным пультом, аппаратной цифровой обработки звука внутренними DSP процессорами эффектов, распределения и раздачи на цифровые и аналоговые входы и выходы.

На первом вспомогательном компьютере у меня стоит первая DSP плата с внутренними синтезаторами и процессорами эффектов и обработки звука. Плата называется Korg Oasys PCI.
На ней есть один 8ми канальный цифровой 24х битный оптический вход и выход формата ADAT, один 2х канальный цифровой 24х битный коаксиальный вход и выход формата SPDIF и один 2х канальный аналоговый вход и выход встроенного 24х битного АЦП и ЦАП.
Эта плата синхронизируется по ADAT входу. Используется для воспроизведения, внутренней цифровой коммутации, распределения и раздачи на цифровые и аналоговые выходы звука с внутренних аппаратных DSP синтезаторов, а также с внешних цифровых и аналоговых входов, аппаратного микширования внутренним DSP цифровым микшерным пультом, аппаратной цифровой обработки звука внутренними DSP процессорами эффектов, распределения и раздачи на цифровые и аналоговые входы и выходы. Ещё она используется как конвертер цифровых форматов.

Также на нём стоит единая система из двух плат платформы Frontier Design - Dacota и Montana, что даёт в сумме 4 цифровых 24х битных оптических 8ми канальных входа и выхода формата ADAT и 1 цифровой 24х битный оптический вход и выход формата SPDIF.
Эта плата синхронизируется по одному из входов ADAT. Используется для цифровой коммутации, распределения и раздачи звука в произвольном с внешних цифровых входов на цифровые выходы, конверотор цифровых форматов. Проще говоря работает как цифровой коммутатор и конвертер цифровых форматов.
Ещё на этом компьютере стоит плата Frontier Design Wave Center, на которой есть один 8ми канальный цифровой 24х битный оптический вход и выход формата ADAT и один 2х канальный цифровой 24х битный коаксиальный вход и выход формата SPDIF.
Назначение плата в моём сетапе аналогичное назначению системы Dacota+Montana.

На третьем вспомогательном компьютере стоит вторая DSP плата Korg Oasys PCI. Назначение её почти такое же как первой, только первая плата служит в основном для использования внутренних аппаратных DSP синтезаторов и её аппаратные DSP эффекты как правило либо не используются, либо задействованы в пределах необходимого минимума, чтобы основные вычислительные ресурсы DSP остались для внутренних аппаратных синтезаторов. Вторая же плата служит для обработки внутренними аппаратными DSP процессорами эффеков звука, поступающего с цифровых и аналоговых входов.

На четвёртом вспомогательном компьютере стоят три платы Lexıcon Nuverb, на каждой из которых есть двухканальный цифровой 20ти битный коаксиальный вход и выход формата SPDIF.
Каждая плата Nuverb синхронизируется по цифровому входу и используется как аппаратный DSP ревербератор топ класса аналогичный по алгоритму и звучанию ревербераторам Lexicon 300L и M300.

Синтезатор Korg Trinity Plus имеет 2х канальный цифровой 16ти битный коаксиальный вход и выход формата SPDIF, 8ми канальный цифровой оптический выход формата ADAT (используются 4 канала) и вход синхронизации Word Clock.

Синтезатор Alesis QSR имеет 8ми канальный цифровой 16ти битный оптический выход формата ADAT и вход синхронизации Word Clock. Этот вход синхронизации в моём сетапе почему-то корректно не работает, и по этому не используется, вынуждая подключать синтезатор по цифре только в качестве ведущего (master).

Синтезатор Roland XV5080 имеет 8ми канальный цифровой 24х битный выход формата R-BUS (RMDB), 2х канальный цифровой 24х битный коаксиальный выход формата SPDIF и вход синхронизации Word Clock.

8ми канальный конвертер цифровых форматов Roland DIF-AT имеет вход формата R-BUS, от которого сам и синхронизируется, параллельные выход формата Tascam и 20ти битный выход формата ADAT.

8ми канальный магнитофон Alesıs ADAT используется как 8ми канальный 20ти битный АЦП и 8ми канальный 24х битный ЦАП который видимо к сожалению работает как 20ти битный. Во всяком случае сквозной 24х битный цифровой сигнал через ADAT XT не даёт побитового копирования и разрешение амплитуды копии чуть меньше чем оригинала. ADAT XT имеет 8ми канальный цифровой оптический вход и выход формата ADAT.

Теперь о самой физической цифровой коммутации в моём сетапе.

Рассмотрим случай когда все элементы цифровой коммутации задействованы одновременно.

Мастером цифрового генератора clock выступает синтезатор Alesıs QSR.
Его оптический выход ADAT подключен к одному из входов Frontier Desighn Dacota+Montana, по которому она синхронизируется.

К ней также подключен по ADAT синтезатор Korg Trinity Plus, который синхронизируется по Wordclock от одной из плат Korg Oasys PCI.

К её коаксиальному SPDIF выходу один из АЦП/ЦАП ART DI/O, от которого он и синхронизируется.

Плата Frontier Desighn Wave Center подключена по входу и выходу ADAT к системе Dacota+Montana, от которой и синхронизируется по входу ADAT. А к самой Wave Center подключен и синхронизируется от неё по коаксиальному SPDIF второй DI/O.

Один ADAT выход системы Dacota+Montana подключен к одному из входов системы Scope, по которому от него система SCOPE и синхронизируется.

К системе Scope подключены по входам и выходам ADAT обе платы Korg Oasys PCI, каждая из которых синхронизируется от системы Scope по входу ADAT.

Roland XV5080 синхронизируется по Word Clock от системы Scope. Выход SPDIF этого синтезатора подключен ко входу SPDIF системs Dacota+Montana, а выход R-BUS подключен через DIF-AT к одному из входов ADAT системы Scope.

Alesıs ADAT XT20 подключен к системе Scope по входу и выходу формата ADAT и синхронизируется от неё по входу ADAT.

Первая плата Lexıcon Nuverb подключена к системе Scope по входу и выходу AES/EBU, от неё и синхронизируется по входу.

Вторая и третья платы Lexıcon Nuverb подключены по SPDIF через самодельные переходники, но выходы SPDIF приходят не напрямую на их входы, а проходят сквозняком через входы и выходы SPDIF плат Oasys PCI, потому что иначе не видятся входами плат Nuverb.

Всё это очень напоминает известный анекдот: "...и вот теперь со всей этой фигнёй мы попытаемся взлететь..." :), но, как ни странно, "летит", вернее работает вполне стабильно, разве что иногда при включении студии бывает нужно половить синхронизацию, переключая источники clock туда и обратно на платах Frontier Desighn, но после этого не возникает никаких проблем до самого выключения.
 
  • Like
Реакции: Pan W
Спасибо. Вообще-то, когда много железа требует быть засинхренным по цифре - то правильное решение вопроса стаёт не таким уж и очевидным, как может показаться на первый взгляд.
А что собой представляют самодельные переходники - если импульсные трасформаторы, то, может быть, стоит домотать выходную обмотку на несколько витков?
 
Алексей,
подобные вещи лучше рисовать в виде схем.
Твоё описание крайне тяжело читать
 
Алексей,
подобные вещи лучше рисовать в виде схем.
Твоё описание крайне тяжело читать
Это надо ещё времени убить прилично. Если кому надо, пусть спрашивают. По описанию этому вполне можно нарисовать схему, если задаться целью.
 
Спасибо. Вообще-то, когда много железа требует быть засинхренным по цифре - то правильное решение вопроса стаёт не таким уж и очевидным, как может показаться на первый взгляд.
А что собой представляют самодельные переходники - если импульсные трасформаторы, то, может быть, стоит домотать выходную обмотку на несколько витков?
Самодельные переходники - спаянные по простой схеме одной распайкой, без дополнительных радиодеталей, микросхем и трансформаторов. Если надо, схему могу описать. Если кто подскажет другое решение, чтобы SPDIF выходы Scope виделись AES/EBU входами Нювербов, буду очень благодарен.
 
Уровень сигнала AES/EBU - 3-10 V, S/PDIF - 0,5-1 V - так что без применения согласующего трансформатора или усилителя вряд ли удасться передать сигнал с S/PDIF на AES/EBU при соблюдении производителями стандарта (в обратную сторону обычно без проблем), так что рекомендую прикупить или изготовить согласующее устройство ... типа NEUTRIK NADITBNC-M(X) или ещё вот http://www.funk-tonstudiotechnik.de/CASA-T-Adapterkabel.pdf
 
Уровень сигнала AES/EBU - 3-10 V, S/PDIF - 0,5-1 V - так что без применения согласующего трансформатора или усилителя вряд ли удасться передать сигнал с S/PDIF на AES/EBU при соблюдении производителями стандарта (в обратную сторону обычно без проблем), так что рекомендую прикупить или изготовить согласующее устройство ... типа NEUTRIK NADITBNC-M(X) или ещё вот http://www.funk-tonstudiotechnik.de/CASA-T-Adapterkabel.pdf
Спасибо. А где его и почём можно купить или как изготовить? Можно ли узнать схему и список деталей?
 
Например, тут http://www.ispa-shop.ru/ru/cat/cat7...ge10/sort_popul_desc/cat455/product31977.html, а деталей там всего-то: трансформатор (75 на 110 Ohm), 2 разъёма и корпус, схема есть в описании на сайте NEUTRIK. Самая большая проблема - найти подходящий трансформатор. Да, к покупному понадобится ещё переходник с BNC на RCA (тюльпан), ну или проводок сделать такой сразу.
 
Можно попробовать сигнал с микросхемы передатчика (до формирователя спдиф-уровня) через буфер пустить на AES/EBU. А лучше на феритовом колечке сделать согласующий трансик.
Посмотреть вложение Coaxial output.rar
В примере видно как намотать трансик для простенького спдиф-выхода. По озвученным выше уровням сигнала AES/EBU - соотвественно пересчитать кол-во витков.
 

Сейчас просматривают