Интерференция в концертных акустических системах (1 онлайн

moi

Well-Known Member
6 Авг 2004
2.443
97
48
Я тут окунулся в тему конфигурирования и настройки акустических систем для концертных залов. Замечаю, что если и делаются расчеты, то несколько подгоночно. Как-то хочется более научно осуществлять настройку. Аспектов тут много, и поэтому у меня пока вот какие пара вопросов.

1) Если у нас есть две колонки в зале, то они в силу интерференции дадут некую гребенку на спектре (пусть спектр снимается микрофоном в какой-то одной выбранной точке зала). Можно ли для этой гребенки, исходя из ее АЧХ, ввести/рассчитывать некий статистический параметр (т.е. высчитываемый неким усреднением), чтобы сравнивать насколько сильна гребенка при одной конфигурации колонок и при другой, при прочих равных условиях. Не знаю, какую-нибудь дисперсию амплитуды посчитать по всем частотам… Или это будет все как средняя температура по больнице?

2) Вернемся в зал с двумя колонками. Не будем пока учитывать отражения (как будто зал не имеет стен). Я правильно понимаю, что на «степень гребенки» влияют следующие настраиваемые параметры: угол, задержка (эквивалент размещения в пространстве) и громкость (правда от него будет зависеть лишь сила сложения и вычитания, на сам факт гребенчетости это не влияет).

Может быть вопросы сумбурны. Да, и понятно, что есть еще всякие влияющие факторы. Но пока хочет от некоторых абстрагироваться и рассмотреть упрощенную модель.
 

DmitryYa

Real Member
18 Фев 2005
1.429
455
83
Saint Petersburg, Russia
Зачем??? Для чего Вам это всё надо. Поверьте, к реальному звуку в реальном зале всё это имеет очень мало отношения. С научной точки зрения это интересно, с практической — нисколько. Единственное что имеет смысл настраивать — это задержки для выравнивания ФЧХ, для всего остального есть УШИ!
Как раз отражения, особенно первые, оказывают на эту гребёнку чуть ли не решающую роль.
Поймите, чтобы реально оперировать изменением плотности звуковой волны от частоты и положения в пространстве Вам потребуется сделать неимоверно много измерений. Оно того не стоит. Слушайте ушами и услышите.
 
  • Like
Реакции: Radiator

moi

Well-Known Member
6 Авг 2004
2.443
97
48
И расчет, и замеры делают при выборе конфигурации и при настройке акустических систем. Уши - ушами, приборы - приборами. К примеру, равномерность звукового давления по залу вы никогда не обеспечите, слушая только ушами. Скажу, что мой вопрос не касается микширования концерта/шоу, а именно чисто технической наладки звучания акустической системы. Все остальное - это будет творчество местного звукорежиссера ))
 

DmitryYa

Real Member
18 Фев 2005
1.429
455
83
Saint Petersburg, Russia
IGor2D, суть одно и тоже.

moi, не, ну понятно ж — системный инженеринг. А как ни старайся, равномерность звукового давления по залу Вы никогда не обеспечите — это задача архитектурной акустики. Есть несколько хорошо всем известных правил, соблюдая которые, Вы непременно достигнете приличного результата. Всё остальное — пыль в глаза заказчику и набивание собственной цены. Знаю, проходили. Причём, качество звучания конкретного аппарата в конкретном помещении не менялось с приходом очередного системщика, сколько бы времени и сил он не прилагал. Понимаю, работа такая, надо оправдывать свою стоимость. ;-)

Ну да, и главное: гребёнка — это актуально для статического сигнала, как то синусоида или бело-розово-коричневый и какие там ещё есть шумы. Для музыкального материала как Вы будете мерить эту гребёнку??? И повторюсь, главное, НАФИГА???
 
Последнее редактирование:

Смарт Элло

Well-Known Member
25 Авг 2012
3.007
1.159
113
Природа
А вот скажите мне как раз на тему. Настройка задержки... Это же настраивается в определенной точке звучания, а если чел будет уже находиться в другой точке, то какой толк?

Я понимаю задержка пар колонок, пара относительно пары, при большой площадке, когда зритель может быть далеко, и чтобы ему не прилетал "дилей" в уши. Но в клубах и помещениях с не статичной публикой, смысл работы с задержками какой, и в чем принцип?
 

Alexey Makov

ex Drap
27 Дек 2007
1.962
1.525
113
Липецк
Смарт Элло, даже в маленьких залах задержки работают.
Даже в маленьких залах задержка АС на удаление "до барабанов" несколько увеличивает читаемость в зале.
 

Смарт Элло

Well-Known Member
25 Авг 2012
3.007
1.159
113
Природа
Смарт Элло, даже в маленьких залах задержки работают.
Даже в маленьких залах задержка АС на удаление "до барабанов" несколько увеличивает читаемость в зале.
Что относительно чего задерживают? Это делают даже, где не предусматриваются барабаны.

Ну и опять же, задержка делается из точки пространства, в другой точке уже ж будет другое время долетания звука.

Хочу понять правильно все.
 

Rarr

Well-Known Member
31 Июл 2008
6.798
8.804
113
Москва
Но в клубах и помещениях с не статичной публикой, смысл работы с задержками какой, и в чем принцип?
Положение каждого участника публики определяется с помощью GPS, информация передаётся на центральный компьютер, который оперативно изменяет задержку и спектр излучаемого звукового сигнала в каждой конкретной точке, озвученной распределённой системой акустических излучателей. Приоритеты задаются зоне приближённой к бару, для покрытия расходов на всю эту систему....:greedy:
 

Смарт Элло

Well-Known Member
25 Авг 2012
3.007
1.159
113
Природа
Положение каждого участника публики определяется с помощью GPS, информация передаётся на центральный компьютер, который оперативно изменяет задержку и спектр излучаемого звукового сигнала в каждой конкретной точке, озвученной распределённой системой акустических излучателей. Приоритеты задаются зоне приближённой к бару, для покрытия расходов на всю эту систему....:greedy:
Выпил, не засоряй форум, пЕши там ;-)

Это не флейм, и не люди с промодиджей. Троллинг не туда.
 

Aleksandr Oleynik

Well-Known Member
16 Янв 2007
26.360
20.064
113
62
Киев
Задержка в порталах выставляется в основном, на сколько я понимаю, относительно работающего на зал бэк лайна, т.е. тех самых комбиков и комбарей, в которые дуют музыканты и с которых миками потом звук снимается в пульт. С барабанами живыми тоже можно её ставить, особенно в малых залах, где живые барабаны ещё перекричи порталами попробуй.

Что касается разной задержки в разных точках зала - она разная конечно, но на дистанции меньшей чем фронтальное удаление бэклайна и барабанов. Т.е. для большей части зала практически идентична.
 

Rarr

Well-Known Member
31 Июл 2008
6.798
8.804
113
Москва

Смарт Элло

Well-Known Member
25 Авг 2012
3.007
1.159
113
Природа
А.... а я думал вы собираетесь диссертацию писать на эту тему.
Подумал может пригодится... А вам просто понять. Тогда, да...
Для чего тут троллинг, не понятно. Мне хочется ответ на мой вопрос, а не флейма в данный момент, так что, в другой раз поддержку ржаку))
 

Rarr

Well-Known Member
31 Июл 2008
6.798
8.804
113
Москва
Мне хочется ответ на мой вопрос
То есть вы уверены, что сейчас вам ответят на вопрос одним предложением, и вы будете всё знать ?
Может начать всё-таки изучение архитектурной акустики, а потом и систем звукоусиления, и методику их настройки.
Вот вам для общего развития
http://paintpit.ru/akustika-kontsertnykh-zalov.html
 

Смарт Элло

Well-Known Member
25 Авг 2012
3.007
1.159
113
Природа
То есть вы уверены, что сейчас вам ответят на вопрос одним предложением, и вы будете всё знать ?
Может начать всё-таки изучение архитектурной акустики, а потом и систем звукоусиления, и методику их настройки.
Вот вам для общего развития
http://paintpit.ru/akustika-kontsertnykh-zalov.html
Спасибо, статья супер!
А остальное - причины для троллинга?))) риторический вопрос.)
Ведь мой вопрос был только о последнем пункте)). Или мы тут собрались что, в любом разделе форума разводить *****хаханьки?
Представьте, да, на конкретный вопрос о том, зачем работают с задержками в небольших залах с не статичной аудиторией, я могу получить ответ! Какие-то очевидные вещи объясняю.

В статье нет ответа на мой вопрос. Придется задавать его еще раз. Ну и ладно, сформулирую его более понятным.
 
Последнее редактирование:

Rarr

Well-Known Member
31 Июл 2008
6.798
8.804
113
Москва
на конкретный вопрос о том, зачем работают с задержками в небольших залах с не статичной аудиторией, я могу получить ответ! Какие-то очевидные вещи объясняю.
Спасибо за объяснение. А со статичной ?
Малые залы это на 50-200чел. Расстояние от сцены до заднего ряда или стены - 10-30м. Сцена, как правило, не глубокая. Чего от кого задерживать будете ?
Если в зале не распределённая система....
 

moi

Well-Known Member
6 Авг 2004
2.443
97
48
Я так понимаю вопрос с задержками на пальцах. Несколько колонок создают интерференцию, как рябь на глади пруда, когда мы кидаем туда камни. Понятно, что итоговое явление очень сложное - разное на разных частотах и в точках пространства. Но анализируя некоторые важные точки, на некоторых частотах, мы можем по АЧХ оценить приемлема интерференция или нет. Полностью от нее никогда не избавишься, но с помощью задержек, мы можем убарть сильную и недопустимую интерференцию. В итоге рябь на поверхности пруда всегда будет, но мы сделаем ее равномерно некритично размазанной. Как-то так.

Вот вам немного "картиночек" с сайта гуру в настройке система - Боба МакКарти: http://bobmccarthy.com/svc-online-array-or-not-to-array-part-1-additional-data
И там можете походить почитать, если английский не проблема. Опять-таки, его же книга Sound Systems: Design and Optimization считается христоматийной.
 

DmitryYa

Real Member
18 Фев 2005
1.429
455
83
Saint Petersburg, Russia
moi, Вы поймите, всё о чём пишет Боб МакКарти неоходимо знать если ты работаешь системным инженером. Это азы, которые преподают в институтах, но это всё теория, далеко оторванная от практики. Чтобы реально воспользоваться этими знаниями в реальных условиях Вам необходимо иметь 3D модель помещения, с описанием отражающих свойств всех материалов, знать всё про нелинейность параметров каждого из излучателей, знать сколько будет в зале человек, как они будут перемещаться и т.д. и т.п. Вот тогда Вы сможете более-менее понять что же происходит со звуком в зале в конкретном месте и конкретное время. Нет таких 2-х 3-х параметров, измерив которые Вы можете предсказать поведение системы. Я Вам об этом именно говорю. Вы прицепились к гребёнке — это явление не оказывает критического влиияния на восприятие качества звука на концерте. Хороший линейный массив, а мы сейчас только о line array и говорим, уже рассчитан на то, чтобы минимизировать интерференционные процессы. Достаточно выполнять рекомендации производителя по установке и всё будет в норме. Дальше, борьба с гребёнкой — ловля блох, никто не заметит и не оценит ваших усилий.

Для вопрошающих: работа с задержками актуальна для относительно больших помещений с распределённой системой, когда у вас кроме порталов ещё и infill и sidefill и сабы и куча комбиков на сцене. И всё это надо заставить работать без явных перекосов в ФЧХ.
 

Смарт Элло

Well-Known Member
25 Авг 2012
3.007
1.159
113
Природа
Спасибо за объяснение. А со статичной ?
Малые залы это на 50-200чел. Расстояние от сцены до заднего ряда или стены - 10-30м. Сцена, как правило, не глубокая. Чего от кого задерживать будете ?
Если в зале не распределённая система....
Вот! И у меня такие вопросы возникают, когда инсталяторы какие-то задержки выстраивают.

Например залы виде восьмерки, только восьмерка как бы из двух квадратов. По углам каждого - колонки, то есть 8 колонок на общую площадь. Все по углам! Два саба в центре восьмерки. И относительно чего они там вообще задержки могут выстраивать? Относительно сабов?

Про распределенную-то понятно все))
 

presly

Well-Known Member
15 Ноя 2004
2.336
1.371
113
58
София
В описанном случае, задержку нужно дать на сабы, по разстоянию до колонок в углах
 

Nady

Well-Known Member
7 Дек 2011
772
263
63
Беларусь. Ошмяны.
Я просто никогда не встречал дилеев с регулировками в миллисекундах. Да и вообще как-то в концертной деятельности дилеем пользовался только как эффектом. А можно ссылочку на простейший прибор, которым можно задержать сигнал на пару десятков мс?
 

Nady

Well-Known Member
7 Дек 2011
772
263
63
Беларусь. Ошмяны.
Да уж, прибор простейший:laugh: И недорогой совсем.:up: А главное аналог!!! Я понимаю, что загнав сигнал в цифру, хоть обзадерживайся. Мне интересно есть ли такие приборы без АЦП/ЦАП ? Но все равно спасибо.
 

Alexey Makov

ex Drap
27 Дек 2007
1.962
1.525
113
Липецк
Не совсем аналог.
Но я как-то от безисходности заюзал в качестве задержки TC ELECTRONIC D-Two на РА. :laugh:
 

book

коллекционер наблюдений
20 Июл 2014
233
54
28
UA
Доброго времени суток. Нужен совет.
Картина такова: по бокам от сцены (ширина метров 6-8) подвешены два кластера по четыре модуля Mag ML831, дугой. Подключены в би-амп.
Перед ними (а точнее под ними) площадка в глубину метров 8.
Если подойти под кластер, метра на 3-4, можно слышать что между модулями, в звуке присутствуют отчетливые провалы, которые по мере удаления от кластера уменьшаются. Если же подойти ближе к сцене, то звука явно нехватает.

Что предпринять для более ровного покрытия в ближней зоне ( 3-6 метров) ?
Поможет ли изменение формы кластера с дуги на прямую + изменение угла подвеса или искажений станет больше ?

З.Ы. Возможно у этой акустики ничего общего с линейным массивом нет, лишь дизайн.
Когда имел дело с мартин аудио такого не было и модули прекрасно суммировались.
 

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 1)