Законопроект о нормировании громкости в телерадиовещании (1 онлайн

Alexey Lukin

Well-Known Member
11 Июн 2003
1.983
1.446
113
42
audio.rightmark.org
Вкладываю обсуждаемый сейчас законопроект с рекомендациями относительно громкости звуковых передач. Краткая сводка спецификаций:

Общая громкость программы (integrated loudness) должна быть –23 (±0.5) LUFS. Если речь идет о живом вещании, то допускаются отклонения в пределах ±1 LU.

Максимально допустимый уровень истинных пиков сигнала: –1 dBTP (рекомендуется поддерживать его не выше –3 dBTP).

Кратковременную громкость (short-term loudness) при живой трансляции рекомендуется поддерживать в диапазоне –28…–20 LUFS (допускаются и более тихие участки при наличии художественного замысла). Для рекламы кратковременную громкость следует ограничивать на уровне –18 LUFS, а моментальную громкость (momentary loudness) — на уровне –15 LUFS.
 

Вложения

tarzan

Administrator
Команда форума
10 Ноя 2002
9.317
3.509
113
77
Москва
Алексей, а можно вдогонку расширенный ликбез по используемым в этой области понятиям и сокращениям? Я думаю, многие будут благодарны
 
  • Like
Реакции: Andruha

Alexey Lukin

Well-Known Member
11 Июн 2003
1.983
1.446
113
42
audio.rightmark.org
На эту тему недавно была статья Б. Меерзона «Новые способы измерения уровня аудиосигналов и регулирования громкости в телерадиовещании» (про громкость там начинается с середины). Постараюсь передать суть своими словами.

Новые стандарты измерения громкости, такие как EBU R128 и ITU BS.1770, были введены для того, чтобы прекратить гонку громкости на радио и ТВ, а также автоматизировать выравнивание громкости передач и рекламы. Если RMS-уровень сигнала традиционно измеряется в дБ, то для громкости ввели новое обозначение: LUFS (или LKFS, что то же самое) — Loudness Units, referenced to Full Scale. По сути, это те же децибелы, только применяются к громкости. Разница на x дБ теперь называется разницей на x LU (Loudness Units).

Как измеряют громкость? Похоже на вычисление RMS, но с парой отличий:
  1. Сигнал подвергается фильтрации (K-взвешиванию), чтобы уменьшить вклад нижних частот (похоже на традиционное A-взвешивание).
  2. Уровни из разных каналов многоканальной записи комбинируются с определенными весами, при этом LFE-канал исключается из вычисления.
  3. Время интеграции (размер окна по времени) при вычислении RMS равно 400 мс для мгновенной (momentary) громкости, либо 3000 мс для кратковременной (short-term) громкости, либо вообще всему файлу для общей (integrated) громкости программы.
  4. При вычислении общей громкости программы из рассмотрения исключаются сигналы, у которых моментальная громкость ниже –70 LUFS (такое гейтирование исключает тишину из оценки громкости), а также сигналы, лежащие ниже –10 дБ (или LU) относительно среднего по времени значения громкости (такое гейтирование исключает более тихие участки сигнала из оценки громкости).
Получившиеся значения RMS называются громкостью: мгновенной, кратковременной, либо общей/интегральной. Как и в случае с RMS, громкость можно измерять в реальном времени (в т.ч., плагинами) либо быстро просканировав файл.

Стандарты громкости обычно включают в себя ограничения как на собственно громкость, так и на истинные пиковые уровни сигнала (true peak). Отличие истинных пиковых уровней от обычных в том, что истинные включают в себя межсэмпловые пики (ISP), т.е. пики аналогового сигнала, восстанавливаемого из цифрового путем оверсэмплинга. Истинные пики могут быть несколько выше обычных пиков, особенно для сигналов со значительной энергией на верхних частотах либо прошедших через лимитер. Для их обозначения используют единицы dBTP, которые полностью совпадают с dBFS или dB, но подчеркивают, что измерены именно true peaks.

Еще одна величина, вычисляемая в стандартах, но обычно не нормируемая, называется диапазоном громкости. Ее смысл похож на понятие динамического диапазона полезного сигнала. Для вычисления диапазона громкости рассматривается распределение (гистограмма) кратковременной громкости по времени. Откидываются сигналы, лежащие ниже –20 дБ относительно средней кратковременной громкости, а затем 10% самых тихих и 5% самых громких сигналов. Разница между самыми громкими и самыми тихим из оставшихся сигналов и называется диапазоном громкости и измеряется в LU (что эквивалентно дБ).

Как привести фонограмму к стандарту? Если не сооответствует общая громкость программы, надо добавить или прибрать общий уровень на столько дБ, какова промашка в LUFS. Если при этом произошло превышение максимального уровня истинных пиков, то надо применить лимитер, умеющий ограничивать истинные пики. Если лимитер работает слишком усердно, он может повлиять и на общую громкость программы: если она выйдет за допустимые пределы, то оба шага обработки придется переделать. Либо можно применять специальные программы/плагины, позволяющие скорректировать обе величины одновременно. Если вдобавок нужно ограничить кратковременную либо мгновенную громкость, то этого можно добиться компрессором или лимитером, либо перемикшировав фонограмму с меньшей динамикой. Все 3 величины взаимосвязаны, поэтому, скорректировав одну, следует проверить, не изменились ли другие.
 

Dmitry Stepin

In trance me trust
12 Янв 2004
15.439
11.449
113
40
Москва
t.me
А у меня тоже есть вопрос - допустим, имеется музыкальная программа, в которой есть номер, где песня начинается с pp, а в коде приходим к FFF! Как быть с выравниванием по интегрированному показателю громкости в пределеах +/- 0,5 lufs? Это очень жесткое ограничение получается.

Или интегрированное значение громкости нужно измерять для всей программы, а не для отдельных номеров в ней?

И, пожалуй, еще важный момент - а при каком пиковом уровне в dbfs должны быть все эти значения в lufs? Программы мы сдаем на канал с уровнем в -18 dbfs.
 
Последнее редактирование:

Alexey Lukin

Well-Known Member
11 Июн 2003
1.983
1.446
113
42
audio.rightmark.org
допустим, имеется музыкальная программа, в которой есть номер, где песня начинается с pp, а в коде приходим к FFF! Как быть с выравниванием по интегрированному показателю громкости в пределеах +/- 0,5 lufs? Это очень жесткое ограничение получается.
Приведение интегрированной громкости к стандарту — это всего лишь изменение общего уровня. Динамика внутри песни при этом не изменится. Но если ваш канал накладывает ограничения и на кратковременную громкость, то придется поджать динамику.

Или интегрированное значение громкости нужно измерять для всей программы, а не для отдельных номеров в ней?
Я думаю, это можно трактовать по-разному. Если вы хотите, чтобы все песни музыкальной программы звучали примерно на одной громкости, то приводите к этой громкости песни по-отдельности. Если в передаче есть песни, где по художественному замыслу все должно быть тише, чем в других песнях, работайте с общей громкостью всей передачи. Но мне кажется, что на практике чаще будет использоваться первый вариант.

И, пожалуй, еще важный момент - а при каком пиковом уровне в dbfs должны быть все эти значения в lufs? Программы мы сдаем на канал с уровнем в -18 dbfs.
Я в вопросе согласования уровней не специалист, понимаю только цифру — может быть, коллеги меня поправят. Но из законопроекта следует, что теперь пиковые уровни будут не выше –1 dBTP. Считайте, что это примерно соответствует –3 dBFS. Если сделать их ниже –18 dBFS, вам не удастся поддерживать интегральную громкость на уровне –23 LUFS.
Поглядите раздел 5.6 из Приложения 1, которое я выложил выше. Там пишут, что установочный сигнал по-прежнему идет на уровне –18 dBFS, но при этом номинальный уровень звуковой программы где-то в районе –12 dBFS.
 
8 Авг 2011
51
3
8
Но мне кажется, что на практике чаще будет использоваться первый вариант.
на практике это единственный правильный вариант, который не описывается ни в r128 ни в a85. в передаче, которая длится хотя бы час, можно запросто держать громкость на разрешимых -20 длительное время, и не наблюдать практически никаких измененний на интегрированной громкости.


Но из законопроекта следует, что теперь пиковые уровни будут не выше –1 dBTP. Считайте, что это примерно соответствует –3 dBFS. Если сделать их ниже –18 dBFS, вам не удастся поддерживать интегральную громкость на уровне –23 LUFS.
-1 при трансляции pcm в цифровом вещании. -3, для кодировки в долби (рекомендации от r128).

В россии уже все перешли на цифровое вещание, кто-нибудь в курсе?
 

Long

Well-Known Member
27 Фев 2008
16.525
14.197
113
Moscow
WWW.LONG.RU
>при живой трансляции рекомендуется поддерживать в диапазоне –28…–20 LUFS. Для рекламы кратковременную громкость следует ограничивать на уровне –18 LUFS

-- Т.е. реклама как орала громче программы - так и будет. :)
 
8 Авг 2011
51
3
8
>при живой трансляции рекомендуется поддерживать в диапазоне –28…–20 LUFS. Для рекламы кратковременную громкость следует ограничивать на уровне –18 LUFS

-- Т.е. реклама как орала громче программы - так и будет. :)
Нигде в мире ничего не орет пока что, стандарт работает
 

Alexey Lukin

Well-Known Member
11 Июн 2003
1.983
1.446
113
42
audio.rightmark.org
>при живой трансляции рекомендуется поддерживать в диапазоне –28…–20 LUFS. Для рекламы кратковременную громкость следует ограничивать на уровне –18 LUFS
-- Т.е. реклама как орала громче программы - так и будет. :)
Это стандарт российский, на западе требования отличаются.
Громкость определяется в первую очередь интегральной громкостью. Более широкие допуски для кратковременной громкости в рекламе, видимо, значат, что допускается более широкая динамика, но при сохранении заданной интегральной громкости.
 
8 Авг 2011
51
3
8
-- Так как раз по НЕМУ реклама громче программы... :)
Громкость для всех одинаковая. -23lkfs. Рекомендации о кратковременной громкости по большому счёту ничего не значат, разогнаться до больших громкостей на 30 секундном ролике не получится. Может легко получится на двухчасовом шоу

Так что тут скорее наоборот, длинные передачи, особенно в прямом эфире могут быть гораздо громче рекламы.
 

Andruha

Well-Known Member
24 Окт 2005
4.271
3.133
113
63
Новочеркасск
Сегодня прислали:
С сегодняшнего дня вступают в силу новые поправки в статьи 14 и 15 Федерального закона «О рекламе». Согласно новым нормам, для записи радиопрограммы с системы аналогового вещания значение громкости рекламного блока и анонсов не должно превышать значения громкости дорекламного либо пострекламного фрагмента прерываемой программы более чем на 1.5 LU.

Отслеживать громкую рекламу будет лаборатория, которую запускает ФАС. Специальная программа будет записывать 15 минут эфирного времени радиоканала - записывается сам рекламный блок, 5 минут до него и 5 минут после. Записи обработают автоматически, по результатам будет сформирован протокол.
 

Смарт Элло

Well-Known Member
25 Авг 2012
3.007
1.159
113
Природа
Какая разница, какой у них ЛУФС **юфс, когда весь смысл в разнице громкости рекламы и программ, если эту разницу один фиг сохранили. Расскажите мне смысл?
 

ar-T

Active Member
22 Авг 2013
162
55
28
USSR
Расскажите мне смысл?
... ну как же, очередная команда ФАС)), т.е. нормативы, в случае нарушения которых можно будет предъявить (запретить)..., оно то конечно правильно, всё это должно быть..
забавно другое.., что почему то никаких проверяющих органов по проверке рекламного контента на соответствие заявленных в них свойств товаров и услуг реальным нет и не предвидится....- совпадение? - не думаю))
 

Andruha

Well-Known Member
24 Окт 2005
4.271
3.133
113
63
Новочеркасск
немного в сторону
у меня дома кабель. ТВ, дают и аналог и цифру, по идее уж цифру то берут с мультиплекса( т.е кабельщики её громче не сделают))), так НТВ конкретно громче всех остальных "центровых" каналов.
"...да кто ж его посадит, он же памятник..."
 

Смарт Элло

Well-Known Member
25 Авг 2012
3.007
1.159
113
Природа
"подготовлены в целях решения проблемы дисбаланса (различия) между уровнями громкости звука различных телепрограмм и радиопрограмм (телепередач и радиопередач) (далее – программа) и уровнем громкости звука рекламы, воспринимаемого потребителями"

Так что о балансе как раз и позаботились.
 

Bayarkhuu

Well-Known Member
25 Ноя 2009
797
462
63
Монголия Улаанбаатар
Ребята, я чайник в делах радио и тиви. Был сегодня на радио, на аудио выход звуковой карты подключил выход в эфир. Ужасный перегруз. Пришлось опустить на 11 дб. Вроде перестало искажаться звук.
Вот стало интересно почему так?
 

Alexey Lukin

Well-Known Member
11 Июн 2003
1.983
1.446
113
42
audio.rightmark.org
Потому что на CD нормируется не громкость, а пиковый уровень. При нормировании громкости специально оставляют запас по уровню для пиков сигнала с широким динамическим диапазоном.
 
  • Like
Реакции: Bayarkhuu

Bayarkhuu

Well-Known Member
25 Ноя 2009
797
462
63
Монголия Улаанбаатар
громкость можно измерять в реальном времени (в т.ч., плагинами)
Какими плагинами на пример можно измерить в реальном времени?
Как я уже заранее сообщил я не знаком с радио тиви звуком. За ранее благодарю. :)
 

Bayarkhuu

Well-Known Member
25 Ноя 2009
797
462
63
Монголия Улаанбаатар
Для рекламы кратковременную громкость следует ограничивать на уровне –18 LUFS
Попробовал измерить аналайзером готовые фонограммы разных стилей(музыка поп, хип хоп, рок итд). Мне показалось что там трудно придерживать -23 integrated loudness при -1 или -3 dbtp пиковых уровней. У меня получается нужно их опустить на 10-12 db чтобы получить -23. Как быть с музыкой кот круглосуточно крутить музыку? чтобы каждую неделю не штрафовали?

Есть ли какой нибудь софт лимитер или что нибудь кот автоматический следить за уровнем громкости сигнала на выходе радио?

либо можно применять специальные программы/плагины, позволяющие скорректировать обе величины одновременно.
Какие плагины умеет это делать?

Что это значить? Пожалуйста можно где нибудь прочитать? Подозреваю что для анализа перед анализатором исключается низкочастотные составляющие. Если это так, на каких частотах нужно резать низких частот?
Спасибо.
 
Последнее редактирование:

Alexey Lukin

Well-Known Member
11 Июн 2003
1.983
1.446
113
42
audio.rightmark.org
Мне показалось что там трудно придерживать -23 integrated loudness при -1 или -3 dbtp пиковых уровней.
Пиковые уровни могут быть сколь угодно малыми, а интегральную громкость надо выдерживать. Ваши фонограммы просто не подготовлены для выдачи в эфир.

Какие плагины умеет это делать?
iZotope RX 4 Advanced (Loudness Match),
RX Loudness Control.

Что это значит? Подозреваю что для анализа перед анализатором исключается низкочастотные составляющие.
Это вот такой фильтр:


Подробнее можно почитать непосредственно в стандарте громкости BS.1770.
 
  • Like
Реакции: Bayarkhuu

VMichel

Active Member
12 Дек 2010
660
131
43
Москва
soapexpert.ru
Парни, не хочу плодить новую тему.
Вопрос по нововведениям.
Объясните мне вот что.
Как измерять LUFS у программ с хронометражом более 1 минуты?
С рекламой все понятно. Включили плей - в конце ролика посмотрели результат.
Но как узнать громкость передач? фильмов? Ведь нужно проиграть весь трек. А любая остановка - сбрасывает показания. (в частности имею ввиду оценку громкости с помощью Изотоп Инсайт)

или я что то упустил?
 

Alexey Lukin

Well-Known Member
11 Июн 2003
1.983
1.446
113
42
audio.rightmark.org
А любая остановка - сбрасывает показания. (в частности имею ввиду оценку громкости с помощью Изотоп Инсайт)
Вообще, остановка не должна сбрасывать показаний интегральной громкости. А в каком хосте (DAW) Инсайт сбрасывает показания?
 

ESSE

invisible
23 Сен 2006
7.434
10.536
113
56
Москвы
Уже ничего не понимаю.ОТК ТВЦ прислал мессагу по исправлениям.
- Занижен уровень звука и уровень программной громкости ( от -30dBNP и от -15 LU соответственно). Исправить.
--------
Кусочек звука прилагаю. Ну что там не так то, блин...Задолбали.
Мерил и корректировал в LMcorrect2
 

Вложения

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 1)