... или почему студии - низкорентабельный бизнес (с иронией и глумом).
Решил изложить свои очень простые и очевидные мысли по поводу микроэкономики типичной среднестатистической студии звукозаписи. Причина – в последнее время участились разговоры на эту тему, в ходе которых меня уговаривают работать за деньги и убедить в прибыльности этого занятия как такового.
Сразу оговорюсь: речь идёт функционировании студии как отдельной бизнес-единицы, в отрыве от более крупного бизнес-процесса. Речь идёт о текущих российских реалиях.
Сразу беру быка за рога: Почему это не выгодно?
Считаем, на моём личном примере.
Размер кап. вложений только в ОБОРУДОВАНИЕ моей далеко не самой крутой в мировом масштабе студии – уже давно превысил 100 000$. В этой сумме нет музыкальных инструментов, здесь нет стоимости земельного участка, проектирования, здания, отделки. Предположим, что у вас это всё есть, нужно только купить оборудование и расставить его по полочкам. Т.е. вам нужны хотя бы те же 100 000$. В текущем (и прогнозном) рублёвом эквиваленте – пусть это будет оптимистичные 6 000 000 руб.
Сколько стоит 1 час работы нормальной студии (не в Москве)? У нас – 1000 руб/час – очень оптимистичная цифра. Считаем:
нормальный часовой день 8 часов
в месяце – 22 рабочих дня
в году – 12 месяцев.
Без праздников и отпусков.
Получается: 8 х 22 х 12 = 2112 студийных часов в году.
Или: 2112 х 1000 = 2 112 000 рублей выручки в год.
Обращаю внимание: это НЕ ПРИБЫЛЬ. Это ВЫРУЧКА, в теоретически идеальных условиях, которые не возможны изначально. Будем смотреть реальнее: вы будете болеть и уставать, клиенты будут капризничать, опаздывать и отменять записи, просить свести за респект, или скидку за большой заказ человеко-часов. Так что, если вы получите хотя бы 50% - т.е. 1 100 000 руб – уже неплохо!
Теперь вычтем из этой суммы (цифры – ориентировочные, и даже ниже среднего):
- стоимость электроэнергии (ламповые утюги? Оборудование класса А? Центральный кондицинер? Комп помощнее? Три монитора? Свет покруче?) – 6000 руб/мес, 72 000 руб/год
- стоимость отопления? (А квадратуры хочется побольше, да высоту повыше, а оно требует тепла) – 3500 руб/мес, 17 500 руб/год (отопительный сезон – 5 мес, топливо – газ).
- расходники (лампы в аппарате и освещении меняем? Поломанное чиним? Струны? Пластики барабанов?) – ну, пусть 5000 руб/мес, 60 000 руб/год.
- регулярный апгрейд (железо стареет? Комп слаб? Софт новый? И железячку новую не захочется?) – пусть условные 4000 руб/мес, 48 000 руб/год (хахаха).
- обслуживание (ну хотя бы уборка? Про охрану молчу) – 1000 руб/мес, 12 000 руб/год (даже если делаете её сами, тратите своё не бесплатное время)
- персонал студии (штатный звукоржиссёр? Или хотя бы ассистент? Или будем по 100м2 сами бегать и двигать микрофоны 100 раз в день в поиске съёма гитарного звука?) – ну пусть скромные 30 000 руб/мес, 360 000 руб/год, при чём – серым налом, без налогов.
Да, от чего-то можно отказаться. Но, при здравом «не колхозном» (мы же серьёзные люди!) подходе на плюс-минус серьёзном студийном комплексе вы будете иметь минимум 569 500 руб накладных расходов.
Итого: 1 100 000 – 569 500 = 530 500 руб в год ВАЛОВОЙ ПРИБЫЛИ.
Предположим, что вы НЕ платите налогов (проклятое государство!), и расчётно-кассовые операции вам ничего не стоят.
Тогда, тем или иным путём, эти 530 500 руб – ваша личная прибыль. Это то, что более-менее реально.
Теперь оценим рентабельность:
6 000 000 / 530 500 = 11,3 года. Через это время вы окупите своё оборудование. 11,3 года, поздравляю, Карл!!!
И в конце сей статьи, давайте проснёмся и вспомним, что у вас нет ни земли, ни здания, ни отделки в нём. А это минимум те же 6 000 000 руб.
Итого имеем 12 000 000 руб и 22,6 года окупаемости… ну что ж если вам ещё нет 30 лет, может и неплохо для дела всей своей жизни?
ОК, решено! Строим, закупаем, делаем! Но есть проблема: этих 12 000 000 руб тоже нет в наличии.
Идём в банк, и рассказываем, что хотим взять 12 000 000 руб на 22,6 года. И конечно, хотелось бы без процентов, т.к. наш бизнес-план их не учитывал. И да, обещаем, что за эти 22,6 года мы не умрём, не разобьёмся на машине, не плюнем на всё и такая студия обязательно будет востребована как критически важная услуга в вашем регионе.
После этого делаем фотографию физиономии кредитного менеджера и выкладываем сюда. Хоть поржём.
PS.
Если кто не понял, это прямое объяснение тому, почему серьёзные студии – в наше время в России (и не только) это чаще развлечение и удовольствие для состоятельных людей. Они всё выше описанное понимают прекрасно. И не надо от них требовать конвейера с платиновыми дисками.
И не надо ждать лично от меня восторга от того, что вы мне предлагаете работать за деньги - не выставляйте себя с глупой стороны.
Лучше идите, и найдите себе дело жизни повыгоднее.
PSPS
Извините за вброс Но все же понимают, что в этом всём очень большая доля правды.
Оригинальный пост - тут: https://vk.com/club68341508?w=wall-68341508_460
Решил изложить свои очень простые и очевидные мысли по поводу микроэкономики типичной среднестатистической студии звукозаписи. Причина – в последнее время участились разговоры на эту тему, в ходе которых меня уговаривают работать за деньги и убедить в прибыльности этого занятия как такового.
Сразу оговорюсь: речь идёт функционировании студии как отдельной бизнес-единицы, в отрыве от более крупного бизнес-процесса. Речь идёт о текущих российских реалиях.
Сразу беру быка за рога: Почему это не выгодно?
Считаем, на моём личном примере.
Размер кап. вложений только в ОБОРУДОВАНИЕ моей далеко не самой крутой в мировом масштабе студии – уже давно превысил 100 000$. В этой сумме нет музыкальных инструментов, здесь нет стоимости земельного участка, проектирования, здания, отделки. Предположим, что у вас это всё есть, нужно только купить оборудование и расставить его по полочкам. Т.е. вам нужны хотя бы те же 100 000$. В текущем (и прогнозном) рублёвом эквиваленте – пусть это будет оптимистичные 6 000 000 руб.
Сколько стоит 1 час работы нормальной студии (не в Москве)? У нас – 1000 руб/час – очень оптимистичная цифра. Считаем:
нормальный часовой день 8 часов
в месяце – 22 рабочих дня
в году – 12 месяцев.
Без праздников и отпусков.
Получается: 8 х 22 х 12 = 2112 студийных часов в году.
Или: 2112 х 1000 = 2 112 000 рублей выручки в год.
Обращаю внимание: это НЕ ПРИБЫЛЬ. Это ВЫРУЧКА, в теоретически идеальных условиях, которые не возможны изначально. Будем смотреть реальнее: вы будете болеть и уставать, клиенты будут капризничать, опаздывать и отменять записи, просить свести за респект, или скидку за большой заказ человеко-часов. Так что, если вы получите хотя бы 50% - т.е. 1 100 000 руб – уже неплохо!
Теперь вычтем из этой суммы (цифры – ориентировочные, и даже ниже среднего):
- стоимость электроэнергии (ламповые утюги? Оборудование класса А? Центральный кондицинер? Комп помощнее? Три монитора? Свет покруче?) – 6000 руб/мес, 72 000 руб/год
- стоимость отопления? (А квадратуры хочется побольше, да высоту повыше, а оно требует тепла) – 3500 руб/мес, 17 500 руб/год (отопительный сезон – 5 мес, топливо – газ).
- расходники (лампы в аппарате и освещении меняем? Поломанное чиним? Струны? Пластики барабанов?) – ну, пусть 5000 руб/мес, 60 000 руб/год.
- регулярный апгрейд (железо стареет? Комп слаб? Софт новый? И железячку новую не захочется?) – пусть условные 4000 руб/мес, 48 000 руб/год (хахаха).
- обслуживание (ну хотя бы уборка? Про охрану молчу) – 1000 руб/мес, 12 000 руб/год (даже если делаете её сами, тратите своё не бесплатное время)
- персонал студии (штатный звукоржиссёр? Или хотя бы ассистент? Или будем по 100м2 сами бегать и двигать микрофоны 100 раз в день в поиске съёма гитарного звука?) – ну пусть скромные 30 000 руб/мес, 360 000 руб/год, при чём – серым налом, без налогов.
Да, от чего-то можно отказаться. Но, при здравом «не колхозном» (мы же серьёзные люди!) подходе на плюс-минус серьёзном студийном комплексе вы будете иметь минимум 569 500 руб накладных расходов.
Итого: 1 100 000 – 569 500 = 530 500 руб в год ВАЛОВОЙ ПРИБЫЛИ.
Предположим, что вы НЕ платите налогов (проклятое государство!), и расчётно-кассовые операции вам ничего не стоят.
Тогда, тем или иным путём, эти 530 500 руб – ваша личная прибыль. Это то, что более-менее реально.
Теперь оценим рентабельность:
6 000 000 / 530 500 = 11,3 года. Через это время вы окупите своё оборудование. 11,3 года, поздравляю, Карл!!!
И в конце сей статьи, давайте проснёмся и вспомним, что у вас нет ни земли, ни здания, ни отделки в нём. А это минимум те же 6 000 000 руб.
Итого имеем 12 000 000 руб и 22,6 года окупаемости… ну что ж если вам ещё нет 30 лет, может и неплохо для дела всей своей жизни?
ОК, решено! Строим, закупаем, делаем! Но есть проблема: этих 12 000 000 руб тоже нет в наличии.
Идём в банк, и рассказываем, что хотим взять 12 000 000 руб на 22,6 года. И конечно, хотелось бы без процентов, т.к. наш бизнес-план их не учитывал. И да, обещаем, что за эти 22,6 года мы не умрём, не разобьёмся на машине, не плюнем на всё и такая студия обязательно будет востребована как критически важная услуга в вашем регионе.
После этого делаем фотографию физиономии кредитного менеджера и выкладываем сюда. Хоть поржём.
PS.
Если кто не понял, это прямое объяснение тому, почему серьёзные студии – в наше время в России (и не только) это чаще развлечение и удовольствие для состоятельных людей. Они всё выше описанное понимают прекрасно. И не надо от них требовать конвейера с платиновыми дисками.
И не надо ждать лично от меня восторга от того, что вы мне предлагаете работать за деньги - не выставляйте себя с глупой стороны.
Лучше идите, и найдите себе дело жизни повыгоднее.
PSPS
Извините за вброс Но все же понимают, что в этом всём очень большая доля правды.
Оригинальный пост - тут: https://vk.com/club68341508?w=wall-68341508_460