Практический смысл гармонизации каждой ноты

  • Автор темы Автор темы Nady
  • Дата начала Дата начала

Nady

Well-Known Member
7 Дек 2011
772
273
63
Беларусь. Ошмяны.
Вот не понятен мне смысл. Для чего при гармонизации мелодии гармонизуется каждая нота? Ведь в композиции все равно несколько подряд нот будут звучать на фоне одного аккорда. Где-то будут проходящие, где-то вспомогательные. А при гармонизации всем им надо подобрать аккорд. Хотя потом будет проходящая звучать на фоне совсем другого аккорда. Извините за сумбур.
 
....... Для чего при гармонизации мелодии гармонизуется каждая нота? .....

Иногда, и не для всех нот, такой прием делает более выразительными некоторое детали мелодии.
Если Вы про изложение мелодии в гармоническом представлении, то это один из приемов инструментовки, причем применяется в разных музыкальных жанрах и стилях, тоже для красот всевозможных)))
Но, в основном на практике, так делают далеко не "каждый раз")))
 
Последнее редактирование:
Вы про задания по гармонии? На самом деле это совсем не обязательно, можете и "картошины" понаставить, ну или половинки, но если конечно от вас требуют чёткое следование правилам, то конечно придётся делать как требуют. А сам предмет учит таскаать неким основам в жёстких рамках. На практике все правила нарушаются, но я слышал несколько произведений, написанных одним теоретиком-преподавателем, по всем канонам и правилам - это какой-то кошмар, а не музыка. Даже у классиков нет соответствия этим правилам, а в учебнике их оправдывают, дескать Моцарту и другим можно, а вот вам ну никак, категорически запрещено.
 
Вы про задания по гармонии? На самом деле это совсем не обязательно, можете и "картошины" понаставить, ну или половинки, но если конечно от вас требуют чёткое следование правилам, то конечно придётся делать как требуют. А сам предмет учит таскаать неким основам в жёстких рамках. На практике все правила нарушаются, но я слышал несколько произведений, написанных одним теоретиком-преподавателем, по всем канонам и правилам - это какой-то кошмар, а не музыка. Даже у классиков нет соответствия этим правилам, а в учебнике их оправдывают, дескать Моцарту и другим можно, а вот вам ну никак, категорически запрещено.

Все верно. "сам предмет учит таскаать неким основам в жёстких рамках", "на практике все правила нарушаются".
"Дескать Моцарту и другим можно, а вот вам ну никак, категорически запрещено" - "запрещено" потому что в условия задачи этих упражнений входят те или иные специальные ограничения "для чего-то".

Ну вот, например, для чего при обучении игре на музыкальных инструментах заставляют играть гаммы, да еще разные лады, да еще и арпеджио. И нудные и неудобные и не интересные упражнения, и играть всю эту нудотину от каждой ноты, и в разных темпах и ритмических рисунках, и разными штрихами, и на разной громкости? Почему бы не играть сразу что-то "интересное"? И при этом еще и требуют следить за правильной постановкой рук (пальцев, дыхания, ударов ...)! Все это нужно для "автоматизма" исполнения, чтобы музыкант во время игры не задумывался обо всем этом, а свободно владел инструментом или голосом, и исполнял музыку.

Примерно для этого же нужны и упражнения по гармонии в музыкальной дисциплине называемой "теория музыки". И необходимо выполнять эти упражнения именно по правилам, чтобы "набить руку". Это ОБУЧЕНИЕ! Впоследствии все эти правила можно нарушать (ведь для этого и нужны правила, не правда ли?!))))) А нарушать их можно и нужно для того или иного эмоционального воздействия на слушателя. Ведь именно этим (манипуляцией эмоциями людей) и занимаются музыканты (aka исполнители, композиторы, аранжировщики, музыкальные звукорежиссеры ...)

ян с приветом
 
Для чего при гармонизации мелодии гармонизуется каждая нота?
А я, честно говоря, не понял вопроса. Что такое "гармонизация ноты"? Как можно гармонизировать одну ноту в отрыве от остальных нот? Или я не понял о чем речь?
Приведите пример, поясните

ЗЫ: У меня в музшколе учитель по сольфеджио приводил пример: гармонизированная восходящая-нисходящая гамма до мажор: гармонии были подобраны так здорово, что банальная гамма звучала как самостоятельное произведение искусства. Я даже тогда записал ноты, но они потерялись
 
У ТС про "каждую ноту"
Т.е. про смену гармонии на каждой ноте? Где он такое откопал? Имхо, это некий редкий случай, практически не встречающийся в природе (за редчайшими исключениями).

ЗЫ: А если речь идет о клубняке, где смена гармонии производится не чаще, чем раз в неделю? И то, за отдельную плату?
 
ТС,не забивайте голову этим=)
На практике, гармонизация каждой ноты,как этого требуют на занятиях по гармонии. вряд ли пригодится. Попробуйте любую мелодию гармонизировать по такому принципу...черти что получится=)
Но сам предмет всё-таки знать стоит,хотя бы базу. Этого достаточно чтобы в той или иной мере себя чувствовать комфортно.
 
Хм... Barbershop? Там смена гармонии на каждую ноту часто встречается..

Типичные джазовые уменьшенные септаккорды на все проходящие звуки не считаются? Тоже на каждую ноту - свой аккорд =)
 
В начале обучения - просто обязательно, как выше говорилось, чтоб "руку набить". А как почувствуете, что делаете это уверенно, можно и картошками половинками, движениями разных голосов и т.д.
 
А вот задание - гармонизовать Сюзан Вега (тю-тю-тюри) половинными , четвертями и восьмыми ... Развлечемся.
 
Не, ну в джазе ИНОГДА такие варианты попадаются, но смысл зачастую... разве что "мозгами блестнуть", помнится - бывало страдали мы такой муйнёй лет 25 с лишним назад - типа "в лесу родилсо йолочко" со сменой гармониии на каждую ноту мелодии... или "Колыбельную" Ширринга и в том же духе...
 
Т.е. про смену гармонии на каждой ноте? Где он такое откопал?
Вот например http://www.7not.ru/harmony/3.phtml Там в конце и послушать что получилось можно. Слышно же, что на каждую ноту новый аккорд. Хотя рекомендовано менять гармонию не чаще 2-х раз за такт. Мне подумалось, что возможно гармония в классных произведениях действительно меняется на каждой ноте. Даже когда нам кажется, что весь такт звучит один аккорд, на самом деле мы просто не успеваем понять, что общее звучание меняется гораздо быстрее. Мы улавливаем темп, метр и следим за изменениями на границах тактов. А то, что творится внутри тактов считаем всякими проходящими и вспомогательными. Путано я конечно. Но вот пример.
Если взять хоровую четырехголосную партитуру и проанализировать вертикальный срез каждого мгновения появления нот, то получится именно та самая смена гармонии на каждую ноту. Причем по всем правилам T-S-D-T. Но если браться писать для этой партитуры фонограмму аккомпанемента, то гармонию мы будем менять намного реже. И получится, что на фоне звучащей ровно такт гармонии в аккомпанементе, голоса проживают целый цикл T-S-D-T либо D-T либо еще какой-нибудь оборот относительно звучащего аккорда(как будто он тонический). Гармония в гармонии так сказать :scared:
 
  • Like
Реакции: Смарт Элло
упражнения в строгом стиле не только набивают руку, но и укрепляют слух
а гармонизация каждой ноты, да еще и основными трезвучиями - ну надо же с чего-то начинать. и попутно научиться грамотно соединять эти самые трезвучия, а потом с обращениями, а потом...
 
Чтоб не плодить тем. А еще мне не совсем понятно, как на практике в написании аранжировки применяется то самое правильное голосоведение, за которым следят во время гармонизации? Потом оно звучит во всех аккомпанирующих инструментах, или все инструменты делят между собой голоса из четырехголосой гармонизации? Вот ведут струнные гармонию. Они обязательно должны идти по тем же нотам, которые проставлены при гармонизации, или можно оставить им скажем только альт и тенор? А на гитаре, когда играет арпеджио, тоже обязательно надо проходить именно по нотам из голосоведения? Ну то есть надо ли следить за тем, чтобы каждый звучащий тембр был в правильном мелодическом положении? Или можно аккорд построить на всю клавиатуру фоно, а затем отдать хоть десяти инструментам по одной линии? Вот не понятно мне это. Если кому не жаль, опишите пожалуйста алгоритм своей работы. Подобрал гармонию, проанализировал голосоведение, получил четырехголосую партитуру. А что дальше?
Мелодию ,понятно, будет петь исполнитель. Ее то есть в диапазоне вокалиста для протяжных гармонических инструментов типа скрипок лучше замьютировать(иногда проводить дублируя вокал)? Для ритмо-гармонических типа ритм гитары, ритм клавиш- не только можно, но и нужно сохранить полное звучание аккорда по голосоведению? Вобщем интересно, как вы мыслите во время работы над звуковысотным составом аранжировки. Как сохраняете(и сохраняете ли) то самое правильное голосоведение.
 
Респект, тому кто подробно ответит на Ваши вопросы. Вопросы, кстати хорошие!

Если коротко-условно:
Не применяйте диссонансы там, где они не нужны, и применяйте диссонансы, где они необходимы)))
И еще, помним, что есть такие ноты - проходящие))))
 
Последнее редактирование:
Вот не понятно мне это. Если кому не жаль, опишите пожалуйста алгоритм своей работы. Подобрал гармонию, проанализировал голосоведение, получил четырехголосую партитуру. А что дальше?...В общем интересно, как вы мыслите во время работы над звуковысотным составом аранжировки. Как сохраняете(и сохраняете ли) то самое правильное голосоведение.

О какой музыке идет речь? Если о популярной (в широком смысле - поп, рок, фанк шманк, дэнс шмэнс и т.п.), то там все по-другому происходит - интенции, посылы, задачи, мотивация имеют мало общего или совсем ничего общего с "четырехголосной партитурой" и "тем самым правильным голосоведением". Хотя, требования к результату те же, что и в академической музыке - должно звучать :)
 
как на практике в написании аранжировки применяется то самое правильное голосоведение

Вы, кажется, очень уж доверяете классической четырёхголосной гармонии. Это только часть теоретических (даже, скорее, теорико-практических) знаний, не самая сложная, к тому же. В полифонии изысков было не в пример больше.

Что касается аранжировки - приведите, что ли, пример какой-нибудь - что Вы считаете для себя образцом для подражания, проще будет Вам отвечать; "Как молоды мы были" Пахмутовой и
Сюзан Вега (тю-тю-тюри)
немного разные вещи, всё-таки.

А если совсем обобщённо, нужно изначально делить аранжировку на несколько пластов.
Например (грубо): ритм-секция + мелодия + самостоятельные голоса.

Ритм-секция создаёт базовую фактуру и выполняет две основные функции: организует движение во времени (собстевенно, ритм) и показывает текущую гармонию (или лад). В простейшем случае живой ритм-секции - барабаны + гитара + бас-гитара - Вы можете выписать бас по тоникам, гитаристу дать ритм. рисунок и последовательность аккордов без конкретных нот - и никакого четырёхголосия.
Вообще, для работы с ритм-секцией больше необходимо знание стилей и жанров, чем умение расписывать голоса. Если Вы не знаете, что такое clave и son, например, Вы вряд ли прилично саранжируете латиноамериканский состав.

Мелодия свободна, и это тема композиторская.

А вот доплнительные голоса, контрапункт - это именно то, чего непосредственно касается Ваш вопрос. Например, имеется ритм-секция и голос, нужно выписать партию трубы. Или добавить струнную группу.
Кстати, 4-голосная струнная группа картошками - именно то, с чего можно поробовать начать. Нижний голос можно привязать к басу (кстати, в процессе может возникнуть взаимовлияние), остальные три - как в учебнике. А дальше... - слушать и думать.
 
  • Like
Реакции: Nady
Если Вы не знаете, что такое clave и son, например, Вы вряд ли прилично саранжируете латиноамериканский состав.
+100500. А еще хотя бы montuno и tumbao - и то, если речь идет о Латинской Америке без такой составляющей, как Бразилия ))) - там своя специфика.

Так что овладения секретами ""правильной" четырехголосной гармонии будет недостаточно... ))
 
приведите, что ли, пример какой-нибудь - что Вы считаете для себя образцом для подражания
http://www.youtube.com/watch?v=fBubBVJ1er4
Вот то, что я хочу научиться делать.
А вот доплнительные голоса, контрапункт - это именно то, чего непосредственно касается Ваш вопрос
То есть если мне нужен контрапункт, я просто могу взять из четырехголосья басовый рисунок, и это будет самый что ни на есть контрапункт? Ведь сам бас уж точно не будет скакать на каждую ноту мелодии, а вот если его партию из гармонизации отдать кому-то повыше...:blink:
А остальные два голоса могут быть подголосками?
4-голосная струнная группа картошками - именно то, с чего можно попробовать начать
Да вот дело в том, что когда ставишь те самые картошки, ерунда получается. Даже если такт звучит вроде один аккорд, но мелодия бегает по проходящим да вспомогательным, ясно слышны диссонансы. Струнная группа так и просится чтобы ее в течение такта плавно трансформировали в следующий аккорд. А по каким принципам... Или просто мне кажется, что аккорд тот же, а на самом деле это гармония меняется? Вот после "в шумной тесноте" струнные сразу за два хода переплыли в новый аккорд. Они переплыли вместе со всеми, сменой гармонии так сказать, или это у них видите ли такие проходящие ноты? Если бы я играл это на гитаре по-простому, то никаких дополнительных аккордов не брал бы. Просто на "тесноте" вернулся бы в тонику и тусовался бы там до тех пор, пока не пришло бы время взять 6. То есть в том же ля миноре перебирал бы ля, а потом сразу фа и запел бы "ты придешь..." А вот тут струнные переплыли. Гармония сменила два проходящих аккорда, или все тусовались на тонике, а только скрипки ломанули?:scared:
 
http://www.youtube.com/watch?v=fBubBVJ1er4

Н-да, составчик немаленький.


То есть если мне нужен контрапункт, я просто могу взять из четырехголосья басовый рисунок, и это будет самый что ни на есть контрапункт?
...
А остальные два голоса могут быть подголосками?

Сори, не совсем ясно Вас понял.
Я слово "контрапункт" употребляю в изначальном значении - "нота пртив ноты", т.е. "увязывание" голоса с другими.
Обычная струнная пачка = 1-я+2-я скрипки, альты, виолончели. Виолончели можно на октаву выше баса запараллелить (по звучанию) - это подстрахует от грязи внизу. Оставшиеся 3 голоса отдать трезвучиям, вести голоса плавно, стараться не разбегаться больше децимы между альтом и 1-й скрипкой. Вот и будет что-то, для начала...

Если Вы в Москве - могу порекомендовать очень толкового педагога. Уйдёт у Вас года 2-3 на ученье, зато получите твёрдые навыки, которыми сможете пользоваться всю жизнь. На форуме даже на азы времени больше уйдёт.

Вот после "в шумной тесноте" струнные сразу за два хода переплыли в новый аккорд. Они переплыли вместе со всеми, сменой гармонии так сказать, или это у них видите ли такие проходящие ноты?

Проходящие...
Подумайте насчёт педагога.
 
Вот после "в шумной тесноте" струнные сразу за два хода переплыли в новый аккорд.
Ничего там не произошло особенного. Альты взвыли на квинтовый тон до# (Мы в фа# миноре, судя по записи). А следом виолончели сыграли фа#-ми-ре. Перешли в 6-ю ступень таким образом. Нота ми здесь никак не участвует в гармонии. Она, как вы и сами сказали, просто проходящая. То есть, никаких дополнительных аккордов и гармоний там не было. Просто красочно инструментованная тоника.

Если вы будете регулярно решать задачи по гармонии, следуя правилам и (что важно) выучивать их на фортепиано в темпе и без ошибок, то через некоторое время много вопросов у вас отпадут сами собой. Вы начнете интуитивно чувствовать что где и как. А без этого, на все ваши вопросы ответить невозможно, потому что вы попросту не поймете ответов на них. Это то же самое, что задавать вопросы об ОТО или СТО, не владея даже азами физики и математики. Тут, как и в любой науке, некоторое время придется посвятить рутине, иначе к сложному переходить бессмысленно.:pardon:
 
Вот зашел в тему посмотреть - кого это интересует "Практический смысл гармонизации каждой ноты" в новогоднюю ночь... :)
 
  • Like
Реакции: Astor-Piazzolla
Вот зашел в тему посмотреть - кого это интересует "Практический смысл гармонизации каждой ноты" в новогоднюю ночь... :)
Шелдон Купер терял сон просто от того, что в соседней квартире беспорядок. А когда знаешь, что кто-то пытается гармонизовать каждую ноту в мелодии, вообще можно с ума сойти.:training1:
 

Сейчас просматривают