Room EQ Wizard (1 онлайн

  • Автор темы Автор темы apunctum
  • Дата начала Дата начала

apunctum

lazy
22 Июл 2007
688
915
93
Москва
Полагаю, в этом разделе будет уместно создать отдельную тему, посвящённую Room EQ Wizard, многие пользуются для проверки акустики комнат именно этой программой.

screenshot300w.jpg
waterfall300w.jpg


Room EQ Wizard (REW) - мультиплатформенная (Win, Mac, Linux) бесплатная Java-программа, предназначенная для измерения акустических параметров помещений. Используется она, в первую очередь, для выявления проблем, возникающих при воспроизведении аудио в условиях акустически неподготовленных помещений. Room EQ Wizard позволяет построить амплитудно- и фазочастотные графики, оценить реверберационные свойства помещения, создать импульсный отклик помещения, настроить эквалайзер, корректирующий АЧХ.

Программа работает следующим образом - воспроизводится свип-файл (аудиофайл с синусоидальным постоянно повышающимся тоном), сигнал фиксируется измерительным микрофоном, вычисленный результат корректируется в соответствии с поправками для данной звуковой карты и микрофона и отображается графическим интерфейсом программы.

Для того, чтобы абсолютные значения полученных результатов были корректными, необходима калибровка уровня звукового давления (Sound Pressure Level - SPL), которая производится при помощи измерителя уровня звукового давления (SPL Meter), впрочем, оценить АЧХ можно и без него. В качестве измерительного микрофона можно использовать SPL Meter, специальный микрофон или любой всенаправленный микрофон с известной АЧХ (о том, как сделать калибровочный файл для микрофона - ниже).

Ссылки.
Страница программы:
http://www.hometheatershack.com/roomeq/#downloads
, на странице есть ссылки на очень подробную инструкцию (англоязычную) в форматах PDF и html, последняя доступна и онлайн.
Форум Room EQ Wizard (подраздел форума Home Theater Shack):
http://www.hometheatershack.com/forums/rew-forum/
Download Page:
http://www.hometheatershack.com/forums/downloads-area/19-downloads-page.html
Возможно, кому-то пригодится небольшая стартовая инструкция:

1. SPL Meter.
Итак, если Вам нужны точные значения уровня звукового давления, понадобится SPL Meter. Для калибровки уровня SPL достаточно будет дешёвого измерителя Radio Shack с аналоговой или цифровой шкалой. Если предполагается использовать его и для акустических замеров, нужно иметь в виду, что выше 1кГц АЧХ этого прибора неудовлетворительна (см. здесь). Более дорогой Galaxy CM-140 обеспечивает достаточную точность, его можно использовать и в качестве измерительного микрофона. Калибровочные файлы для Radio Shack и Galaxy CM-140 можно скачать здесь.
2. Микрофон.
Если не предполагается для работы со свипами использовать SPL Meter, можно порекомендовать в качестве измерительного микрофона распространённый недорогой Behringer ECM8000, стандартный калибровочный файл для него можно скачать здесь. Вы можете использовать и другой микрофон, желательно, чтобы он был всенаправленным; калибровочный файл можно сделать самому, если известна АЧХ микрофона. В качестве образца можно скачать любой файл .cal, например, для того же Behringer ECM8000. Открываем файл в блокноте, в каждой строке - пара цифр, первая - частота в Hz, вторая - соответствующая графику АЧХ микрофона поправка в dB. Заданные таким образом точки соединяются в выстраиваемом REW графике прямыми. Чем меньше шаг по частоте, тем точнее коррекция, однако, учитывая, что у Вас, скорее всего, не окажется подробной АЧХ, снятой для конкретного экземпляра микрофона, можно ограничиться приблизительным переносом данных. Полученный файл сохраняем с расширением .cal
Вот пример создания самодельного калибровочного файла для некоего микрофона:

mic_cal.jpg

В окне REW отображаются сам калибровочный файл и график АЧХ, полученный при перекороченных входе-выходе карты, видно, что программа просто вычитает график .cal из результата.
Если у Вас нет всенаправленного микрофона, очевидно, имеет смысл сделать несколько замеров из одной точки, меняя ориентацию микрофона.
Если нужна максимальная точность, необходимо использовать индивидуально откалиброванный специалистом измерительный микрофон.
3. Калибровка карты.
Перед началом измерений будет полезно откалибровать звуковую карту. Для этого нужно открыть окно "Preferences" из меню или нажав соответствующую кнопку. На вкладке "Soundcard" выбираем частоту дискретизации, аудиовыход и аудиовход, которые будут использовиться для измерений, и канал (по умолчанию Room EQ Wizard использует правый). Соединяем аудиокабелем выбранные выход и вход. Нажимаем кнопку "Calibrate", под окном подсказки жмём "Next" дважды, после этого программа должна начать воспроизводить сигнал для регулировки уровней. Уровень сигнала на выходе должен быть в пределах -12dB - -6dB (его можно менять в окошке "Sweep Level"), сигнал на входе не должен отличаться от него, в идеале, более, чем на 6dB, пиковый индикатор (красная чёрточка) не должен подниматься выше -1dB.

pref_sc_level.jpg

Если эти требования выполняются, жмём "Next" ещё два раза, через карту пропускается свип, результаты выводятся в основном окне. Вот, например, АЧХ замера для карты M-Audio FW-410:

FW-410_measured.jpg

В окне "Preferences" жмём кнопку "Make Cal" и сохраняем результат. Созданный файл автоматически загружается в поле "File".
Теперь проверим калибровку - в "Preferences" на вкладке "Mic/Meter" убираем галочку "C Weighted SPL Meter", если таковая стоит, в поле "File" не должно быть загруженных калибровочных файлов; в основном окне программы жмём "Measure". Во всплывающем окне проверяем финальную частоту "End Freq", нужное значение - 20000Hz. Жмём "Start Measuring". Результат должен быть приблизительно таким:

fw-410_check.jpg

Если частота дискретизации будет изменена (44,1kHz - 48kHz), калибровку придётся повторить.
Справедливости ради надо заметить, что неравномерность АЧХ современных профессиональных аудиоинтерфейсов пренебрежимо мала по сравнению с величиной неравномерности других элементов системы.
4. Настройка громкости воспроизведения и калибровка SPL.
- если используется только SPL Meter
Должны быть включены режимы "C weighting" и "Slow" на самом приборе, в "Preferences" на вкладке "Mic/Meter" нужно поставить галочку "C Weighted SPL Meter" и загрузить соответствующий калибровочный файл. SPL Meter нужно расположить в точке, в которой должна находиться голова слушателя (капсюлем вверх, если меряется низкочастотный диапазон, капсюлем к источнику звука для средне-высокочастотных измерений), выход измерителя подключить к линейному входу карты, выход карты - к мониторам (или другому устройству, воспроизводящему звук). В окне "Preferences" выбираем "Use Main Speaker to Check/Set Levels" (если настраивается сабвуфер, оставляем "Use Subwoofer to Check/Set Levels"), жмём кнопку "Check Levels", затем - "Next" под окном подсказки, после этого начнёт воспроизводиться участок спектра розового шума. Уровень громкости должен приблизительно соответствовать 75dB на шкале измерителя, при этом уровень сигнала на входе не должен быть ниже -24dB и выше -12dB (в идеале -18dB):

check_lev_noise.jpg

После настройки уровней нажимаем "Finish" в окне "Preferences" и открываем окно "SPL Meter" соответствующей кнопкой.
В появившемся окне жмём "Calibrate", во всплывшем меню выбираем "Use REW speaker cal signal" (или "Use REW subwoofer cal signal" для сабвуфера), затем вводим цифру с дисплея измерителя в окошке "SPL Reading Calibration" и жмём "Finished".

check_SPL.jpg
- если используется SPL Meter и измерительный микрофон
Должны быть включены режимы "C weighting" и "Slow" на измерителе звукового давления. В "Preferences" на вкладке "Mic/Meter" нужно убрать галочку "C Weighted SPL Meter", если она стоит, и загрузить соответствующий калибровочный файл для используемого микрофона. Измерительный микрофон и SPL Meter нужно расположить в точке, в которой должна находиться голова слушателя, микрофон должен быть направлен капсюлем вверх, если меряется низкочастотный диапазон, капсюлем к источнику звука - для средне-высокочастотных измерений; микрофон подключить ко входу карты, выход карты - к мониторам (или другому устройству, воспроизводящему звук). В окне "Preferences" выбираем "Use Main Speaker to Check/Set Levels" (если настраивается сабвуфер, оставляем "Use Subwoofer to Check/Set Levels"), жмём кнопку "Check Levels", затем - "Next" под окном подсказки, после этого начнёт воспроизводиться участок спектра розового шума. Уровень громкости должен приблизительно соответствовать 75dB на шкале измерителя, при этом уровень сигнала, идущего с микрофона, не должен быть ниже -24dB и выше -12dB (в идеале -18dB):

check_lev_noise.jpg

После настройки уровней нажимаем "Finish" в окне "Preferences" и открываем окно "SPL Meter" соответствующей кнопкой.
В появившемся окне жмём "Calibrate", во всплывшем меню выбираем "Use REW speaker cal signal" (или "Use REW subwoofer cal signal" для сабвуфера), затем вводим цифру с дисплея измерителя в окошке "SPL Reading Calibration" и жмём "Finished".

check_SPL.jpg
- если используется только измерительный микрофон
В "Preferences" на вкладке "Mic/Meter" нужно убрать галочку "C Weighted SPL Meter", если она стоит, и загрузить соответствующий калибровочный файл для используемого микрофона. Измерительный микрофон нужно расположить в точке, в которой должна находиться голова слушателя, микрофон должен быть направлен капсюлем вверх, если меряется низкочастотный диапазон, капсюлем к источнику звука - для средне-высокочастотных измерений; микрофон подключить ко входу карты, выход карты - к мониторам (или другому устройству, воспроизводящему звук). В окне "Preferences" выбираем "Use Main Speaker to Check/Set Levels" (если настраивается сабвуфер, оставляем "Use Subwoofer to Check/Set Levels"), жмём кнопку "Check Levels", затем - "Next" под окном подсказки, после этого начнёт воспроизводиться участок спектра розового шума. Уровень громкости должен приблизительно соответствовать 75dB, но, поскольку для измерений нужен отсутствоющий SPL Meter, следуем такой рекомендации - устанавливаем "комфортный уровень громкости" для звуковоспроизводящей системы. Уровень сигнала, идущего с микрофона, не должен быть ниже -24dB и выше -12dB (в идеале -18dB):

check_lev_noise.jpg

После настройки уровней нажимаем "Finish" в окне "Preferences" и открываем окно "SPL Meter" соответствующей кнопкой.
В появившемся окне жмём "Calibrate", вводим значение 75dB в окошке "SPL Reading Calibration" и жмём "Finished".

check_SPL.jpg
Теперь можно производить измерения.
5. Измерения.
Нажимаем кнопку "Measure", проверяем во всплывшем окне диапазон свипа (0Hz - 20000Hz, если тестируется не сабвуфер)

measure_20khz.jpg

, жмём "Start Measuring". Звучит свип, после чего результаты появляются в главном окне. Во время звучания свип-файла желательно исключить любые посторонние звуки, кроме того, нежелательно находиться рядом с микрофоном.
6. Результаты.
Вкладка "SPL & Phase" отображает АЧХ и ФЧХ замера, калибровочные графики, а также параметры "Min phase" и "Excess phase" (неактивны по умолчанию), отображение графиков можно включать и выключать галочками в боксах под окном.

На вкладке "Waterfall" отображается зависимость измеряемого спектра от времени, чтобы просчитать "водопад", нужно нажать кнопку "Generate"; наиболее "живучие", достигающие фронтальной части графика частоты - это и есть проблемные, "гуляющие" в помещении участки спектра.

Результат можно сохранить в виде графического файла, нажав кнопку "Capture":
capture.jpg

Масштабировать график можно колесом мыши, или использовать кнопки на поле графика:
zoom.jpg

Двигать поле графика можно правой кнопкой мыши, также можно включить полосы прокрутки:
scroll.jpg

Это вкратце; конечно, результаты работы REW можно обсуждать более детально.

********************************************************************

Как получить значения для корректирующего EQ с помощью REW
 
Последнее редактирование:
Немного подробнее о том, как делается калибровочный файл по АЧХ микрофона.

На примере Rode K2.

1. Ищем график АЧХ (frequency response) для данной модели микрофона. АЧХ Rode K2 есть в мануале, скачанном с оф. сайта, нас интересует график режима Omni (всенаправленный):

RodeK2_fr.jpg
2. Скачиваем для образца готовый файл .cal со страницы закачек, я выбрал файл для Behringer ECM8000. Открываем файл в блокноте (или в другом редакторе текста):
5.0 -19.49
5.6 -17.79
6.3 -16.08
7.1 -13.99
8.0 -12.39
9.0 -10.41
10.0 -8.60
11.2 -6.98
12.5 -5.48
14.0 -4.17
16.0 -3.05
18.0 -2.13
20.0 -1.40
22.4 -0.88
25.0 -0.54
28.0 -0.32
31.5 -0.20
35.5 -0.09
40.0 -0.01
45.0 0.07
50.0 0.11
56.0 0.16
63.0 0.16
71.0 0.14
80.0 0.11
90.0 0.07
100.0 0.05
112.0 0.05
125.0 0.04
140.0 0.04
160.0 0.02
180.0 0.04
200.0 0.06
224.0 0.08
250.0 0.09
280.0 0.10
315.0 0.11
355.0 0.10
400.0 0.17
450.0 0.20
500.0 0.09
560.0 0.19
630.0 0.14
710.0 0.16
800.0 0.12
900.0 0.03
1000.0 0.00
1120.0 0.10
1250.0 0.12
1400.0 0.02
1600.0 -0.28
1800.0 0.11
2000.0 0.19
2240.0 -0.15
2500.0 0.21
2800.0 0.14
3150.0 0.08
3550.0 0.44
4000.0 0.67
4500.0 0.78
5000.0 0.89
5600.0 1.28
6300.0 1.78
7100.0 1.85
8000.0 2.55
9000.0 3.93
10000.0 4.46
11200.0 4.29
12500.0 4.73
14000.0 4.99
16000.0 5.35
18000.0 5.70
20000.0 5.37
22400.0 5.09
25000.0 4.48
Каждая строка состоит из двух цифр - частота в Гц и поправка в Дб, между цифрами - пробелы, количество пробелов не играет роли. Значение частоты в каждой следующей строке должно возрастать.

3. Редактируем файл в соответствии со своим графиком:
20.0 -3
40.0 0
50.0 1
230.0 0.5
260.0 1.5
400.0 1.5
500.0 0.5
700.0 0
4000.0 0
7000.0 2
10000.0 4
12500.0 4
20000.0 -3
У нас нет данных для частот ниже 20 и выше 20000 Гц, впрочем, они не особенно интересны, при желании края графика можно загнуть:

5.0 -10
25000.0 -7

Теперь сохраняем полученный файл с расширением ".cal".

Касаемо точности полученного файла.
Вот график замеров АЧХ некоторого количества микрофонов Behringer ECM8000 (с форума hometheatershack.com):

ecm8000_freq_resp.jpg

Видно, что в АЧХ разных экземпляров обнаруживается разница до 6Дб.
Невозможно угадать, насколько АЧХ данного микрофона отличается от АЧХ, публикуемого производителем, тем не менее, использование калибровочного файла должно минимизировать погрешность измерений. Таким образом, при создании файла .cal нужна разумная точность, ловить десятые доли с графика нет смысла.
Если же требуется высокая точность, нужно калибровать микрофон индивидуально; есть ли в наших краях специалисты, которые этим занимаются, не могу сказать.
4. Запускаем REW, входим в Preferences, на вкладку "Mic/Meter", жмём "Browse", указываем путь к нашему файлу. После замера под полем графика нужно поставить галочку "Mic/Meter Cal", чтобы увидеть графическую интерпретацию файла:
M_M_cal.jpg
Сравним теперь полученный график с исходным:

RodeK2_cal.jpg

Вроде бы, больших неточностей нет, при желании можно что-то подправить.
 

Вложения

Опыта нет, не всё из написанного понятно, но надо выровнять АЧХ мониторов дома. ARC - получил не совсем верный результат.
Есть АЧХ на Audio-Technica AT4050

Насколько я понял, калибровочный файл для моего микрофона будет с такими частотами:
 
  • Like
Реакции: brizmarine
калибровочный файл для моего микрофона будет с такими частотами:
Ну, да, такое что-то.

*******************************************************
При проверке уровней (ESI JULI и пульт MAKIE 1202) не могу подстроиться (нужно -12 дб, у меня -15 дб)
Если Вы о калибровке карты,
сигнал на входе не должен отличаться ... в идеале, более, чем на 6dB
То есть, если на выходе -12dB (подстраивается в окошке "Sweep Level"), -15dB на входе - отлично.
Правда,
калибровать под карту
в случае, если у Вас вменяемая карта, действительно не обязательно. Эта функция скорее для тех, кто использует интегрированный в матплату вход.
А вот
калибровать под ... мик(если это измерительный омни типа того же Берингера)
желательно, всё-таки, я считаю. Если попадётся экземпляр с высокой погрешностью относительно заводского графика, ошибка может быть достаточно большой. Хотя, для грубой оценки можно пренебречь, у той же
до 5kHz всё ровно более-менее, а выше - не самый проблемный диапазон.

*******************************************************
P.S.
надо выровнять АЧХ мониторов дома. ARC - получил не совсем верный результат.
А, если Вы импульс делать собираетесь, калибруйте, конечно.
 
А, если Вы импульс делать собираетесь, калибруйте, конечно.

Задача - выровнять АЧХ по низу и нижней середине в зоне работы по сведению, т.е. на рабочем кресле, непосредственно перед 5" мониторами в комнате 13 кв.м.
Этим я никогда не занимался, но узнав про ARC system, Coneq, KRK ERGO и Room EQ Wizard решил малой кровью поправить звук. И что значит "делать импульс" мне непонятно. Если вы про импульс для реверберации - то нет.
 
ARC быстро и просто, пока им воспользовался, разница большая, но насколько объективная, хз. Привыкнуть надо (особенно отключать его, когда наушники надеваешь и включать, когда снимаешь) и на результаты посмотреть.
А сабж открыл, стооооолько всего, влом стало ковырять :to_pick_ones_nose: Хотя как-нибудь всё же займусь.
 
У меня ARC некоторые ямки поднял в области до 200гц, но не все - 70 гц не поднял. Пики там же прибрал. В наушниках не свожу. А эта REW, как я понял, тоже выравнивает автоматом. Но на Ютубе объясняют по буржуйски. Одна надежда на этот форум.

---------- Добавлено в 12:00 ---------- Предыдущее сообщение было размещено в 11:47 ----------

На Ютубе есть видео-материал на буржуйском (англ и польском). Есть всего одно видео на русском, но примитивное.
Разбираюсь второй день в этих талмудах. Как-то не любят россияне разглашать свои тайны.
Опа, так REW делает анализ, но не умеет исправлять???
 
Эффективнее всего найти точку, где картина от 0 до 300 будет всего линейнее.
+100500. Все методики об этом и говорят. В сведении разумом автор вообще предлагает с монитором по комнате погулять для поиска наилучшей точки воспроизведения, так же и место прослушки ищется. Акустические калькуляторы уже на научной основе просчитывают место в котором влияние мод равномерно.


Эта точка может оказаться в чистом поле. )))
В теории да, а на практике - флуд. [OFF]Хотя у меня знакомый сводил как-то в чистом поле - хороший результат получил. На второй песне чабаны с кетменями пришли...[/OFF]
 
Я совсем запутался, эта прога умеет выравнивать АЧХ или только Анализатор, а затем ручками?

---------- Добавлено в 15:37 ---------- Предыдущее сообщение было размещено в 15:35 ----------

belovw,
про чабанов - чуть со стула не упал
 
Меряйте и точку ищите, еще раз говорю, что это не работает, может быть, только при наличии одного-двух пиков. ноды (нули) фактически не исправит. Про поле чушь пишете. Я вам по опыту говорю, а не просто так.
 
REW-это анализатор,но есть возможность вывести наружу данные для внешнего эквалайзера(список внутри программы)
 
daicehawk,
Чувствую, Вы что-то хотите до нас донести. Объясните подробней, особенно про точку.
Vladis__D,
А использовать VST эквалайзер можно?
 
Вот самое толковое видео а Ютубе, которое помогло мне наконец сделать измерения и корректирующий фильтр для эквалайзера. Если с английским совсем туго - то можно просто пошагово повторить по видео всю процедуру. Там после 9-й минуты как раз идет речь о фильтре для эквалайзера и его настройках. Что еще хочу сказать - пользовался ARC и REW - результаты разные, и насколько я понимаю - истина где то рядом :-) А вообще очень бы хотелось, что бы автор топика - насколько я понимаю толковый и разбирающийся человек, сделал для нас несмышленых видео, аналогичное тому, что я тут запостил но на русском языке. Или же переведите кто то, есть же полиглоты?
 
daicehawk,
Чувствую, Вы что-то хотите до нас донести. Объясните подробней, особенно про точку.
Vladis__D,
А использовать VST эквалайзер можно?
Что я хотел сказать, я уже сказал - ищите точки для расположения мониторов и себя, так чтобы там, где ваша голова находится (микс-спот), область от нижней рабочей границы до примерно 300 Гц была наиболее ровной - +-6 дб без сглаживания вполне работать имхо можно. Остальные объяснения долгие, скажем так, я шел к этому годами.
 
  • Like
Реакции: karlklara
daicehawk,
Искать точки хорошо, если есть где разгуляться. У меня, например, место для мониторов по ширине ограничено, но зато голова находится точно в равностороннем треугольнике. А это, как вы знаете, уже аксиома. До стенки ~ 40 см . Так что, вглубину двигать - нонсенс.
Левая колонка рядом со шкафом. Лезут мне влевое ухо горбы басовые.
Вот и остаётся REW. :this:
Кстати, ARC неплохо справился с кривизной моей комнаты. Но если бы был их родной микрофон (я не исключаю, что АЧХ ARC-кого мика горбатая), было бы лучше.
А искать точки, imho, занятие для аудиофилов или при наличии свободного места в просторном помещении.

PS А что, мою ссылку не смотрели, про JBL MSC1. А я смотрю и облизываюсь, купил бы, но негде. Вот так, всё лучшее - буржуям :russian_ru:
 
А искать точки, imho, занятие для аудиофилов или при наличии свободного места в просторном помещении.
Заблуждение. Волновая теория к маленьким помещениям применима наравне как и к большим.
 

Сейчас просматривают