Студийный дебит-кредит

  • Автор темы Автор темы Lexman
  • Дата начала Дата начала

Lexman

What?!
24 Дек 2004
594
345
93
Краснодар
... или почему студии - низкорентабельный бизнес (с иронией и глумом).

Решил изложить свои очень простые и очевидные мысли по поводу микроэкономики типичной среднестатистической студии звукозаписи. Причина – в последнее время участились разговоры на эту тему, в ходе которых меня уговаривают работать за деньги и убедить в прибыльности этого занятия как такового.
Сразу оговорюсь: речь идёт функционировании студии как отдельной бизнес-единицы, в отрыве от более крупного бизнес-процесса. Речь идёт о текущих российских реалиях.

Сразу беру быка за рога: Почему это не выгодно?
Считаем, на моём личном примере.
Размер кап. вложений только в ОБОРУДОВАНИЕ моей далеко не самой крутой в мировом масштабе студии – уже давно превысил 100 000$. В этой сумме нет музыкальных инструментов, здесь нет стоимости земельного участка, проектирования, здания, отделки. Предположим, что у вас это всё есть, нужно только купить оборудование и расставить его по полочкам. Т.е. вам нужны хотя бы те же 100 000$. В текущем (и прогнозном) рублёвом эквиваленте – пусть это будет оптимистичные 6 000 000 руб.

Сколько стоит 1 час работы нормальной студии (не в Москве)? У нас – 1000 руб/час – очень оптимистичная цифра. Считаем:
нормальный часовой день 8 часов
в месяце – 22 рабочих дня
в году – 12 месяцев.
Без праздников и отпусков.
Получается: 8 х 22 х 12 = 2112 студийных часов в году.
Или: 2112 х 1000 = 2 112 000 рублей выручки в год.
Обращаю внимание: это НЕ ПРИБЫЛЬ. Это ВЫРУЧКА, в теоретически идеальных условиях, которые не возможны изначально. Будем смотреть реальнее: вы будете болеть и уставать, клиенты будут капризничать, опаздывать и отменять записи, просить свести за респект, или скидку за большой заказ человеко-часов. Так что, если вы получите хотя бы 50% - т.е. 1 100 000 руб – уже неплохо!

Теперь вычтем из этой суммы (цифры – ориентировочные, и даже ниже среднего):
- стоимость электроэнергии (ламповые утюги? Оборудование класса А? Центральный кондицинер? Комп помощнее? Три монитора? Свет покруче?) – 6000 руб/мес, 72 000 руб/год
- стоимость отопления? (А квадратуры хочется побольше, да высоту повыше, а оно требует тепла) – 3500 руб/мес, 17 500 руб/год (отопительный сезон – 5 мес, топливо – газ).
- расходники (лампы в аппарате и освещении меняем? Поломанное чиним? Струны? Пластики барабанов?) – ну, пусть 5000 руб/мес, 60 000 руб/год.
- регулярный апгрейд (железо стареет? Комп слаб? Софт новый? И железячку новую не захочется?) – пусть условные 4000 руб/мес, 48 000 руб/год (хахаха).
- обслуживание (ну хотя бы уборка? Про охрану молчу) – 1000 руб/мес, 12 000 руб/год (даже если делаете её сами, тратите своё не бесплатное время)
- персонал студии (штатный звукоржиссёр? Или хотя бы ассистент? Или будем по 100м2 сами бегать и двигать микрофоны 100 раз в день в поиске съёма гитарного звука?) – ну пусть скромные 30 000 руб/мес, 360 000 руб/год, при чём – серым налом, без налогов.
Да, от чего-то можно отказаться. Но, при здравом «не колхозном» (мы же серьёзные люди!) подходе на плюс-минус серьёзном студийном комплексе вы будете иметь минимум 569 500 руб накладных расходов.

Итого: 1 100 000 – 569 500 = 530 500 руб в год ВАЛОВОЙ ПРИБЫЛИ.

Предположим, что вы НЕ платите налогов (проклятое государство!), и расчётно-кассовые операции вам ничего не стоят.
Тогда, тем или иным путём, эти 530 500 руб – ваша личная прибыль. Это то, что более-менее реально.
Теперь оценим рентабельность:
6 000 000 / 530 500 = 11,3 года. Через это время вы окупите своё оборудование. 11,3 года, поздравляю, Карл!!!

И в конце сей статьи, давайте проснёмся и вспомним, что у вас нет ни земли, ни здания, ни отделки в нём. А это минимум те же 6 000 000 руб.

Итого имеем 12 000 000 руб и 22,6 года окупаемости… ну что ж если вам ещё нет 30 лет, может и неплохо для дела всей своей жизни?

ОК, решено! Строим, закупаем, делаем! Но есть проблема: этих 12 000 000 руб тоже нет в наличии.

Идём в банк, и рассказываем, что хотим взять 12 000 000 руб на 22,6 года. И конечно, хотелось бы без процентов, т.к. наш бизнес-план их не учитывал. И да, обещаем, что за эти 22,6 года мы не умрём, не разобьёмся на машине, не плюнем на всё и такая студия обязательно будет востребована как критически важная услуга в вашем регионе.

После этого делаем фотографию физиономии кредитного менеджера и выкладываем сюда. Хоть поржём.

PS.
Если кто не понял, это прямое объяснение тому, почему серьёзные студии – в наше время в России (и не только) это чаще развлечение и удовольствие для состоятельных людей. Они всё выше описанное понимают прекрасно. И не надо от них требовать конвейера с платиновыми дисками.
И не надо ждать лично от меня восторга от того, что вы мне предлагаете работать за деньги - не выставляйте себя с глупой стороны.
Лучше идите, и найдите себе дело жизни повыгоднее.

PSPS
Извините за вброс :) Но все же понимают, что в этом всём очень большая доля правды.
Оригинальный пост - тут: https://vk.com/club68341508?w=wall-68341508_460
 
Местами похоже на логичное объяснение,но очень много других нюансов и не всем нужна студия с крутым железом и отдельным помещением!
Так что без паники )
Тем более этим занимаются по настоящему те люди,которые действительно любят музыку и свое дело
 
Есть взгляд с другой стороны

Топовое оборудование хоть и многое, но не залог хита. А в умелых руках и буй балалайка
 
Большое плавание большому кораблю, маленькое - маленькому. И одни, и другие полезны и важны. Тут все от "генплана" в головах людей зависит.
Конечно же, считать дебит-кредит всегда полезная процедура. ;)
 
  • Like
Реакции: megamediacreative
Я думаю строить крутую студию только для трекинга это бред для наших реалий)
если уж считать бизнес план, то полный цикл производства и несколько направлений (музыка (от лейтмотива до мастеринга), реклама и тв, фильмы-сериалы) Тогда прибыль может получится совсем другая)
 
  • Like
Реакции: Vitaliyy и M Clis
Кстати, не так давно была мысль двинуться в студийный/репетиционный бизнес... Прикинул на коленке что там получается - в ужасе сказал себе - нафиг-нафиг, это - для фанатиков! )) По пропорциям расчёт похожий получился... )
 
  • Like
Реакции: darkfrozen
Если производство развивать рационально, то можно вполне его и содержать, и развивать. Постепенно и поступенно в соответствии с объемами заказов. Заказчик - это ключевое. Остальное - "грезы" и неправильно вложенный капитал.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Дед
@Lexman, Можно сколь угодно денег вложить,если есть гарантия,что стабильно будут клиенты( мы же в одной лодке вроде),вот сейчас кризис,я думаю большинство небольших студий почувствовало,одно дело когда у тебя есть стабильная клиентура и ты просто строишь новую современную студию,и другое когда этого нет.
 
  • Like
Реакции: WAW70RMM
Изначально тема называлась "У ТЕБЯ НИКОГДА НЕ БУДЕТ КРУТОЙ СТУДИИ", пусть это и троллинг в какой-то степени, но суть отражает полностью.
И написанное предназначено для мечтателей о красивых картинках с 100-канальными пультами, плохо владеющих элементарной математикой.
Новое название суть перекосило. Я же не говорил о невыгодности студий как таковых, и не предлагал свести дебет с кредитом.
Предложение коммерческих студий балансируется спросом, среднестатистический (или даже выше) спрос не сулит серёзных денег, так что смысла вкладывать серьёзные деньги в студии - нет (экономического). Потому серьёзных открытых коммерческих студий сильно больше не становится - нет-нет, кто-то для себя построит, все обсуждали - и в тишину.
К остальным размышлениям отношения не имею ))
 
  • Like
Реакции: smack и darkfrozen
Камрады, какие студии? Зачем их столько? В бочках засаливать? Оставьте это все в далеких 80, сегодня это не окупится никогда. В "бизнес плане" КРАЙНЕ оптимистичные ожидания по загрузке, кассовым разрывам и простоям - в реальности будет раза в 3 меньше. Т.е. это не окупить НИКОГДА.
 
  • Like
Реакции: darkfrozen и Lexman
.
 

Вложения

  • image.jpg
    image.jpg
    141,8 KB · Просмотры: 263
  • Like
Реакции: Lexman и smack
Студии и в Москве-то выживают с большим трудом , и пяток известных уже рассыпалось . Те что живут - живут на невероятном энтузиазме их владельцев .Или привязаны к лейблам или продюсерам .
В 21 веке на передний план выходят придумщики , способные накуздрять что-то новое и интересное . А где записать - дело третье.
 
В который раз об одном и том же. Правда, к чести ТС, с выкладками и обоснованием :)

А теперь кратенько: НИКОГДА и НИГДЕ студии, работающие исключительно на основе продажи студийного времени, не были рентабельными - за исключением дичайшего противоестественного дефицита (который был географически ограниченным и крайне непродолжительным и )))

Студия жизнеспособна как часть какой-то структуры - об этом выше написал Лалетин.

Еще один недостаток one-man-studio в том, что в случае вашего отсутствия на рабочем месте (по разным причинам) рабочие мощности простаивают ))

На действительно коммерческих студиях такие "дырки" затыкаются путем подмены, да и работа идет хоть круглосуточно, что позволяет сократить календарное время окупаемости :)
Схемы организации процесса в таких случаях могут быть разными - при необходимости о них есть кому рассказать )))

Второе: я уже писал в одной из веток, что время all inclusive давно прошло. Это в далеких 60х каждый мейджор имел свои помещения, оборудование и in-house ПЕРСОНАЛ, включая продюсеров, для всех циклов производства. Уже давно артисты записывались там, где им было удобно, сводя материал совершенно в ином месте.
Это в совке свобода передвижения была крайне ограничена )))

Сегодня же каждый артист и продюсер (не только вольный, но и штатный) можен пользоваться услугами любой студии, выбирая ЛУЧШЕЕ для каждой определенной операции.
Поэтому разумной НМВ является узкая специализация - одни обеспечивают трекинг, другие - аранжировку, третьи сводят.
Причем возможна (и крайне желательна) более глубокая специализация - уже стилевая.

При нормальной загрузке у любой из студий просто не хватит ресурсов - ни человеческих, ни временнЫх, ни финансовых - чтобы объять необъятное )))
Да и смысла нет...
 
Последнее редактирование:
Абсолютно согласен, подписываюсь под каждым словом. У меня похожая ситуация, правда оборудования раза в два меньше (кстати, 6 лямов - это ооочень оптимистично, возьмем топовые столичные студии, там одна железка (и далеко не консоль) может 300-500 тысяч стоить по нынешнему курсу. Тем более, если студия занимается мастерингом). Для меня это - чистой воды хобби, благо затрат на помещение нет, и все советы друзей "арендовать помещение и начать уже зарабатывать", останавливаются за 5 минут с листком и калькулятором. Все коммерческие студии в нашей провинции, это либо убыточные проекты, живущие за счет личных инвестиций, либо детища людей, которые в этих студиях буквально безвылазно живут (вместе с женами и детьми, как чисто семейный бизнес). Насколько я изучал это рынок (интерес конечно появлялся, плюс бесценный давний опыт составления безнес-планов для американских компаний), "пирог" состоит из львиной доли заказов на запись вокала под чужие минусовки жуткого качества в мп3 128Кбит, чтение репа, песенки-подарки на свадьбу и ДР. Более интересный сегмент: запись рок групп (но это предполагает наличие места и оборудование под репетиционную базу, наличие приличной ударной установки и звукоизоляции, дорогих гитарных стеков). Еще круче, "высший пилотаж", - это написание аранжировок на основе песенки-под-гитару начинающих артистов, запись мультитрека, вокала , сведение, пре-мастеринг. Совсем нам повезет, если захватим сегмент рынка ищущих себя дочек, детишек и жен местных олигархов, которым взбрело в голову выпустить альбом попсовых песенок себя-любимых (готовимся три четверти стоимости продукта платить поэтам-песенникам, композиторам, аранжировщикам). Сюда же добавим смежный бизнес: съемка и монтаж видеоклипов, проведение фотосессий, помощь в организации выступлений, аренда оборудования.
Но даже при таком идеальном раскладе, и не учитывая вообще вложения в основные средства (только аренда, коммуналка, ЗП сотрудников), мы получим 50-70 тыс руб. затрат в месяц. И это - в провинции! При том же 1000 руб час в среднем за студийное время, чтобы оставаться конкурентоспособными.
Т.е. в самом лучшем случае такая студия (с более менее серьезным оборудованием, а не картой М-аудио, пультом Берингер и мониторами Меки + скаченным с торента Кубейсом), будет еле еле окупать свои ежемесячные затраты и давать работу паре человек.
И вот к какому выводу я пришел. Если есть возможность заниматься студией как хобби, инвестируя в оборудование, знания и опыт, намного разумней с точки зрения перспектив искать молодых талантливых музыкантов и бесплатно помогать им делать коммерческий материал, т.е. выступать самому как продюсер, аранжировщик, саунддизайнер и арт директор (в перспективе).
И дай Бог - лет через пять оно "выстрелит". Может и не в России - я сейчас занимаюсь проектом инструментальной музыки, нео-классики с элементами нью эйдж, а музыка - это международный язык.
 
  • Like
Реакции: notebook, M Clis и Lexman
Хороший и интересный материал никогда не зависел от топового компрессора!)))
+100500. Как "при входе", так и "на выходе" :-)

Скажу еще: я довольно часто работаю "по переписке", как исполнитель, так и заказчик. Так вот, ни у одной из сторон почему-то :-) не возникает вопросов - а что же применялось при выполнении работы? :-)
Критерий один - устраивает ли качество выполнения работы. Остальное (оборудование, потраченный объем крови, пота и слез ))) заказчика не волнует.
 
"пирог" состоит из львиной доли заказов на запись вокала под чужие минусовки жуткого качества в мп3 128Кбит, чтение репа, песенки-подарки на свадьбу и ДР.
У меня львинная доля таких работ под минусовки достаточно высокого качества,но и попадается и жуткого качества,причём находишся под прицелом нечистоплотных молодых конкурентов которые по чёрному демпингуют,обливают грязью,втирают чушь и обманывают,поэтому работы должны быть качественней,в них должна быть изюминка,не знаю где и как,но у нас ШБ развит хорошо,вроде тоже дебит-кредит
 
  • Like
Реакции: bloodykot
Ну тут как бывает, приводят мне девочку с просьбой записать песенку, она приносит минус скачанный непонятно где, да еще и транспонированный с ужасным качеством онлайн конвертером. Жутчайшие фазовые искажения. Ну приходится самому лезть на ВКМонлайн, искать этот минус более менее в качестве, хотя бы 320Кбит, транспонировать через TimeFactory. За те же деньги. Я уж молчу, что принципиально даже такие работы свожу в аналоге из ПТ в Пирамикс с полностью железной обработкой. Просто потому, что хочется делать хорошо любой заказ. Вот собственно поэтому мне и не очень интересно открывать коммерческую студию, стрелять из пушки по воробьям в 90% студийного времени.
 
  • Like
Реакции: Alex B@ss и akaabd
я сейчас занимаюсь проектом инструментальной музыки, нео-классики с элементами нью эйдж, а музыка - это международный язык.
Пока вы не поймете, что "международному слушателю" интересен только наш мелос, и даже больше в сторону народной стилистики, до тех пор будет время и ресурс потрачен зря.
Не сочтите за крайнюю критику вашего выбора, но кое-что мне из многолетней практики по дальнему зарубежью известно. С точки зрения продюсера (например) это сразу можно "зарезать" и искать другой вариант стилистики. Хотя, предложением выше я написал довольно конкретно. ;)
 
  • Like
Реакции: bloodykot
Нормально, кризис перепроизводства. Студий должно стать ровно столько, сколько есть востребованного студийного времени, ни больше, ни меньше. Было время дефицита, сейчас время избытка предложения. Всё выровняется рано или поздно.
 
  • Like
Реакции: darkfrozen и smack
Пока вы не поймете, что "международному слушателю" интересен только наш мелос, и даже больше в сторону народной стилистики, до тех пор будет время и ресурс потрачен зря.
Не сочтите за крайнюю критику вашего выбора, но кое-что мне из многолетней практики по дальнему зарубежью известно. С точки зрения продюсера (например) это сразу можно "зарезать" и искать другой вариант стилистики. Хотя, предложением выше я написал довольно конкретно. ;)
Спасибо, думаю вполне разумный совет. Ну у нас как раз что-то такое... с элементами этники, только ближе не к русской народной, а греческой, армянской, может с элементами ближнего востока. Фано, скрипки, виолончель, флейты, испанская гитара, ну и добавление чисто этнических инструментов, и кое где в основе ритмическая линия, пэдовые структуры с синтезаторов. Сложно сказать что в итоге из этого получится, пока все в самом начале пути, делаем аранжировки, подбираем музыкантов, репетируем (проект планирую делать в первую очередь под живые выступления). Условно в качестве ориентира можно было бы взять Yanni, но пока для нас это слишком высокий замах, да и нет смысла кого-то повторять.
 
  • Like
Реакции: Stephan Vasylyshyn

Сейчас просматривают