Как мастерить для винила?

Freddy Kruger

Banned
9 Мар 2006
2.636
205
0
62
Моscow
Посетить сайт
Хотелось бы узнать у знающих людей, особенности мастеринга для винила. В инете погуглив нашёл маловразумительные сообщения, да и то, их кот наплакал. Узнал только, что басюли отрезаются после 70 герц, что басс должен быть строго в моно, и что RMS не более -14. Вот собственно и всё что мне удалось узнать. Но чувствую, что этого маловато. Раскажите пожалуйста более конкретней. Буду очень признателен.
 
Нч обрезка - 63Гц. 30Гц- быть уже не должно.
Всё ниже 120Гц - Моно.
ВЧ не должны стрелять. Если есть "цыкающий" вокал - в де-ессер. Особенно проблематичная область 6-8 кГц - в лимитер.
Последнюю вещь на стороне(у яблока), это 18-24минуты - желательно ограничить до 12кГц.
Максимальный уровень -3дб dbFS
RMS-какой хотите, а смысл?:-)

Вот здесь ещё почитайте - http://www.sst-ffm.de/audio-eigenschaftendesmasters.html?&L=1
 
2 Rarr
Спасибо дружище. Вот это уже конкретней. Поясни только пожалуста, почему 6-8 кГц так проблематичны? Это не из-за того, что вместо Ц звучит Ш?
P.S. Поясню. Пересвести фонограмму невозможно. Исходник-CD. Басюли режу тупо - Делит (выделением определённого спекра). Далее, имейджером выделяю определённый спектр (выбираем по частотке) и тупо ставлю в 0 (т.е. это басюли, 70-120 гЦ). Остальное отпускаю на волю Божью.
P.S/ P.S. Кста. Технология M-S здесь не сработала вообще. Я был в шоке. Звук рвало в клочья. Пробовал в разных плагах. Звук ухудшался в разы. Пофиг. Рвёт и всё, + говяное звучание!
Потому я к Вам и обратился.
Технологию которую я вам описал, впринципе срабатывает. Но, то ли комп у меня слабый (выбрасывает из проги после одного прогона) то ли ещё, что.
Повторяю, что пересвести нет ни какой возможности.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: kapetz и Bernard
Поясни только пожалуста, почему 6-8 кГц так проблематичны? Это не из-за того, что вместо Ц звучит Ш?

Да вряд ли. В разных языках они разные.Что-то припоминаю связано с резонансами обмотки магнитной головки, но не уверен....
В любом случае, когда сам премастеринг делал для винила, и просто даже эквалайзером на 2-3дб прибирал эту область, пластинки с завода звучали лучше и ...дольше не был слышен "запил":-)
 
Что бы ещё от Вас ещё услышать? Про частотку винила от Алексея Лукина я прочитал всю + гугль. Но Алексей рассматривал высший диапозон частот. Что, по моему мнению весьма сомнительно.
Поясню. Алексей затронул только один сигмет спектра - высший. А это в корне не правильно. Винил, это, ВИНИЛ. Тут надо ШИРШЕ и ГЛУБЖЕ.
 
2 Rarr. Я понимаю твою иронию. И вобщем разделяю её. Но речь идёт о 3х альбомах. Это я Вас спросил о частотке винила. Мне предстоит утрясенье по трекам. Винил звучать у нас должен быть 58 минут. Делим на две стороны. Получаем 29 минут на сторону. И вот тут наступила пауза от правообладателей. Т.Е. нужно перепланировать то, что было уже издано на CD. Т.Е. про винил никто не думал, лепили под CD (80 мин.) А тут 58 мин в целом, по 29 на каждую сторону. И всё хотят оставить в том порядке, как и есть!!! КРАСОТААааааааааа!
А ты говоришь ТРЕК. Да я бы даже заморачиваться не стал, спрашивать Вас про ТРЕК.
 
Последнее редактирование:
При всём уважении к Алексею Лукину, RX...... , ну не нравится. Лёша, прости меня, но вот перелистывание трека, это нонсес. Я тебе уже про это говорил при нашей встречи. Должно быть плавное течение трека. Это очень ВАЖНО.
Режу в АДОБЕ-3
Про S1. Да, это он, старенький, непотопляемый ИМЕЙДЖЕР. Тут мне ребята посоветовали Изотоп, с раздельными плагами. И там тоже есть ИМЕЙДЖЕР. Но ИЗОТОП у меня, по каким-то причинам, не встал. ВЕЙВС сработал чётко.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Bernard
Я понимаю твою иронию. И вобщем разделяю её. Но речь идёт о 3х альбомах. Два альбома - Весёлых ребят ( Павел Слободкин) и Микаэл Таривердиев
Да никакой иронии ! Я сам сейчас делаю примерно такую же работу:-)
Альбомы-то у Вас свежие, современные или из архивов?

А тут 58 мин в целом, по 29 на каждую сторону.
Ну это тоже влезет, но придётся уровень уменьшать и низы подрезать во время нарезки матрицы. Причём это раньше делалось эмпирически, пару дисков при этом убивая, а они дорогие...:-)
 
Гхм, а почему бы не поискать людей, которые реально этим занимаются? Теория теорией, но без практики... Может и не надо ничего со звуком делать в вашем конкретном случае.
 
2 Rarr
К архивам меня не допускают. У него свой цетр. То что мне присылают, вот с тем и работать приходиться. Там ребята видно грамотные. Под CD отлично мастерят. А вот под Винил, чего-то тупят.
Мне вообще запрещают переделывать треки . Если идёт сборник, то все треки подстраивать я должен именно под них. Согласись, гиморой страшный.
Про формат 58-LP. Мне кажется, что это не моя проблема. Есть чёткие установки от завода-производителя. Так и так. Сторона 29 мин, шаг в лево в право-растрел! Хотите ВИНИЛ, соглашайтесь с условиями.
Тут я посмотрел на винил западников, пример Макартни (белый, последний). Двойной LP, по 4 трека на сторону. ТАК ЭТО ДВОЙНОЙ!!! А тут сплошная экономия. Всё в один нужно впихнуть. Блин!!!
Просто зла не хватает.
 
Последнее редактирование:
Freddy Kruger, а нельзя убедить заказчиков, чтобы разделили материал на 2 LP? В доказательство можно привести историю, как Джесон плакал, когда принесли пробный принт винила - все, что упало возле яблока, не звучало совершенно, пришлось Квинси резать треки, чтоб уменьшить длительность. У кого есть винил Триллера, обратите внимание - там треки короче, чем на СиДи.

Или надо последовательность произведений менять, к яблоку смещать то, что не жалко. :sarcastic: Кстати, раньше так треклист и составляли: первые треки на обеих сторонах - выигрышные, к центру - второй сорт :laugh2:

Вспомнил еще пример - Харрисон растянул All Things Must Pass на три LP, хотя можно втиснуть на два, НО, качество пострадало бы... А на трех блинах длины сторон получились примерно 20 непроблемных минут.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Freddy Kruger
Freddy Kruger, а нельзя убедить заказчиков, чтобы разделили материал на 2 LP? В доказательство можно привести историю, как Джесон плакал, когда принесли пробный принт винила - все, что упало возле яблока, не звучало совершенно, пришлось Квинси резать треки, чтоб уменьшить длительность. У кого есть винил Триллера, обратите внимание - там треки короче, чем на СиДи.

Или надо последовательность произведений менять, к яблоку смещать то, что не жалко. :sarcastic: Кстати, раньше так треклист и составляли: первые треки на обеих сторонах - выигрышные, к центру - второй сорт :laugh2:

Вспомнил еще пример - Харрисон растянул All Things Must Pass на три LP, хотя можно втиснуть на два, НО, качество пострадало бы... А на трех блинах длины сторон получились примерно 20 непроблемных минут.

Влад, так вот и сижу, плачу над этой проблемой. Пишу им письма, чтобы пересмотрели растрековку. Т.Е. Винил у них должен резко отличаться от CD. А вот это для них проблематично. Ведь с начало был CD, а тут винил, и всё перелапачено. Это не каждый переживёт.
З.Ы. Проблема ещё в том, что никто не хочет удорожать проект в двое. У нас в России ещё недопонимают спицифики винила. Ну как же? Ведь теперь стало модно и винил присовокуплять к CD. Мол, - И мы не хотим отставать.
Только люди не догоняют. Про специфику винила забыли напрочь. Всё им мерещится CD-80 мин. с охрененным диапазоном, да МР3 с неограниченным числом треков.
 
Последнее редактирование:
Помнится, у просоника был мастеринговый плагин, там как раз были установки для винила и кассет, со встроенным эллиптическим фильтром и прочей фигнёй, динасон какой-то что ли....
 
Помнится, у просоника был мастеринговый плагин, там как раз были установки для винила и кассет, со встроенным эллиптическим фильтром и прочей фигнёй, динасон какой-то что ли....
да их куча, есть "моноизатор" в брайнворксе. Можно просто в мс-режиме убрать низ в с-канале - это то же самое. Из всего, что сказал ЮИ можно пропустить обрезание спектра сверху для треков, которые ближе к центру - специально верх обрезать не надо, он туда просто не запишется. Ну и 29 минут сторона - это криминал. По старым нормам было 20 минут, в нарушение делали чуть больше. В принципе, если нет противофазы в нижней части спектра - можно низ и не складывать, просто учитывайте, что это сильно уменьшит амплитуду канавки. И большое время звучания стороны - тоже... Даже при нарезке с переменным шагом.
 
  • Like
Реакции: kapetz и Freddy Kruger
С переменым шагом, "монением" и приличным снижением уровня можно спокойно и 58 засунуть. Я припоминаю "тихонькие" пластинки по 30-40 минут сторона, были такие извращенцы.
А по-хорошему - норма 20минут.
Вообще вы с этим вопросом обратитесь к заводу-изготовителю, скока они скажут, столько и нужно делать.
Не думаю, что Павел Яковлевич профинансирует "новую" технологическую революцию в "винило строении" !:-)
Вот мои клиенты сразу въехали, и у нас звучание пластинки 38минут:-)
А что там никак пополам не делится?
Можно последнюю вещь на стороне увести, а потом на другой ввести плавненько, будет оригинально:-)
Слободкин любит, чтобы у него круче всех было !
ближе к центру - специально верх обрезать не надо, он туда просто не запишется
Пробовал когда-то, вместе с сусликом, помню сидели на ортофоне, первую пластнку из двойного альбома резал как обычно,
на второй попробовал на последней вещи вч обрезку(плавную) - искажений по верхам явно меньше оказалось...
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Freddy Kruger
А кстати, вообще говоря, откуда в нормальных миксах стерео взяться внизу? разве что от синтюков......ну, от электронщиков можно ожидать чего-то подобного...
А ещё, интересно, как с высоким РМСом пишется-слушается винил? Или ему пофиг? или головка магнитная греется? :)
 
Rarr А что там никак пополам не делится?

Ну, там по времени то в целом влезают все треки, а вот когда делим по сторонам начинаются перекосы по времени. Например сторона А - 22-23 минуты, а вот сторона В - 34 минуты. Ну это примерно. Или завод может как-то ужать дорожки на одной из сторон? И что такое "переменный шаг"?
 
Последнее редактирование:
Например сторона А - 22-23 минуты, а вот сторона В - 34 минуты.
Не может такого быть с популярными советскими песнями. Можно добиться разброса длины сторон не больше, чем на минуту. Это не пластинки Yes, где на одной стороне - одна композиция (18мин), да на другой две (10+9).
 
Ещё как может. Например у меня 13 треков. Только один трек звучит всего 2:22, остальные по 3:11-47 (в большинстве), и пять треков от 4:30 до 5:31. И вот что мне прикажите делать? Как мне их раскидывать по сторонам? Повторю ещё раз, что менять порядок треков по ходу они не собираются. По логике вещей ситуация заходит в тупик, т.к. винил будет резко отличаться от CD порядком треков, а название они хотят оставить старым. Получается бред сивой кобылы.
В конце концов пусть сами решают, что делать.
У Таривердиева ситуация ещё хуже, "Воспоминания о Венеции". Там есть трек который звучит почти 7 минут. Выбросить его ни как нельзя. Он главный в диске.
 
Лёша, прости меня, но вот перелистывание трека, это нонсес. Я тебе уже про это говорил при нашей встречи. Должно быть плавное течение трека.
Фредди, без обид! Мы благодарны за отзывы, но не всё сразу. Плавное течение трека запланировано для следующей версии.
 
  • Like
Реакции: Mike.Azmos и Freddy Kruger
Басюли режу тупо - Делит (выделением определённого спекра). Далее, имейджером выделяю определённый спектр (выбираем по частотке) и тупо ставлю в 0 (т.е. это басюли, 70-120 гЦ).
FFT? А преэхо и прочее не смущает? (это не сарказм, это вопрос!)
 
Фредди, без обид! Мы благодарны за отзывы, но не всё сразу. Плавное течение трека запланировано для следующей версии.
А вот это уже здорово. Сразу пересяду на RX. :up:

FFT? А преэхо и прочее не смущает? (это не сарказм, это вопрос!)
А что ПРОЧЕЕ?
З.Ы. По совету Андрея Субботина попробовал плаги от Брайнворкс. Отличные плаги. Работают чётко. Пришлось всё переделывать, т.к. как я уже писал выше, м/s матрицы от Вейвс у меня по каким-то причинам не сработали. Хотя раньше такого небыло.
Так что, Андрей, большое спасибо тебе за подсказку.
 
И что такое "переменный шаг"?
это технология, используемая с начала 60-х годов при нарезке матрицы - дело в том, что фактическая ширина дорожки зависит от амплитуды, и чтобы более эффективно использовать поверхность, резак определяет шаг для следующего витка канавки исходя из амплитуды сигнала, которая там будет прописана. Это делается с помощью дополнительной головки на магнитофоне, которая установлена раньше головки воспроизведения. Так что чем тише сигнал, тем меньше шаг, тем меньше расстояние между дорожками на диске, тем больше времени на сторону...
 
  • Like
Реакции: Freddy Kruger
Ага, теперь понятно. Спасибо, Андрей.
Я почему Вас и спрашиваю всех, и не боюсь выглядеть нубом в ваших глазах, потому что правда не знал как надо мастерить под винил. А тут приходят и говорят, - Хотим винил, это теперь жутко модно!

З.Ы. Всем большое спасибо за советы. Думаю, что этот топик был создан не зря. Он пригодится всем.
Особая благодарность Андрею Субботину, Rarr.Алексею Лукину, за то, что он пытается убедить руководство Изотоп в плавно движущейся звуковой волне. Спасибо тебе, что прислушался к совету.
 
Последнее редактирование:
Для примера обрезал единичному импульсу 200 Hz и 2 kHz - это преэхо или звон или что?
(для наглядности зазумил, конечно, уровень виден справа) Только на графиках? Совсем не слышно?
 

Вложения

  • 1_imp.jpg
    1_imp.jpg
    78,4 KB · Просмотры: 12
  • 200Hz.jpg
    200Hz.jpg
    76,5 KB · Просмотры: 10
  • 2000Hz.jpg
    2000Hz.jpg
    79,3 KB · Просмотры: 9

Сейчас просматривают